Гран-При ЮАР 1977 года: Ники побеждает, Джоди и Wolf возглавляют чемпионат, Тома больше нет
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

03-1977г. Гран-При ЮАР

03-1977г. Гран-При ЮАР

За неделю до Гран При Южной Африки я в Англии посмотрел телевизионный фильм о прошедшем прошлым летом матче по гольфу между знаменитостями Соединенных Штатов и Великобритании в Глиниглсе. Джонни Миллер и Адмирал Алан Шепард играли против Тони Джеклина и Джеймса Ханта. Джеймс, должно быть, ощутил прилив гордости, когда на одной из лунок он превзошел их всех, сделав птичку , в то время как Миллер и Джеклин смогли сделать всего ли пар; в итоге Великобритания победила, в большей степени за счет прекрасной игры Ханта.
Гари Плейер , чьим фанатом я являюсь, возвращался нашим рейсом в Южную Африку, но, к сожалению, я не увидел его, поскольку он был в переднем салоне. Рейс был прямым из Лондона, думаю, это был самый длинный беспосадочный перелет, который я совершил. Я провел в авиалайнере южноафриканских авиалиний 12½ часов, и мы прибыли даже раньше расписания. Я привез с собой запасной топливный отсек Джоди Шектеру и горшочек меда, сделанный пчелами из цветов нашего сада; моя жена настояла, чтобы я взял его, ведь он тоже весьма полезен для Джоди. Таможенники конфисковали мед и заявили, что он должен быть уничтожен, но они оставили без внимания большой контейнер с топливным баком. Когда мы приземлились в нестерпимую жару, я не мог удержаться от размышлений, сколько еще раз мы сможем посетить это прекрасную страну и гонку, так чтобы окружающая обстановка оставалась прежней. Здесь в основном говорят о еще возможно 5-и годах.
Джоди заблаговременно доставил первый Wolf еще две недели назад и успел показать 1 мин 15,4 с. (рекорд Формулы 1 был установлен Эмерсоном Фиттипальди в 1973 и составляет 1:17,1). Второй Wolf прибыл с остальными болидами на неделю позже, и так быстро он себя не проявил. Самым быстрым стал Джон Уотсон, 1:15,2. Хант разбил новый "M26", когда болт разорвал заднюю шину, но сам Джеймс не пострадал. Бретт Лангер получил свой Chesterfield March 761, на большой скорости у него соскочило заднее колесо. Он пробил три ограждения и полностью разбил болид; к счастью сам он был OK. Его механик, Боб Спарсхольт, проделал фантастическую работу, с которой, по моему мнению, больше никто бы не справился, и сам собрал новый монокок, который был готов точно к сроку.
Официальные тренировки были назначены на среду и четверг, пятница была днем отдыха, в субботу – гонка. Во вторник была проведена неофициальная тренировка. Я как раз прилетел в этот день и на автодром попал около полудня. Я не посмотрел на термометр, но по ощущениям было жарко! Думаю, было порядка 100° по Фаренгейту в тени. Лучший круг дня показал Ники Лауда 1:15,7, вторым стал Марио Андретти с 1:15,9, и после этого я прямиком направился в бассейн.
На следующее утро, проснувшись, я с трудом мог поверить глазам, было пасмурно, и собирался дождь. К тому времени как я добрался до трассы, пошел сильный ливень, и температура остановилась на 66°F. Таким Кьялами я еще не видел.
Список участников очень напоминал тот, что был в Южной Америке, и состоял из 23-х позиций. Инго Хоффман не выступал здесь за Copersucar и его болид стал запасным для Эмерсона. Бретт купил один из прошлогодних доработанных March 761 для заявки Chesterfield, чтобы выступать на нем пока не будет построен новый заводской McLaren M23. Была еще одна новая заявка, на этот раз голландская и также с прошлогодним March 761. Пилотом стал Бой Хайже, выступавший в 1976 на Penske PC3 в Зандвоорте, его спонсором выступила F&S Properties, голландская группа, надеющаяся поучаствовать и во всей европейской серии этапов Формулы. В составе March отсутствовал Ян Шектер, который двумя неделями ранее попал в аварию в южноафриканской гонке в Кейптауне и сломал две кости в одной ноге и сильно растянул связки в другой. Теперь обе его ноги в гипсе и March вызвал на замену Яну Ганса Штука.
Как вы можете представить, никто не спешил выезжать в дождь, но погода не улучшалась, и кольцо медленно становилось все мокрее. Я и не буду вам предлагать отгадывать, кто же те трое, кто осмелился выехать первыми. Естественно это были мастера дождя Ронни Петерсон, Витторио Брамбилла и Ганс Штук.
Я спросил у Ронни, как там оно было, и он ответил, что особенно плохи были три лужи. Я спросил, "И как ты с этим справился?” Он ответил, "Нужно было следить за тем, чтобы нос болида был направлен по направлению трассы, когда ты въезжаешь в лужу, и удерживать его прямо”. Он добавил, что Tyrrell в дождь не так хорош, как March, но он и не настраивал его под дождь.
Брамбилла сказал, что он все еще экспериментировал с дождевыми настройками Surtees, а Штук на March уже установил лучшее время первой сессии. Затем у него упало давление масла и им пришлось заменить двигатель. На этом день для него закончился. Еще несколько пилотов проехали пробные круги, но в то утро ничего серьезного не получилось.
В последний час перед полднем ситуация изменилась, поскольку прогноз погоды обещал очередной дождь и на завтра, так что ситуация становилась более серьезной. Tyrrell на трасе так и не появились, поскольку запасной машины у них не было, и Кен Тиррелл заявил, "Мы прошли здесь 1000 миль тестов, так зачем нам выезжать?”
Хант и Йохен Масс прошли по трассе достаточно быстро, чтобы обеспечить себе места на старте на тот случай, если кольцо и на следующий день будет затоплено. В противном случае они намеривались всерьез бороться за поул. У Карлоса Пасе с мотором начались проблемы и его заменили, но механики сказали, что все нормально.
