Гран-При Голландии 1968 года: Славный дождливый день для СТЮАРТА, MATRA И DUNLOP
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

05-1968г. Гран-При Голландии

05-1968г. Гран-При Голландии

Спустя две недели после ГП Бельгии настала очередь для ГП Голландии в Зандвоорте. По моему мнению, ГП Голландии не так привлекателен, как два прошедших, Спа и Монако. Есть много причин для этого; одна из них заключается в том, что у него нет великолепных традиций этих двух гонок с ностальгическими воспоминаниями о знаменитых поединках между Alfa Romeo и Bugatti, Auto Union и Mercedes. Это искусственная трасса, построенная специально для автогонок, и почему-то мне кажется, что именно это обстоятельство не способствует ее привлекательности, которая заключается в использовании отгороженных от публики дорог общего пользования, а через час после финиша эта публика уже ездит по тем самым дорогам, где проходила гонка, и видит тормозные следы от разворотов или резких торможений или дыры в ограждении в местах вылетов. Я вспоминаю первую гонку, которую я наблюдал в 7-летнем возрасте, ГП Булони. После гонки французский таксист прокатил нас по трассе, отнюдь не по просьбе моей матери, но потому что он настаивал, поскольку был по-настоящему проникнут духом происходившего. Используя растаявшую на дороге смолу, он шел на грани вылета в каждом повороте, к моему бесконечному восхищению, и мне кажется, что именно после этого случая я стал получать от автогонок нескончаемое удовольствие.
Зандвоорт, как понятно из его названия, построен среди песчаных дюн морского курорта, и это обстоятельство зачастую доставляет определенные неудобства, поскольку вокруг трассы очень много песка, и в случае сильного ветра износ в цилиндрах может быть очень высоким. Это особенная трасса, для которой болиды должны быть настроены отлично от любой другой, и иногда это не у всех получается. Похоже, что она совсем не подходит Ferrari – на моей памяти они выигрывали здесь лишь однажды, в 1961 году, когда у них было на 30 л.с. больше, чем у любого другого болида в гонке.
Одно из самых больших преимуществ Зандвоорта – наличие отличной гостиницы с видом на море, в которой останавливаются почти все участники гонки. Также здесь есть забавное небольшое миниатюрное поле для гольфа, на котором можно заметить многих гонщиков, расслабляющихся перед гонкой. Поскольку все участники останавливаются в одной и той же гостинице, после гонки обычно организовывается потрясающая вечеринка, может быть, одна из лучших среди всех Гран-при.
По причине сложных проблем с управляемостью, порождаемых трассой в Зандвоорте, очень часто одна-две команды проводят небольшую тренировку за неделю до гонки, чтобы настроить свои болиды. Поэтому, по прибытии на тренировку неизменно распространяются слухи о том, на сколько секунд эти команды превзошли рекорд круга, но, как ни странно, на тренировке эти команды не могут повторить ранее показанных времен. В 1963 году мы сами оказались в таком же положении, и когда началась настоящая тренировка, нам не хватило секунды до времени, показанного двумя днями ранее. В этом году МакЛарен опробовал здесь свои болиды за неделю до гонки, и он смог добиться весьма похвального времени, 1:24.0. Официальное быстрейшее время на прошлогодней тренировке, 1:24.6, принадлежало Грэму Хиллу, но в начале этого года во время испытаний шин покойный Майк Спенс на BRM установил неофициальный рекорд трассы 1:23.2.

