14-1976г. Гран-При Канады
24 сентября в Париже трибуналом FIA рассматривался протест Ferrari против победы Джеймса Ханта в Гран При Британии. В итоге он был поддержан, Ханта дисквалифицировали, а Лауду объявили победителем. Зная прекрасно все обстоятельства дела, я целиком и полностью согласен с Тедди Мейером, который сказал: "Они наплевали на правила. Все слушание было настоящим глумлением над справедливостью." Единственное объяснение, которое я могу придумать, заключается в том, что участники трибунала чувствовали, что их решение в пользу Ханта относительно испанского Гран При требовалось уравновесить, и поэтому они отдали Брэндс Хэтч Лауде.
В Торонто я летел на самолете, и одним из моих попутчиков был Джоди Шектер. Я спросил его, что он думает обо всех этих протестах. Без тени улыбки Джоди ответил: "Их слишком мало. Если бы их было больше, я лидировал бы в Чемпионате. Я и сейчас всего в 7 очках позади Ханта." Ники Лауда остановился в том же отеле, что и я, и вечером мы с ним долго разговаривали. Он сказал, что ему постоянные апелляции только вредят. "Люди уже забыли, что я выиграл все первые гонки, и теперь даже в немецких газетах пишут, что я лидирую в общем зачете только из-за дисквалификаций Ханта." В будущем положение может измениться еще раз, потому что Королевский Автомобильный клуб Великобритании опротестовал результаты ГП Италии в связи с тем, что гонка не была остановлена, когда организаторы приняли соответствующее решение. Лауда может потерять свое 4-е место. Если говорить о более радостных событиях, то Ники был просто в восторге от сдачи экзамена на право управления самолетом. Теперь он собирается купить долю в реактивной Cessna Citation. Ники - очень рациональный человек.
Год назад никто не верил в возможность возвращения канадской гонки в календарь Чемпионата, но вот же она все прощено и забыто. Погода приветствовала гонщиков. Во время пятничной тренировки температура поднялась с 18 до 280С. Состав участников от Монцы почти не отличался. Не было Ройтеманна и третьего Ferrari. Лэрри Перкинс занял место Штоммелена во втором Martini Brabham'е, так что Boro отсутствовали. Крис Эймон, недавно тестировавший машины Уолтера Вольфа, получил в свое распоряжение второе шасси команды. Отто Штуппахер за свой счет привез в Моспорт Tyrrell 007 и был настроен по боевому, хотя ему пока только предстоит впервые преодолеть квалификацию. На 25 стартовых мест претендовали 27 спортсменов, но уже к вечеру первого дня эта цифра уменьшится. Рекорд круга для Ф1 был установлен Лаудой в 1974 году - 1.13,65, а самый быстрый квалификационный круг проехал Эмерсон Фиттипальди на McLaren'е - 1.13,18.
В начале темп задавал Ронни Петерсон, а следом за ним расположились Джеймс Хант и Джон Уотсон. Затем выяснилось, что мягкая смесь шин позволяет ехать быстрее, но в этот момент у Ронни педаль тормоза провалилась в пол, и ему пришлось обгонять Шектера перед боксами "неортодоксальным способом". Поломку быстро устранить не удалось, и швед не мог воспользоваться преимуществами мягкой резины. До конца заезда инициативу удерживал Джеймс и в итоге опередил Марио Андретти на 0,5 секунды. Джон Уотсон показал 3-й результат.
Джеймс сказал: "Машина ужасна, но времена, вроде бы, ничего." Он просто шутил, потому что McLaren был очень послушен. Во время квалификации он опустился на 2 место, потому что начал обкатывать жесткие шины на случай, если в гонке придется использовать именно их.