Гуннар Нильссон проехал всего шесть кругов и сказал, "Это была как воскресная послеобеденная прогулка и машина была чертовски хороша”. Марио сказал, "Моя, в общем-то, почти не настроена”.
Самым быстрым оказался Том Прайс на Ambrosia Tabatip Shadow, на котором было полно непредсказуемых проблем с тормозами, которые так и не были исправлены. Том сказал, "На мокрой трассе проблемы не так проявляются”, что я думаю, на самом деле означало, что он довольно хорош под дождем. Ники, который получил новую машину прежнего типа, стал вторым и сказал мне, "Все мокро, все хорошо, все отлично”.
Ларри Перкинса выпустили на старом Stanley BRM P201. Возможно в силу его возраста, владельцы решили, что болиду понравится круиз, и его отправили морем; когда он прибыл, по его виду можно было решить, что все плаванье его везли на палубе. Механики сказали Ларри, "Если мотор взорвется, сделай так, чтобы это произошло в боксах, мы не хотим промокнуть, толкая его сюда”. Но он все сделал неправильно и взорвался в конце прямой после первого же круга.
Джоди выехал на трассу без дополнительного заднего антикрыла, так что в конце прямой он был самым быстрым и в итоге показал 4-ый результат. В какой-то момент он заехал в боксы, встал в кокпите и начал раздеваться. Все фотографы пришли в неописуемое возбуждение и решили, что он продолжит до конца, но оказалось, что у него всего лишь перекрутились панталоны. Его единственным комментарием стало, "Скользко”. Первая шестерка выглядела следующим образом, Прайс 1:31,51, Лауда 1:32,38, Штук 1:33,13, Шектер 1:33,23, Пасе 1:33,27 и Брамбилла 1:22,91.
Четверг был сумрачным, облачным днем, но зато было сухо. У всех появился шанс правильно настроить болиды под сухую трассу. Единственное происшествие за полуторачасовую тренировку без замера времени произошло, когда Лангеру пришлось припарковать свой March на трассе с упавшим давлением масла. Когда они дотащили его до боксов, обнаружилось что дело всего лишь в ослаблении крепления откачивающей трубки. К последней сессии она была закреплена, и давление масла восстановилось, но, выдержав всего два круга, мотор взорвался. К сожалению Бретт не смог показать достойное время.
Как вы можете себе представить, последний час прошел уже всерьез, до сих пор всего несколько раз было дождливо, и температура выросла до 82°F. Удивительно, но серьезных инцидентов не было. Взорвалось четыре мотора. У Лангера через 2 круга, затем у Ганса Биндера и примерно по истечению середины отпущенного времени у Андретти. Впрочем, к этому времени Марио со своим обычным талантом смог показать время, которое обеспечило ему 6-е место. Под конец, за 12 минут до конца взорвался мотор у Джона Уотсона, но он к этому времени уже был 11-м.
Пасе пустил в ход тяжелую артиллерию и уже думал, что быстрейшее время у него в кармане. Он первым занял промежуточный поул с 1:16,01, но затем оказалось, что Хант показал 1:15,96, так что третий поул на трех этап достался ему.
Еще до того как он узнал, что стал первым, Джеймс сказал мне, "Я доволен машиной, но в конце прямых возраст M23 сказывается и Brabham’ы просто проносятся мимо”. Масс рассказал мне, что у него как обычно были проблемы с управляемостью. У Ники сломалось сидение, и его замена заняла 8 минут. У Ferrari были проблемы с давлением шин, поскольку они потяжелели на 22 фунта. Видимо сколько-то воды попало в насосы, но обнаружилось это лишь позже. Ники, ставший третьим, сказал, "Хорошая скорость, но не хватает сцепления с трассой”. У Карлоса Рейтеманна были проблемы с избыточной поворачиваемостью, но он утверждал, что доволен 8-м местом.
В Elf Team Tyrrell настроение было куда более радостное. Думаю, они пожертвовали скоростью в пользу лучшей управляемости и Депайе, который стал 4-м, сказал, что все было не так уж и плохо. Ронни, ставший 7-м, сказал, "Уже лучше и не слишком разочаровывающе”. Еще одним счастливым человек был Эмерсон, который чувствовал, что Copersucar достаточно хорош, чтобы занять 9-е место, которое он в итоге и показал.
В своей обычной манере Макс Мосли сказал мне, что Ганс Штук прогрессирует огромными шагами, но быстрее так и не поехал. Но были и такие, кто был удовлетворен, но желал бы ехать еще быстрее, например Гуннар Нильссон, Жак Лаффит, Витторио Брамбилла, Алекс Рибейро и Бой Хайже. Конечно же, были и недовольные. С тормозами у Тома Прайса все обстояло нормально, но мощности мотору не хватало. Рензо Зорзи на втором Shadow имел иной двигатель, которой также работал не совсем нормально. Клей Регаццони сказал, "Шасси очень удачное, но мотор не дает достаточно скорости”. И, наконец, Ларри Перкинс сказал, "Я очень доволен. Я сделал целых 15 кругов. У меня не было сцепления, заело дроссель, топливная смесь оказалась неверной, и все время я смотрел в зеркала, не блокирую ли я кого-нибуть. Вы можете проработать над этой машиной еще год, но она все равно не будет конкурентоспособной”.
Джоди как обычно проявил свой высокий профессионализм и настойчивость, и без лишней суеты показал 5-е время. Он сказал лишь, "Жаль, мы не нашли верный баланс после того как поставили свежую резину”. Первую шестерку составили Хант 1:15,96, Пасе 1:16,01, Лауда 1:16,29, Депайе 1:16,33, Шектер 1:16,35 и Андретти 1:16,38. Это был самый быстрый поул в Кьялами за все время и первые 12 позиций разделило менее 1 секунды.