Тренировка началась утром в пятницу, и, по всем критериям, предоставленного времени было более чем достаточно – пять с половиной часов, и, безусловно, никто не должен был жаловаться, особенно, если возникали проблемы. Когда все ладится, появляется соблазн опробовать другие решения в надежде улучшить время на круге, и, как правило, Вы заходите в тупик и, как в нашем случае, во время тренировки преодолеваете почти что дистанцию гонки. Когда Вы довольны болидом, лучше всего не трогать его. Но это похоже на азартную игру – очень трудно остановиться, тем более когда везет.
Как можно было предположить, McLaren первыми начали показывать быстрые круги, поскольку они всего лишь продолжили тренировку недельной давности. Вскоре они показали приличные времена: Халм –1:24.5, а сам МакЛарен – 1:24.58, но все еще в полсекунде от своих неофициальных времен недельной давности. Но дул сильный ветер, нагонявший на трассу очень много песка. Оба McLaren отличались друг от друга даже в передаточных отношениях рулевого механизма, поскольку Денни предпочитает более высокое отношение, нежели Брюс, возможно, поэтому им было нелегко обмениваться друг с другом болидами на пробу, что всегда идет только на пользу. Для Зандвоорта они использовали на своих болидах более широкую колею, поскольку они разрабатывались под использование как широкой, так и узкой колеи.
На первой сессии Педро Родригез неожиданно куда-то пропал на своем BRM V-12, вызвав беспокойство, но вскоре было объявлено, что он толкает свой болид вручную – оказалось, что у него закончилось топливо. У Сильвио Мозера за рулем Charles Vögele Brabham 2-летней давности обнаружилась сильная течь масла, которую устранили лишь к дневной сессии.
Сами Brabham вообще не появились на утренней тренировке, потому что по прибытии фургона в Дувр состоялись телефонные переговоры с Repco, и им сообщили, что при сборке двигателей в Австралии была допущена ошибка в расчетах, и поршни были изготовлены неправильно. Это означало, что по прибытии в Зандвоорт механики должны были разобрать двигатели и самостоятельно уменьшить размер поршней. Они появились лишь днем, и, судя по результатам, видимо, проделали отличную работу.
Двигатель McLaren-Ford Денни Халма постоянно глох в конце главной прямой и очень странно звучал, неожиданно замолкая в тот момент, когда должен быть раздаться рев. Оказалось, что во время торможения перед шпилькой выпадала передача, позже эта проблема была решена.
Сэртиз был не в самой лучшей форме и испытывал трудности с управляемостью, вызванные дифференциалом. Коробка передач Honda, казалось, также доставляла проблемы. Крис Амон на Ferrari был первым, кто разменял 1:24, показав 1:23.54, которые остались быстрейшим временем дня. Вскоре Грэм Хилл прошел круг за 1:23.84, но затем у него произошла разрегулировка распределительного механизма, за которой последовала жуткая тишина, подразумевавшая замену двигателя. Ему действительно пришлось возвращаться в боксы верхом на болиде своего товарища по команде, Джеки Оливера. У Пирса Кэриджа на Tim Parnell BRM закончилось топливо, что вызвало испуг у команды, но как только была решена эта проблема, сломалось пусковое устройство зажигания, что подразумевало снятие коробки передач и досрочное завершение пятничной тренировки.
Джек Дурлахер и я надеялись заполучить к этой гонке новый Lotus 49B для Джо Зифферта, но завод отстает, и я не знаю, когда мы его получим. Нет, нельзя сказать, что нам не нравится старый "49" Джима Кларка, но он просто пожирает главные пары – за последние четыре гонки мы израсходовали шесть пар, поэтому теперь мы очень осторожны с ним и глядим в оба. После первой тренировочной сессии мы заглянули внутрь коробки, и хотя коронная шестерня была в порядке, подшипник имел слишком большой люфт, и со временем шестерня разрушилась бы, поэтому мы заменили всю коробку, и новая оказалась куда лучше.
Примерно за полчаса до окончания заключительной тренировки Риндт выехал на трассу и показал несколько очень быстрых кругов в районе 1:24, в конечном счете, закончив день со вторым временем 1:23.75. Затем, за пять минут до окончания, как и ожидалось, на трассе появился хитрый ветеран автогонок Джек Брэбхем и в течение четырех кругов показал 1:23.9, четвертое время дня. Среди первых четырех болидов, прошедших круг менее чем за 1:24, три имели установленные на хвостовой части стабилизаторы а-ля Chaparral. Крис Амон говорит, что на этой трассе они еще более эффективнее, чем в Спа, где на длинных прямых они только мешали из-за создаваемого ими лобового сопротивления, но в поворотах возмещали убыток, а трасса в Зандвоорте как раз изобилует поворотами. Видимо, вскоре они начнут широко использоваться, и конечным результатом должна будет стать полная копия Chaparral, у которого при движении по прямой угол атаки уменьшается, и тем самым снижается лобовое сопротивление. После этой сессии мы собрали несколько спойлеров для хвостовой части, чтобы опробовать их во время субботней тренировки. Во время второй сессии мы установили спойлер спереди, он действительно создавал прижимную силу на носовую часть, при этом вызывая избыточную поворачиваемость, но хвостовая часть была очень неустойчивой и также нуждалась в прижимной силе.
В пятницу мы провели довольно ностальгический и очень приятный вечер, предавшись воспоминаниям вместе с Иннесом Айлендом и Стирлингом Моссом, который тестировал здесь 1750-кубовую Alfa Romeo GTV, а поскольку у меня есть одна такая, и я считаю, что это один из самых лучших автомобилей, на которых мне доводилось когда-либо ездить, мне было интересно узнать его мнение, и на этот раз он был готов согласиться со мной.

