Рейтинг пилотов 1982 года по врсии Роба Уокера
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Сезон трагедий и триумфов (ч. 3)

Сезон трагедий и триумфов (ч. 3)

Сезон трагедий и триумфов (ч. 1)
Сезон трагедий и триумфов (ч. 2)
Ligier расположились на 8-м месте в Кубке Конструкторов и машины, казалось, становились все хуже с тех пор как команду покинул их конструктор, Жерар Декаруж. Ligier начали год со старым JS17, хорошая машина, но с лишним весом и устаревшая, а затем построил JS19, которую пришлось настраивать вплоть до Лас-Вегаса.
Из двух гонщиков успешнее выступил Эдди Чивер, закончивший год 12-м в личном зачете, в том числе у него были отличное 2-е место в Детройте и 3-е в Лас-Вегасе. Эдди быстрый, опытный и умный пилот; готов предсказать, что он далеко пойдет. В наступающем сезоне он присоединится к Renault, и я даю ему 9 баллов.
У Жака Лаффита был плохой сезон, он стал 17-м и очки получил только за 6-е место в Детройте и 3-е в Австрии. Жак до сих пор является первоклассным гонщиком, и он очень надежен. В 1983 году он вернется в Williams, где начинал свою карьеру в гонках Ф1. Но в 39 лет, если он хочет выиграть чемпионат, ему следует поторопиться. За выступления в прошлом году я ставлю ему 8¾ баллов.
Гай Лижье отделился от Talbot и его гонщиком номер один стал Жан-Пьер Жарье. Благодаря настойчивой помощи своего друга, президента Франсуа Миттерана, Лижье получил турбо моторы Renault, вопреки желанию Régie1.
Alfa Romeo закончили год 9-ми с жалкими 7 очками, провальное выступление, учитывая надежность и мощность их 12-цилиндрового мотора. В начале сезона я было думал, что Андреа де Чезариз поборол свои плохие привычки, но потом был почти что провал. Он завоевал хорошее 3-е место в Монако, затем стал 6-м в Канаде, но это все. Андреа, без сомнения, очень быстр, но мне очень не нравится стиль его пилотажа. Собственно, я бы сказал, что он представляет собой угрозу окружающим. Его поведение в Дижоне, когда Росберг пытался пройти его на круг, стоило Финну 10 секунд и едва не стоило всей гонки, это было постыдно. Было и еще несколько происшествий, которые подпортили его репутацию гонщика. В 1983 году Андреа будет выступать за Euroracing, приходящую на смену заводской команде Alfa, которая расформировывается. Я ставлю де Чезаризу 8½ баллов.
Бруно Джакомелли обычно был в 0.001 секунде (плюс или минус) от де Чезариза, так что я убежден, что между этими двумя почти нет различий. Андреа чуть более напорист, а Бруно – более надежен. В любом случае, очки он набрал лишь однажды, когда пришел 5-м в Германии и Euroracing предпочел Джакомелли Мауро Балди. Так что Бруно подыскивает себе место и, я думаю, он достоин его. Я дам ему 8¼ балла.
Arrows стали 10-ми и машины не прогрессировали до тех пор, пока они не подготовили новую машину на последние четыре гонки. Марку Зуреру, которого я считаю гонщиком, не повезло, и он сломал ногу в Кьялами, в точности как у него уже бывало в Южной Африке. Это заставило его пропустить несколько гонок, но затем он заработал очки в Канаде и Германии и к Лас-Вегасу набрал форму. Он остается с Arrows и я ставлю ему 8¼ баллов.
Я не совсем уверен, как оценивать Мауро Балди. Он не квалифицировался на несколько гонок, но набрал очко в Голландии и еще одно в Австрии, где выступил хорошо. Я слышал, что на 1983 год ему сделали предложения четыре команды. Euroracing позвала его к себе. Arrows хотел, чтобы он остался. Тиррелл предложил ему место у себя и Лижье тоже, так что думаю, что-то я проглядел в Балди. Затем я прочитал, что Лижье хотел, чтобы он заплатил миллион за место в его команде, так что, возможно, это и было то, что я пропустил. Он выбрал Euroracing и я даю ему 7½ баллов.
ATS финишировали 11-ми и провели беспорядочный год. Между двумя гонщиками почти не было разницы: Манфред Уинкелхок был более надежен, Элизио Салазар был более склонен попадать в происшествия. Я виню Салазара в том, что он выбил Пике с трассы, когда Нельсон лидировал в Гран-при Германии. Я даю Салазару 7½ баллов, и он покидает ATS. Команда продолжает вместе с Уинкелхоком, который получает 7¾ баллов. В течение 1983 года команда, возможно, получит турбо двигатели BMW.