Утро дня гонки выдалось сумрачным и облачным. В командах обсуждали прогнозы на возможный дождь. Я заказал вертолет, чтобы добраться до трассы с ранчо Кьялами, полет занял 2 минуты. Посмотрев на свой барометр, я увидел, что он показывает в точности то же, что и в четверг, когда дождь не пошел до самого конца практики. Я надеялся, что и сегодня будет также. В действительности так и произошло, и дождь начался лишь через 2 часа после финиша. Питер Уорр попрактиковал с Wolf Team смену шин, что казалось вполне разумным.
Старт гонке был дан огнями, абсолютно вовремя, температура была 74°F, хотя немного позже она поднялась. На этот раз Джеймс стартовал хорошо и с поула вошел в первый поворот лидером; я не могу припомнить, чтобы с ним случалось подобное ранее. У Пасе слишком сильно прокрутились колеса. Был хорош Ники, Джоди совершил великолепный старт, промчавшись вдоль пит-уолл. По словам Марио он думал, что совершил отличный старт, но его мотор был столь слаб, что его прошли все. Бедняга Брамбилла, у него заело сцепление, и после того как смог тронуться с места, то к концу круга оказался уже 4-м с конца. Впрочем, далее он шел блестяще и финишировал 7-м.
К концу первого круга, который прошел без инцидентов, между первыми тремя гонщиками было по полсекунды, Хант лидировал, за ним Лауда, преследуемый Шектером. Далее шли Депайе, Пасе, Масс, пробившийся с 13-го на 6-е место, Андретти, Петерсон, Фиттипальди, Ройтеманн, Штук, Уотсон, Нильссон, Лаффит, Хайже, Регаццони, Биндер, Рибейро, Зорзи, Брамбилла, Лангер, Прайс и Перкинс.
Следующие три круга расстановка практически не изменилась, лишь в середине пелотона произошло несколько перестановок. Брамбилла и Прайс непрерывно продирались наверх. Затем Лауда начал приближаться к Ханту, и он шел в таком быстром темпе, что к 5-у кругу повис у него на хвосте. На следующем круге он на прямой пронесся мимо того со своей огромной скоростью, которая на этой трассе является крайне значимой. Еще через круг Ники лидировал уже с преимуществом в 1,5 секунды над Джеймсом, создавалось впечатление, что у Marlboro McLaren проблемы.
На 5-м круге на обочине остановился Ронни Петерсон – проблемы с подачей топлива, возможно заело перепускной клапан. Джоди рассказал мне, что, начиная с пятого круга, у него усиливалась избыточная поворачиваемость. Это не было чем-то странным, ведь 75 процентов гонщиков жаловались на то же, и для Кьялами это обычное дело.
К 8-у кругу Лауда создал 2,5-секундный отрыв, Джоди и Депайе отрывались от Пасе и приближались к Ханту. В среднем Джоди проигрывал Ники примерно 0,1 секунды на круге, но иногда и отыгрывал понемногу. К 11-у кругу Wolf был всего в секунде позади Ханта, а самого Джоди преследовали Депайе, Пасе, Масс, Ройтеманн, Уотсон и Андретти тесной компанией, а Витторио вывел Surtees уже на 11-е место.
К 15-у кругу лидеры обошли на круг Перкинса и Хайже. Ники шел в 4-х секундах впереди Джоди, который в конце прямых прямо таки упирался в хвост Джеймса; например, когда они проносились мимо боксов между ними было лишь 4 длины болида. На 18-м круге Шектер оказался практически вплотную к Ханту, проходя мимо боксов, и именно тогда, на входе в Crowthorne в конце прямой он и сделал свою заявку на второе место. Джоди рассказывал, что и до этого по крайней мере трижды мог попытаться атаковать, но он хотел не допустить ни малейшей ошибки и не хотел заранее предупредить Джеймса. Когда он совершил свой маневр, он был великолепен и настойчив, Джеймс отчаянно сопротивлялся. По крайней мере, трижды их задние колеса соприкасались и из-под задних шин вырывались клубы черного дыма. Но Джоди был настроен на то, что это его шанс, и он не собирался уступать. Два болида бок о бок прошли примерно 150 ярдов, но затем Джоди вырвался вперед.
