Гран-При Аргентины 1977 года: Единственный частник выигрывает этап
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1977г. Гран-При Аргентины

01-1977г. Гран-При Аргентины

В межсезонье возникли значительные разногласия между Ассоциаций Конструкторов Формулы 1 (F1CA) и некоторыми организаторами, и какое-то время под угрозой был весь сезон 1977 года. Часть стран решила, что им следует объединиться в единую организацию, которая возьмет на себя переговоры между F1CA и национальными автомобильными клубами. Так что в Монце они организовали то, что стало известно как Мировой Гоночный Чемпионат (WCR – World Championship Racing), возглавляемый Петом Дюффелером, в недавнем прошлом исполнительным директором Phillip Morris (Marlboro), и в его состав вошли ряд представителей FIA (Международная Ассоциация Автоспорта) и CSI (Международная Спортивная Комиссия), такие как принц Меттерних (Германия), барон фон Хайнштейн (Германия) и Мишель Боери (Монако). Точно известно не было, насколько тесно CSI была связана с WCR, но по началу отношения казались весьма близкими, поскольку Дюффелер рассылал свои письма на бланках FIA или через их телекс, что, конечно, придавало им некоторый вес. Но FIA всегда особо подчеркивало, что она никоем образом не имеет отношение к денежным вопросам автоспорта.
Практичные страны, у которых были успешные и надежные связи с F1CA напрямую, не хотели участвовать в WCR; это были США (восток и запад), Британия, Канада, Япония, Южная Африка, Бразилия, Австрия и Швеция; Бельгия и Голландия сомневались.
Письмом, датированным июлем 1976 года, Автомобильный Клуб Аргентины передал права на проведение Гран При Аргентины 1977 компаниям Ceni CA, Coninter SA и Mexas, возложив на них всю ответственность за организацию и финансирование мероприятия. 10 октября организаторы подписали соглашение с F1CA, которое гарантировало участие в гонке всех ведущих команд. Вскоре после этого, по неизвестным причинам, Аргентинский Клуб приказал этим организаторам аннулировать данное соглашение и иметь дело только с недавно сформированным WCR, штаб-квартира которого располагалась в Монако. Организаторы проигнорировали это требование, и АКА лишил их права вообще проводить гонку. Из-за этого организаторы не внесли необходимые банковские гарантии, утвержденные контрактом, идущие на покрытие расходов F1CA по фрахтовке самолетов для перевозки в Аргентину болидов и оборудования. Соответственно, когда эти гарантии не поступили, у F1CA не было другого выхода, как заявить, что они отказываются от соглашения. Также они оставили за собой право предпринять законные меры против АКА и других организаций, которые способствовали расторжению контракта, вменяя им в вину незаконное и недопустимое вмешательство в законный коммерческий контракт.
CSI, посмотрев куда дует ветер, поняла, что на руках F1CA все козыри. У них машины, пилоты, оборудование, так что CSI решила присоединиться к F1CA и выработать ряд директив по финансовым условиям на сезон по большей степени на основе предложений F1CA. Они получают $275 000 плюс 50 процентов от роста сборов за билеты, итого минимум им гарантировалось $300 000.
FIA прояснила свою позицию по WCR, заявив, что раз конструкторы Ф1 нашли необходимым организовать ассоциацию для совместной защиты их материальных интересов, то кажется допустимым, если с аналогичными целями свою ассоциацию создадут организаторы. Так что в последний момент все, казалось, разрешилось, хотя банковские гарантии Аргентины и не прибыли к Рождеству. Как сказал мне Берни Экклстоун, "Это было пустой тратой времени и бесполезным занятием, все, что из это вышло, так это то, что президент CSI поддержал наши предложения, которые мы сделали ему еще в апреле 1976-го”. Сэр Клив Боссом, вице президент FIA, сказал мне, "Возможно, с Берни Экклстоун и трудно иметь дело, но если он уж дал слово, то держит его”. В любом случае, здорово, что Аргентина снова в строю, вернувшись после пропуска прошлого года, ведь так или иначе у них, похоже, в крови умение проводить настоящие автогонки, и с таким человеком у них за спиной, как Хуан Мануэль Фанхио, вы чувствуете, что у вас есть тот, кто знает что делает. Они все организовали отлично, несмотря на эти ужасные проблемы с безопасностью, для решения которых они вызвали 2500 военных, и уровень инфляции в 340 процентов годовых.
Поскольку это первая гонка из, кажется обещающего быть самым захватывающим, чемпионата, включающего 17 этапов, так что я, пожалуй, начну с краткого обзора списка 22-ух участников. Итак, два Marlboro McLaren M23, слегка модифицированные, для Джеймса Ханта и Йохена Масса. Две Ferrari 312T2, опять таки с небольшими изменениями, для Ники Лауда и Карлоса Ройтеманна, который провел большую часть тестов. Elf Tyrrell (с новым спонсором, First National City Bank) привезли 2 шестиколесных "P34" с доработанной аэродинамикой для Ронни Петерсона, проводящего свою первую гонку за команду, и Патрика Депайе. Lotus прибыли с двумя John Player Special Mark III с новой аэродинамикой для Марио Андретти и Гуннара Нильссона. Martini-Brabham выставили 2 "BT45" плюс запасное шасси, с 512-сильными 12-цилиндровыми двигателями Alfa, сильно доработанными и облегченными, для Карлоса Пасе и недавно присоединившегося к команде Джона Уотсона.
