Гран-При ЮАР 1985 года: Победа Мэнселла и дубль Williams
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

15-1985 Гран-При ЮАР

15-1985 Гран-При ЮАР

Сделав убедительный дубль, Canon Williams-Honda покорили Кьялами, и человека, одержавшего вторую победу подряд звали Найджел Мэнселл.
Найджел Мэнселл был спокоен, как и подобает обладателю поул-позишн. Стратегия на гонку была продумана еще вечером в пятницу. Сидя над тарелкой с салатом, он делился своими планами: «Смотрите, так или иначе гонку возглавит Кеке, я это знаю. Поэтому я попытаюсь нормально стартовать, выйти вперед, а там видно будет.» В голосе звучала уверенность в себе. Нервозность, ранее для него характерная, пропала. «Если он догонит меня – я пропущу его. Я могу и подождать.»
К 7-му кругу Мэнселл возглавлял южноафриканскую гонку. В зеркалах его Canon Williams-Honda FW10B, достаточно мощного, чтобы в воскресенье утром в гоночной настройке показать в конце длинной прямой 206 миль/ч, отражался автомобиль Кеке Росберга. Росбергу после Брэндс-Хэтча было что доказывать и Мэнселл это знал. Кроме того он использовал более мягкие шины. В соответствии со своими предгоночными раскладками Найджел пропустил Кеке.
Всего на один круг. Мотор Hart на Toleman’е Пьеркарло Гинцани взорвался и залил маслом поворот Крауторн. На этой кляксе из Agip’а поскользнулся Пьерлуиджи Мартини, но как и следовало ожидать, маршалы посчитали, что итальянец просто выполнил привычный для себя визит в грязь и масляными флагами размахивали весьма вяло.
Кто появился там следующим? Кеке Росберг. Результат? Великолепный разворот с фонтанами песка и грязи из-под колес и адреналина в крови. «Если бы Кеке не вылетел, то вылетел бы я,» – сказал Мэнселл позже. «Что, черт возьми, я мог сделать?» – пожал плечами Росберг. За первые 9 кругов он сумел с пятого места («На старте я перешел на вторую, а потом – ничего.») подняться до первого и снова опуститься на пятое. Воскресенье в Кьялами кажется станет днем Мэнселла.
Но тогда уж стоит заметить, что судя по победе в ГП Европы и квалификации в Кьялами, Формула 1 имеет теперь дело с совершенно другим Мэнселлом. В год выдающихся квалификационных кругов (Росберг в Сильверстоуне, Сенна в Монце и Брэндс-Хэтче), Мэнселл во время второго выезда в пятницу затмил всех. Скорости в этом году в Кьялами возросли приблизительно на 5,7 миль/ч, то есть времена сократились в среднем на две с половиной секунды, и Мэнселл со своим лучшим кругом сумел опередить Пике и Росберга. «Я где-то 300 ярдов проехал по грязи. Я вошел в Льюкоп и чтобы не допустить недостаточной поворачиваемости не снимал ногу с педали. Но этого оказалось мало и три колеса у меня вынесло с покрытия. Прежде чем я вернулся на дорожку, я успел со второй передачи подняться до пятой. Машина шла по бордюру как по трамвайным рельсам и совсем меня не слушалась.» Ему пришлось бороться со своим Williams’ом, а ведь его поврежденные ребра все еще замотаны тугими бинтами. Некоторая часть паддока посчитала, что инцидент был типичной Мэнселловской ошибкой. Паддок боготворил покойного Жиля Вильнева за его привычку пускать машину в занос на бордюры. Конечно, ведь Вильнев родился не в Аптон-он-Северн.
В общем на 9-м круге первым шел Мэнселл, а вторым – Прост. В стартовом повороте произошла авария, инициированная очень быстро рванувшимся с места Гинцани, в результата которой оба Alfa закончили гонку в песке. Риккардо Патрезе столкнулся с Эдди Чивером. В Зандфорте с Alfa’ми уже произошел подобный случай, но тогда причиной одновременного схода на первом круге были отказы турбонагнетателей. Нынешний инцидент был гораздо зрелищнее и идеально характеризовал сезон для Alfa Romeo. Нельсон Пике, за прошедшие 12 месяцев проведший в Южной Африке шесть недель, тестируя для команды шасси, мотор и шины, сошел после шести кругов и больше Brabham’ов в гонке не осталось. Для него и Марка Зурера идентичные поломки клапанов в абсолютно новых BMW превратили воспоминания о 211 миль/ч развитых на прямой (при мощности квалификационных моторов по разным слухам равной 1270 л.с.) в угасающие и абсолютно бесполезные намеки на то, что могло бы быть.
В самом деле, помимо скоростей тренировки в Кьялами’85 были замечательны разве что полной схожестью с шинными тестами FOCA. Несколько инцидентов, очень мало зрителей, комментатор-недоумок и крохотные группки журналистов, бродящих по пит-лейн, потому что большинство из них после того как Ален Прост был объявлен Чемпионом в Брэндс-Хэтче вдруг приобрели политические убеждения и пренебрегли своими обязанностями. В Toleman’е перед тем как выпускать машины на кольцо каждое утро звучала «Земля надежды и славы.» Кеке Росберг раскуривал очередную сигаретку и обменивался сплетнями со своей женой и со всем миром. Команды Marlboro McLaren, Barclay Arrows и Beatrice Lola сделали вялый политический жест и убрали со своих автомобилей логотипы спонсоров. Если гонки в ЮАР настолько морально неприемлемы, что главные спонсоры не хотят быть представлены там, то зачем тогда они вообще приехали?
