01-1964г. Гран-При Монако
Отчет Дугласа Армстронга
Результаты Монако 1964 года запросто могли показаться признаком скучной гонки с теми же самыми обладателями первого и второго мест, как и в прошлом году, на самом же деле ничего подобного не имело места. В неистовом 195-мильном кружении вокруг домов маленького, залитого солнцем княжества лидерство менялось не менее трех раз, был существенно побит рекорд круга, и не финишировал ни один из заводских болидов Brabham, Cooper и Ferrari. Фактически финишировали в гонке только шесть болидов из 16-ти стартовавших, не произошло ни одного серьезного происшествия, и для зрителей, и для знатоков спорта остался нерешенным вопрос, на который вряд ли кто даст ответ, – выиграл ли гонку Джим Кларк, если бы он не вынужден был совершить пит-стоп, чтобы удалить болтающийся задний стабилизатор поперечной устойчивости, представлявший угрозу для остальных болидов и для зрителей.
Уже члены королевской семьи Монако и их свита проследовали на Rolls-Royce к своим частным ложам, уже мы имели удовольствие лицезреть и услышать оркестр Военно-морских сил США, уже группа местных девушек стремится превзойти заокеанский образ жизни, когда в первом ряду стартовой решетки типа "2+2” появились Кларк (1’ 34”) и Брэбхем (1’ 34,1”). Гонка 1964 года снова стартовала в заметной "части города” для прогулок, и после того, как группа болидов была спущена с привязи энергичным директором гонки Луи Широном, она смогла обогнуть "шпильку Gasworks” без сумасбродства прошлых лет. Хотя на тренировке Брэбхем был всего лишь на одну десятую медленнее, он уже на добрую сотню ярдов отставал от действующего Чемпиона Мира, когда пелотон в первый раз достиг Gasworks. Брэбхем шел во главе группы, которая упорно продолжала вести борьбу за вторую позицию. В ней участвовали такие знаменитости как Хилл (Г), Гарни, Сэртиз и Гинтер. Сэртиза очень рано настигли проблемы с пропадающими передачами, как, впрочем, и ожидалось, так как и его монокок Ferrari V8, и монокок V6 Бандини доставляли много хлопот с коробкой передач во время тренировок.
Кларк продолжал надежно лидировать, постепенно отрываясь все дальше, группу его преследователей возглавил Гарни. Брэбхем держался на четвертой позиции, но вынужден был сойти после трети дистанции из-за блока системы впрыска топлива, вырабатывающего слишком обогащенную смесь на высоких оборотах, вследствие чего происходило забрасывание свечей зажигания маслом. Сэртиз уже исчез из-за нехватки зубца, а Брюс МакЛарен, чей "старый” Cooper оставлял позади себя облако дыма почти что с первого круга, сошел из-за заклинившего заднего коренного подшипника. Кларк имел семисекундное преимущество над Brabham Гарни, и, казалось, что никто не смог бы потеснить шотландца.
По ходу гонки, однако, стало очевидно, что стабилизатор поперечной устойчивости задней подвески выпал из своих креплений. Кажется, в суматохе первого круга одно из задних колес Lotus соприкоснулось с чем-то твердым около Casino, и это стало причиной поломки заднего моста. Конечно же, Джим продолжал идти быстрее других, но при более пристальном рассмотрении становилось очевидным, что болид заработал недостаточную поворачиваемость на оставшуюся часть дистанции, а Чемпион Мира, как известно, предпочитает избыточную поворачиваемость болида. Среди многочисленных зрителей пронесся ропот, "Попросят ли лидера остановиться или должностные лица позволят продолжить ему гонку?” Были и те, кто говорил, что штанга, возможно, и не оторвется, – я не был одним из них, – но после 35-го круга его зазвали на операцию. Фактически же большую часть штанги выбросило в Gasworks на 36-ом круге, но Кларк заехал, чтобы удалить неровно оторванные куски. К тому времени, как он со свистом вернулся в гонку, Гарни лидировал с преимуществом в три секунды, а Грэм Хилл был всего лишь в 1½ секунде позади калифорнийца. Хоть Кларк был теперь без стабилизатора, – тогда как оставалась еще большая часть гонки, – большинство зрителей ожидали, что он совершит очередной подвиг и будет сокращать секунды отставания до тех пор, пока не вернет себе лидерство. Не больше, не меньше. Хилл начал жать на газ своего монокока `64 BRM с такой силой, что довел рекорд круга до 74,9 миль/ч (1’ 33,9”) на 53-м круге и захватил лидерство. Получив преимущество, он продолжил демонстрировать свое мастерство и потенциал нового BRM на этой сложной трассе. У Кларка не было шансов. Круг за кругом Хилл отрывался все дальше, и, очевидно, поставил на карту все, чтобы повторить свою победу 1963 года, если только фортуна Монако не отвернется от него.
