11-1968г. Гран-При США
На самом деле, начиная с первой гонки в Себринге в 1959 году, ГП Америки вызывает у меня очень счастливые воспоминания. Гонка 1959 года была жизненно важной для меня, поскольку, если бы Стирлинг Мосс на моем болиде выиграл гонку и установил быстрейший круг, то выиграл бы Чемпионат Мира. Он лидировал и являлся обладателем быстрейшего на тот момент круга, когда сломалась коробка передач. Затем за дело взялся Тринтиньян на моем втором болиде – он побил рекорд круга в Себринге, который держался в течение последующих семи лет, но не смог выиграть гонку, проиграв МакЛарену длину корпуса.
В 1960 году гонка прошла в Риверсайде, где Стирлинг смог одержать победу на моем Lotus, но, к сожалению, в том году она не влияла на наше положение в чемпионате, поскольку Джек Брэбхем уже досрочно стал чемпионом. В 1961 году она прошла в Уоткинс Глене впервые в качестве зачетной гонки чемпионата, хотя уже в течение трех предыдущих лет на этой трассе организовывались гонки болидов различных Формул, и теперь ГП укоренился здесь. В 1961 году Стирлинг снова пилотировал мой Lotus и после 60-ти кругов он обладал более чем минутным преимуществом, когда сломалась нижняя головка шатуна, позволив Иннесу Айленду на заводском Lotus выиграть гонку. В течение последних трех лет в Глене за меня выступал Зифферт, и он смог записать на свой счет одно третье и два четвертых места. Так что, я сказал бы, что это довольно удачливая для нас трасса.
Гонки в Америке, в отличие от Европы, – намного более приятное занятие. Причем во всех отношениях. Организаторы приветствуют Вас, будто они в самом деле рады Вас видеть. Кэмерон Аргетсингер, управляющий Уоткинс Глена, устраивает в своем доме частную вечеринку для гонщиков и участников, чтобы познакомить обитателей и организаторов – очень хорошая идея. Но больше всего радует отсутствие ужасной борьбы и спора за получение вверительных грамот, являющихся неотъемлемой частью европейских трасс. В Глене просто составляются списки членов команд, и после подписания их командами в целях страхования они отдаются организаторам, вот и все. Все практично и ненавязчиво. Даже полиция здесь дружелюбна. Возможно, именно по этой причине Генри Мэнни рискнул приехать сюда в качестве фотографа.
Обычный способ проведения автогонки заключается в том, чтобы заплатить участникам за их выступление определенное количество денег в соответствии с их значимостью, но это приблизительно плюс-минус $2400. Кроме того, денежный приз, который составляет от $1200-2400 за первое место и далее по убывающей примерно до пятого места. Два года назад ГП Америки начал проходить по совершенно новой схеме, в соответствии с которой денег за выступление вообще не платили, был только денежный приз. Решили приглашать на старт 20 гонщиков и выплачивать денежный приз по убывающей до 20-го места, за которое полагалось $2400. Таким образом, даже если бы Вы не добились успеха, Вы все равно получали столько, сколько бы получили по прежней системе. Но по мере продвижения Вами вверх по лестнице приз постепенно увеличивается, вплоть до $24000 за первое место, что является большими деньгами по европейским стандартам.
Эта схема гораздо более интересна для всех, кроме того, обладает выгодным платежом скорее за заслугу, нежели за репутацию, и я бы не удивился, если бы ее приняли повсюду. Единственное, почему этого не произошло до сих пор – это то, что в Америке ее использование стоит организаторам больших денег, а это не устраивает европейцев.
За прошедшие восемь лет, на протяжении которых я бывал в Уоткинс Глене, произошли огромные изменения. Ежегодно делается какое-нибудь новое улучшение, и теперь он может заслуженно называться родиной автогонок Гран-при в Америке. Когда я приехал сюда впервые, здесь даже не было никаких боксов, лишь несколько маленьких деревянных столов, куда Вы могли положить график прохождения кругов. Теперь здесь есть современные боксы, здание для хронометристов, должностных лиц и прессы, большой гараж для размещения всех гоночных болидов, чтобы в случае необходимости механики могли работать над ними всю ночь, и в этом году он стал еще больше. Но, по-моему, наиболее значительное новшество (введенное примерно три года назад и, насколько я знаю, уникальное для Уоткинс Глена) – вертолетные рейсы утром в день гонки из Глен Мотор Корт, привычного места остановки гонщиков и участников, на трассу.