На 20-м круге Джоди был в 5,4 сек позади Ники и постепенно отрывался от Джеймса. А на 21-м круге началась цепь происшествий, приведшая к трагедии. Shadow Зорзи вышел из строя, как раз когда он подъезжал к трибунам возле боксов, так что он вывернул руль налево на травяную обочину. Он остановился примерно через 50 ярдах, как раз напротив того места, где я засекал время Джоди. С дозатора топлива отсоединилась одна из трубок и топливо брызнуло на двигатель Показалось пламя и Зорзи резко выпрыгнул из кокпита. Тут же он шагнул вперед и дернул за рукоятку, включая систему пожаротушения. Болид окутался облаком дыма из огнетушителя, все выглядело так, как будто машина действительно объята огнем. На той стороне трассы пожарных не было, только на стороне боксов. И двое из них, можно охарактеризовать это лишь как избытком рвения и недостатком опыта, ринулись через трассу с 40-фунтовыми огнетушителями. В этой точке трассы болиды появлялись на скорости около 170 миль/ч и увидеть их можно было лишь за считанные секунды до того, как они оказывались там, где перебегали маршалы. И именно в этот момент появился Ганс Штук, вплотную преследуемый Томом Прайсом, который в этот момент бок о бок обгонял Гуннара Нильссона, за ними шел Жак Лаффит. Штук нырнул направо и увернулся от маршалов. А Том не мог их видеть за Штуком и в любом случае поделать он уже ничего не мог, ведь слева от него стоял неподвижный болид Зорзи, а справа был Нильссон.
Первый маршал добрался невредимым. А второго, 19-летнего Янсена Ван Вуурена, ударило левой частью носового обтекателя Прайса. Его подбросило в воздух на 15 футов, и на землю он упал уже мертвым. Его огнетушитель попал в голову Тома, пробил его шлем и, вероятно мгновенно, убил его. Shadow понеслась вниз по прямой, слегка забирая вправо. Для зрителей у Crowthorne это выглядело так, как будто неуправляемая машина несется прямо на них на 160 милях/ч. Она перескочила через правый поребрик, проскользила по гравию и с бордюра взмыла в воздух. К этому моменту Лаффит уже ударил по тормозам и входил в Crowthorne. Shadow влетела прямо в нос Ligier, ударилась в него, его закрутило, выбросило с трассы, серьезно разбив болид. К счастью Жак остался в невредимости. Shadow пробил три слоя ограждения и уткнулся в стену так что, снаружи почти ничего не осталось. Повсюду были разбросаны обломки.
Нильссон заехал в боксы поменять задние проколотые шины. Он продолжил гонку, но машина была так медленна на прямых, что он терял по 8-10 корпусов на круге, а обороты двигателя увеличились с 10 200 до 11 000 оборотов/мин.
Лауда теперь лидировал в 6,5 сек впереди Шектера, за которым все еще шли Хант и Депайе, далее уже с большим отставанием начиная с 5-го места шли Пасе, Масс, Рейтеманн и Андретти.
Неожиданно, на 24-м круге Джоди начал нагонять Ники, 4,0 сек, затем 2,9, 2,1 и, наконец, на 30-м круге осталось всего 0,5 секунд. Мы не знали, что происходит, но решили, что у Ники должно быть какие-то проблемы. Затем, когда мы только подумали, что сейчас Джоди должен пройти его, Ники начал потихоньку отрываться. К середине дистанции Ники создал 3 секунды преимущества над Джоди. За Джоди в 1,5 секундах шел Хант, постоянно прессингуемый Депайе. Джеймс чуть отрывался в поворотах, Патрик догонял на прямых. В Clubhouse в борьбе за 8-е место Марио прошел Уотсона, затем он начал давить на Ройтеманна, который с трудом удерживал JPS 78 позади себя. Андретти сказал, что машина была слишком медленной в конце прямых, и ничего поделать с этим он не мог. Наконец, он попробовал пройти Карлоса, опять в Clubhouse. Марио рассказывал, "Я уже было подумал, что прошел его, но он продолжил движение вперед и мы столкнулись”. Ройтеманна чуть занесло, но он смог продолжить, жалуясь, как и все остальные, на ужасную недостаточную поворачиваемость. Марио остановился в боксах с погнутым рычагом системы управления.
