Гран-при Южной Африки 1984 года: “Я должен побить Проста”
Гран-при Южной Африки 1984 года: “Я должен побить Проста”
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

02-1984г. Гран-при Южной Африки

02-1984г. Гран-при Южной Африки

Перед гонкой Лауда знал, чего хочет; после гонки все знали, чего хотел Лауда...

"Это, возможно, самый важный год в моей карьере. Я должен доказать, что могу побеждать и могу побить Проста. Когда он был с Арну в Renault, я не был уверен насчет него. Теперь я уверен. Проблема заключается в том, что он первый из моих напарников, кто настраивает машину точно так же как и я. Он знает все о каждом узле автомобиля. Поэтому я не могу получить над ним технического преимущества. Никоим образом. В прошлом мне это удавалось. С Уотти это было просто. Ему всегда приходилось мириться с избыточной поворачиваемостью. Я знал, что в некоторых гонках он будет быстр, но в итоге я смогу опередить его. С Простом все по-другому. Я должен побить его другим способом. Я должен побить его и я должен выигрывать гонки. Четыре из первых шести. А затем зарабатывать очки.
Просту легко. В Бразилии он получил девять очков, а я не финишировал. На него нет давления. Ему нечего доказывать. На меня же смотрят все, гадая, справлюсь ли я. Думают, что в конце года я уйду, если не выиграю. Поэтому я должен доказать, что в этом году я пилотирую лучше, чем когда бы то ни было ранее. Я должен быть быстрее Проста, рисковать больше чем он, быть резче чем он. Поэтому в этот уикэнд я перестану беспокоиться о шасси, колесах и моторе. Я перестану волноваться о всех технических деталях, я просто сяду в машину и скажу себе, что я должен сделать свою работу. В такие моменты я показываю всё, на что способен.” - Niki Lauda, Kyalami Ranch Hotel, Monday, 2 April.


