Сезон трагедий и триумфов (ч. 1)
Выиграв Кубок Конструкторов, Ferrari догнали Lotus по общему числу побед (по семь), но в течение года они столкнулись с таким невезением, какое только можно себе представить, ведь они должны были выигрывать и личный зачет Чемпионата. Ferrari делали все вовремя, вплоть до Гран-при Сан-Марино в Имоле. Шасси довольно хорошо управлялось, и им, наконец, удалось построить очень мощный мотор, с хорошим крутящим моментом, а также надежный за счет использования впрыска воды, который должен был держать температуру на низком уровне.
По моему мнению, именно там для Ferrari все пошло кувырком. Они провели фантастическую гонку в Имоле, Жиль Вильнев и Дидье Пирони легко лидировали, но в итоге Пирони обошел Вильнева, не подчинившись приказам команды.
Говорят, что Вильнев и Пирони с тех пор больше не разговаривали друг с другом. В середине последней квалификационной сессии в Золдере Пирони показал время лучше чем у Вильнева, и Жиль, поставив последний комплект квалификационных шин, выехал на трассу, чтобы побить время Дидье. На своем быстром круге, – а на квалификационных шинах у вас есть только одна попытка – он догнал March Йохена Масса и выбрал не ту сторону для обгона. В последовавшей аварии Ferrari взлетела в воздух и Жиль погиб.
Я не собираюсь ставить оценки Вильневу, мне кажется, это будет неуместно, но я считаю его самым потрясающим гонщиком современности с отличным чувством контроля над машиной и всегда выкладывающимся на 100%. Он иногда совершал ошибки, но при его стиле пилотажа это было неизбежно и, я думаю, он мог бы войти в историю почти как новый Нуволари. Если бы Жиль остался жив, он наверняка бы выиграл чемпионат 1982 года.
Если бы вам надо было написать сценарий на основе сезона Дидье, вы бы сказали, что это невероятный год. Перед началом сезона Дидье попал в серьезнейшую аварию на Поль Рикаре, из которой ему повезло выбраться живым. Затем как глава Ассоциации Пилотов Гран-при Пирони возглавил забастовку гонщиков в первый день тренировок в Южной Африке, который был довольно травматичен. За этим последовала драма в Имоле, далее смерть напарника на следующей гонке. В Монако у Дидье закончилось топливо, когда он лидировал на последнем круге. Он стал 3-м в Детройте, но, приведя Ferrari на первый ряд стартового поля в Канаде, на старте он получил удар сзади, приведший еще к одной аварии с фатальным исходом. После этого у Пирони была еще одна страшная авария на тестах на Поль Рикаре, из которой он тоже вышел невредимым, затем он в отличном стиле выиграл Гран-при Голландии и взял хорошее 2-е место в Брэндс Хэтче, в результате чего с 5-очковым отрывом возглавил Чемпионат. Он провел очень разумную гонку во Франции, пришел 3-м и подтвердил свое лидерство.
А затем настал черед этой ужасной практики в Германии. Он был самым быстрым в первый день, а на второй день было очень мокро, и Дидье хотел вывести машину в самый дождь. Он обгонял одну машину, но из-за плохой видимости не мог видеть более медленную другую, впереди первой. Их колеса соприкоснулись, и авария была похожа на аварию Вильнева. К счастью Дидье остался в машине и выжил, но обе его ноги были серьезно изувечены. Ему повезло, и его отправили в одну из лучших в мире больниц по такого рода травмам, и теперь он быстро поправляется и надеется вернуться в Ferrari в течение 1983 года. Я ставлю ему 9¼ балла. После его аварии Джоанна Вильнев послала Дидье телеграмму с пожеланиями скорейшего выздоровления, что, как я думаю, было очень по-христиански и мило.
После трех гонок, в которых Ferrari выставляли одну машину, они сделали отличный выбор в лице Патрика Тамбэ. После выступления на Гран-при Южной Африки он решил, что политизированная атмосфера Ф1 не подходит ему и решил отправиться гоняться в Штаты. Но когда на горизонте замаячил соблазн выступлений за Ferrari в Формуле 1, он не смог устоять от искушения лучшей машиной гонок ГП. Первая проба у него была в Зандвоорте и он остался разочарован тем, что не смог заработать очки, хотя выступил неплохо.
Патрик компенсировал эту неудачу в своем втором ГП в Брэндс Хэтче, где он финишировал 3-м вслед за Пирони и во Франции, где он опять защищал своего лидера и финишировал 4-м (Пирони был 3-м), это была большая помощь Дидье в стремлении выиграть чемпионат. Затем в Германии Пирони попал в ту страшную аварию, и на Патрика свалилась неожиданная ноша по отстаиванию чести команды. Он справился с ней так хорошо, что даже выиграл гонку.