March не привезли свой новый шестиколесный болид, который прошел на тестах всего полкруга, после чего у него сломалась трансмиссия, так что они выставили переработанный "761B" для Алекса Рибейро, чьим спонсором является Hollywood Cigarettes, и Яна Шектера, чемпиона Южной Африки, брата Джоди, спонсируемого табачной компанией Rothmans. Со всем этим куревом они должны прямо таки дымиться.
В Shadow подготовили "DN8" для Тома Прайса и "DN5" для Рензо Зорзи, прошлогоднего победителя гонки Формулы 3 в Монако, заменившего Скакуна Жарье. Жаль, что Жарье не было, он был самым быстрым человеком на автодроме. Вместе с Зорзи в Shadow пришел и спонсорский пакет Ambrosio, добавившийся к контракту с Tabatip, который уже был у них.
Surtees выставили два "TS19" с переработанным кузовом и улучшенной аэродинамикой для Витторио Брамбилла, как обычно пользующегося поддержкой Beta. Австриец Ганс Биндер, выступавший в прошлом году за Ensign на Остеррайхринге, занял место Алана Джонса в болиде Durex. А сам Алан решил присоединиться к Teddy Yip в Indy и других американских сериях.
У Copersucar были подготовлены две машины 1976 года для Эмерсона Фиттипальди и Инго Хоффмана, поскольку новая машина еще не готова. Но есть одно серьезное изменение, они сменили вертикальные стойки, поскольку обнаружилось, что прежние, сделанные в Бразилии, гнулись. У Ligier-Gitanes-Norev был новый JS7 с мотором Matra для Лаффита, хотя пока новая модель еще не доказала, что она быстрее JS5. Tissot присоединился к Castrol в поддержке Ensign и Клея Регаццони, так что конюшне, к сожалению, пришлось расстаться с Жаки Иксом. Walter Wolf Racing, команда к которой я примкнул, разработала свое собственное шасси для Джоди Шектера на миллионы Уолтера, так что он может считаться единственным действительно частным участником.
И, наконец, новый BRM, спроектированный Леном Терри и спонсируемый Rotary Watches, под управлением Ларри Перкинсом, был заявлен, но так и не появился на трассе. Когда упакованный болид прибыл в аэропорт в Англии для отправки, оказалось, что размеры контейнера были неверно заявлены, так что он не поместился в самолет.
Во время пятничной тренировки было крайне жарко и влажно, температура полотна поднялась до 116° по Фаренгейту, и никакие знаменитые buenos aires не могли охладить его. Если они и были, то оказались отсечены множеством полицейских и военных. В четверг прошла неофициальная тренировка и все действительно серьезно отнесли к ней. Депайе стал быстрейшим, Ройтеманна сильно закрутило и бросило в ограждение, и ему повезло, что он разбил только нос и заднее колесо. Джон Уотсон впервые уселся в Martini Brabham и у него возникли определенные трудности с переключением передач, хотя он был впечатляюще быстр. В прошлом быстрейший круг был на счету Жан-Пьера Жарье на Shadow и составлял 1мин 49,2сек, рекорд круга установил Hunt на Hesketh – 1:50,91. В первую сессию пятницы быстрейшим вновь был Депайе, очень быстро прошедший финишную прямую. Патрика преследовал Хант и потрясающий Уотсон, который сказал, что был очень доволен поведением Brabham.
У Пасе были проблемы с перегревом его BT45, затем у болида порвался верхний шланг, в результате мотор потребовалось заменить, так что он взял запасную машину, которую в итоге направил в ограждение. И хотя сам он остался практически невредимым, машина была серьезно разбита и не пригодна к дальнейшему использованию, так что Чарли пришлось просто сидеть и ждать, пока на его собственном болиде заменят двигатель. Мотор Рибейро взорвался на первом же круге, а его напарник, Ян Шектер, последовал его примеру чуть позже. Петерсон, который только начал привыкать к управлению своим 6-колесником, неожиданно обнаружил, что колес у него осталось лишь 5, когда переднее левое колесо отвалилось из-за поломки оси. Эмерсону удалось пройти лишь два быстрых круга между протечкой масла в коробке передач, проблемами с зажиганием и блокировкой задних тормозов.
У Джоди были проблемы на любой вкус. Он назвал это "мобильной областью бедствия, вроде того, как если бы вам потребовалось воспользоваться солнечными часами после захода”. У него были перебои с подачей топлива и проблемы с тормозами. Первое в итоге починили, второе – преследовало его на протяжении всего уикенда. Д-р Постулуэйт сказал мне, что на Wolf установлена тормозная система нового типа, и вибрация двигателя приводила к смещению тормозных колодок, так что Джоди приходилось три раза качать педаль тормоза на каждом круге в конце прямой. К счастью, ситуация оставалась постоянной и не ухудшалась. Док заметил, "в прошлом году у нас была плохо управляемая машина, которая ревела, в этом у нас хорошо управляемая машину, но заставить реветь ее мы не можем”.