Я считаю, что одной из многочисленных проблем в автогонках является приезд на трассу. Если образуется серьезная дорожная пробка, добираться приходится очень долго, и т.д. Какое счастье, что для тебя всегда есть место для перелета на трассу и обратно без всяких волнений.
И все же перед тренировкой пришлось немного поволноваться, поскольку после ГП Канады, по крайней мере, пять двигателей были отправлены назад в Англию на ремонт и должны были быть возвращены утром в четверг в Нью-Йорк и доставлены в Уоткинс Глен к пятничной тренировке. Среди запчастей были наши новые карданные валы и амортизаторы, но каким-то образом они были отправлены не тем рейсом. Джим Берри, ответственный за гараж, в котором размещаются болиды, знает свое дело – он потратил весь четверг, пытаясь определить местонахождение запчастей, и, в конце концов, вечером нашел их.
Примерно за неделю до гонки, когда все болиды прибыли в гараж, Кен Тиррелл решил провести какое-то испытание, и во время заправки топливом Matra-Ford болид неожиданно загорелся. Должно быть, пожар был вызван искрой от статического электричества, но последствия могли быть очень страшными, учитывая, что вокруг находились ценные машины общей стоимостью примерно в миллион долларов. К счастью, они быстро потушили пожар, хотя значительная часть крыши обгорела, но Matra была восстановлена и перекрашена вовремя к гонке.
Список участников немногим отличался от ГП Канады. Дерик Белл в Ferrari заменил травмированного Икса, Lotus был усилен включением третьего болида Марио Андретти вместо Билла Брака. У BRM был Бобби Ансер на их втором болиде, не участвовавшем в Канаде. Дэн Гарни по-прежнему располагал McLaren-Ford, так что американский вызов был очень решительным. Итого было 20 болидов, а Matra на этот раз располагала лишь двумя: Matra-Ford для Джеки Стюарта и Matra V-12 для Бельтуаза.
Вплоть до четверга погода была очень теплой. В самом деле, механики смогли провести свое ежегодное состязание по гольфу в идеальных погодных условиях. Один из механиков Tyrrell умудрился срезать мяч и попасть им в прямо в глаз наблюдавшего за матчем главного механика Джека Брэбхэма, Рэя Биллингтона, который заработал себе огромный синяк. В четверг днем налетел сильный шторм, и приблизился холодный фронт.
В начале пятничной тренировки было холодно, примерно 51 градус (10,5°С), мне не было так холодно с того момента, как я в последний раз был в Уоткинс Глен, и обещался дождь, который пошел спустя первые полчаса. Перед этим только Денни Халм, Джеки Стюарт и Крис Амон сумели воспользоваться реальным преимуществом сухой трассы, показав времена 1 мин. 08.2 сек., 1:09.4 и 1:10.2. Рекорд круга 1:06 принадлежал Грэму Хиллу, и ему же принадлежал быстрейший тренировочный круг 1:05.4. Когда начался дождь, никто особо не напрягался, за исключением Джеки Стюарта, который показал несколько быстрых кругов в районе 1:20.
Трасса подсыхала около часа, а затем времена начали улучшаться до 1:06. Первая авария произошла с Бобби Ансером на BRM (который наматывал круги одновременно со своим товарищем по команде, Педро Родригезом, в районе 1:07), когда он потерял болид на подьеме перед прямой. Зифферт следовал за ним примерно в 20 ярдах позади, когда тот вылетел с трассы, врезавшись в насыпь, словно в каменную стену. Во все стороны разлетелись обломки, но, к счастью, болид не перевернулся, хотя его можно было отправить на списание, Бобби Ансер остался невредимым. Он растянул свое колено, накануне вечером участвуя в Индианаполисе в благотворительном баскетбольном матче, и были некоторые сомнения, что он сможет пилотировать болид. У BRM был запасной болид, но Ансер довольно высокий, и его размещение в болиде стало для команды настоящей проблемой.