Кларку не пришлось слишком долго беспокоиться насчет Гарни, поскольку коробка передач Brabham начала довольно странно себя вести, и американский пилот потянулся в свои боксы, чтобы проверить настройки и обрезать штанины комбинезона, поскольку топливо, протекавшее с ранних стадий гонки, обжигало его тело. Воспользовавшись ножницами и выполнив близкий к бикини вырез, ему было сказано, что коробка передач не выдержит оставшейся части гонки. Шедший на пятой позиции на Ferrari V6 Бандини также сошел из-за поломки коробки передач, а Фил Хилл, занявший теперь пятое место на Cooper-Climax V8, накренившись последовал в пит-зону из-за болта, выскочившего из задней подвески, и ужасающего угла развала заднего колеса. Он сошел с некоторым облегчением, поскольку ужасно страдал от жары. Температура в кокпите была очень высокой, и хотя Чемпион Мира 1961 года перед стартом пропитал водой свою майку, во время гонки освежал себя из бачка с водой, смачивал из жестянки ноги, на которых были ужасные волдыри, он испытывал трудности при управлении болидом. Морис Тринтиньян, опытный пилот и двукратный победитель Гран-при Монако, также был вынужден сойти из-за явного теплового удара. Он был за рулем 1962 BRM, на котором Хилл выиграл Чемпионат Мира и на котором француз однажды занял восьмое место в гонке.
Хилл был в ударе. Отрыв стал равен семи секундам, восьми, девяти, десяти, а старавшийся изо всех сил Кларк никак не мог потеснить быстрый BRM. Монте-Карло всегда богат на неожиданности, как на трассе, так и в Casino, и когда гонка приближалась к финишу, Кларк начал замедляться, теряя давление масла. Он шел все медленнее и медленнее, пока болид не остановился у Avenue de la Costa, – кончилось масло, и двигатель заклинило, как это было восемь дней назад в Сильверстоуне. По существующему регламенту Формулы-1 дозаправка маслом в течение Гран-при запрещена.
Теперь, казалось, все благоприятствовало Хиллу, но даже он сбросил скорость – из-за падения давления масла! На последних кругах он берег болид, а его отважный товарищ по команде Гинтер (который всего лишь три недели назад потерпел тяжелую аварию во время тренировки в Эйнтри) занял второе место, второй год подряд. Гинтер, в круге от Хилла, необыкновенно хорошо управлял еще одним новым монококом BRM, а Питер Арунделл вновь пополнил свой внушительный послужной список Формулы-1 и Формулы-2 четырьмя очками чемпионата мира за третье место – и тоже падение давления масла! Небольшая 1,95-мильная трасса, на которой болиды редко превышают 120 миль/ч, – все еще одна из наиболее требовательных, как для болидов, так и для пилотов.