Марио Андретти сразу дал понять, что настроен очень серьезно и на 3-м своем круге в повороте перед боксами чуть не потерял контроль над Lotus'ом. Гуннар Нильссон все утро на жесткой резине изучал трассу, а днем, переобувшись в мягкую, сказал: "У меня не все получается, но я справлюсь." В первом заезде машина Эймона по его собственным словам была не очень хороша. Возможно проблема заключалась в плохом комплекте резины. Крис надеялся, что в дальнейшем ситуация исправится. К несчастью, этого не произошло. У Перкинса сгорел Alfa. Карлос Паче сказал, что двигатель у него паршивый, а у Жаки Иккса мотор отказал уже в самом конце заезда, в результате чего он весь остаток дня грелся на солнышке. Жан-Пьер Жарье, все еще за рулем Shadow DN5, тоже сжег мотор, однако механики заменили его так быстро, что француз смог воспользоваться заключительными 20-ю минутами последней сессии.
Жак Лаффит был не так высоко как обычно. Он сказал, что с машиной все в порядке, но "быстро не ехать, здесь нужно крутой быть, нет?" Труднее всего было найти свободный круг. По словам Джоди: "Толкучка тут просто невероятная. Утром я проехал 18 кругов, из них 4 чистых, днем - 15 кругов при 3 чистых, однако такова жизнь."
Позже, Крис Эймон и Харальд Эртль угодили в очень неприятную аварию в печально знаменитом 2-м повороте. Крис сдвинулся к краю дороги, чтобы пропустить один из McLaren'ов, наехал на грязь и развернулся. Он пытался снова тронуться с места, когда на этом месте появился Эртль и, уворачиваясь от Williams'а, потерял контроль над машиной и протаранил автомобиль новозеландца. Оба монокока пошли на списание, сократив при этом число участников Гран При до 25. Харальд отделался несколькими болезненными синяками, а вот Крис сильно потянул коленные связки и заработал рваную рану на ноге, что вывело его из гонок на несколько недель. Ровно год и один день назад он попал в больницу после дорожной аварии в Лонг Бич.
Ferrari смотрелись неважно. Клей Регаццони рассказывал мне: "Недостаточная поворачиваемость, избыточная… Я и того, и другого достаточно нахлебался." Ники, сумевший показать только 9 результат, говорил: "Хотя я на пределе и машину в поворотах постоянно заносит, она все-таки едет медленно." Сюрприз дня преподнес Витторио Брамбилла, ни с того, ни с сего заняв со своим лучшим кругом по итогам дня первую строчку. Однако главным героем я должен признать Тома Прайса. Из последнего перед боксами поворота он вылетал, на считанные сантиметры расходясь с отбойником. На последнем круге его раскрутило и потащило прямо на меня и Роджера Пенске. Я схватил Роджера, который смотрел в другую сторону, но Том ударился в стену в 4,5 м от нас и поломал только носовой обтекатель и нижнюю раму. В шестерку лучших вошли: Брамбилла 1.13,33; Хант 1.13,38; Андретти 1.13,44; Петерсон 1.13,51; Регаццони 1.13,52 и Уотсон 1.13,97.
В субботу погода также была превосходной, стало даже еще теплее. В начале заездов был 210С, а потом температура поднялась до 32 градусов. Штуппахер решил прекратить участие в борьбе, так как его неконкурентоспособность была очевидна ему самому, так что если еще не забывать об отсутствии Эймона и Эртля становится ясно, что ситуация с толкучкой на трассе значительно улучшилась. Утром проводилась часовая заключительная квалификация, а на послеобеденное время была назначена полуторачасовая неофициальная тренировка.
Для Penske утро сложилось плохо. Ночью была проведена замена мотора, но когда Джон выехал на кольцо, выяснилось, что между 8'000 и 9'000 об/мин существует провал. Механики заменили свечи, spark box и распределитель, но ничто не помогало. Уотсону пришлось пересесть в запаску, но у нее была неправильно настроена подвеска, так что он даже близко не смог приблизиться к своему вчерашнему времени, опустившись на 14 строчку. Во время послеобеденной сессии была заменена еще одна spark box и Penske буквально полетел, принеся Джону лучшее время заезда, что, впрочем, служило лишь намеком на то, что могло бы быть.
Для Джеймса Ханта утро напротив сложилось как нельзя лучше. Он обулся в свежий комплект резины и проехал 8 свободных кругов, каждый из которых был быстрее предыдущего, показав в итоге 1.12,38. Он сказал мне, что единственной причиной для беспокойства для него была болевшая рука. March'и находились в отличной форме, и Петерсон стал 2-м, Брамбилла 3-м, а Штук 8-м. Патрик Депайе решил сконцентрировать свои усилия на длиннобазном шасси и занял 4-е место.
