Сезон трагедий и триумфов (ч. 2)
Renault стала 3-й в чемпионате и немного разочаровала, особенно учитывая, что машины Renault так часто брали поул и несколько раз обе занимали первый ряд на старте. Надежность была не та, какую можно было бы ожидать от фирмы калибра Renault, и не раз у них был отказ по одной и той же причине в двух гонках подряд. Ален Прост закончил год 4-м в итоговом зачете и за великолепной победой в Южной Африке, когда у него прокололо колесо, и он смог отыграть почти круг у лидеров, последовала победа в Бразилии, которую он получил постфактум, после дисквалификации двух первых машин. После этого все испортилось. И хотя он лидировал с большим запасом в еще, по крайней мере, пяти гонках, каждый раз что-то случалось.
Затем был еще Гран-при Франции, когда подразумевалось, что Арну позволит Просту победить, а он не пропустил его. В этом случае я не виню Арну за то, что он остался лидером, ведь в тот момент Прост терял скорость с поврежденной аэродинамической юбкой. Арну был более чем в 20-и секундах впереди Проста и даже немного сбавил темп, выиграв в итоге 17 секунд. Но Рене уже собирался покинуть команду ради Ferrari и будь он проклят, если собирался отдать свое родное Гран-при Алену. После этого случая Прост и Арну стали смертельными врагами и больше не сказали друг другу ни слова. Алену Просту я ставлю 9¼ балла и он остается с Renault.
Рене Арну провел гораздо более удачный год, чем прошлый и, казалось, больше не благоговел перед Простом. Часто он оказывался быстрее его в квалификации и выиграл две отличные гонки, во Франции и в Италии. Рене в 1983 году уходит в Ferrari и, я думаю, у него все получится. Я ценю его примерно так же, как Алена и ставлю 9¼ балла.
Williams стала 4-й командой в Кубке Конструкторов и ей выпала честь стать командой обладателя титула в личном зачете, что в основном было обусловлено великолепным шасси и тщательной подготовкой с повышенным вниманием к мельчайшим деталям. Команда смогла выиграть два титула в личном зачете за последние три года, а ведь едва не случилось и трех побед подряд. Они потеряли двух своих звезд, Алана Джонса и Карлоса Рейтеманна, но они обновили состав и выиграли еще один Чемпионат Мира.
У меня была возможность поработать с Кеке Росбергом в Wolf и Fittipaldi, так что я мог понять, насколько великолепным гонщиком во всех отношениях он является: у него есть приличный опыт, потрясающий настрой, он может быстро поехать в новой машине или на трассе, которую никогда прежде не видел, возможно, он лучший гонщик на мокрой трассе и у него потрясающий контроль над машиной.
Большой шаг вперед Кеке сделал в 1982 году, когда Алан Джонс неожиданно ушел из Williams. Фрэнк попросил Кеке провести тесты машины на Поль Рикар и его время было сопоставимо с результатами Джонса и Рейтеманна.
Всего через две гонки Рейтеманн ушел, возможно, Кеке слишком сильно давил на него своей скоростью, и Росберг оказался первым пилотом команды. Хотя Кеке довольно жесткий гонщик, он совершил всего одну грубую ошибку, когда задел шикану, преследуя Андреа де Чезариса в Монако. Кеке был впечатляюще стабилен и несмотря на агрессивный стиль, он смог избежать столкновений, что довольно непросто в современных гонках Ф1, когда вы боретесь в первых рядах. У него были и неудачи, когда его лишили 2-го места в Бразилии или когда заглох мотор на старте в Брэндс Хэтче, когда он стоял на поуле. Думаю, его прогресс в течение года как гонщика весьма значителен и к концу сезона он стал гораздо более зрелым гонщиком, чем был в начале. Кеке остается с Williams и я ставлю ему 9½ баллов.
Когда после Бразилии Рейтеманн неожиданно ушел из Williams, образовалась вакансия, которую на Лонг Бич заполнил Андретти, но иные обязательства не дали Марио возможность продолжить это сотрудничество. Затем Фрэнк отдал место Дереку Дейли, который, должен сказать, удивил меня. Дейли, будучи в составе Tyrrell, был не слишком заметен и часто попадал в аварии, по большей части не по своей вине. В 1981 году он перешел в March и не набрал ни одного очка. Винить его за это нельзя, машина была крайне неудачной, но когда ему предложили место в Williams, у него появился шанс показать себя, и не думаю, что он им воспользовался. Дэйли закончил чемпионат 13-м. В Williams’е его заменит Жак Лаффит. Дереку я ставлю 8¼ баллов.