Во второю сессию Хант поставил более мягкую резину и под конец прошел 4 быстрых круга подряд, лучшим из которых стали потрясающие 1:48,68, таким образом, он доказал, что был самым быстрым в эти два дня. Он был доволен машиной, но был несколько обеспокоен обезвоживанием. Он сказал, "У машины есть некоторые проблемы с управлением в быстрых поворотах, когда ее зад начинает немного вилять, но мы не в силах помешать этому”. Депайе, Уотсон и Масс заняли соответственно 2, 3 и 4 места, Лауда прорвался на 5-ое, намного опередив Ройтеманна, что порадовало Ники. Прогресс Ferrari невелик, они пропустили большую часть зимних тестов, кроме Фьорано, большую часть которых провел Ройтеманн, поскольку Ники после своего возвращения в конце прошлого сезона попал в некоторую немилость. Но Лауда без Ferrari может гораздо больше, чем они могут без него.
Марио Андретти избавился от своих ошибок и провел несколько хороших кругов, когда неожиданно прозвучал хлопок, подобный взрыву бомбы; он в это время шел на 130 милях/ч параллельно питлейну, только что записав 1:50,1. Все солдаты тут же взяли ружья на изготовку в поисках бомбометателей, но оказалось, что это сработала от жары система пожаротушения Марио. У болида оторвало нос, педали, масляные и тормозные шланги. Марио ухитрился пройти еще два поворота и остановиться примерно через милю, последовательно понижая передачи. Андретти поспешили отправить в отделение скорой помощи, куда помчался и Колин Чепмен, чтобы увидеться с ним. Все, что сказал Марио, так это "Черт. Это были верные 1:49,2”. Каким то чудом, Марио отделался лишь синяками на ногах, но машина была под списание. В субботу Тони Саутгейт отправил болид обратно в Англию как свою ручную кладь, а Гуннар предложил Марио свою машину, поскольку сам уже квалифицировался 10-м. Первая шестерка была: Хант 1:48,68, Депайе 1:49,13, Уотсон 1:49,22, Масс 1:49,81, Лауда 1:49,92 и Андретти 1:50,13.
В субботу стало еще жарче, температура трассы поднялась до 120°F. Обе тренировочные сессии были официальными и не были регламентированы по времени. Так было указано в правилах, и F1CA проглядела это. А когда они попробовали изменить правила, то им пришлось получать подписи всех участников, а Макс Мосли не согласился подписать, поскольку ему было необходимо все возможное время, ведь два его мотора сгорели в пятницу. Это сослужило ему хорошую службу, ведь в субботу у него сгорели еще два.
За первые 20 минут Уотсон улучшил свое время достаточно, чтобы встать на первую линию стартового поля рядом с Хантом. Затем он передал свою машину Пасе, у которого, несмотря на замену мотора, продолжались проблемы с перегревом; ночью выяснилось, что блокировалась охлаждающая система. На машине Джона Чарли ухитрился прорваться на 6-ое место. Ники выдал великолепный круг и смог подвинуть Масса с 4-го места, хотя он был и не слишком доволен машиной. Он сказал, "Машина не держит дорогу, такое ощущение, что нам требуется в два раза больше прижимной силы. Уверен, мы сможем справиться с этим, но потребуется время”. Ройтеманн, который был 7-ым, в 0,35с позади Ники, сказал, "Машина ведет себя как велосипед, проходит повороты как будто на двух колесах”. Марио на машине Гуннара показал 8-ое время. Из-за клапанных пружин довольно быстро взорвался двигатель Ligier Matra, так же как у них уже бывало на первых тестах. Клей Регаццони в принципе остался доволен Tissot Castrol Ensign и сказал, что она управляется гораздо лучше и легче чем Ferrari, хотя немного и проигрывает в мощности. Мо Нанн поправил это, когда нашел неправильно открывающийся дроссель. На Wolf прояснилась проблема с подачей топлива – дело было в электрическом насосе – но теперь Джоди посчитал, что машина стала непредсказуемой, и, в итоге, выяснилось, что новые нос и крыло были слишком легкими, гибкими, с меняющимся углом. Джоди прошел всего несколько кругов и все еще мучался проблемой с тормозами, так что он смог занять всего лишь 11-ую позицию.
Джеймс Хант появился только, чтобы подтвердить свое превосходство, и установить лучшее время, впрочем, не превзойдя своего вчерашнего результата. А почему он должен был? У Ронни Петерсона первое выступление за Elf-Tyrrell сложилось ужасно. Сперва он дважды потерял переднее колесо в первый день, затем в субботу проявилось излишнее выпаривание и недостаточная поворачиваемость, которую так и не смогли исправить. Болид Гуннара, который занял Марио, был старого образца и на 4 дюйма длиннее, но Марио сказал "В действительности, в быстрых поворотах он вел себя чуть предсказуемее.” Но он не смог улучшить свое время, поскольку ближе к концу вышел из строя двигатель, так что он в итоге оказался на 8-ом месте. Два March Рибейро и Шектера слишком много прыгали. Алекс на бордюрах, Ian – из-за ограничителя оборотов, но в итоге он оказался более чем на секунду быстрее напарника. Эмерсон был стабилен, но не эффектен и хотя немного улучшил свою позицию по сравнению с прошлым годом, остался всего лишь 16-ым. Брамбилла был разочарован, на его болиде возникли проблемы с нагревом из-за потери смазки из ШРУСа, который требовалось заново запечатывать после каждой сессии, а еще у него заедал подшипник колеса, так что лучшее что он смог показать, это 13-ое место. Первую шестерку составляли: Хант 1:48,68, Уотсон 1:48,96, Депайе 1:49,13, Лауда 1:49,73, Масс 1:49,81, Пасе 1:49,97.