Риндт безукоризненно наматывал круги на своем Brabham-Repco, когда разрушилось его заднее крыло. Он сразу стал похож на подстреленную птицу, поскольку крыло сломалось посередине и развалилось по обе стороны.
Ближе к концу тренировки начался привычный Гран-при по улучшению времен. Мы в нем не участвовали, поскольку у нас оказалась неверной 4-ая передача, с которой было бесполезно пытаться идти быстрее. Времена были серьезно улучшены, причем Джеки Стюарт захватил лидерство на тренировочной Matra с 1:04.27 (и на своем втором болиде с 1:04.82), затем шел Крис Амон на Ferrari с 1:04.7. Следующим был Риндт с 1:05.42, хотя у него были те же самые проблемы с перегревом, что и в Канаде, даже при том, что двигатель был заменен, а термометр на улице показывал не выше 75 градусов (24°С), поэтому они вынуждены были искать другую причину проблемы. Денни Халм на своем McLaren-Ford показал 1:05.44, следом шел Грэм Хилл с 1:05.56, несмотря на то, что испытывал новые карданные валы на своем Lotus-Ford и страдал от проскальзывания сцепления.
Дэн Гарни, который сделал свой McLaren ниже, после чего тот стал выглядеть намного лучше, легко показал 1:05.84, а Марио Андретти на Lotus-Ford с небольшим возбуждением в своей спокойной манере – превосходные 1:05.85, хотя его двигатель, преодолевший 500 миль, казался довольно утомленным.
Механик Йо Боннье очень долго устанавливал на его McLaren-BRM заднее крыло, которое разрушилось на первом круге, поэтому он смог совершить в конце лишь несколько кругов без крыльев. Джон Сэртиз отлично выглядел на Honda V-12, но во время финального рывка у него закончилось топливо, поэтому он не смог составить компанию лидерам, хотя показал хорошие 1:05.71, которые вполне мог бы улучшить.
У Брюса и Денни был один на двоих комплект дроссельных тяг для их McLaren-Ford, поэтому они вынуждены были использовать его по очереди, поскольку запчасти и двигатели должны были прибыть только в пятницу ночью.
Джеки Стюарт сдержал свое обещание и постригся у г-на Себринга, известного в Лос-Анджелесе парикмахера, и теперь он выглядит очень стильным. Возможно, поэтому он ездит так быстро; он не мог видеть какой-либо другой причины.
В субботу в 2 часа ночи Йо Боннье был разбужен телефонным звонком, из которого узнал, что его механика собираются оштрафовать на $100 за превышение скорости. Йо в течение получаса умолял шерифа, который, в конце концов, смягчился, когда узнал, что штраф механика составляет его зарплату за полмесяца.
В конце концов, запчасти были найдены и доставлены в четверг поздним вечером, поэтому все занялись заменой двигателей. У Андретти и Хилла они были новыми, так что теперь они оба были довольны. Открыв свой ящик, мы обнаружили в нем записку от Cosworth, в которой было сказано, что мы должны были использовать этот двигатель в гонке – жаль, поскольку тот двигатель, что стоял на нашем болиде, преодолел менее ста миль и превосходно работал. Тем не менее, мы считали, что должны выполнить их пожелания, поэтому приступили к замене двигателей, что означало для нас пропуск первых двух с половиной часов тренировки.
Первая авария случилась с Джеки Оливером, врезавшимся в ограждение после стартовой линии – его Lotus-Ford восстановлению уже не подлежал. Несовсем понятно, что с ним произошло, но Стюарт сказал, что видел, как оторвалось заднее колесо, и я думаю, что это, вероятно, и стало причиной аварии, потому что люди из Lotus впоследствии проверяли все свои большие колеса. Бедному Оливеру крупно не повезло, поскольку он снова выбыл из гонки.
Бобби Ансер снова выехал на трассу на запасном BRM, чувствуя себя довольно неловко и немного болезненно после своей аварии днем ранее в придачу к больному колену. Впрочем, его двигатель с размахом взорвался, что стоило ему тренировки и оставило его с довольно плохим временем 1:09.6, соответствовавшим 19-му месту на стартовой решетке, поскольку ему не позволили использовать тренировочное время первого дня, которое было показано на другом болиде.