Brabham заняли в Кубке Конструкторов 5-е место и, как мне кажется, их инженеры были в замешательстве от мотора BMW с турбонаддувом, который был по настоящему быстр, но временами крайне ненадежным. Не улучшало ситуацию и то, что они использовали один двигатель Cosworth и один BMW. Нельсон Пике стал подопытным кроликом и опробовал BMW, что было весьма любезно с его стороны, ведь он был Чемпионом Мира, а машина показывала крайне малую склонность к финишу в гонках.
У Нельсона был крайне неудачный старт сезона. Еще когда он использовал Cosworth, он выиграл родной Гран-при Бразилии, но был дисквалифицирован вместе с Кеке за то, что их машины были легче установленного лимита до того, как они заполняли баки водяного охлаждения тормозов. Со следующей гонки долив воды в баки был запрещен.
Пике стал 5-м в Зольдере, а затем поставил своего рода рекорд, в результате серии несчастливых совпадений не пройдя квалификацию в Детройте. На следующей неделе он выиграл ГП в Монреале, которая стала первой победой турбо мотора BMW F1. Он пришел 2-м в Голландии и 4-м на Гран-при Швейцарии. Это был не слишком удачный сезон, но это уже традиция для Чемпиона Мира проваливать сезон после победного. Его талант никуда не делся, все дело в том, что он использовал непроверенный двигатель. Нельсон остается в Brabham и я даю ему 9¼ баллов.
Риккардо Патрезе впервые получил машину, соответствующую его таланту и ему повезло больше, чем Нельсону, в том смысле, что он продолжал гоняться с мотором Cosworth, пока BMW страдал от детских болезней. Патрезе завоевал хорошее 3-е место на Лонг Бич, а затем пришла его первая победа в Гран-при в Монако. У него было отлично 2-е место вслед за напарником в Канаде и 5-е в Дижоне, из всего этого можно предположить, что он предпочитает медленные трассы. Я очень уважаю Риккардо и думаю, что он почти так же хорош, как и Нельсон. Я даю ему 9 баллов, и мне жаль говорить это, но он может лишиться места в Brabham, поскольку у них недостаток спонсорской поддержки и им может потребоваться гонщик, способный заплатить за место в команде.
Lotus закончили год 6-ми и совсем не впечатлили, что совершенно неожиданно для команды, какой она была еще четыре года назад. Элио де Анджелис провел великолепную гонку и выиграл Гран-при Австрии с преимуществом менее длины корпуса. Это была первая победа в Гран-при для Элио и первая победа Lotus с Голландии 1978 года. Элио стабильно быстр и, я бы сказал, он аккуратный и ровный гонщик, но техника в этом году была не слишком надежна. Он родом из зажиточной римской семьи, всегда очень вежлив, дружелюбен и готов помочь. Он остается с Lotus в 1983 году, и я ожидаю от него большего, если черный ящик новшеств Колина Чэпмена для передней подвески сработает. Я ставлю Элио 9 баллов.
Когда 16 декабря мне позвонил Питер Уорр и сказал, что Колин Чэпмен умер от сердечного приступа, я был потрясен. Со стороны Питера было мило, зная о нашей с Колином близкой дружбе вот уже на протяжении 25 лет, сообщить мне, прежде чем я услышу об этом из новостей.
Полагаю, впервые я услышал о Колине как о гонщике, когда он побил Майка Хоторна. Затем мы познакомились, когда он начал заявлять свою команду в гонках Формулы 1 в 1958 году. В 1960 году Колин построил потрясающий Lotus 18, первую заднемоторную машину с отлично спроектированной подвеской, позволявшей управлять ею, и он обещал мне продать первые машины, сразу после заводской команды. В результате наша команда со Стирлингом Моссом за рулем, принесла Lotus первые четыре победы в Гран-при, что только скрепило нашу дружбу. Позже он продал мне Lotus 49B для Йо Зифферта и он выиграл Гран-при Британии, первый на котором появился. Затем он продал мне единственный (как я думаю) частный Lotus 72 для Грэма Хилла. Все эти машины были проданы мне так дешево, что вряд ли цена покрывала стоимость их изготовления.