Четвертое место Йо Боннье на старом Rob Walker Cooper (новый Brabham из Пиппбрука сгорел в Сильверстоуне восемь дней назад) было особенно похвально. Управлял он во всех отношениях быстро и надежно, учитывая, что во время тренировки имел температуру 104 (40ºС – прим. А.К.). Майк Хэйлвуд также доказал, что он способен управляться с четырьмя колесами так же быстро, как и с двумя, приведя Tim Parnell Lotus-BRM 25 на шестое место и получив одно очко в Чемпионате. Фактически всего пять болидов из 16-ти стартовавших пришли к финишу своим ходом. Однако, согласно регламенту Монако, все пилоты, преодолевшие 70 кругов, были классифицированы как финишировавшие, таким образом, итоговый протокол был расширен до 9-го места, а Кларк был классифицирован пятым, получив два очка в Чемпионате.
1,95-мильная трасса Монако – вероятно одна из самых медленных в мире, но все же каждый год она дарит самое прекрасное зрелище Гран-при. Доказано, что скорость относительна, и если 16 болидов движутся с такой скоростью, с какой только могут, по узкой, извилистой (и живописной), настоящей дорожной трассе, ни один Гран-при по зрелищности и звучанию не сравнится с ней. За 35 лет Гран-при Монако не погибло ни одного пилота, даже любой энтузиаст скажет вам, что это его любимый этап. Гонка 1964 года также преподала нам, какой большой надежностью должны все же обладать ведущие марки, и что новый монокок BRM оказался наиболее достойным гонки. Приход 12-цилиндровых Ferrari, и даже Honda V12, сделает сезон полным восточных и западных перспектив.
Монакское послесловие
После всех волнений, движений и шума "квалификационные заезды” были организованы традиционным способом – в соответствии с достигнутым в Сильверстоуне соглашением. Всего было 20 претендентов на 16 мест стартовой решетки, и конкуренция была высокой. В четверг на утренней тренировке Сэртиз прошел за рулем нового монокока Ferrari V8 круг за быстрейшие 1’ 35”, но в субботу к полуденной сессии его подвинули Кларк, Брэбхем и Хилл. Сэртиз улучшил свое время до 1’ 34.5”, равному его собственному прошлогоднему рекорду гонки, но три британских болида прошли круг еще быстрее.
Время Брэбхема 1’ 34,1” было в особенности впечатляющим, поскольку его двигатель работал превосходно. Ночью в пятницу на болиды Брэбхема и Гарни были установлены новые двигатели, а в болиде Патрона пришлось заменить подшипник генератора. Бетти Брэбхем не только хранила охлажденную "Кока-колу” в боксах для своих пилотов, но и держала их гоночные шлемы в холодильнике вплоть до старта гонки!
Иннес Айленд – человек, конечно же, нескучный, терпевший ранее аварии. Он попал в аварию в Сильверстоуне в гонке BRDC Интернэшнл Трофи за восемь дней до ГП Монако, умудрился угодить в инцидент по пути из Ниццы в Монако и затем на тренировке вдребезги разбить один из болидов BRP. К слову, он попал в аварию в прошлогодней гонке, имел несчастье оказаться вовлеченным в свалку на первом круге в 1962 году и потерпел аварию на тренировке перед гонкой 1961 года. Ой-ой-ой!
Инцидент с Брюсом МакЛареном на тренировке привел к выбытию из гонки нового "полу”-монокока Cooper, а новозеландец был счастлив оказаться невредимым. Сломалась одна из рулевых сошек из магниевого сплава, и Брюс задел стальной барьер около Casino, и хотя он и не сорвал банк, но повредил шасси и получил встряску более чем слегка. Отливка, как оказалось, в одном месте была тонкой и обесцвеченной, выглядевшей не на все "100 процентов”. Джон Купер сказал, что болид прошел более 1200 миль без каких-либо неисправностей, и думает, что чей-то болид нанес удар рулевому управлению где-нибудь в паддоке или другом месте. То, что произнес МакЛарен, затруднительно (и рискованно) для печати. Тренировочные круги Криса Амона были оживлены видом одной из толкающих штанг, согнутой под болидом. Скромный новозеландец не знал об этом, но понимал, что Lotus как-то странно управлялся.