Суббота обернулась ужасным пасмурным днем с сильным ветром и периодическими ливневыми дождями. Была проведена лишь одна двухчасовая тренировка, начавшаяся в 3:30 дня, и первым, что бросалось в глаза, было присутствие Дэна Гарни, севшего за руль прошлогоднего Brabham-Repco с двумя распредвалами. На самом деле, это был болид, который Риндт разбил в Монако. Вскоре он показал всю свою былую доблесть и, несмотря на плохие погодные условия, прошел круг за 1:25.79, который принес ему 12-ое место на стартовой решетке.
После первого круга тренировки пошел дождь, и трасса стала очень скользкой. На своем втором круге развернулся Икс на Ferrari, но без повреждений, а позже Денни Халм совершил грандиозный разворот, также без последствий. Грэм Хилл опробовал несколько новых карданных валов, но они ему не очень понравились, к тому же он явно был не в восторге от только что установленного двигателя, поскольку он давал небольшие перебои и не обладал тем характером, который предпочитает Грэм. Бельтуаз показал одно из быстрейших времен по мокрому, и я предположил, что это могло произойти из-за шин Dunlop, которые, видимо, могли помочь своим четырем хозяевам в случае дождевой гонки.
Спустя час с четвертью трасса начала подсыхать, а времена – улучшаться. В течение последних 20-ти минут трасса, должно быть, высохла полностью, но лишь немногие сумели улучшить свои предыдущие времена, в целом, те, кто не смог этого сделать раньше. Родригез показал 1:25.51, переместившись на 11-ое место, а Сэртиз, решивший свои проблемы с управляемостью возвратом к старому дифференциалу, показал 1:25.22, переместившись на 10-ое место, но он сказал, что болид слишком плохо тянет в среднем диапазоне, и, вероятнее всего, в гонке он будет использовать более низкое передаточное число главной передачи.
Когда трасса высохла, мы отправили Зифферта на трассу, предварительно установив несколько новых спойлеров по обе стороны хвостовой части. Он успел показать несколько приемлемых времен, после чего толкающая штанга оторвалась от крепления на монококе и, по сути, сломалась пополам, доставив ему очень неприятный момент, когда, миновав боксы, болид сильно дернулся влево, но он сумел как-то справиться с ним и ни во что не врезаться. Я вспомнил о своих ответных действиях, когда увидел, что он запаздывал в боксы. Через 20 секунд я посмотрел на Тони Клеверли, моего главного механика, который провел со мной около 120 Гран-при, и поэтому мы могли обходиться даже без слов, поскольку мы оба знали из прошлого опыта, что надо делать, и он понял. Я взглянул на Сабин, жену Зифферта, чтобы посмотреть, знает ли она о том, что ее муж запаздывает, но она с кем-то разговаривала и не заметила ничего подозрительного. Затем я и Тони увидели первый болид, вернувшийся в боксы – это был Крис Амон, я тотчас же подошел к нему, и, к нашему облегчению, он сказал, что Зифферт медленно движется по трассе – теперь мы знали, что с ним все в порядке. Но в боксы он вернулся лишь спустя 15 минут. Думаю, что толкающая штанга сломалась из-за того, что трасса очень ухабистая в некоторых поворотах, где болид несется, едва касаясь дорожного полотна. Днем ранее на McLaren Денни Халма случилась такая же поломка. После заключительной тренировки Денни не мог решить, заменить ли ему двигатель во второй раз. Брюс говорит, что Денни усвоил эту привычку в Инди, когда четырежды менял свой двигатель, прежде чем смог квалифицироваться.