В Австрии он финишировал 4-м, но, к несчастью, ему продуло шею и защемило нерв, что было крайне болезненно. Он прошел квалификацию на Гран-при Швейцарии, но боль была такой острой, что он снялся с гонки, чувствуя, что может представлять опасность другим пилотам. Так что снова в гонке не было ни одной Ferrari.
Приближалась Монца, здоровье Тамбэ оставалось под вопросом, и в Ferrari сделали умный ход, пригласив из Штатов Марио Андретти выступить на своем родном Гран-при. Это был безоговорочный успех, Марио завоевал поул, Тамбе был на старте 3-м. Тамбэ, невзирая на боль, финишировал 2-м, а вечно популярный Марио – 3-м. В Лас-Вегасе нерв и рука Патрика не пришли в норму, и он снова снялся с гонки, оставив Марио единственным гонщиком Ferrari. Единственным минусом в Патрике я нахожу нехватку синдрома хищника, и я даю ему 8¾ балла.
Марио решил уйти из Ф1 в 1982 году, но, когда перед Лонг Бич ушел Карлос Рейтеманн, Марио предложили место в Williams. Но он допустил большую ошибку, не получив достаточно практики в машине, и в гонке попал в аварию. И когда перед Монцей раздался звонок из Ferrari, он достаточно попрактиковался в Фьорано, что и позволило ему завоевать великолепную поул-позишн. Если бы не плохой старт и кое-какие проблемы, он мог бы и выиграть.
В Лас-Вегасе Марио снова выступал за Ferrari и отлично выглядел, пока не сломалась задняя подвеска и после недолгой борьбы с едва управляемой машиной, он в итоге вылетел в песчаную ловушку. Для меня без Марио Формуле будет чего-то недоставать и я бы хотел увидеть его на протяжении всего сезона в Ferrari. Я даю ему 9 баллов.
McLaren International были 2-ми в Кубке Конструкторов, у них было отличное шасси и два потрясающих гонщика. Они вместе вернулись именно к тому уровню McLaren, к какому мы и привыкли. Возможно, им не всегда удавалось подстроиться под шины Michelin или они выбирали не тот тип резины. Впрочем в 1983 году они переходят к Goodyear, но возможно это связанно с тем, что они выступают в Инди.
Думаю, Джон Уотсон был самым прогрессирующим гонщиком Ф1 в этом году. Он стал более опытен и иногда был абсолютно великолепен. По крайней мере, трижды он прорывался из середины пелотона, проходя одного соперника за другим, казалось, без малейших усилий, в то время как все другие боролись за каждое место. Я не могу объяснить это, просто, как будто он испытывал некоторое вдохновение.
В прошлом году я писал, что не думаю, что Джон сможет когда-либо выиграть чемпионат, но в 1982 году он почти доказал обратное, разделив 2-е место. Думаю, если бы у него не было неудачного периода во второй половине сезона, он мог бы и выиграть. Боюсь, что у Джона два минуса, он не слишком хорош в настройке машины и плохо проходит квалификации. Впрочем, последнее не слишком его беспокоит, ведь он может отыграть потерянное в гонке. Джон остается с McLaren и должен находиться сейчас на пике формы. Я даю ему 9½ балла.
Ники Лауда перед своим возвращением в гонки сказал, что ему будет достаточно трех гонок, чтобы набрать форму, и оказался прав, свою третью гонку на Лонг Бич он выиграл. Это очень похоже на Ники. Все продумывается заранее и далее все идет именно так, как он и планировал. Я считаю, что он на голову выше других гонщиков, хотя и не могу точно объяснить, почему.
Иногда Ники мог остановиться за пол часа до конца последней тренировки и сказать, что машина уже хороша настолько, насколько это возможно, быстрее идти он не может, так что нет смысла загонять ее и только портить. У него не отваливались колеса, он не попадал в аварии. Его победы на Лонг Бич и в Брэндс Хэтче были как под копирку, но он имел и свою немалую долю проблем с шинами и двигателем.
Ники, возможно, самый профессиональный и серьезный гонщик из всех. Его тренер, Вилли Дангл, путешествует вместе с ним и следит не только за его физической формой, но и за его питанием. Меня ни чуть не удивит, если Ники снова выиграет титул. Я не считаю, что он находка для журналистов, часто он ограничивается одной короткой фразой, но он всегда очень вежлив. Он остается в McLaren, который будет использовать турбонаддувные двигатели Porsche. Я ставлю ему 9¾ баллов.
Сезон трагедий и триумфов (ч. 2)
Сезон трагедий и триумфов (ч. 3)
Журнал "Road & Track", April 1983