Перед днем гонки в Южной Африке у Ники Лауды было немного шансов показать то вождение, которое ему хотелось бы: слишком много хлопот приносили ему моторы TAG Turbo Porsche. Они не отказывали, не останавливались, но также и не работали чисто, не было ничего и близко похожего на нормальную мощность. После гонки в Рио на моторы были поставлены большие турбонагнетатели ККК тип-8 для лучшей работы в Кьялами на 5,800 футах над уровнем моря, но с самого начала тренировок Лауда знал, что у него неприятности. В то время как Renault, Brabham, Williams и Lotus начали серьезные тесты с шасси, используя более мягкие шины, на которых им, похоже, надо было гоняться в Рио, или испытывали устойчивость своих машин в среднескоростных и быстрых поворотах, Лауда и Ален Прост тестировали мотор.
Быстрейшим в первый день стал Росберг, используя улучшенную устойчивость, которая была приобретена благодаря доставленному из Англии новому дифференциальному узлу. С отличным акселератором от Honda Росберг был на бесконечно малое время быстрее хорошо организованного и мотивированного Патрика Тамбэ. Произнося сухие фразы вроде: - "У нас есть машина хорошо подготовленная к гонке”, Тамбэ заставил хорошо поработать квалификационные шины Мишлен - "В Рио я промедлил с их заменой” - и был занят организуя свою новую команду: Лярусс, экс-пилот, выбирал крылья и настройку подвески, в то время как Карлетти, бывший инженер Ferrari, обеспечивал общую точность настройки шасси.
Лауда был быстрее Проста, но оба еще по-настоящему не "включились”: Тео Фаби, которому позволили проехать несколько кругов на специальном квалификационном автомобиле Пике, был хорошо впереди их обоих.
В команде McLaren работали изо всех сил, из Германии приехал Мансур Ойех, но и на второй день проблемы остались. Возможно они стали чуть менее острыми. Высшая скорость автомобилей McLaren не была низкой, если не брать в расчет мотор BMW Пике с его промежуточным радиатором образца 1984 года и мощностью не позволяющей пилоту усомниться в серьезном ее росте с 1983 года; в самом деле мотор BMW оправдывает величину своего единственного турбонагнетателя ККК.
На длинной прямой Пике был быстрее всех - 325 км/час, за ним шла Honda (310 км/час и в квалификационном, и в гоночном исполнении), далее Renault (308 км/час), затем Alfa, Hart и Porsche (300 км/час). Скорость Ferrari колебалась между 305км/час и 295 км/час, в зависимости от крыльев, в то время как машины, оснащенные моторами Cosworth показывали 277 км/час, в этом году скорость упала из-за увеличившегося сопротивления качения радиальных шин Гудьир.
Уикэнд для McLaren начался только в конце второй квалификации, запомнившейся тремя вдохновенными квалификационными кругами. Просту досталась запасная машина, так как у его основной были перебои зажигания и она не набирала оборотов. С меньшим турбонагнетателем типа 6 мотор лучше схватывал там, где другие запаздывали. Прост немедленно показал время, выходящее из 6 секунд. Лауда с бóльшим турбо из 6 секунд не вышел.
Но немногие это заметили. Вместо этого все заметили три быстрейших круга дня, каждый из которых был гимном безупречному использованию высокоустойчивых, высоконаддувных турбомашин. Пике, выигрывая поул, был на грани в "Сансете” и заехал на бордюр в "Клабхаусе”. На входе в "Крауторн” на 170 метрах он тормозил со скорости около 200 миль/час.
Единственный круг Росберга на мягкой резине (в первом заезде он выбрал жесткие, после того как из-за проблем с топливным насосом утро пропало впустую) тоже был полон риска. Он потерял время только в "Клабхаусе”, зайдя в первый настоящий левый поворот слишком широко, забыв, что его правая передняя шина будет холоднее левой.
Найджел Мэнселл на своем пятискоростном Lotus и с меньшей максимальной скоростью, чем у Пике или Росберга, оставлял изумительно точные поля, пользуясь техникой раннего вхождения, которая не только улучшается с каждой гонкой, но и, похоже, лучше всего сочетается с возможностями радиальных шин. Если уж Мэнселл был быстр в Кьялами, то чувствуется, что он будет невероятен на кольцах, подобных Монако. "Час Мэнсела” настал в тот момент, когда на входе в "Крауторн” он увидел Tyrrell Беллофа. На долю секунды, может быть десятую, Мэнселл замешкался. Хлопнет ли Беллоф дверью? Беллоф этого не сделал, но время было потеряно.
