06-1964г. Гран-При Германии
Но это не была гонка "полностью Сэртиза". Кларк, Гарни и пилот Ferrari, всем им довелось по очереди лидировать в гонке, но Сэртиз находился в первой тройке, начиная с команды "старт", и его серии новых рекордов круга (всего три) завершились ослепительными 98.30 миль/ч (8’ 39”), наводящими на мысль, что круг в 100 миль/ч запретного Нюрбургринга, может быть, и не далек. Несомненно, после того, как болиды Формулы 1 образца 1966 года станут более быстрыми, должны наступить времена, полные событий.
Тренировочные сессии были интересны тем, что окончательные лучшие времена привели к тому, что три различные марки стояли на стартовой решетке в первом ряду из четырех мест, и еще три различные марки – во втором ряду из трех мест. Грэм Хилл за рулем монокока BRM, но не последней модели, которая участвовала в гонках (и загнулась!) в Солитуде, показал быстрейшее тренировочное время на первой сессии в пятницу. Его лучший круг 8' 44.4" был на 2.6" быстрее, чем рекорд Сэртиза 1963 года. На второй сессии днем в пятницу Бандини продемонстрировал свои знания и опыт на трассе, пройдя круг на монококе Ferrari, оснащенном двигателем V6, за 8' 42.6" – возбуждающая эффективность. Сэртиз показал 8’ 43”, после чего на устранение неисправности его зажигания ушел весь оставшийся день, а Гарни прошел круг за 8' 43.2". Его товарищ по команде Брэбхем сжег свой двигатель, и неутомимые механики Brabham заменили его. Грэм Хилл преодолел свой быстрейший круг с тем же самым временем на утренней попытке, а Кларк на новом Lotus 33 показал 8' 47.9".
Тренировочные сессии были оживлены дебютом японской Honda V12. Единственный болид с 15-тью механиками и двумя фургонами обслуживания воскресили в памяти замечательные времена участия Mercedes, и возможно, дали намек на будущее. Низенькие смуглолицые люди бодро кучковались, и казалась, они ничуть не угнетены громадным объемом работы, которую им предстояло проделать. Американ-ский гонщик Бакнам, должно быть, являлся первоклассным тест-пилотом, и его сдержанная, дружественная манера сделала его любимцем журналистов. Японский болид выезжал на обе пятничные сессии, но днем Бакнам преодолел только один круг за 9' 34.3" (его лучшая утренняя попытка принесла ему 10' 4.1"), после чего он заехал в боксы на болиде, довольно убедительно имитирующим гору Фудзияма. Смуглые люди по-давили извержение, и, как будто пытаясь убедить зрителей в своей "американизации", быстро изготовили маслосборную емкость из жестяной банки Coca-Cola. По-дружески искусно. Утром в субботу Сэртиз опробовал MV-Agusta и пронесся на V8 по вагнеровским изгибам и поворотам за невероятные 8' 39.2", а затем, как будто этого было недостаточно для подавления оппозиции, днем он выехал снова и показал рекордные 8' 38.4" со скоростью не менее 98.43 миль/ч. На этой сессии Honda остановилась за пределами трассы после того, как случилось что-то загадочное внутри 12-цилиндрового двигателя. Как выяснилось позже, провалился клапан, и механики столпились для замены двигателя. Задним ходом они подогнали свои грузовики к запирающимся гаражам в паддоке, и, работая усиленно, безостановочно и в строгой секретности, заменили сложный двигатель и коробку передач. Только Сын Небес мог находиться в гараже.
Во время второй сессии в субботу пришло известие, что Карел де Бофор, приятный голландский пи-лот Porsche, врезался в дерево, но, несмотря на первое впечатление благополучного исхода, он получил очень серьезные увечья. Он умер на следующий день после Гран-при, и, к сожалению, его нам будет не хватать на трассах. Настоящие спортсмены-любители, участвующие в гонках ради любви к спорту, в наше время встречаются очень редко.