Нильссон потерял машину во втором повороте и полетел в сторону поля для игры в гольф в Боуэнвилле. К счастью JPS не был серьезно поврежден. Марио Андретти пожаловался мне, что его автомобиль ведет себя не так хорошо как он ожидал, а Чэпмен сказал, что по сравнению со вчерашним днем изменились только две вещи: на машину одели новую резину, а на Марио одели новые штаны, что, после предыдущих выездов, было для него просто необходимо. Марио показал 5-й результат, но днем у Lotus'а сломалась поворотная цапфа из-за чего одно из колес улетело в небо, а сама машина оказалась в кустах возле трассы. Хорошо хоть, что без больших последствий.
У Ferrari дела тоже шли не самым лучшим образом. Прошлым вечером проверяющие обнаружили, что радиаторы коробки передач установлены на красных автомобилях с нарушением правил. Механики команды все исправили, и в этот раз обошлось без протестов. Затем у Клея забарахлил мотор, и он не мог подняться выше 12-го места. Ники стал только 6-м и сказал мне, что на кочках у его Ferrari появилась жестокая избыточная поворачиваемость. "Вчера на круге в 14 секунд машина вела себя хорошо, сегодня в 13 секундах она ужасна. С моей аварии на Нюрбургринге автомобиль совершенно не был усовершенствован." Это подтверждает мою давнюю мысль, что Ferrari просто не могут обойтись без Лауды в качестве тестера.
Шесть лучших результатов по итогам квалификаций показали: Хант 1.12,38; Петерсон 1.12,78; Брамбилла 1.12,79; Депайе 1.12,83; Андретти 1.13,02 и Лауда 1.13,06.
День гонки в Моспорте выдался на славу. Я просто не помню, когда в Канаде было три погожих дня подряд, а я ведь был на всех Гран При в этой стране. Температура на солнце равнялась 310С, и все выглядело очень красиво. Число зрителей составило около 85'000, и это самая большая аудитория в истории канадских автогонок, которая стала свидетельницей, возможно, самого захватывающего этапа сезона. Старт был дан с 45-минутным опозданием, так как было необходимо закончить работы по восстановлению отбойников. Однако подобную ситуацию предвидели и за два часа всем разослали новое расписание, которое потом было строго выполнено.
Все машины выстроились на стартовой решетке и ушли на прогревочный круг. Когда они вернулись на линию старта была выдержана 30-секундная пауза, чтобы участники могли занять свои места, а потом пошел 10-секундный отсчет, после которого светофор переключился на зеленый свет. Нильссон при начале прогревочного круга не смог стронуть свой JPS с места. К счастью стартер со сжатым воздухом продолжал крутить мотор и не дал ему "перегореть". Гуннар затем бросился догонять соперников в надежде успеть на старт. Я думаю, что в этом он совершил ошибку. Ему стоило бы дождаться остальных на месте, хотя я не знаю, может быть по современным правилам круг прогрева обязателен. Как бы там ни было, к старту он не успел и просто начал гонку с отставанием от пелетона. Уотсон перед зеленым сигналом не смог включить первую передачу, и ему пришлось трогаться со второй, и только потом Джон буквально вбил рычаг на первую, но к тому моменту он потерял что-то около 6 мест.
Лидерство захватил Петерсон. Джеймсу почему-то хорошие старты никогда не удаются и в первый поворот войти первым у него не получается. После первого круга порядок был следующим: Петерсон, Хант, Депайе, Андретти, Брамбилла, Шектер, Лауда, Масс, Лаффит, Штук, Паче, Регаццони, Прайс, Фиттипальди, Перкинс, Иккс, Пескароло, Уотсон, Эдвардс, Лангер, Мерцарио, Жарье, Джонс и, в некотором отдалении, Нильссон. На следующем круге Паче обогнал Штука, а Мерцарио свалился на предпоследнее место.