День гонки выдался не таким жарким, как предыдущий, было немного облачно, так что температура трассы опустилась до 110°F, но было очень влажно. Что хуже, из соображений безопасности всему персоналу было предписано явиться на кольцо к 10 утра, хотя гонка начиналась лишь в 4 дня. Единственное, что оставалось, так это найти хоть немного тени, и спрятаться в ней. На старт вышли лишь 20 участников, поскольку бедняга Гуннар отдал свою машину Марио, так что он занял должность хронометриста и довольно квалифицированно справился с ней.
К счастью гонка началась вовремя. Ройтеманн выехал на старт раньше всех, так что зрители смогли снова и снова приветствовать и подбадривать Lolé (прозвище Карлоса Ройтеманна – прим. пер.) Великий Фанхио лично нажал на кнопку, чтобы зажечь зеленые огни, и, как обычно бывает при его участии в этой процедуре, старт получился практически идеальным. Непосредственно перед стартом Уотсон понял, что еще ни разу не совершал даже тренировочного старта на BT45, так что он просто раскрутил двигатель до 10 000 оборотов в минуту и понадеялся на лучшее, и, оказалось, что он не сплоховал. Как бы то ни было, в первый поворот он вошел лидером, а Хант почти пропустил Лауду, но все же смог удержать его позади. У Депайе на старте вырвался голубой дымок, и он стартовал отвратительно, откатившись в середину. Пасе также ушел в гонку плохо и к концу первого круга положение было следующим: Уотсон в 2-ух секундах впереди Ханта, которого преследовали Лауда и Андретти, который на этот раз на первом круге отыграл 4 места вместо своих обычных 3-х, затем Масс, Ройтеманн, Прайс, Джоди Шектер, выигравший 3 позиции, Пасе, Депайе, Брамбилла, Регаццони, Ян Шектер, Фиттипальди, Рибейро, Биндер, Лаффит, у которого уже возникли проблемы с зажиганием, Петерсон, Зорзи и Хоффман. Петерсон случайно вырубил переключатель зажигания, когда проезжал мимо въезда на питлейн. Он быстро срезал бордюр, чтобы заехать в боксы, но в то же время взглянул вниз, понял свою ошибку, и проскочил мимо, к удивлению своих механиков и, чуть было не начавших стрельбу группу полицейских. К тому времени Ронни был уже вне борьбы, его машина плохо управлялась, и на 28-ом круге его вынесло так далеко за пределы трассы, что ему пришлось сойти.
Джон смог оторваться от Джеймса на 4 секунды, на 3-ем круге Зорзи свернул на обочину из-за проблем с мотором. Лаффит следил, как поднимается указатель температуры. Его вытолкнули на обочину на первом круге, и он собрал немного травы в приемный воздуховод радиатора масляного охлаждения. На 8-ом круге он заехал в боксы, проверить перебои с зажиганием, и ему сменили свечу. Позже ему пришлось сменить другую свечу, затем ему сменили весь комплект; в итоге он сошел на 37 круге из-за проблем с электрикой.
Пасе быстро продвигался вперед и сперва прошел Джоди Шектера, который был крайне беспомощен в конце прямой по той причине, что ему приходилось трижды качать педаль тормоза Wolf перед поворотом. Тремя кругами позже Чарли отобрал у Ройтеманна 6-ое место. Уотти, чуть оторвавшись от Ханта, уменьшил темп, чтобы поберечь шины, и к 10-му кругу Джеймс повис на хвосте Martini Brabham. Депайе развернуло, и он откатился с 8-го на 13-ое место, а на следующем круге Хант прошел Уотсона.
Теперь Джеймс начал подтверждать свои результаты на тренировках и постоянно увеличивал отрыв от Джона, который был теперь больше занят Андретти и Массом, быстро нагонявшими его. Ники сперва обошел Марио, затем Масс и Пасе, его мотор, казалось, сдавал. На 21-ом круге Ferrari заехала в боксы, где и осталась с поломкой блока дозировки топлива.
Главным событием теперь становилась схватка за 2-ое место между Уотсоном, Андретти и Массом. И как только Марио был готов обогнать Джона, в шпильке перед въездом на питлейн они догнали отстающего уже на круг Рибейро. Алекс пропустил Уотсона, а затем срубил Марио, погнув его передний спойлер задним колесом March. Марио был в ярости и позже сказал, "Чертовы пилоты никчемных машинок, в чемпионате США мы называем их именно так”. Это значительно откинуло Андретти назад, и он уступил позиции Массу и Пасе.