У Canon Williams-Honda таких проблем не было и все надписи остались не месте. Мэнселл лидировал, а Росберг к 17-му кругу подъехал к Просту и Лауде – присутствовали все предпосылки для великой гонки. Великой шинной гонки. Температура воздуха была 29, а температура асфальта еще на десять градусов выше. Во время тренировок и у Проста, и у Лауды возникали проблемы с турбо. С меньшими нагнетателями мотор TAG был приемистее, но на высоте 5500 футов над уровнем моря его мощность была не столь значительна. С большими агрегатами мощность повышалась, но возрастало запаздывание турбо. Прост квалифицировался с ККК второго типа. «Я просто хотел убедиться, что они – неправильный вариант. На входе в поворот появляется недостаточная поворачиваемость, вы жмете на газ, но ничего не происходит, а когда наконец турбо срабатывает это приводит к большому заносу.» Утром в воскресенье McLaren опробовали маленькие ККК на трех шасси – Лауды, Проста и запасном, и во всех трех случаях турбо сломались. В гонке команде пришлось использовать большие турбонагнетатели.
К 20-му кругу Мэнселл находился под жесточайшим давлением, давлением Проста и Лауды. На прямой он был быстрее, но в поворотах McLaren’ы были немного более проворны. Мэнселл был обут в комплект Гудьиров средней жесткости, а у McLaren’ов средняя резина стояла только на левом заднем колесе, а три прочие шины были мягкими. Так что в теории McLaren должен быть побыстрее Williams’а. На 32-м круге Лауда заехал за свежей резиной. На 33-м круге Прост, проезжая мимо пит-лейн, постучал пальцем по виску шлема, что в команде служит условным знаком для обозначения предстоящего на следующем круге пит-стопа. Который вышел довольно медленным – 18,23 – из-за необходимости очистить воздухозаборники от мусора. Лауда стал вторым. А потом, на 37-м круге, они с Мэнселлом заехали на пит-лейн вместе. К этому времени Ники шел уже четвертым и его темп падал все больше. Отказ турбо.
Во время замены колес у Мэнселла правое переднее колесо заартачилось и поэтому пит-стоп длился 11,72 секунды, однако в гонку он все же вернулся лидером. «Огромное спасибо парням за отличную работу,» – протянул он. Когда ближе к финишу Прост начал догонять его, Мэнселл снова связался с Уильямсом по двусторонней связи и сказал ему: «Не беспокойся, Фрэнк. Я знаю, что Прост меня нагоняет, – все это на скорости 190 миль/ч. – Я стараюсь шины поберечь.»
Росберг тоже беседовал по радио, но уже со своим инженером, Фрэнком Дерни. Они сравнивали средние и мягкие Гудьиры – смесь «В» или смесь «С». «Боюсь, что я не смог расслышать его сквозь помехи и не понял хотел ли он «В» или «С».» Так что на 26-м круге Росберг получил три мягких шины и одну среднюю на заднее левое колесо. Начинал он с тремя «В» и одной «С» на правом переднем, но вскоре оно запузырилось.
«На первом комплекте я имел небольшую избыточную поворачиваемость. После этого я решил не дергаться и все равно приближался к тем кто шел впереди.» Включая Алена Проста. И все же по-настоящему гонка стала захватывающей только после его второго пит-стопа. В течение 21-го круга он шел так жестко, что его три мягких колеса были изношены до предела. Он свернул в боксы с третьего места на 47-м круге (впереди него шли Мэнселл и Прост) и снова был «переобут» быстрее чем за 9 секунд. Из-за того, что до финиша оставалось еще 28 кругов от мягких шин пришлось оказаться. На все четыре колеса были поставлены сверхжесткие Гудьиры. В противном случае, учитывая высокий наддув и суперагрессию Росберга, Williams просто не доехал бы до финиша. Кеке выехал из пит-лейн по-прежнему третьим, 27 секунд уступая Просту.
Шестым шел Герхард Бергер на Arrows’е. У него были мягкие шины и он неплохо смотрелся. Он и Мэнселл друзья, поэтому Найджел был пропущен вперед без сопротивления. Но абсолютно законно Бергер не стал облегчать задачу Просту. Чтобы обогнать Arrows Алену потребовался целый круг и это стоило ему приблизительно полсекунды – первый намек на возможные проблемы с мотором. Неполадки в электронике. Снижение мощности, отсутствие хорошей приемистости и неохотное переключение передач. В это время догоняя Проста на секунду с круга, Росберг начал выезжать колесами на песок, взялся за дело по-настоящему.
Когда Мэнселл догнал Йоханссона в невыгодном положении оказался уже он. Уик-энд для Ferrari выдался ужасным – шасси сражалось со слабосильным и вялым мотором. «Работа была очень, очень тяжелой. Недостаточная поворачиваемость была такой сильной, что даже не верилось,» – сказал Стефан. Но его машина хотя бы была надежна. Микеле Альборето сошел на 8-м круге с поломкой турбо. Человек, бывший основным соперником Проста в борьбе за чемпионство не мог подняться выше седьмого места. На стартовом поле из двадцати машин Ferrari стояли 15-м и 16-м. Однако чтобы пройти Йоханссона, едва поместившись между ним и пит-уолл, Мэнселлу потребовался полный круг. А чтобы пропустить Проста, в повороте Форд Йоханссон освободил ему траекторию, зайдя по широкой дуге. McLaren, несмотря на все тренировочные беды, был достаточно хорош чтобы выиграть. Хороший баланс, умеренный износ резины и только мотор чуть-чуть заикался. Да еще накатывался Росберг.