У Джека Брэбхема полетел подшипник распределительной коробки, что потребовало замены двигателя в течение ночи. В первый день тренировок Джеки Стюарт намотал 70 кругов на своей Tyrrell Matra-Ford, и его больное запястье раздуло так, что он даже не смог надеть не него пластиковый слепок, и поэтому во второй день он вообще не выехал на трассу.
Все четыре наших механика в течение ночи проделали огромный объем работы над Lotus Зифферта. Прибыл немецкий механик с завода ZF, разобрал обе коробки передач и собрал из них одну годную. Затем пришлось снять заднюю подвеску и двигатель, чтобы добраться до крепления на монококе, к тому же на другой стороне обшивки была обнаружена трещина, которую необходимо было заделать. Наконец, вся работа была закончена в 8:00 утра перед гонкой.
В воскресенье выдался ужасный день, который совершенно испортил, возможно, очень захватывающую гонку, которую предвещали плотные результаты тренировки. Казалось, решающий фактор зависел от того, с какой шинной компанией у Вас был заключен контракт, и в этом отношении Dunlop имели определенное преимущество. Для довольно немногочисленных зрителей это, должно быть, была мокрая и жалкая гонка, поскольку они многого не смогли увидеть, а гонщикам было не до плотной борьбы, поскольку брызг из-под болидов было слишком много, чтобы можно было приблизиться друг к другу.
Дождь шел периодически, поэтому трасса была мокрой, но не залитой водой, и большинство гонщиков выбрало скорее промежуточные шины, нежели дождевые, использующиеся при наличии на трассе луж. С отмашкой флага болиды, казалось, задержались на мгновение, пока колеса буксовали, затем задвигались хвостовые части, и в шлейфе брызг они ушли со старта без каких-либо инцидентов, и на первом круге Грэм Хилл на Lotus 49B вышел в лидеры с 0.3-секундным отрывом, далее шли Стюарт (Matra-Ford), Риндт (Brabham-Repco), Амон (Ferrari), Икс (Ferrari), МакЛарен (McLaren-Ford), Зифферт (Lotus-Ford), Родригез (BRM), Сэртиз (Honda), Брэбхем (Brabham-Repco), Бельтуаз (Matra V-12), Оливер (Lotus 49B-Ford), Гарни (Brabham-Repco), Кэридж (BRM), Эттвуд (BRM), Халм (McLaren-Ford), Мозер (Brabham-Repco) и, наконец, Боннье (McLaren-BRM). На следующем круге Хилл увеличил свое преимущество до 1.2 секунды, а Бельтуаз, используя преимущество своих дождевых шин Dunlop, выиграл три позиции, прорвавшись на седьмую, а на следующем круге – уже на пятую, Хилл по-прежнему удерживал свое лидерство. На четвертом круге они начали приближаться к Хиллу, и Джеки Стюарт уже вплотную приблизился к нему, а Бельтуаз поднялся на третью позицию, составив Джеки компанию – изумительное продвижение с 16-ого места на старте. В конце пятого круга Стюарт, наконец, предпринял атаку, прошел Хилла и оторвался от него на 1.6 секунды, и теперь уже ему больше никто не мешал лидировать. Тем временем, Бельтуаз начал долгую погоню за Хиллом.