Ройтеманна, который был теперь на 7-ом месте, развернуло, и на следующем круге он заехал поменять переднюю левую шину. Это отбросило его на 12-ое место, но после замены колеса по его словам машина стала отлично вести себя. Он действительно начал атаковать и в итоге показал второе время на круге в гонке. На 24-ом круге Прайс (7 место) заехал в боксы с заклинившей на нейтрале коробкой передач Shadow, починка заняла 7 кругов, и когда он вернулся, то был уже вне зачета. Инго Хоффман (15 место) сошел со сгоревшим двигателем.
У Йохена Масса, который шел очень хорошо, также начались проблемы. Он совершил небольшую экскурсию на траву, а указатель датчика температуры воды у него пошел уже на второй оборот. Мотор начал замедляться и замедляться, и в итоге заглох, отправив машину в разворот; двигатель решил, что с него хватит. Так что он уступил свое 3-е место Пасе. Джеймс спокойно лидировал с 15-секундным преимуществом, все выглядело довольно просто. Он и в самом деле, по его словам, чувствовал, что мог бы проходить круг на секунду быстрее. Но на 32-ом круге, проходя петлю за прямой старт-финиш, машину вынесло с трассы, она пролетела сквозь ограждение, почти уперлась в рельс безопасности и гонка для него была закончена. Джеймс понятия не имел что случилось, но позднее машину разобрали до винтика и выяснилось, что, несомненно, причиной аварии стал сломавшийся болт в заднем мосту. Таким образом, в течение трех кругов оба Marlboro McLaren, так многообещающе расположенных, оказались вне гонки. Во второй раз за гонку развернуло Депайе, но на этот раз он не смог тронуться с места и покинул гонку с 9-го места.
Уотти еще раз оказался во главе пелотона, но становилось все жарче, слишком жарко, для того чтобы комфортно себя чувствовать, и его шины были изношены. А затем машина стала вести себя довольно странно, так что он пропустил вперед своего партнера по команде, Пасе. Карлос также страдал от жары, от которой на обоих BT45 можно было избавиться с помощью небольшой вентиляции на пилотов. Возможно, именно это стоило им гонки. Но на тот момент Brabham’ы шли на 1-ом и 2-ом местах, чего не случалось уже больше года. Джон испытывал сильную недостаточную поворачиваемость, а задний мост болтало так, как будто был прокол, но он был так занят попытками вздохнуть и глотнуть немного свежего воздуха, поднимая в конце прямой щиток своего шлема, что не заезжал в боксы вплоть до 42-го круга, когда обнаружил, что машина разваливается. Сломались болты корпуса и крепежа коробки передач, вышедшие из заднего моста. Так закончилось великолепное выступление.
Джоди ехал стабильно быстро, точно бросая машину в повороты, и, наконец, прорвался сквозь пелотон. Как сказал сам Джоди, "Некоторых я прошел, некоторые сошли сами, и довольно скоро я оказался в числе лидирующих, 5-ый, 4-ый, 3-ий. Это было нереально”. Регаццони остановился на 39-ом круге проверить отказывающий подшипник колеса, но затем все же решился осторожно продолжить. Джоди прошел Марио, затем сошел Уотсон, и за 9 кругов до финиша, он оказался в 11-ти секундах позади Пасе. Карлос серьезно страдал от горячего воздуха и за 6 кругов до финиша Wolf обогнал его и возглавил гонку. Джоди рассказал мне, что когда проезжал мимо Martini Brabham, то подумал, что у Пасе утечка топлива, но это должно быть Чарли нажал и отпустил газ. Жара начала действовать и на Джоди, но он сказал себе, "Я и не такое выдерживал в сауне, так что я мог ехать и так”. Позже он рассказал мне, "Я чувствовал себя отлично. На 3-х последних кругах я вспоминал обо всех проблемах, которые когда-либо случались на машине, но я продолжал повторять про себя, ‘ты сделаешь это’ и она сделала. Каким потрясающим зрелищем был клетчатый флаг”. На 47-ом круге у Брамбиллы возникли проблемы с подачей топлива, и