На 66-м круге Мэнселл опережал Проста на 4,5 секунды, а тот, в свою очередь, был в восьми секундах впереди Росберга. Спустя 2,55 мили, то есть один круг, разрыв между первым и вторым остался прежним, а вот Кеке сократил свое отставание до 6,4 секунды. После еще одного круга оно составляло 4,0 секунды. До финиша оставалось семь кругов и Williams теперь имел математические шансы на первый дубль со времени ГП Бразилии в 1981-м.
В поворотах Крауторн и Льюкоп правое переднее колесо Росберга отрывалось от земли. В изгибе на прямой, который проходится на шестой передаче при полном газе, он использовал всю ширину дороги, бордюр и тридцать сантиметров песка. Когда автомобиль выскакивал из поворота, два его внутренних колеса были покрыты коричневой пылью. Круг за кругом Росберг проходил словно в квалификации, и это в конце долгой, изматывающей и очень жаркой гонки. «Знаете, на предпоследнем круге я, собственно, вылетел в Барбекью, – сказал он. – Меня занесло, но тормозить я не собирался. Ни за что.» В повороте Форд Росберг прошел Проста, едва не зацепив стенку правым задним колесом. За три круга до конца он на одном круге отыграл у Мэнселла 1,8 секунды. Это был Росберг какой он есть – жесткий, агрессивный, дерзкий.
Итак, дубль Williams’а состоялся-таки, однако драма гонки на этом не закончилась. На последнем круге сбросил темп Прост. Кончилось топливо? Нет – «вырубился» мотор. На этот последний круг ему потребовалось 2.21,939, что вдвое дольше, чем лучший круг победителя и поэтому из официальных протоколов он был выброшен, по трудно поддающейся объяснению прихоти бюрократов из FISA. Свой 75-й круг Прост проехал с расстегнутыми ремнями безопасности, накатом. Только спустя довольно долгое время механики из McLaren’а обнаружили, что двигатель не мог работать при выжатом сцеплении и нашли в выпускной системе кусочки подшипника. TAG прихватило намертво.
Вслед за McLaren’ом финишировал Йоханссон. Его Ferrari дотянул до конца, как это обычно с ними бывает. «Каково это, иметь машину, которая на разгоне уезжает от Ferrari на 75 метров?» – спросил Стефан Кена Тиррелла, своего бывшего хозяина, по пути в гараж. «На табло мне все время показывали, что я прошел на один круг больше и поэтому я думал, что мне надо экономить топливо.» Йоханссон считает, что мог бы стать третьим, если бы не сделал «ошибку в расчетах». Ferrari не могли рассчитывать на что-то лучшее.
Айртон Сенна о своей гонке, продлившейся всего десять кругов, сказал следующее: «С самого старта горел индикатор электронного сенсора, значит в машине было что-то не так. А потом мотор начал терять мощность.» Проявив характерную для него осторожность и аккуратность, Элио де Анжелис смог подняться до четвертого места, после чего, как и у Сенны, мотор Renault приказал долго жить. Драма Lotus’а имела кульминацией небольшое столкновение между своими пилотами в Крауторне при обгоне аутсайдера. «Айртон прошел слева и его занесло прямо передо мной. Если бы я не предвидел это, то авария получилась бы немаленькой, – рассказывал де Анжелис. – Все это было неоправданно,» – подвел он итог. Во всяком случае при посторонних. В гараже команды при обсуждении инцидента произошел обмен грубостями и даже имела место незначительная драка. Гонка в Аделаиде будет последним совместным выступлением для сегодняшней Lotus’овской пары...
Мартин Брандл провел хорошую гонку, но два пит-стопа для замены шин отбросили его на седьмое место, а его новый партнер по Tyrrell’у, Филипп Штрайф, вылетел, поскользнувшись на масле, пролитом одним из Toleman’ов, но в этот раз машина принадлежала не Гинцани, а Тео Фаби. Во время неофициальной тренировки в пятницу Фаби показал лучшее время. TG185 вел себя хорошо, не слишком прыгал на кочках и несмотря на то, что по словам Фаби прижимная сила отсутствовала вовсе, был быстр в скоростном изгибе Джуксел. В гонке, как и во всех предыдущих кроме трех в этом году, он сошел со сгоревшим мотором. Реакция механиков на эту эпидемию была остроумна. Деколи «Hartpower» на бортах автомобиля были аккуратно перечеркнуты черной линией: сердца разбиты (игра слов – по звучанию фамилия моториста Hart и слово Heart (сердце) абсолютно одинаковы – прим. пер.)
Итак, Гран При, в возможность проведения которого мало кто верил, все же состоялся. Борьба в лидирующей группе получилась плотной и, выжав из мотора все, Кеке Росберг сумел сохранить свой Honda, в то время как BMW и TAG’и до финиша не добрались. Это – показатель прогресса, сделанного японской компанией. Если с ним и можно что-то сравнить, то это темпы взросления Найджела Мэнселла как гонщика. «Я остался таким же как прежде, просто теперь все хотят поговорить со мной,» – сказал он вечером в пятницу. Менее чем через 48 часов его попросили сравнить первую победу со второй. «Первая победа – это все равно, что первый раз заниматься любовью. Хочется еще.» На его лице расплылась широкая улыбка. «Сегодня я еще получил.»