Однако Мэнселл побил Renault. Тамбэ был быстр, но завяз в толчее. Но что характерно, три из своих кругов за два дня он прошел с точностью до тысячной - 1`05,588, 1`05,588, 1`05,588. Уорвик использовав больше крыльев, чем его партнер, был девятым из-за низкого давления наддува и треснувшего входного отверстия. Де Анжелис, сначала с ККК, а со второй сессии с Garrets ничего не мог поделать со схватыванием своего мотора Renault.
Ferrari? Между безумными заездами с Гудьиром - "Да, Мауро, но Williams и Lotus похоже не имеют таких проблем” - и героическими встречами с группами, которые, казалось, включали всю итальянскую прессу, команда объясняла свои проблемы немецкими турбо ККК. "Мы потеряли всякое терпение”, - сказал Форьери накануне гонки. "Нам нужны большие турбо, но у ККК их нет. Мы не можем все делать сами. Мы зависим от внешних поставщиков некоторых комплектующих. Вот поэтому мы и попали в нехорошую ситуацию”. Плюс ко всему Ferrari были неустойчивы и разбалансированы, хуже прочих "гудьировцев”, о чем свидетельствовала их коллекция покрытых пузырями шин.
Айртон Сенна со старым Toleman-Hart снова проделал огромную работу в квалификации. Используя увеличение мощности, он был на секунду быстрее чем Уорвик всего лишь несколько месяцев назад; и это несмотря на то, что большая часть первой сессии прошла впустую из-за сгоревшего мотора. Франсуа Эсно был хорош во втором Ligier-Renault - ему лишь на короткое время досталось единственное в команде широкое крыло, а Марк Зурер выиграл жестокую схватку пользователей Cosworth. Автомобили Tyrrell, благодаря большой проделанной работе, были быстрее на круге (они отказались от больших задних крыльев), но Зурер выжал 400 об/мин, устроившись за спиной своего турбо-приятеля, Манфреда Винкельхока. Тьери Бутсен принял участие в гонке только после того, как Пьеркарло Гинзани разбил свою Osella-Alfa утром перед стартом.
Эта авария - отдельная история, и не только из-за своей жестокости. Гинзани утратил контроль над машиной в быстром левом изгибе перед "Сансет”, ударился в стену и затем судьба его была в руках маршалов, которым удалось спасти его. Говорит Эрик Фукс, руководивший спасательной операцией:
"Машина разломилась надвое - мотор и шасси. Из разбитого бака вытекло топливо и загорелось на полотне и вокруг автомобиля. Но именно для такой ситуации мои парни и тренировались. Трое из них побежали к машине. Мы видели как Гинзани машет руками, поэтому двое (Фред Нел и Дейв Гризел) направили на него огнетушители, а мой брат, Берт, вынул его из машины. Несколько секунд спустя все взорвалось. Нам повезло, что машина встала на колеса и что у пилота не было переломов.”
В шоке Гинзани снял левую перчатку и шлем (Nava) и из-за этого получил ожоги третьей степени; но это ерунда, учитывая масштабы катастрофы. Шесть гонщиков остановились предложить свою помощь; разогревочная тренировка была прервана на 30 минут.
Самые важные 30 минут для Ники Лауды. Надеясь на улучшенную искру в моторе с меньшими турбонагнетателями, Лауда на разогревочной тренировке получил хронические перебои зажигания. В быстрой последовательности заменяли детали; оставалось еще 13 минут тренировки. Затем красный флаг сняли. За четверть часа, после полной замены электрики, перебои зажигания исчезли. Хотя, теоретически, команда McLaren превысила лимит времени. Если бы инцидента с Гинзани не произошло, Лауде пришлось бы ехать на запасном автомобиле, а Прост так бы и не стартовал.
В реальности же оставалось еще 13 минут. На новом комплекте 05-х Мишленов, которые он использовал в Рио и, еще раньше, в Кьялами `83, Лауда ехал очень быстро, его опередил только Brabham Пике. Между 7,500 и 8,500 об/минуту перебои зажигания еще оставались. Но было уже лучше; и Лауда, наконец, "включился”.