Пирс Кэридж на Parnell BRM стал следующим, кто потерепел неудачу, порезав колесо на вершине того подъема, где вылетел Ансер. Он ударился об ограждение примерно три раза и потерял колесо, но болид смогли восстановить, несмотря на то, что был сильно разрушен подрамник.
Наконец, мы вывели наш болид на трассу, и Зифферт совершил три круга, чтобы притереть тормоза, но по возвращении в боксы он сказал, что болид управлялся очень плохо. Это было неудивительно, потому что из задней шины торчал большой ржавый гвоздь. Когда его показали Сеппи, раздалось громкое увещевание "Merde, alors". Заменив шину, мы отправили его на трассу в надежде совершить несколько быстрых кругов, но двигатель, как оказалось, потерял мощность. Мы попробовали изменить смесеобразование и делали все, что могли, но уже не хватало силы воли, чтобы снять пленку с рисового пудинга, поэтому у нас не осталось другого выбора, кроме как заменить двигатель на прежний – работа, которой я ненавижу заниматься непостредственно перед гонкой.
Грэм Хилл наматывал быстрые круги на своем Lotus-Ford, когда задняя шина наполовину слезла с обода, к счастью, без последствий для болида и гонщика. У Джеки Стюарта произошла поломка левой передней поворотной цапфы, сделанной из титана, но, к счастью, колесо не оторвалось и осталось держаться на суппорте тормоза, поэтому он смог благополучно довезти свою Matra-Ford до боксов.
Ближе к окончанию тренировки Марио Андретти, Грэм Хилл и Крис Амон начали показывать очень быстрые круги, поскольку обладателю быстрейшего круга полагался приз в $1000, предоставленный Onyx. Его получил Андретти со временем 1:04.20, что является фантастическим достижением в дебютной гонке Формулы 1, и я уверен, что все, включая остальных гонщиков, были рады за него, поскольку он такой очаровательный скромный человек, который нравится всем. Джеки Стюарт был на 0,07 секунды медленнее на тренировочном болиде, на котором он решил участвовать в гонке, а Грэм Хилл был на 0,01 секунды медленнее, чем Matra-Ford, поэтому времена едва ли могли быть плотнее. За ними следовали Ferrari Криса Амона с 1:04.37, McLaren Денни Халма с 1:04.57, Йохен Риндт на Brabham-Repco с 1:04.81, McLaren-Ford Дэна Гарни с 1:05.22, Brabham Джека Брэбхема с 1:05.25 и Honda Джона Сэртиза с 1:05.32. Все они побили прежний рекорд круга 1:05.48. Мы были не столь хороши с 1:06.17 из-за наших проблем с двигателем.
Скорости, зафиксированные радаром на прямой, разнились значительно, и скорости первой пятерки на стартовой решетке были следующими: Андретти – 164 миль/ч, Стюарт – 171 миль/ч, Хилл – 166 миль/ч, Амон – 165 миль/ч и Халм – 172 миль/ч. Но Андретти на обратной прямой показал 164 миль/ч; говорили, что это было на 4 миль/ч быстрее кого бы то ни было еще, вероятно, потому что он компенсировал свою скорость более быстрым прохождением поворотов на обратной прямой.
После тренировки было проделано много работы. У Риндта полетел коренной подшипник, и ему заменили двигатель. У Брэбхема были проблемы с износом толкателей клапанов, и ему заменили их вместе с распредвалами. У Боннье снова возникли трудности с крылом, и во время тренировки его можно было заметить за замерами угла атаки крыла. Гарни заменил свой двигатель, впрочем, как и мы и, конечно же, Ансер. Механики Пирса Кэриджа интенсивно работали над восстановлением заднего подрамника, поскольку, к сожалению, они не могли использовать поврежденный подрамник с разбитого болида Ансера.