На 23-м круге с поврежденным масляным радиатором коробки передач сошел Хайже; масла в коробке просто не осталось. Пасе потерял свое 5-е место, пока на 47-м круге менял оба передних колеса, а через 18 кругов он повторил эту процедуру. Штук, ехавший на 11-м месте, взорвался за 23 круга до конца. Рибейро, который был вынужден прокачивать свои тормоза с 3-го круга, сошел всего за 11 кругов до финиша.
Эмерсон рассказал потом, что недостаточная поворачиваемость становилась все сильнее и сильнее, и он не знал, следует ли поменять шины или просто ехать медленнее. Он решился на последнее и финишировал 10-м. Регаццони провел отличную дуэль с Штуком, и в итоге Клей оказался лучше Ганса, хотя и пожаловался позднее, что шины Ensign были слишком стерты, но финишировал он 9-м. Биндер провел отличную гонку за Surtees и закончил ее 11-м. Бретт действительно был неплох, учитывая, что у него вообще не было практики и на прямых ему не хватало мощности. Ларри Перкинс, завершив свой первый круг, сказал себе, "Боже! Что происходит? Она все еще едет!” Когда он закончил гонку, на 14-м месте и всего с 5-ю кругами отставания, он был просто ошеломлен.
За 20 кругов до финиша, в положении лидеров ничего изменилось. Лауда был в 7,6 секунды впереди Джоди, за которым в 3,6 секунды шли Хант и Депайе. Затем шли Масс и Уотсон, который на 7-м круге показал быстрейший круг 1:17,63, но теперь он страдал от жуткой недостаточной поворачиваемости и его постоянно прессинговал Брамбилла.
На 65-м круге Ники увеличил свое преимущество до 9 секунд, а Джеймс оказался всего в 2-х секундах за Джоди. Но затем, к счастью для нас, Джеймс потерял время при обгоне кругового и разрыв вырос до 4 секунд. За 12 кругов до финиша Джеймс застрял за еще одной медленной машиной как раз там где Депайе всегда приближался к нему. Это позволило Elf Tyrrell нагнать Marlboro McLaren в конце прямой. Патрик попробовал обойти Джеймса слева, но тот закрыл траекторию и блокировал его. Патрик дернулся направо. Депайе рассказывал мне, "Джеймс попробовал вытолкнуть меня, но я протиснулся по обочине”. А Хант сказал, "Если Патрик хочет пройти по траве, что ж, он может попробовать”. Джеймс рассказывал, что с машиной все было в порядке, но на прямых она была очень медленной, а трасса была крайне скользкой.
Теперь Депайе начал быстро приближаться к Шектеру, который в свою очередь преследовал Лауду. В любом случае мы не знаем, были ли у Ники или Джоди какие-то проблемы или они просто сбавили темп. Похоже, в обоих случаях, это было первое. За 2 круга до конца Ники лидировал в 6-и секундах впереди Джоди позади которого в 1,7 секунд мчался Патрик. На последний круг они ушли с разрывом всего в секунду. Лауда финишировал в 5,2 секундах впереди Шектера, который всего на 0,5 секунды опередил Депайе.
Как только Ники пересек черту, он свернул с трассы налево и остановился. Он сказал, что машина больше не тянула, но использовал он не такие вежливые слова. Очевидно, он проехал по дуге безопасности от Shadow Прайса. Она слегка погнула передний спойлер и поперечный рычаг подвески, а затем забилась в левый водяной радиатор, вызвав утечку. К счастью не слишком сильную, и возможно давление ветра уменьшило ее. Измерения позднее показали, что оставалось всего 4 из 12 литров воды, и масло так раскалилось, что 1,5 из 10 литров выгорело. Ники сказал, что красная лампочка индикатора опасного уровня масла (означающая, что остается всего 3 кг давления) горела последние 25 кругов. Ники сказал, что машина вела себя превосходно, и он был один из