У Osella, 12-й команды в Кубке Конструкторов, была хорошо управляемая машина, но я всегда считал ее ненадежной. В 1981 году частенько ломалась подвеска, в 1982 году постоянно отлетали колеса. Их единственным большим козырем был Жарье и в конце сезона он объявил, что машина небезопасна и он больше не желает ничего знать о ней. Спонсоры Osella разделяют эту точку зрения, так что у них могут возникнуть проблемы с бюджетом. Скакун Жарье, кого я ценю очень высоко, уходит в Ligier и я ставлю ему 8¾ баллов.
Молодой гонщик Osella, Рикардо Палетти, погиб в страшной аварии на первом круге Гран-при Канады, вызванной заглохшим Ferrari Пирони на стартовой линии.
Fittipaldi стала 13-й командой, в течение всего года они испытывали проблемы с финансами и их машина всегда была на один шаг позади остальных и часто не проходила квалификацию. Впрочем, когда им это удавалось, они выступали обычно хорошо и доходили до финиша. Чико Серра очень сильно прогрессировал в течение всего года. Если бы у него была приличная машина, он мог бы быть хорош, к сожалению, еще одного шанса у него может и не быть, поскольку Fittipaldi прошлой осенью свернула деятельность и начала процедуру ликвидации. Я ставлю Чико 8¼ баллов.
Тем самым команды и гонщики, набравшие очки, закончились, но есть один или два пилота, не набравшие ни очка, но достойные упоминания. Во-первых, многообещающий Дерек Уорвик, чей обгон Пирони в борьбе за 2-е место в Брэндс Хэтче надо было видеть, чтобы поверить, что такое возможно. Дерек рассматривался кандидатом в Renault и Ferrari и он далеко пойдет, если получит достойную технику. Я ставлю ему 8¾ баллов.
Затем был еще очень опытный Йохен Масс, который оказался в неконкурентоспособном March. Йохен – стержень силы, которую хотела бы иметь любая команда, и просто очаровательный человек. Но он оказался вовлечен в две серьезные аварии, вину за которые, впрочем, ему приписать нельзя. Сперва была авария Вильнева, Йохен был оправдан ото всех обвинений, но это должно быть ужасный опыт – Ferrari прошла в нескольких сантиметрах, едва не обрушившись на него сверху. Во время Гран-при Франции переднее колесо Балди оказалось под заднем колесом Йохена, и машина Йохена трижды перевернувшись, рухнула в толпу и загорелась, легко травмировав 12 зрителей и самого Йохена. По счастью никто не пострадал серьезно. Йохен не смог выступить в следующей гонке, а затем и вовсе решил, что в Формуле 1 с него хватит, хотя он и стал одним из гонщиков, выигравшим в Porsche 9-часовую гонку на выносливость в Кьялами. Я ставлю ему 8¼ баллов.
В March Масса заменил Руперт Киган, который, хотя и провел вдали от Ф1 два года, показал, что он еще далеко не заржавел. Несколько раз он смог пройти на March квалификацию, что само по себе было незаурядным подвигом. Так что я ставлю Руперту 8¼ баллов.
Напоследок, думаю, стоит сказать о Роберто Герреро, который хорошо поработал в Ensign, но его серьезно подвели проблемы с двигателем, вызванные недостатком финансирования. Впрочем после объединения Ensign и Theodore в одну команду ситуация должна измениться. С ноу-хау Ensign и деньгами Theodore все должно наладиться. В любом случае Роберто будет пользоваться спросом, ведь он не только хороший гонщик – а я ставлю ему 8¼ баллов – но и может привести с собой спонсоров.
К концу сезона стало очевидно, что надо что-то делать с правилами по соображениям безопасности. Скорости слишком возросли, и были две аварии опасные для зрителей. Комитет по безопасности, конструкторы и инженеры собрались вместе и изложили свои точки зрения. Как обычно, договориться они не смогли и хотели продолжать следовать существующему Договору Согласия. Президент Балестр и FISA потеряли терпение и заявили, что Договор Согласия необходимо переписать в интересах безопасности.
Затем Жан-Мари Балестр предложил набор великолепных правил, которые мне, например, кажутся весьма разумными. Из основных: все юбки будут запрещены и машина должна будет иметь плоский жесткий низ. Минимальный вес слегка снижен до 540 килограммов. Шести колесники запрещены, равно как и полный привод, и, единственное, с последним я не согласен.
На первых тестах машины с плоским днищем были в среднем на 6½ секунд медленнее. Гонщики говорят, что машинами стало гораздо легче управлять, но требуется больше умения и точности. Для меня это хорошие новости. Это позволит отделить мужчин от мальчиков, что значительно упростит мою работу. Будет интересно.

Журнал "Road & Track", April 1983



Знаете ли Вы что...