В субботу ночью на трассу повалили толпы зрителей в различных отношениях, поскольку ночью было очень холодно, и требовалось большое количество морозоустойчивой выпивки, чтобы не замерзнуть. Уоткинс Глен трещал по всем швам – по разным оценкам, гонку собиралось посетить рекордное количество зрителей – 93.000. Большинство гонщиков и участников прилетело из Глен Мотор Корт на вертолетах, и я получил истинное удовольствие от этой услуги, разглядывая сверху ряды автомобилей, ожидавших своей очереди на въезд, тогда как мы потратили на дорогу всего четыре минуты.
Гонщиков провезли по трассе на коллекции Corvette, а затем они совершили три прогревочных круга. Некоторые совершили только два, поскольку необходимо было заправить баки под завязку, а что касается нас, то мы хотели проверить двигатель на предмет утечек масла после ночной замены – все было в порядке. На McLaren Дэна Гарни треснул масляный бак, и масло пролилось по всей стартовой решетке, поэтому механики старательно обмотали его липкой лентой.
Все благополучно ушли со старта, но к концу первого круга Пирс Кэридж потерял носовую часть своего BRM, когда Бельтуаз подрезал его на подходе к шпильке перед боксами. Он боялся, что его могли за это дисквалифицировать, несмотря на то, что болид управлялся хорошо, он терял на прямой около 600 об/мин из-за недостаточной обтекаемости.
В конце первого круга положение было следующим: Стюарт на Matra-Ford непосредственно впереди Lotus-Ford Андретти, далее следовали Ferrari Амона, Lotus Хилла, Brabham Риндта, McLaren Халма, McLaren Гарни, Honda Сэртиза, McLaren Брюса и Зифферт на нашем болиде. Затем шли BRM Родригеза, Brabham Брэбхема, Бельтуаз на Matra V-12, BRM Ансера, BRM Кэриджа, McLaren-BRM Боннье, Белл на второй Ferrari, и затем Бьянки с Элфордом на Cooper. На 2-ом круге Халм прошел Риндта в борьбе за пятую позицию, а Бельтуаз откатился в хвост пелотона. К 3-му кругу менее чем до секунды увеличился разрыв между Стюартом и Андретти, которые, в свою очередь, шли в 0.8 сек. впереди Амона. Это казалось странным, поскольку обычно на этой трассе все идут нос в хвост, по крайней мере, на протяжении первых 20-ти кругов. Ансер улучшился до 13-ой позиции, а Дерик Белл на Ferrari – до 14-ой.
К 6-му кругу Андретти, оторвавшийся от Амона на 1.2 сек., приблизился к Стюарту, и казалось, будто он мог пройти его. Затем на девятом круге Андретти появился со сломанной носовой частью и одним низко опущенным крылом. Позже он меня уверял, что он ни с кем и ни с чем не сталкивался, а кузов просто треснул пополам, но, естественно, со свесившимся крылом управляемость ухудшилась, особенно на прямой, и разрыв начал увеличиваться, хотя он не потерял свою позицию, пока не заехал в боксы на 13-ом круге, чтобы обмотать кузов липкой лентой. В газете сообщалось, что над ним работали четыре механика, но я сомневаюсь в этом, поскольку разрешено работать только двум. Этот пит-стоп отбросил его на 13-ую позицию. На 9-ом круге Зифферт прошел МакЛарена в борьбе за девятую позицию, а Белл прошел Ансера в борьбе за 13-ую. На следующем круге Амон развернулся прямо перед боксами. Видимо, водяной насос выдал слишком большое давление, и из треснувшего шланга вода брызнула под его задние шины. Это отбросило его с третьей на девятую позицию, а затем на 14-ом круге Дерик Белл на второй Ferrari сошел из-за сломанного поршня и воды, сочившейся из выхлопных труб.
На 16-ом круге Денни Халм наехал на масляное пятно и совершил жуткий разворот, в ходе которого повредил заднюю тормозную магистраль и вынужден был заехать в боксы, чтобы восстановить ее, в результате чего откатился с третьей на девятую позицию. Эта третья позиция, казалось, являлась "горячей точкой", и теперь на нее вышел Дэн Гарни, чтобы испытать свою удачу.