На 8-ом круге Гарни замедлился на трассе, чтобы протереть свои защитные очки, а когда он возобновил гонку на прежней позиции, то сбил с толку составителей графика кругов, поскольку из-за большого количества брызг они были не уверены, потерял ли он круг или нет. Тем временем, Зифферт развернулся на нашем болиде и решил идти по трассе поосторожнее. Риндт заехал в боксы, поскольку двигатель страдал от сильных перебоев из-за намокшего зажигания, но вернулся в гонку, по-прежнему, с перебоями. На 9-ом круге Денни Халм на McLaren заехал в боксы с тем же недугом и, поскольку он оказался неизлечимым, вынужден был сойти. Бьянки совершил чудовищный разворот в начале главной прямой и разбил свой Cooper-BRM, но сам не пострадал. К 10-му кругу первая десятка была следующей: Стюарт на Matra-Ford в 9.6 секунды впереди Хилла, вплотную преследуемого Бельтуазом, затем шедшие плотной группой Амон, Икс, Родригез, и затем Риндт, МакЛарен, Сэртиз и Брэбхем.
Предприняв великолепную попытку на своей Matra, оснащенной двигателем Matra, и установив при этом быстрейший круг, Бельтуаз прошел Хилла и начал стремительно отрываться от него. Учитывая его сравнительно медленное время посуху, его скорость была в значительной степени обусловлена сцеплением дождевых шин Dunlop с мокрой трассой, хотя и у Стюарта, и у Бельтуаза стояли задние колеса 11-дюймовой ширины, которые имеют бесспорное преимущество перед более широкими на мокрой трассе, особенно с лужами.
На 12-ом круге Сэртиз заехал в боксы для замены шин на дождевые с более агрессивным рисунком протектора и потерял на этом больше круга. Затем Риндт снова заехал в боксы и заменил аккумулятор в надежде вылечить перебои. На 17-ом круге Оливер на Lotus заехал в боксы с перебоями из-за намокшего зажигания. Механики побрызгали вокруг него какой-то специальной жидкостью, которая устранила перебои, и он вернулся в гонку.
На 20-ом круге из боксов для Брюса МакЛарена был дан знак выключить топливный электронасос. Он устремил свой взгляд внутрь кокпита, чтобы выключить его, но, покончив с ним, он уже был в 50-ти ярдах за точкой торможения в конце главной прямой. В обычных условиях это имело бы не столь серьезные последствия, но в дождевых условиях болид просто вылетел по прямой сквозь два ограждения, точно так же, как и в Мадриде, и невредимый Брюс тут же выпрыгнул из кокпита, и я рад сообщить, что болид получил не очень серьезные повреждения.
Тем временем, Бельтуаз догонял Стюарта, и к 20-му кругу порядок был следующим: Стюарт в 13.9 секунды впереди Бельтуаза, преследуемого Хиллом, а затем плотная группа из Амона, Икса и Родригеза, проводившего великолепную гонку, далее шли Дэн Гарни и отстававшие на круг Брэбхем, Зифферт, Эттвуд, Мозер, который начал привыкать к погодным условиям, и все остальные, побывавшие в боксах, кроме Боннье, шедшего последним.
Вылет с трассы здесь несколько походит на попадание в песколовку в гольфе. Вы можете срезать поворот, но Вы заработаете себе проблему в виде песка на всех рабочих деталях, особенно на золотнике дросселя. Похоже, ведущие гонщики делают это намного чаще, чем ведущие игроки в гольф, и они не могут скрыть этот факт, поскольку впоследствии их дроссели неизменно заедает. Бельтуаз, шедший в 9.8 секунды позади Стюарта, совершил небольшую экскурсию за пределы трассы, и его дроссель стал заедать, поэтому он вынужден был заехать в боксы на 22-ом круге и уделить ему внимание. Одновременно с этим механики дозаправили его топливом – похоже, что Matra-Matra не вмещает в себя достаточно топлива для преодоления полной дистанции Гран-при, что кажется мне очень любопытным фактом. Этот пит-стоп отбросил Бельтуаза на пятую позицию, и ему пришлось заново начинать свое продвижение сквозь пелотон, а Стюарт теперь шел в 56.6 секунды впереди Хилла и постоянно продолжал отрываться.