Фальстарт

Старт, как и можно было предположить, был отложен. Новые правила, регулирующие топливные стандарты, разрешают откладывать старт если пилот предупреждающе машет руками. После этого гонщики проходят еще один разогревочный круг, дистанция соответственно сокращается, а топливные баки заполняются доверху. На кольцах типа Монреаля подобных задержек может быть сколько угодно...
В Кьялами виновным, или, если хотите, номинированным "тормозом” оказался Риккардо Патрезе. Хуже того, заклинивший топливный насос заставил Проста пересесть в запасной McLaren - тот, который он использовал в квалификации. В автомобиле были установлены кресло и педали Лауды, так как утром ему тоже пришлось ездить в нём. Но когда простовский рейсер забарахлил запасную машину начали быстро переоборудовать. Ко времени, когда Прост был пристегнут, незамененной осталась только педаль тормоза.
Первые проблемы Лауды были решены. Прост, стартующий из пит-лейн был далеко позади, а он, Лауда, был в хорошей форме. Он не упустит такой момент. Впереди, на грязной стороне трека Пике запнулся. Найджел Менселл был сзади него и чуть правее. Он выбрал вторую передачу и ничего не почувствовал. Мотор Renault хлопнул и чихнул.
Вскоре после перехода на четвертую передачу Кеке Росберг перед выбором траектории вхождения в "Крауторн” глянул в зеркала и увидел лишь пустой трек. Так лидировать было просто, но он знал, что долго это продолжаться не будет, так как автомобили Brabham шли на 05-х. В начале второго круга Пике промчался мимо так, как-будто бы принадлежал другой гонке. Через круг то же самое сделал Тео Фаби на втором Brabham`e. С такой мощностью, с такими крыльями, шинами, гонщиками Brabham выглядел непобедимым. Но как долго будет это продолжаться? Позволит ли все еще заметная избыточная поворачиваемость долго прожить резине?
В боксах McLaren инженеры были уверены, что нет. Они полагали, что Brabham будет ехать как можно быстрее на раннем этапе гонки. Лауда же, в первую очередь, будет беречь шины и, если получится, держаться за автомобилями Brabham.
Получилось. Выполняя обещание, данное им утром механикам Brabham, Лауда догнал и прошел Фаби за 10 кругов. За Фаби и Лаудой Росберг возглавлял длинную вереницу, по девятое место: Уорвик (на 10-х и 05-х) был чуть медленнее Росберга на прямой, но быстрее в поворотах. Следом шел Тамбэ только на 05-х, выжидая и наблюдая. Де Анжелис на шинах марки "С” и поэтому менее сдержанный, чем Росберг ("С” и "В”) был следующим, а за ним Ferrari Альборето ("C” и "В”). Следом шел Лаффит, начавший замечательную гонку на Гудьирах "С” и вовсе не собиравшийся заезжать в боксы. В глубине пелетона точно также собирался поступить Мэнселл, но он стартовал на жестких шинах ("В” и "А”) и, в отличие от Лаффита, вынужден был нести балласт. Де Анжелис во время пит-стопа для замены резины возьмет воду.
Итак, ко времени выхода Лауды на второе место, он был в 10 секундах впереди быстрейшего гудьировца (Росберга), пилотируя легко и без лишней нагрузки на шины. Важнее то, что 05-е Пике уже начали разрушаться.
Вот здесь и снизошло откровение: в честной борьбе в головке гонки, шасси McLaren, ведомое Лаудой извлекало больше пользы из шин, нежели шасси Пике. Корнями все уходит в Монако 1983, когда McLaren не прошел квалификацию из-за того, что они не смогли в достаточной степени разогреть шины. Турбо шасси, вышедшее из той машины с Cosworth, делает это запросто.
Все кончилось через 25 минут. На 21-м круге Пике поехал за новыми шинами. Вскоре оба автомобиля Brabham встали со сломанными турбо. Лауда начал 22-й круг имея 25 секунд преимущества над Росбергом. Более того, Прост уже пробрался в середину росберговского поезда, проходя машины на любом чистом участке трека. Он уже собирался пройти Росберга на 32-м круге, но заехал в боксы за новыми 05-ми. Лауда последовал его примеру на 35-м круге, не утратив при этом лидерства.
Свой дубль команда McLaren построила на 44-м круге, сразу после половины дистанции. Оба остались на 05-х и оба не имели вообще никаких проблем. У Росберга были "С” на обеих сторонах, но вскоре они стерлись и он пропустил Renault; Росберг сошел из-за постоянной потери скорости в результате перегрева углеродных тормозов. При том, что Lotus и Renault использовали в Кьялами стальные тормоза, только McLaren со специально разработанными скобами и Brabham, использующий углеродные тормоза с 1977 года, чувствуют себя с ними уверенно.
Самым быстрым среди пилотов не выступающих за McLaren и не обутых в Мишлены был Жак Лаффит. Используя меньше резины, чем его товарищ по команде, Лаффит в течение 17-и кругов удерживал третье место. Renault приблизились и снова отстали, их скорость менялась в соответствии с состоянием Мишленов. И Тамбэ, и Уорвик сточили свои вторые комплекты 05-х, а затем Дерек, агрессивный в течение всей гонки, вдобавок к этому поломал сцепление. Мэнселл мог бы обойти Renault, но сломалось входное отверстие турбо. Это произошло как раз в тот момент, когда он начал находить равновесие между уменьшившимся весом топлива и ультра-жесткими шинами.
Сход Лаффита был более зрелищным: на выходе из s-образного поворота перед "Лиукопом” с правого заднего колеса автомобиля Лаффита слетела гайка и Williams заскользил на трех колесах. Де Анжелис потерял время из-за поломки привода дросселя, Арну потерял 6 место из-за паровой пробки в бензосистеме, а Альборето, выбравший стратегию "нон-стоп”, сошел с четвертого места по причине нехватки топлива (оно испарилось). Так впервые Уорвику нашлось место на подиуме. Он заслужил его, особенно за преследование Росберга на первых кругах. Удивительно, но Тамбэ вновь остановился с пустым баком, но прежде, на третьем комплекте шин ему удалось установить лучшее время прохождения круга. Своим сходом Тамбэ позволил подняться на 4 место Рикардо Патрезе на Alfa - огромный успех для команды, которая все еще использует механический впрыск. В значительной степени из-за проблем Патрезе в начале гонки, к моменту, когда его Alfa приехала в закрытый парк, у него кончилось топливо.
Андреа де Чезарис был пятым, отстав довольно далеко, впервые в сезоне привозя очки Ligier. Сенна, истощенный и нуждающийся в медицинской помощи, финишировал шестым в своей второй гонке за Toleman. Вслед за Spirit-Hart Мауро Бальди финишировал Тьерри Бутсен, проведший гонку без пит-стопов. Его Arrows элегантно выиграл в классе Cosworth. Из-за большого числа пит-стопов в Кьялами, сравнительно быстрого круга и огромной разницы в скорости между быстрейшими турбоавтомобилями и автомобилями с мотором Cosworth, даже люди Longines запутались: по их данным Бутсен финишировал 13-м, в круге после Зурера!
Последние несколько кругов принесли напряжение другого рода. Гонки больше не было, она закончилась с пит-стопом Росберга. В боксах McLaren возникла озабоченность относительно расхода топлива. Проблемы во время тренировок помешали команде пристально изучить аппетит мотора. В кокпитах автомобилей McLaren Лауда и Прост просто снизили давление наддува и поехали так медленно, как только могли решиться. Как и в Рио, на борту не было индикатора расхода топлива.
Они выиграли, никаких проблем, и все внезапно показалось таким знакомым. С подиума Лауда пошел в гараж, остановившись только для того, чтобы напомнить механикам Brabham об их пари. Затем быстро переоделся и улетел на вертолете в аэропорт, Swissair до Женевы и свой самолет до Испании. Разговор о победе казался бесконечно далеким.