он лишь уговорил JS19 пересечь линию 48-го круга, как мотор замолчал; в одном баке оставалось 7 галлонов, в другом было пусто, но он смог остаться 7-ым. Бедняга Марио, он шел 2-ым со своим погнутым спойлером, когда на 51-ом круге, за два круга до финиша, заело подшипник колеса, и он даже не пересек линию, чтобы уйти на 52-ой круг. Как бы то ни было, он квалифицировался 5-м с двумя кругами отставания! Так Пасе снова вернулся на второе место, изо всех сил стараясь остаться в сознании, что он делал вплоть до финиша, где свалился и был отправлен в госпиталь с перегревом и обезвоживанием.
Тем временем, взгляды всех зрителей были прикованы к любимому ими Ройтеманну, которого возгласы Lolé гнали сквозь пелотон, и на чьей Ferrari теперь стояла свежая резина. На 49-ом круге Карлос уперся в Эмерсона, который выглядел очень сильно и проводил одну из лучших за долгое время гонку, но Карлос был неудержим. На 50-ом он прошел Copersucar к неописуемому восторгу аргентинцев, которые если кого и не любят, так это бразильца. Lolé теперь оказался позади своего бывшего напарника Пасе, которого он мог лишить и 2-го места на последнем круге, если бы Ferrari не вылезла в повороте немного на обочину и не отпустила того чуть от себя, так что Пасе собрал свои последние капли сил и пересек финишную линию в 2,5 секундах впереди Ройтеманна.
Эмерсон привел Copersucar на 4-ое место, их лучший результат на сегодня, в том же круге, что и победитель. Остановившийся Андретти, бывший потенциальный победитель, стал 5-ым, с двумя кругами отставания. Регаццони после своего питстопа с почти заевшим подшипником добрался до 6-го места, также в 2-ух кругах от победителя. Ян сошел на 45-ом круге, когда на его March начались проблемы с аккумулятором, а его напарник Алекс Рибейро – на 40-ом с неисправным переключением коробки передач.
В Wolf Racing царило ликование, и тому была отличная причина. Они выиграли свой первый Гран При, в котором вообще была заявлена их машина с большим отрывом в 43,24 секунды. Такое случалось и прежде, наиболее известны примеры Джима Кларка в Зандвоорте в 1967 за рулем Lotus 49, Джека Бребхема в Кьялами в 1970 в своем "BT33" и Фанхио в 54-ом за рулем Mercedes W196. Уолтер Вольф стал одним из немногих частников, которые выигрывали гонку Мирового Чемпионата, и стал им гораздо быстрее, чем кто-либо из них мог надеяться. Джоди и Питер Уорр рисковали всем, покидая уже стабильно обустроенные конюшни ради частной команды, и одержали победу с первой же попытки, получив искренние поздравления от Ferrari и McLaren. Д-р Харви Постулуэйт построил уже вторую машину-победительницу Гран При. Должно это в первый раз, что машина, стоящая аж на 11-ом месте на старте, выиграла ГП.
Как бы то ни было, после того как веселье закончилось, Джоди сказал мне, "Машина, которая разрабатывалась дольше всех, оказалась машиной, которая победила. Мы не были так быстры, как некоторые. У нас все еще много работы, прежде чем мы станем одной из топ-команд, но машина была стабильной. Она оставалась такой и в конце была не сильней, чем в начале, но нам повезло, и мы победили”. Он сказал, "Если бы до гонки ты сказал мне, что я стану победителем, я бы ответил, что ты сошел с ума. Это было чудо”. Я думаю, он слишком скромничает. Представьте себе, каково это на каждом круге в конце прямой трижды прокачивать педаль тормоза. Он победил благодаря своему надежному, уверенному пилотажу, великолепному профессионализму и отличной физической форме, прибавьте к этому мощь болида.
На другой чаше весов были отличная скорость и прогресс Martini Brabham, изнуряющая жара и бесконечные проверки служб безопасности, которые, впрочем, были необходимы. Это была отличная гонка, но любой бы предпочел обойтись без трудностей.
Уже когда все покинули автодром, прозвучало два взрыва. Были ли это настоящие бомбы или лишь хлопушки, которые должны были оправдать присутствие 2500 военных, мы уже никогда не узнаем.