К 20-му кругу Стюарт опережал Хилла на 14 сек., шедшего в 9-ти сек. впереди Гарни, вплотную преследуемого Сэртизом, Риндтом и Зиффертом. После 7-сек. интервала шел МакЛарен, преследуемый Родригезом, Брэбхемом, Андретти, затем Ансер и остальные круговые. На этом же круге Кэридж привел свой BRM, страдавший от перебоя зажигания, в боксы, где ему установили новую транзисторную коробку.
На 22-ом круге Бьянки заехал в боксы из-за проблем с механизмом выбора передач, которые позже обернулись проблемами со сцеплением, но он преодолел 88 кругов. Затем на 26-ом круге прямо перед боксами Дэн совершил супер-разворот на 360 градусов, великолепно поймав болид и отдав лишь одну позицию Сэртизу на Honda. В это же время Денни заехал в боксы, чтобы заново установить тормозную магистраль и вылечить перебои зажигания, в связи с чем был заменен питающий провод свечи зажигания – на это у него ушло всего 4 минуты. Зифферт прошел Риндта в борьбе за пятую позицию и бросился в погоню за шедшими недалеко впереди Гарни и Сэртизом.
На 32-ом круге Марио Андретти снова заехал в боксы из-за проблем со сцеплением, а после регулировки и попытки охладить его он вернулся на трассу, но спустя один круг сошел. Огромное разочарование после столь прекрасного начала гонки, но будем надеяться, что мы увидим его снова. Затем Дэн отвоевал свою позицию у Джона Сэртиза, и на протяжении оставшейся части гонки они вели поединок за третье место. Время от времени Джон вынужден был отставать, чтобы протереть свои защитные очки, поскольку McLaren Гарни выбрасывал много масла из подтекавшего бака. Кроме того, на короткое время он испытал трудности с механизмом выбора передачи и однажды упустил "воздушный мешок" от Дэна, который добавлял ему примерно 5 миль/ч. Затем Зифферт приблизился к Honda на 1.5 сек., надеясь пройти ее, но из-за проблем с механизмом выбора передач вынужден был откатиться назад, на 50-ом круге уступив позицию Риндту, у которого впоследствии через 22 круга взорвался двигатель.
Вернемся назад к 35-му кругу, когда у Бобби Ансера, добравшегося до 10-ой позиции, взорвался двигатель его BRM, а Йо Боннье остановился после боксов. Он вернулся туда за какими-то инструментами и отремонтировал сломанный датчик зажигания на маховике, в итоге преодолев 62 круга и финишировав 14-ым.
Тем временем Амон потратил 14 минут в боксах на замену радиатора и снова выехал на трассу, но оказался лишь на 13-ой позиции, и на 59-ом круге он сошел.
К 40-му кругу Стюарт шел в 26-ти сек. впереди Хилла, который, в свою очередь, обладал 10-сек. преимуществом над шедшими слетанной парой Гарни и Сэртизом, в 8-ми сек. позади них шел Зифферт и спустя еще 5 секунд – Риндт. МакЛарен и Родригез шли с отставанием на круг, а Бельтуаз – на два круга, но на 44-ом круге он вынужден был сойти из-за срезанных шлицев полуоси. На 52-ом круге Стюарт поднажал и установил новый рекорд круга 1:05.22, что соответствует 126.9 миль/ч, значительной скорости для этой трассы. Таким образом, он оказался в 31-ой сек. впереди Грэма Хилла, который был несколько обеспокоен своей рулевой колонкой, то отсоединявшейся от приборной панели, то возвращавшейся снова на место. Так происходило по несколько раз на каждом круге, и он потом говорил, что сначала пилотировал, как Нуволари, вплотную прижавшись к рулю, затем, как Фанхио, с полностью вытянутыми руками. Следуя примеру этих двух гонщиков, он выглядел совсем неплохо и, к счастью, продолжал пилотировать болид совершенно нелепым образом, иными словами, он проводил спокойную гонку.
К 60-му кругу Стюарт уверенно лидировал в 34-ех сек. впереди Хилла, который шел в 12-ти сек. впереди Гарни с Сэртизом на хвосте, далее шли Риндт и Зифферт. Они были единственными, кто оставался в одном круге с лидером, а Крис Амон на Ferrari сошел. Затем у Родригеза, шедшего на 8-ой позиции, на подъеме после боксов разрушилась задняя подвеска, что привело к вылету, но, к счастью, он благополучно остановился около трассы. Такая неудача после его великолепной победы в Ле-Мане.