Брэбхем вылетел с трассы, потому что его двигатель не набирал скорость в нижнем диапазоне. Объяснялось это тем, что он вынужден был использовать механический топливный насос вместо электрического, поскольку механики сняли с болида генераторы. Затем, когда он попробовал повторно запустить двигатель, аккумулятор оказался разряженным, и на этом его гонка закончилась.
Педро Родригез, прекрасно пилотируя болид в этих ужасных условиях, сумел пройти Ferrari Амона и Икса и выйти на третью позицию, а Мозер на старом Vögele Brabham выполнял героическую работу, постоянно улучшая свое положение в пелотоне. К 30-му кругу порядок был следующим: Стюарт опережал Хилла на 67.2 секунды, далее шел Педро Родригез на BRM, преследуемый Бельтуазом, который только что прошел Ferrari Амона и Икса, затем с отставанием в один круг шли Дэн Гарни, Мозер, Зифферт и Эттвуд, и остальной пелотон, отстававший на два круга и более.
Гонка становилась довольно скучной, периодически шел сильный дождь, делавший трассу менее скользкой, но ухудшавший видимость. На 33-ем круге Бельтуаз прошел Родригеза и отправился в погоню за Хиллом, а на 38-ом круге Риндт, после пит-стопов откатившийся в конец пелотона, прекратил гонку из-за вибрации двигателя. К 40-му кругу Стюарт шел в 78.8 секунды впереди Хилла, на 10 секунд опережавшего стремительно догонявшего его Бельтуаза. Еще одним гонщиком, шедшим в одном круге с лидерами, был Педро. На 49-ом круге Сэртиз также вынужден был откатиться назад после нескольких пит-стопов и, в конечном итоге, сошел из-за отказа генератора. На 50-ом круге Бельтуаз, приближаясь по секунде на круге, догнал и прошел Хилла, выйдя на второе место в 97-ми секундах позади невозмутимо лидировавшего Стюарта, безошибочно пилотировавшего свой болид, несмотря на сильнейшую боль, которую ему причиняло больное запястье.
На 54-ом круге Амон заехал в боксы для замены шин на дождевые, поскольку пошел очень сильный дождь, впоследствии немного ослабший, но, как сказал Крис, никакого улучшения не последовало. На этом же круге Зифферт заехал в боксы, чтобы поменять свои защитные очки, поскольку в прежних он уже не мог ничего разглядеть, а на следующем круге он сошел в боксах из-за ужасной управляемости болида. Затем на 57-ом круге Стюарт прошел Бельтуаза и, таким образом, опередил весь оставшийся пелотон на круг, что являлось невероятным достижением. На 62-ом круге Грэм Хилл вылетел с трассы в конце главной прямой и со временем он вернулся в гонку, Педро Родригез вышел на 3-ью позицию, а у Хилла неизбежно забились песком золотники дросселя, из-за чего шесть кругов спустя он едва не вылетел снова. Дэн Гарни также пострадал от этой болезни после своей экскурсии – у него заело дроссель, поэтому на 62-ом круге он сошел после прекрасно проводимой гонки на старом Brabham. Когда Амон остановился для замены шин, Мозер вышел на шестую позицию и даже начал догонять Икса, что, несомненно, было поразительно и говорило о высокой устойчивости его болида.