1

Найджел МэнселлWilliams751:28'22.866
2
Кеке РосбергWilliams751:28'30.438
3
Ален ПростMcLaren741:27'45.721
4
Стефан ЙоханссонFerrari741:29'07.822
5
Герхард БергерArrows741:29'09.266
6
Тьери БутсенArrows741:29'19.181
7
Мартин БрандлTyrrell731:28'51.753

нфЭлио де АнджелисLotus521:02'24.344Двигатель

нфПьерлуиджи МартиниMinardi4557'41.262Радиатор

нфНики ЛаудаMcLaren3744'27.370Турбо

нфФилип СтрейффTyrrell1619'39.494Авария

нфАйртон СеннаLotus89'52.516Двигатель

нфМикеле АльборетоFerrari810'13.358Турбо

нфНельсон ПикеBrabham67'43.839Двигатель

нфПьеркарло ГиндзаниToleman48'30.822Столкновение с Чивером / двигатель

нфТео ФабиToleman33'47.321Двигатель

нфМарк ЗурерBrabham34'13.213Двигатель

нфХуб РоттенгаттерOsella11'29.792Электрика

нфЭдди ЧиверAlfa Romeo0
Удар в Патрезе / столкновение с Гиндзани

нфРикардо ПатрезеAlfa Romeo0
Удар от Чивера

нсАлан ДжонсLola

Плохое самочувствие

Перевод и набор: Максим Куваев

The Motor, 23.10.85



Знаете ли Вы что...