Следующим на 71-ом круге сошел Элфорд из-за сломанного распредвала, на следующем круге – Риндт из-за взорвавшегося двигателя, а затем у Джека Брэбхема, прорвавшегося до седьмой позиции, на 77-ом круге, как и во время тренировок, вышли из строя толкатели клапанов.
Примерно с середины дистанции из выхлопных труб Джеки Стюарта начало вырываться облако дыма. Оно было обусловлено тем, что водосточный бак заполнился и в момент ускорения проливал воду на выхлопные трубы. Можно было разглядеть уровень воды в баке, поскольку он был пластмассовым. Тем не менее, в его боксах наблюдалось волнение, поскольку команда была не уверена, насколько долго хватит масла, поэтому они сигнализировали ему следить за масляным давлением, но все было в порядке.
К 80-му кругу Стюарт на 38 сек. опережал Хилла, который, в свою очередь, шел в 12-ти сек. впереди Гарни. Грэм практически ничего не мог сделать для того, чтобы догнать шотландца, поскольку его рулевая колонка по-прежнему обескураживающе моталась взад-вперед, словно волан. Так что впредь Джеки начал немного сбавлять скорость, и разрыв стал потихоньку сокращаться. На 92-ом круге у Денни Халма полетел входной вал, когда он ускорялся перед боксами, и из-за этого болид развернулся и вылетел с трассы на насыпь напротив боксов в районе стартовой линии. Казалось, произойдет очень страшная авария, когда болид взмыл в воздух, но, к счастью, вместо того, чтобы перевернуться, он приземлился на колеса. Хотя болид был сильно смят и серьезно разрушен, Денни вышел из него невредимым. На следующем круге Пирс Кэридж медленно заехал в боксы со сломанной задней подвеской – выпал болт внутреннего верхнего шарнира, и он нуждался в замене. Но после возвращения в гонку он не прошел и круга, поскольку из-за скачка давления в топливный насос перестали поступать остатки топлива в баке, и Пирс вынужден был возвращаться в боксы пешком.
На 97-ом круге, когда Сеппи Зифферт на круг и 20 сек. опережал МакЛарена, он промчался мимо боксов с перебоями зажигания, обратив внимание на свой бак, поэтому, когда на 98-ом круге он заехал в боксы, топливо у нас уже было наготове. Нехватка топлива была для нас полной неожиданностью, поскольку мы установили на болид дополнительный топливный бак и после прогревочного круга залили его под завязку. Несмотря на то, что мы обогатили смесеобразование, прямо перед стартом мы отметили, что это не должно было повлиять на расход. Дозаправка болида Lotus – дьявольская работа. Сперва нужно снять небольшую панель, затем отвинтить крышку и на ее место ввинтить воронку, и, наконец, топливо заливается очень медленно. Мне казалось, что дозаправка пятью галлонами длилась часами. Тем не менее, на нее ушло 65 сек., и только мы покинули боксы, как мимо пит-лайн промчался МакЛарен, опередив нас. На следующем круге мы были всего в 4-ех сек. позади него и спустя круг прошли его, вернув себе пятую позицию. А на следующем круге для дозаправки в боксы заехал МакЛарен. У него был большой запасной бак, сделанный из тонкого материала, и, должно быть, отверстие сапуна было заблокировано или было слишком маленьким, потому что насос высасывал с края бака, и топливо не поступало, поэтому он отстал на несколько кругов.
Стюарт по-прежнему спокойно лидировал, но Дэн Гарни на третьей позиции испытывал проблемы, поскольку в течение 10-ти кругов у него происходил медленный прокол, давление снизилось до 10 фунтов/дюйм2, и двигатель страдал от перебоев зажигания, вероятно, из-за нехватки топлива. Сэртиз, поначалу сбавивший темп, поскольку чувствовал, что ближе к концу гонки двигатель Honda станет мощнее, нашел возможность возобновить свой поединок с Дэном и прошел его на последнем круге, финишировав в 14-ти сек. впереди McLaren.