Кларк сумел настроить под себя свой абсолютно новый Lotus 33 и показал лучший круг 8' 38.8", а Гарни поддержал свою репутацию третьим временем 8' 39.3". Гинтер сжег свой двигатель BRM утром в субботу, и как только многострадальные механики установили на болид запасной агрегат, Грэм Хилл умудрился сделать то же самое со своим. Во время дневной сессии Honda так и не появлялась, но AVD (Автомобильный Клуб Германии – А.К.) организовал превосходную вечернюю сессию ГП после гонки GT, так что теперь японская машина могла накопить свои пять квалификационных кругов. Времена вечерней сессии не учитывались, и Грэм Хилл выехал, чтобы опробовать свой новый двигатель, а Бакнам преодолел свой минимум в два круга. После каждого круга он заезжал в боксы, но после второго сказал, что ему стало "страшно", и загнал болид обратно в паддок. Все мы чувствовали, что его гоночные характеристики на завтрашний день должны будут претерпеть небольшие изменения. Воскресным утром более чем 300,000 зрите-лей рассредоточились вокруг огромной трассы, и, хотя было прохладно, вероятность сухого дня казалась довольно высокой. Действительно, все Гран-при чемпионата 1964 года пока что (говорится до ГП Австрии) избежали дождя. Удивительное положение вещей и полный контраст по сравнению с 1962-м и 1963-м года-ми.
Прозвучала Марсельеза после того, как француз выиграл 5-круговую велогонку по изнурительной трассе – в противоположном направлении. Зрители восторженно аплодировали, но соревнование подобного рода на 14¼-мильной трассе кажется слегка причудливым. В 2 часа дня стартер дал отмашку своим флагом, и дерзкий Бандини первым ушел со старта. Однако Кларк в своей шотландской манере ловко вошел в South Curve, обошел итальянца повнутри и возглавил пелотон на короткой прямой позади боксов. Honda, находившаяся в конце стартовой решетки, совершила слабый старт из-за недостаточной нижней границы крутящего момента, но вскоре зарычала, издавая внушительный звук – современнее двигателя не найти.
Когда после первого круга пелотон прогудел мимо пит-зоны, Кларк был все еще впереди, но Гарни шел позади в непосредственной близости, затем шли Сэртиз, Грэм Хилл, Бандини, Брэбхем, Фил Хилл. Миттер (за рулем "запасного” заводского Lotus 25B) незаметно заехал в свои боксы для замены свечей, в то время как Ревсон – из-за беспокоившего его двигателя, а Андерсон – из-за утечки воды. Без сомнений, благодаря неисправностям вышеупомянутых машин, Honda на первом круге поднялась вверх на четыре позиции, и ее общий прогресс, и японский неистовый звук выхлопа впечатлили огромную толпу зрителей.
На следующем круге Сэртиз вырвался с третьей позиции в лидеры. Кларк шел вторым, а Гарни – третьим. Г. Хилл шел все еще четвертым, но теперь уже появился порядочный интервал между ним и пятой позицией Брэбхема. Боннье сошел на своем Walker Brabham из-за проблем с зажиганием на выходе из Adenau, а Parnell Lotus-BRM 25 Хэйлвуда взорвался в Tiergarten и оставил на трассе немного масла. Багетти заехал на своем Centro-Sud BRM в боксы из-за вышедшего из строя привода дросселя.
Дело продвигалось в группе лидеров. Гарни оттеснил Кларка и стал всерьез претендовать на лидерство. В Karussel он прошел Сэртиза. Фил Хилл сжег свой двигатель в Dottinger Hohe. Гинтера зазвали в бок-сы для замены свечей с целью попытаться успокоить разрегулированный двигатель, а Андерсон остановился снова, на этот раз из-за неисправности подвески. Когда пелотон пронесся мимо пит-зоны на четвертом круге, Гарни все еще опережал Сэртиза, а Г. Хилл прошел Кларка в борьбе за третью позицию. 47-летний Эдди Барт, который, вероятно, знал Нюрбургринг как никто другой, заехал в свои боксы на Rob Walker Cooper-Climax из-за ослабшего сцепления. МакЛарен остановился в боксах, и Cooper затолкали вовнутрь по причине провалившегося клапана.