На 4-м круге Шектер отнял у Брамбиллы 5-е место, а еще через 5 кругов Лауда лишил итальянца и 6-го. Подобравшись во втором повороте слишком близко к Фиттипальди, Перкинс не удержал свой Brabham и откатился в хвост гонки, что в дальнейшем будет иметь немаловажное значение. У лидировавшего Петерсона появилась недостаточная поворачиваемость и постоянно блокировались тормоза, так что вскоре он стал являть собой высокоскоростную пробку для всех остальных. Весь пелетон сильно уплотнился, каждый гонщик предпринимал отчаянные попытки обгона. Однако на этой трассе обгонять невероятно трудно. И все же на 9-м круге Джеймс сумел опередить Ронни и за 5 "витков" нарастил 4 секунды преимущества. Джеймс потом признался, что надеялся на то, что Ронни будет сдерживать Депайе как можно дольше, но Патрик обогнал March на 13 круге и немедленно начал сокращать свое отставание от McLaren'а. За их спинами "пробка" не рассасывалась и даже аутсайдеры подобрались ближе. На 12 круге Мерцарио, по вечному выражению Фрэнка Уиллиамса, "выпал с трассы". Уолтер Вольф сказал мне, что это не самый лучший уикэнд в его жизни, да к тому же еще и в родной стране.
Андретти и Джоди Шектер обогнали Петерсона, а еще через 2 круга их примеру последовал Ники Лауда. Внезапно пелетон начал растягиваться, и я сперва не мог понять почему, но потом увидел, что они догнали на круг Перкинса и, разбираясь с ним, "теряли связь" друг с другом. После четверти дистанции Депайе сократил разрыв с Хантом до 2,2 секунды, и было совершенно очевидно, что Патрик настроен самым серьезным образом. Оба они уходили от Андретти, который в последний момент решил проводить гонку на запасной машине и смотрелся исключительно здорово. Паче чуть-чуть промазал передачу, и Регаццони вышел вперед. Так началась битва, продлившаяся целый час и во время которой Паче раз за разом пытался вернуть себе утраченное место. В ее конце чуть было не произошла катастрофа. Карлос сказал, что за всю гонку Клею ни разу не показали синий флаг и что если бы он смог совершить обгон, то с легкостью уехал бы вперед.
У Штука вышло из строя рулевое управление. Похоже, рулевую колонку иногда заклинивало, и его даже развернуло на прямой. Механики попытались устранить поломку, проведя в боксах полный осмотр, но ничего не помогало, и Ханс прекратил борьбу. Брамбилла потерял 4-ю передачу и начал отдавать одно место за другим.
Эдвардс допустил разворот, а Эмерсон заехал в гараж и заменил левую переднюю шину, после чего управляемость Copersucar'а настолько ухудшилась, что бразилец сошел с дистанции.
К 27-му кругу Депайе был в одной секунде от Ханта, но тут они догнали отстающих, и при обгоне круговых Джеймс все время что-то выигрывал. К 30-му кругу разрыв вырос до 2,5 секунд. После гонки он сказал, что Патрик заставил его идти быстрее, чем он хотел бы, поэтому он приберегал усилия для круговых и тогда, при условии четких и уверенных действий, мог получить небольшую передышку. За лидирующей парой шел одинокий Андретти, а за ним Шектер и Лауда, чуть дальше Масс, в некотором отдалении от которого боролись Регаццони и Паче. Еще дальше Лаффит пытался обогнать Петерсона, а за их спинами плотной группой шли Прайс, Иккс и Уотсон.