немногих, кто не мучился от избыточной поворачиваемости. Ники был удовлетворен. Это была его первая победа со времен Гран При Британии в июле 1976. Это было отличное выступление, полное доминирование в гонке. Он практически вернул себе былую форму, если вообще терял ее, впрочем, болид ее терял точно. Я знал, что им надо было, чтобы Ники настроил машину, если они хотели, чтобы с ней все было OK. Я спросил Ройтеманна, который финишировал 8-ым, почему его машина страдала от недостаточной поворачиваемости, в то время как у Ники все было в порядке и он ответил, "Другой стиль вождения, вероятно”.
Джоди провел действительно трудную гонку. И хотя машина была очень быстра на прямых из-за небольшого угла атаки крыла, что давало преимущество в аэродинамике, я думаю, она была вполне послушной. В большей степени из-за таланта Джоди и абсолютной надежности, он финишировал 2-ым. Кто-то кивнул Шектеру на Феррари, "Еще два круга и ты мог бы выиграть”. Джоди ответил, "Да. А мог оказаться третьим”.
Уолтер Вольф и вся команда были счастливы. Слова Джоди, "Если бы в прошлом году я сказал тебе, что после первых трех гонок мы будем возглавлять общий зачет, чтобы ты сказал?” Да уж, я ответил, что сказал бы ему, что он болтун. Уолтер сказал мне, что он действительно счастлив, но он не собирается устраивать какую-либо вечеринку, потому что некоторые люди могут начать завидовать ему, и в любом случае, еще не время. Я подумал, "Это мудро”.
В первый день практики Джоди спросил меня, "Как продвигается отчет?” Я ответил, "Я уже описал всю гонку, и ты финишировал 2-м”. И теперь, после гонки, мне пришлось напомнить ему об этом.
Elf Tyrrell вел себя гораздо лучше, но думаю Патрику повезло, что Джеймса заблокировали. Дважды он отрывался за счет этого на прямых, что и позволило ему занять 3-е место. Положение Ханта почти полностью явилось следствием комбинации медленной скорости на прямых и повышенном расходе резины при полных баках, и поэтому в поворотах был сложно управлять машиной. Масс финишировал на отличном 5-м месте, учитывая что стартовал он 13-м, и вслед за ним менее чем в 0,5 секунды на финише был Уотсон, несмотря на то, что его левая передняя покрышка была почти стерта.
Брамбилла возможно стал гонщиком дня, на первом круге он был 20-м, а под конец он уже совершал две самоубийственные попытки пройти Уотсона в борьбе за 6-е место. Первая закончилось тем, что перед ним захлопнули калитку, и нос Surtees уткнулся в задние колеса Brabham. После второй он проделал путешествие на обочину, но успел вернуться невредимым, чтобы отстоять свое 7-е место до финиша.
Кьялами, кажется, крайне несчастливая трасса для Shadow. Сперва три года назад здесь погиб Питер Ревсон, затем Зорзи сам того не желая, начинает цепь событий, приведших к гибели Прайса, когда Том был на 13-м месте. Грустно, что Кьялами, одна из лучших и самых увлекательных гонок в календаре Ф1, может быть похоронена таким необязательным и трагическим происшествием, вызванным излишним энтузиазмом и недостатком опыта. То, что это случилось именно с Томом Прайсом, который заслуживал такую судьбу меньше, чем кто-либо еще, кажется жестокой несправедливостью. Кажется, последним пилотом, убитым кем-то, перебегавшим трассу, был великий Вимилль в Аргентине в 1949.
Я едва знал Тома, но по нашим редким разговорам я представляю его очень скромным, вежливым, сдержанным, честным и очень талантливым гонщиком, к которому должен был прийти большой успех. Все что он хотел от жизни, это гоночные автомобили, наслаждаться счастливой семейной жизнью и жить среди красот сельской местности. Уверен, что все читатели Road & Track присоединяться ко мне в наших искренних соболезнованиях его жене, Неле, и всей команде Shadow.