На 70-ом круге Стюарту был отдан приказ пропустить Бельтуаза, чтобы обе Matra оказались в одном круге и на круг впереди остального пелотона. С этого момента вплоть до финиша в гонке ничего особенного не происходило, кроме того, что у отважного Грэма Хилла в конце главной прямой заело дроссель из-за песка в золотниках после предыдущей экскурсии. На этот раз он окончательно вылетел с трассы в дюны, таким образом, Грэм упустил свое четвертое место и три ценных зачетных очка, которые могли бы упрочить его лидерство, хотя их у него и так вдвое больше, чем у кого бы то ни было. Поскольку перед вылетом он успел закончить 81-ый круг, что составляло ровно 90% дистанции, он был классифицирован 9-ым и последним в гонке, которая, должно быть, принесла ему новые огорчения.
Невысокий Сильвио Мозер на своем старом Brabham продолжал преследовать Ferrari Икса и, в конечном итоге, финишировал пятым, что являлось очень похвальным достижением, хотя и не без помощи погодных условий, с которыми он блестяще справился.
Наконец, ко всеобщему облегчению, взметнулся финишный флаг для доблестного Джеки Стюарта, который, возможно, больше всех заслужил эту победу после досадной нехватки топлива на последнем круге в Спа, когда он лидировал с внушительным преимуществом. Его больное правое запястье было настолько воспаленным, что он даже не смог обменяться рукопожатиями на церемонии награждения и вынужден был использовать для этого свою левую руку, но я уверен, что он понимал, что это стоило того.
Бельтуаз после потрясающе проведенной гонки финишировал вторым с отставанием в 94 секунды, и две Matra были единственными болидами, закончившими гонку в одном круге. Далее финишировали отставший на один круг Педро Родригез на BRM, также проделавший прекрасную работу, Ferrari Жаки Икса – в двух, Brabham Сильвио Мозера – в трех и Ferrari Криса Амона – в четырех кругах позади, что никак нельзя назвать плотным финишем.
Гонка принесла множество фактов из разряда "случилось впервые" или "случилось впервые за долгое время". Топливная компания Elf впервые выиграла Гран-при Формулы 1. Это была первая победа французского автомобиля, с тех пор как в 1951 году Луи Розье на Talbot выиграл Гран-при Голландии (хотя Matra была оснащена английским двигателем Ford). Последний раз Джеки Стюарт одержал победу в 1966 году в ГП Монако, то же самое можно было сказать и о шинах Dunlop. Это была первая победа команды Кена Тиррелла в Формуле 1; единственной частной командой, которая когда-либо прежде выигрывала Гран-при, была моя, и последний раз это случилось в 1961 году в Нюрбургринге со Стирлингом Моссом за рулем моего Lotus.
К тому же, прогноз погоды абсолютно точно предсказал погодные условия, и мне кажется, что это также случилось впервые за долгое время.




1
Джеки СтюартMatra902:46'11.26
2
Жан-Пьер БельтуазMatra902:47'45.19Пит-стоп / дроссель
3
Педро РодригесBRM892:47'43.36
4
Жаки ИксFerrari882:47'50.59
5
Сильвио МозерBrabham872:47'51.49
6
Крис ЭймонFerrari852:46'20.78
7
Ричард ЭтвудBRM852:46'21.33
8
Йо БоньерMcLaren822:47'18.95
9нфГрэм ХиллLotus81
2 разворота

нкДжеки ОливерLotus802:47'10.52Пит-стоп / влага в электрике

нфДэн ГерниBrabham63
Дроссель

нфЙо ЗиффертLotus55
Коробка передач

нфДжон СертисHonda50
Генератор

нфПирс КариджBRM50
Авария

нфЙохен РиндтBrabham39
Зажигание

нфДжек БрэбэмBrabham22
Разворот

нфБрюс МакЛаренMcLaren19
Авария

нфДенни ХьюмMcLaren10
Зажигание

нфЛюсьен БьянкиCooper9
Авария

Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, September 1968



Знаете ли Вы что...