На следующем круге Сэртиз вернул себе лидерство, но Гарни продолжал интенсивно атаковать. Первая четверка – Сэртиз-Гарни-Г. Хилл-Кларк – шла в минуте впереди остального пелотона, возглавляемого Джеком Брэбхемом. Гарни снова захватил лидерство в плотной борьбе в отдаленной части трассы, Зифферт, будучи в отличной форме, прошел Амона в борьбе за седьмую позицию, а Honda продолжала успешно идти на 20-й и последней позиции, «поперечно-расположенный» двигатель звучал все лучше и лучше с развитием событий в гонке.
И какое это было развитие. Сэртиз снова протиснулся в лидеры, но, несмотря на жар сражения, ни одного рекорда все же не было побито. На шестом круге Гарни и Сэртиз оба разделили быстрейший круг 8' 47.5". Первая четверка ушла так далеко от остального пелотона, что напоминала отдельный класс. Седьмой круг ознаменовался тем фактом, что Сэртиз создал себе отрыв в 3.8 секунд от Гарни, и что Кларк заехал в боксы и сошел из-за провалившегося клапана. Андерсон сошел на своем Brabham, и, как будто празднуя сокращение рядов оппозиции, Сэртиз побил рекорд круга с 8' 45.1". На следующем круге он сделал это снова с 8’ 43” и еще больше оторвался от Гарни. Калифорниец был обеспокоен перегревом двигателя, который, как выяснилось позже, был вызван главным образом множеством обрывков газет в воздухозаборнике радиатора. На девятом круге Сэртиз шел более чем в 15-ти секундах впереди Гарни, а пилот Brabham, в свою очередь, был в 15-ти секундах впереди шедшего третьим Грэма Хилла. Для команды Brabham гонка складывалась не самым удачным образом, поскольку сам Джек, шедший на четвертой позиции, позволил Бандини обойти себя, думая, что это Сэртиз обходит его на круг. Осознав свой Ужасный Промах, он сорвал ограничители, чтобы вернуть свою позицию, и сделал это – но ненадолго. Несмотря на свой неисправный двигатель, Гарни шел очень быстро и отметился новым рекордом круга 8' 42.9", но, несмотря на эти попытки, Грэм Хилл отнял у него вторую позицию в Karussel.
Гарни делал все что мог и заехал в боксы для осмотра двигателя и дозаправки водой. Перегрев погу-бил вертикальный шов на одной из батарей, и, таким образом, болид возвратился в гонку на туристской скорости после дозаправки охлаждающей жидкости. Его товарищ по команде, Джек Брэбхем, тем временем с глухим звуком остановился в Karussel из-за поломки главной передачи. Honda смогла показать свой лучший круг в гонке 9' 22". Прошло не так много времени – фактически семь лет, – с тех пор как все мы приветствовали (и справедливо) фантастическую победу великого Фанхио и рекорд круга 9' 17.4" на Maserati. Бакнам же ранее вообще не участвовал в гонках Гран-при. На 11-ом круге Сэртиз имел 50-секундное преимущество над Грэмом Хиллом. Ferrari звучала великолепно, а BRM был груб подобно барсучьему хвосту. Гинтер также шел в гонке с грубо звучащим двигателем (по-видимому, быстрые замены двигателя привели к концентрации смеси, не подходящей для Ринга), но он шел довольно глубоко в пелотоне. Ревсон вылетел с трассы в Flugplatz, но остался невредим, и чтобы продемонстрировать могущество Маранелло, Сэртиз совершил свой сенсационный рекордный круг 8' 39", по ходу пройдя Гинтера на круг. Амон заехал в боксы и сошел из-за подвески, забеспокоившей после непродолжительного удерживания седьмой позиции, а Бакнам на Honda вылетел около Karussel без телесных повреждений.