Возможно, пилоты пережили неприятности "квалификации”, согласившись с Автомобильным клубом Монако, издавшим определенные приглашения на гонку следующего года, но в день после гонки произошли волнения, связанные с новой системой начисления зарплаты пилотам Гран-при. Боннье, президент GPDA, назвал ее "безнравственной”, Фил Хилл описал ее как "позорной”. А Мосс добавил, что она являлась "кровавым позором”. Основной доход некоторых пилотов должен был быть урезан на 50 процентов. Некоторые – среди них были Боннье, Мосс, Грэм Хилл и Фил Хилл – обвиняли в новой системе Колина Чепмэна. Было сказано, что остальные британские марки согласились с новой системой (которая вступила в силу в Монако), потому что участие в гонках и болиды ГП теперь настолько дорогостоящи, что невозможно получить от организаторов больших денег, так что на пилотов распространяется повышение ренты. Чепмэн, говорят пилоты, затеял это, а остальные производители пошли в масть. Боннье объявил, что члены его GPDA не хотят подавать официальную жалобу, поскольку не хотят считаться профсоюзом, но добавил, что новая система может погубить спорт, и что было бы совершенно несправедливо полагать, что пилот будет рисковать своей жизнью за столь малые деньги.
Фил Хилл, финишировавший в гонке с покрытыми волдырями спиной, ступнями и ногами, сказал, что все, о чем он мог думать в течение гонки, это о том, что он не собирается снова участвовать в гонке в "этой духовке” за 200 фунтов стерлингов. Это, конечно же, было похоже на пустяк, ведь если бы в последний момент не последовало бы предложения со стороны Джона Купера, Чемпион Мира 1961 года выступал бы в этом году за Centro-Sud. Это было похоже даже на ничтожный пустяк!
Тони Вандервелл внимательно наблюдал за Гран-при Монако. Один из старых 2,5-литровых четырехцилиндровых двигателей Vanwall теперь служит для испытания подшипников Vandervell Thinwall. По слухам, у Тони есть гоночный двигатель V8, если не на стенде, то в его голове.
1 | Грэм Хилл | BRM | 100 | 2:41'19.5 | ||
2 | Ричи Гинтер | BRM | 99 | 2:41'30.0 | ||
3 | Питер Эранделл | Lotus | 97 | 2:41'36.4 | ||
4 | нф | Джим Кларк | Lotus | 96 | 2:38'12.1 | Двигатель |
5 | Йо Боньер | Cooper | 96 | 2:41'38.1 | ||
6 | Майк Хэйлвуд | Lotus | 96 | 2:42'51.3 | ||
7 | нф | Боб Андерсон | Brabham | 86 | 2:26'05.4 | Крепление коробки передач |
8 | Йо Зифферт | Lotus | 78 | 2:41'44.8 | Пит-стоп / перебои в зажигании | |
9 | нф | Фил Хилл | Cooper | 70 | 1:56'11.7 | Задняя подвеска |
10 | нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 68 | 1:53'18.4 | Коробка передач |
нф | Дэн Герни | Brabham | 62 | 1:39'55.0 | Утечка топлива / коробка передач | |
нф | Морис Тринтиньян | BRM | 53 | 1:35'20.0 | Перегрев двигателя / истощение | |
нф | Джек Брэбэм | Brabham | 29 | 48'03.8 | Впрыск топлива | |
нф | Брюс МакЛарен | Cooper | 17 | 28'49.6 | Утечка масла | |
нф | Джон Сертис | Ferrari | 15 | 27'09.7 | Коробка передач | |
нф | Тревор Тэйлор | BRP | 8 | 13'59.2 | Утечка топлива | |
нс | Иннес Айрленд | Lotus | Авария / травма колена | |||
нкв | Крис Эймон | Lotus | ||||
нкв | Питер Ревсон | Lotus | ||||
нкв | Бернар Коллон | Lotus |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Sporting Motorist June, 1964