На середине дистанции Депайе снова достал Ханта и следующие 10 кругов оставался в пределах полусекунды от него, но затем Хант снова успешно использовал круговых, и разрыв увеличился до 2 секунд. В это же время у Ferrari Лауды ухудшилась управляемость и вести машину стало очень трудно. К этой гонке была подготовлена новая задняя подвеска, и шаровой шарнир на ней не выдержал нагрузок, позволив правому заднему колесу болтаться в пределах 4 градусов. Поведение автомобиля постоянно ухудшалось, и Ники с 5-го места откатился на безочковое 8-е. У Клея возникли схожие проблемы, но в его случае шаровой шарнир, хотя и давал излишний ход, все же был в гораздо лучшем чем у Лауды состоянии. Из-за сломанного камнями переднего антикрыла у Регаццони возникла недостаточная поворачиваемость, а кроме того, на выходе из поворотов при нажатии на педаль газа Ferrari всю передергивало, так что удерживать Паче за спиной швейцарцу было непросто: для этого ему приходилось занимать всю ширину дорожного полотна без остатка. На 43-м круге долгая битва Петерсона и Лаффита закончилась. Жак внезапно ощутил, что Matra теряет мощность и давление масла, поэтому он уехал в гараж.
За 20 кругов до финиша Патрик отставал от Джеймса только на два корпуса и излучал угрозу. Хант сказал мне, что именно тогда Tyrrell предпринял единственную "попытку обгона". На выходе на прямую McLaren был несколько медленнее, и Джеймс, чтобы не пустить Депайе вперед, занял внутреннюю и наиболее удобную траекторию. Потом уголком глаза он заметил что-то темное на другой стороне и подумал: "О, Господи! Он пытается сделать меня снаружи!" И тут Джеймс понял, что испугался он не Депайе, а собственной тени. Это был единственный пережитый им шок. Через 2 круга у Патрика сломалась трубка, подводящая топливо к показателю давления. Вообще-то, это не должно было иметь никаких последствий, потому что специальный клапан должен перекрывать в таких случаях подачу горючего и только очень небольшое количество алкоголя попадает в прибор. Однако система оказалась новой, клапан не сработал, и топливо начало выплескиваться на комбинезон Патрика. Первые несколько кругов это никак не сказывалось, хотя он чуть-чуть отстал. Но потом, как он рассказал мне: "Я перестал видеть левым глазом и еле-еле держал себя в сознании. Это было все равно как ехать в тумане, я вел машину как робот. После этого горючее стало прожигать мне одежду, и боль была так сильна, что я немного пришел в себя. После финиша я затормозил, выполз из кокпита, оперся на заднее колесо и вырубился." Петерсон, которого незадолго до финиша Депайе обогнал на круг, сказал, что на прямой Tyrrell бросало из стороны в сторону. Через два часа после окончания гонки я понюхал шлем Патрика и чуть было не потерял сознание. Профессор Фрэнк Фолкнер, заместитель Кена Тиррелла и хронометрист команды, а заодно уже много лет всеобщий друг и неофициальный доктор сказал мне, что у Патрика поверхностные ожоги плеча. По словам Фрэнка, он сразу понял, что с Депайе все в порядке, потому что тот немедленно попросил свои сигареты. Кен Тиррелл добавил: "Когда он прикуривал, все от него отошли подальше: боялись, что он взорвется!"
За несколько кругов до финиша Регаццони занесло в повороте больше обычного, и Паче в очередной раз попытался пройти его изнутри. Стараясь не отстать на разгоне, Клей переборщил и буквально вышиб Карлоса прямо в пит-уолл. Brabham полетел точнехонько в нас, и я побежал. Казалось по стендам команд идет волна - люди разбегались и скакали в разные стороны. Невероятным образом Карлосу удалось сохранить контроль над машиной, и на пит-лейн она не залетела, но ничего страшнее я уже давненько не видел. Некоторые считают, что Brabham в повороте задел колесо Ferrari, но свидетельств в пользу этой версии нет. Другие считают, что Клей срезал Карлоса нарочно. Я этому не верю, хотя Берни Экклстоун подал протест по факту создания опасной ситуации, который, правда, удовлетворен не был. Как бы там ни было, на следующем круге битва бушевала с прежней яростью. Шасси Brabham'а оказалось погнуто. Так они и ехали до конца. На финишной линии их разделил один корпус. Карлос, проведя отменную гонку, занял 7-е место и показал второе время прохождения круга, уступив только Депайе, который на 60-м круге показал 1.13,81.