В то время как Гарни путешествовал по Эйфелевым горам, Сэртиз лидировал в Гран-при Германии во второй раз за два года, с 65-секундным преимуществом. Несмотря на свой резкий на слух двигатель, Хилл дождался второго места (третий раз второе место в трех гонках Чемпионата подряд), а Бандини удержал свое заслуженное третье. Зифферт провел замечательную гонку и привел свой частный Brabham-BRM на четвертое место, и, наконец, пятое место занял ветеран Тринтиньян после потрясающей разборки с Маггзом на Centro-Sud BRM.
Это был крайне знаменательный этап с тремя различными производителями болидов в первой чет-верке, и из 22-ух стартовавших гонку закончили десять болидов (хотя еще четыре болида были классифицированы как финишировавшие согласно правилу FIA "двух третей дистанции"). Факт, что все основные производители, за исключением Cooper, одержали одну или несколько побед в гонках ГП нынешнего Чемпионата, и ничто больше не может служить признаком возросшего современного технического уровня. Исход ГП Германии выдвинул Грэма Хилла на первое место таблицы Чемпионата с 32-мя очками – на два больше, чем у действующего Чемпиона Кларка. Победа Сэртиза ставит его на третье место с 19-ю очками, и перед оставшимися до конца сезона Цельтвегом, Монцой, Уоткинс Гленом и Мехико исход все еще под большим сомнением – а так и должно быть.
1 | Джон Сертис | Ferrari | 15 | 2:12'04.8 | ||
2 | Грэм Хилл | BRM | 15 | 2:13'20.4 | Проблемы с трансмиссией | |
3 | Лоренцо Бандини | Ferrari | 15 | 2:16'57.6 | ||
4 | Йо Зифферт | Brabham | 15 | 2:17'27.9 | ||
5 | нф | Морис Тринтиньян | BRM | 14 | 2:12'00.0 | Аккумулятор |
6 | Тони Мэггс | BRM | 14 | 2:12'13.2 | ||
7 | Ричи Гинтер | BRM | 14 | 2:12'48.9 | ||
8 | Майк Спенс | Lotus | 14 | 2:13'00.6 | ||
9 | Герхард Миттер | Lotus | 14 | 2:14'29.4 | ||
10 | Дэн Герни | Brabham | 14 | 2:18'08.6 | 2 пит-стопа / перегрев двигателя | |
11 | нф | Крис Эймон | Lotus | 12 | 1:51'16.5 | Подвеска |
12 | нф | Джек Брэбэм | Brabham | 11 | 1:40'07.0 | Ведомая шестерня главной передачи |
13 | нф | Ронни Бакнем | Honda | 11 | 1:45'37.4 | Разворот |
14 | нф | Питер Ревсон | Lotus | 10 | 1:40'20.1 | Авария |
нф | Джим Кларк | Lotus | 7 | 1:02'51.7 | Клапанный привод | |
нф | Брюс МакЛарен | Cooper | 4 | 37'15.2 | Двигатель / пружина клапана | |
нф | Боб Андерсон | Brabham | 4 | 53'09.2 | Подвеска | |
нф | Эдгар Барт | Cooper | 3 | 29'29.3 | Сцепление | |
нф | Джанкарло Багетти | BRM | 2 | 21'49.0 | Тяга управления дроссельной заслонкой | |
нф | Фил Хилл | Cooper | 1 | 9'09.1 | Двигатель | |
нф | Майк Хэйлвуд | Lotus | 0 | Двигатель | ||
нф | Йо Боньер | Brabham | 0 | Электрика / зажигание | ||
нс | Карел-Годен де Бёфор | Porsche | Разбился насмерть | |||
нкв | Андре Пилетт | Scirocco |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Sporting Motorist September, 1964