Джеки Стюарт финишировал в 24-ех сек. впереди Хилла, проведя безупречную гонку без осложнений, за исключением небольшого волнения по поводу расхода масла, что, в принципе, пустяк. Грэму Хиллу за свое второе место пришлось бороться со своей рулевой колонкой, но он проделал великолепную работу, на финише опередив на круг Сэртиза и Гарни, затем, к нашему огромному восхищению, пришли Зифферт и МакЛарен, несмотря на свои пит-стопы для дозаправки горючим.
Джеки Стюарт и Джон Сэртиз ближе к концу гонки испытали очень пугающие моменты, связанные со зрителями. Двое из них начали перебегать дорогу прямо перед Джеки. Один замешкался, и Стюарт сказал мне, что промчался мимо него в одном дюйме. Он подробно описал его и даже разглядел цвет его носков. Что касается Сэртиза, он сказал, что заметил движение, когда проходил поворот, и инстинктивно притормозил; затем два зрителя побежали через дорогу, а один споткнулся и упал на колени. Джон увернулся и сумел объехать его.
Я восхищаюсь тем, как Кен Тиррелл подготавливает свои болиды. Ему ничего не остается, как только, стиснув зубы, бороться за победу в Мексике. Джеки Стюарт, как говорится, является самым понимающим гонщиком с финансовой точки зрения, поэтому он должен был выиграть эту гонку. Двадцать тысяч долларов или талеров за 1-ый приз. $2000 за быстрейший круг и $500 за приз BOAC "Человек гонки". Хотя лично я думаю, что он добился своей цели благодаря стрижке г-на Себринга. Нужно будет съездить к нему перед Мексикой.
Это третья в этом году победа в Гран-при для Джеки Стюарта, что на одну больше, чем у кого-либо еще, что может стать в Мексике решающим фактором, поскольку вопрос о Чемпионстве по-прежнему остается открытым для Хилла, Стюарта и Халма. Это была первая в этом году победа в Гран-при посуху для Dunlop, и, скажу я вам, было очень трудно сделать выбор между тремя шинными компаниями.
Средняя скорость гонки составила невероятные 124.89 миль/ч – это означает, что гонщики проходили круги в среднем за 1 мин. 6 сек., и должен сказать, что это обстоятельство не давало мне передышки. К счастью, отчет о гонке и управляемость болида были превосходными. Думаю, я ничего не пропустил.
1 | Джеки Стюарт | Matra | 108 | 1:59'20.29 | ||
2 | Грэм Хилл | Lotus | 108 | 1:59'44.97 | ||
3 | Джон Сертис | Honda | 107 | 1:59'32.80 | ||
4 | Дэн Герни | McLaren | 107 | 1:59'46.04 | Разворот / прокол | |
5 | Йо Зифферт | Lotus | 105 | 1:59'25.42 | ||
6 | Брюс МакЛарен | McLaren | 103 | 2:00'03.57 | ||
нф | Пирс Каридж | BRM | 93 | Болт крепления подвески | ||
нф | Денни Хьюм | McLaren | 92 | Разворот на масле / пит-стоп / тормоза / ведущий вал / авария | ||
нф | Люсьен Бьянки | Cooper | 88 | Сцепление | ||
нф | Джек Брэбэм | Brabham | 77 | Двигатель | ||
нф | Йохен Риндт | Brabham | 73 | Двигатель | ||
нф | Вик Элфорд | Cooper | 71 | Распределительный вал | ||
нф | Педро Родригес | BRM | 66 | Задняя подвеска | ||
нф | Йо Боньер | McLaren | 62 | Зажигание | ||
нф | Крис Эймон | Ferrari | 59 | Разворот / трубка подвода воды | ||
нф | Жан-Пьер Бельтуаз | Matra | 44 | Ведущий вал | ||
нф | Бобби Анзер | BRM | 35 | Двигатель | ||
нф | Марио Андретти | Lotus | 32 | Пит-стоп / шасси / сцепление | ||
нф | Дерек Белл | Ferrari | 14 | Двигатель | ||
нс | Джеки Оливер | Lotus | Колесо / авария | |||
нс | Анри Пескароло | Matra | Двигатель |
Перевод и набор: Андрей Краснов
Road & Track, January 1969