1Ники ЛаудаMcLaren751:29'23.430
2Ален ПростMcLaren751:30'29.380
3Дерек УорикRenault741:29'24.660
4Рикардо ПатрезеAlfa Romeo731:29'54.719
5Андреа де ЧезарисLigier731:30'36.612
6Айртон СеннаToleman721:29'54.794
7Элио де АнджелисLotus711:29'31.310Пит стоп / тяга управления
дроссельной заслонкой
8Мауро БальдиSpirit711:29'42.555Шины / вибрация
9Марк ЗурерArrows711:29'53.648
10Франсуа ЭсноLigier711:29'57.304Удар от Брандла
дк Мартин БрандлTyrrell711:30'10.057
11-нфМикеле АльборетоFerrari701:25'02.414Зажигание
12 Тьери БутсенArrows701:29'44.213
нфПатрик ТамбэRenault661:19'49.466Регулятор подачи топлива
нфЖак ЛаффитWilliams601:12'29.196Ш.р.у.с.
нф/дк Штефан БеллофTyrrell60
Ступица колеса
нфМанфред ВинкельхокATS (Auto-Technisches Zubehor)531:26'52.154Двигатель / аккумулятор
нфКеке РосбергWilliams511:02'00.545Потеря колесной гайки /
потеря колеса
нфНайджел МэнселлLotus511:02'23.678Впуск турбо
нфРене АрнуFerrari4048'31.721Впрыск топлива
нфНельсон ПикеBrabham2935'21.631Турбокомпрессор
нфДжонни ЧекоттоToleman2632'06.603Взрыв покрышки / подвеска
нфФилип АльоRAM2430'43.340Утечка воды / двигатель
нфДжонатан ПалмерRAM2227'59.932Коробка передач / электрика
нфТео ФабиBrabham1822'16.047Турбокомпрессор
нфЭдди ЧиверAlfa Romeo45'15.950Радиатор
нсПьеркарло ГиндзаниOsella

Авария / пожар /
ожог правой руки


Журнал "AUTOCAR", 1984
Перевод: Максим Кураев.

romb.hut2.ru



Знаете ли Вы что...