В Ф1 Колин Чэпмен был величайшим новатором и именно в этом смысле Lotus сильнее всего ощутит потерю. Ferrari признает, что они не изобретают нововведения, и Renault тоже, и Alfa Romeo. Думаю, Гордон Марри из Brabham – единственный конструктор с новыми идеями. Ужасная, очаровательная личность Колина была основным активом команды. У него был острый ум, он мог разрешить любую проблему. Единственно в чем я мог бы его покритиковать, он был немного неискренним. Он невероятно много работал и ждал того же от всех своих сотрудников, но внушал к себе большое уважение и верность. Колин всегда был очень щедрым и, когда команда выиграла Чемпионат Мира в 1978 году, он подарил каждому механику по Lotus Elan. Когда Жабби Кромбак защищал соответствие регламенту Lotus 88 и в результате потерял свою должность в FISA1, Колин отдал Жабби свой личный Lotus Eclat с полным набором спец опций.
Я спросил Питера Уорра, который сейчас является главным в Lotus, как отразится смерть Чэпмена на деятельности команды. Питер ответил, что каждый должен помнить, что Lotus была частной собственностью Колина и ему не надо ничего делать с публичной группой компаний Lotus. Это означает, что команда является частью наследства и Хезел Чэпмен и семья объявили, что они хотят, чтобы команда продолжала функционировать. Минусом будет то, что больше команда Lotus не сможет позвать на помощь остальные компании группы, ведь больше нет Колина, кто дал бы на это свое согласие. Команде придется рассчитывать только на свои силы. Питер сказал, что в этом году проблем не будет, поскольку все планы уже сформулированы и они начнут год с одной машиной с двигателем Ford и одной – с двигателем Renault. Команда состоит из людей, понимающих образ мыслей Колина, и развитие не должно будет пострадать. Питер сказал, что у них есть два сезона, чтобы создать кредитную прочность, чтобы сохранить спонсоров.
Единственный сын Колина, Клайв, очень заинтересован в команде, но ему еще два года остается отучиться в университете, и его мать настаивает, чтобы он завершил образование. Что у него получится, никто не знает, но я не думаю, что кто-то может быть похож на Колина.
У Найжела Мэнселла был довольно разочаровывающий сезон, который он закончил на 14-м месте, что в целом можно списать на аварию в Канаде, когда он сзади врезался в Бруно Джакомелли и порвал сухожилие на руке. Ему пришлось пропустить следующий этап и хотя позднее по ходу сезона он говорил, что руке стало лучше, сомневаюсь, ведь его выступления были не особо успешными. Найжел остается с Lotus и я ставлю ему 8¼ балла.
Tyrrell закончили год 7-ми, что, я думаю, стало отличным результатом, учитывая ограниченную спонсорскую поддержку, которой Кену хватило на три гонки; остальное он профинансировал за свой счет. Все были очень рады увидеть, как он завоевал ту потрясающую победу в последней гонке в Лас-Вегасе. Кен терпеливо готовил Микеле Альборето так, как умеет только он, и Альборето был очень способным учеником. Все сложилось в 1982 году, и Микеле закончил год 5-м, и, без сомнения, выиграл титул новичка года, как это принято говорить в Америке. У него была первая победа в ГП в Лас-Вегасе, кроме того, у него были отличные финиши в Имоле, Бразилии, на Лонг Бич, в Германии, Италии и едва не отыгранное у Росберга 5-е место во Франции. Альборето всегда борется до конца и становится все лучше и лучше. Он остается с Кеном Тирреллом и может вырасти в очень яркую звезду, а пока я ставлю ему 9 очков.
Во вторые пилоты Тиррелл выбрал Брайана Хентона. У Брайна много опыта, он может быть быстр, но он не слишком везуч. Он не смог набрать ни очка в этом году, и я не знаю, что ждет его в будущем. Я ставлю ему 7¾ баллов.
Сезон трагедий и триумфов (ч. 3)
Журнал "Road & Track", April 1983