1
Ники ЛаудаFerrari781:42'21.6Пробой радиатора обломком
автомобиля Прайса / перегрев двигателя
2
Джоди ШектерWolf781:42'26.8
3
Патрик ДэпайеTyrrell781:42'27.3
4
Джеймс ХантMcLaren781:42'31.1
5
Йохен МассMcLaren781:42'41.5
6
Джон УотсонBrabham781:42'41.8
7
Витторио БрамбиллаSurtees781:42'45.2
8
Карлос РейтеманнFerrari781:42'48.3Столкновение с Андретти
9
Клей РегаццониEnsign781:43'07.8
10
Эмерсон ФиттипальдиCopersucar781:43'33.3
11
Ханс БиндерSurtees771:43'01.8
12
Гуннар НильссонLotus771:43'26.2Пит-стоп / носовой обтекатель
13
Карлуш ПасеBrabham761:42'30.3
14
Брет ЛанджерMarch761:42'46.9
15
Ларри ПеркинсBRM731:43'46.0Двигатель на 10 цилиндрах

нфАлекс РибейруMarch66
Двигатель

нфХанс-Йоахим ШтукMarch55
Двигатель

нфМарио АндреттиLotus43
Столкновение с Рейтеманном /
передняя подвеска

нфБой ХайеMarch33
Коробка передач

нфТом ПрайсShadow22
Сбил маршала / погиб от удара
огнетушителем / удар в Лаффита

нфЖак ЛаффитLigier22
Удар от Прайса

нфРенцо ДзордзиShadow21
Двигатель / утечка топлива / пожар

нфРонни ПетерсонTyrrell5
Давление топлива

Перевод: Станислав Альбертинский

Юбилейный номер: 30-летие Road & Track



Знаете ли Вы что...