1
Джоди ШектерWolf531:40'11.19
2
Карлуш ПасеBrabham531:40'54.43Плохое самочувствие от жары в кокпите
3
Карлос РейтеманнFerrari531:40'57.21
4
Эмерсон ФиттипальдиCopersucar531:41'06.67
5нфМарио АндреттиLotus51
Подшипник заднего колеса
6
Клей РегаццониEnsign511:40'24.03
7нфВитторио БрамбиллаSurtees48
Впрыск топлива

нфЯн ШектерMarch45
Клемма аккумулятора

нкТом ПрайсShadow451:40'24.29Пит-стоп / переключение передач

нфДжон УотсонBrabham41
Крепление подвески

нфАлекс РибейруMarch39
Рычаг коробки передач

нкЖак ЛаффитLigier371:41'28.453 пит-стопа / перебои в зажигании

нфПатрик ДэпайеTyrrell32
Перегрев двигателя

нфДжеймс ХантMcLaren31
Крепление подвески / авария

нфЙохен МассMcLaren28
Остановка двигателя / разворот

нфРонни ПетерсонTyrrell28
Разворот

нфИнго ХофманCopersucar22
Двигатель

нфНики ЛаудаFerrari20
Регулятор подачи топлива

нфХанс БиндерSurtees18
Повреждение носового обтекателя

нфРенцо ДзордзиShadow2
Коробка передач
 






нсГуннар НильссонLotus

Автомобиль использовал Андретти

Перевод: Станислав Альбертинский

Road & Track, Апрель 1977



Знаете ли Вы что...