После того как у Депайе начались неприятности, напряжение для Ханта спало и он получил отмашку клетчатым флагом на 6 секунд раньше Tyrrell'а. Джеймс сказал мне, что у него очень болел локтевой сустав и ночью перед стартом он почти не спал. По его словам, если ты здоров, то недосыпание не слишком опасно, однако он опасался, что в гонке усталость может сказаться. Несмотря на это все сложилось прекрасно, хотя Патрик и заставил его потрудиться. Патрик и в самом деле проявил себя очень мужественным человеком, и как он продержался до финиша, я просто не представляю. Уже после, попыхивая своим неизменным "Галуазом", он сказал мне, что скорее всего смог бы обогнать Ханта, потому что на последних 10 кругах тот терял скорость в правых поворотах.
Андретти закончил гонку 3-м в 10 секундах позади победителя, как всегда показав себя суперпрофессионалом. В конце его немного беспокоила избыточная поворачиваемость, из-за которой повороты приходилось проходить на цыпочках. Джоди отстал от Марио на 9 секунд: "Машина вела себя замечательно. Я знаю, мне никто не поверит, но мой мотор потерял мощность." Йохен Масс провел лучшую за длительный период времени гонку и занял 5-ю строчку. Уотсон закончил дистанцию всего лишь в 0,2 секунды позади Петерсона при плохом стартовом месте и неудачном старте. Нильссон проявил себя хорошо и с последнего места поднялся до 12-го. Иккс стал 13-м. Его Ensign не слишком хорошо управлялся. Лангер занял 15-е место и стал лучшим из пилотов Surtees'а.
Накануне гонки один из читателей Road & Track попросил меня сделать прогноз на ее исход. "Хорошо, - ответил я. - Попробую. Я думаю порядок на финише будет Хант, Депайе, Андретти." Жаль только, что денег я на это не поставил.
1 | Джеймс Хант | McLaren | 80 | 1:40'09.626 | ||
2 | Патрик Дэпайе | Tyrrell | 80 | 1:40'15.957 | ||
3 | Марио Андретти | Lotus | 80 | 1:40'19.992 | ||
4 | Джоди Шектер | Tyrrell | 80 | 1:40'29.371 | ||
5 | Йохен Масс | McLaren | 80 | 1:40'51.437 | ||
6 | Клей Регаццони | Ferrari | 80 | 1:40'55.882 | ||
7 | Карлуш Пасе | Brabham | 80 | 1:40'56.098 | ||
8 | Ники Лауда | Ferrari | 80 | 1:41'22.583 | Проблемы с управлением | |
9 | Ронни Петерсон | March | 79 | 1:40'16.4 | ||
10 | Джон Уотсон | Penske | 79 | 1:40'16.7 | ||
11 | Том Прайс | Shadow | 79 | 1:40'31.4 | ||
12 | Гуннар Нильссон | Lotus | 79 | 1:41'01.3 | Заглох на старте | |
13 | Жаки Икс | Ensign | 79 | 1:41'19.0 | ||
14 | Витторио Брамбилла | March | 79 | 1:41'19.2 | ||
15 | Брет Ланджер | Surtees | 78 | 1:40'33.6 | ||
16 | Алан Джонс | Surtees | 78 | 1:40'50.1 | ||
17 | Ларри Перкинс | Brabham | 78 | 1:41'02.6 | Разворот | |
18 | Жан-Пьер Жарье | Shadow | 77 | 1:40'57.8 | ||
19 | Анри Пескароло | Surtees | 77 | 1:41'13.7 | ||
20 | Гай Эдвардс | Hesketh | 75 | 1:41'13.3 | ||
нф | Жак Лаффит | Ligier | 43 | Давление масла | ||
нф | Эмерсон Фиттипальди | Copersucar | 41 | Выхлоп / кронштейн заднего антикрыла | ||
нф | Ханс-Йоахим Штук | March | 36 | Управление | ||
нф | Артуро Мерцарио | Wolf-Williams | 11 | Авария | ||
нс | Харальд Эртль | Hesketh | Удар в развернувшегося Эймона / травма спины | |||
нс | Крис Эймон | Wolf-Williams | Удар от Эртля / травмы ног | |||
нкв | Отто Штуппахер | Tyrrell |
Перевод: Максим Куваев
Road & Track, january 1977