Обзор сезона 1985г: Рост затрат и мощности (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1985г (ч.3)

Обзор сезона 1985г (ч.3)

Обзор сезона 1985г (ч.1)

Обзор сезона 1985г (ч.2)

В начале сезона, в Бразилии, казалось, будто все было, как и должно было быть. В начале гонки лидировал Росберг на Williams-Honda FW10, но победу одержал Ален Прост на McLaren-TAG-Porsche MP4/2B, опередивший Микеле Альборето на Ferrari 156/85. На Гран-при Португалии в Эшториле сильный дождь стал причиной большой неразберихи, и Айртон Сенна, уже продемонстрировавший на Гран-при Монако 1984 г. свои выдающиеся способности пилотирования в дождевых условиях, превзошел всех своих соперников, пролидировав от старта до финиша. Это была первая победа в гонках Гран-при для талантливого Сенны, а также для двигателя Renault, установленного на другом шасси, кроме своего собственного, в данном случае, на Lotus 97T, разработанном Жераром Дюкаружем. Ален Прост испытал в этой гонке неприятный момент, когда на прямой его McLaren неожиданно развернулся на луже и врезался в ограждение. Альборето на Ferrari вновь занял второе место, опередив де Анджелиса на втором Lotus. Эта гонка стала первой для Стефана Йоханссона за рулем второй Ferrari в качестве замены Арну. Из-за проблем с расходом топлива результат Гран-при Сан-Марино в Имоле оказался обратным с точностью до наоборот. Сенна снова лидировал, но после 56-ти кругов у него закончилось топливо. Затем, к огромному восхищению патриотически настроенных итальянских зрителей, в лидеры вышла Ferrari Йоханссона, но она находилась там на протяжении всего одного круга, после чего ее бак также опустел. Затем захватившего лидерство де Анджелиса на Lotus обошел McLaren Проста, который уже собрался было отпраздновать победу. Однако, после гонки в результате взвешивания его "MP4/2B" было обнаружено, что он весил всего 538 кг вместо допустимых 540 кг, поэтому он был дисквалифицирован, что позволило де Анджелису одержать свою вторую победу в Формуле Один. Прост отомстил в Монако, где одержал победу – но на круге почета у него также закончилось топливо. Альборето, чья Ferrari оказалась самым мощным автомобилем на этой уличной трассе, финишировал вторым.
Следующая гонка в календаре Чемпионата, Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршамп, должна была состояться 2 июня, но арденнская трасса имела только что обновленное покрытие, и во время тренировок в некоторых скоростных поворотах оно начало вспучиваться. Команды сочли, что из-за разбросанных по трассе камней существовала большая опасность потери контроля над автомобилем, и после серьезного обсуждения гонка была перенесена на 15 сентября. Таким образом, Чемпионат Мира возобновился на Гран-при Канады в Монреале, где Ferrari 156/85 подтвердили свою превосходную форму, которую они демонстрировали в первой половине сезона, первым и вторым местом Альборето и Йоханссона, опередивших McLaren Проста. Однако, на следующем Гран-при, в Детройте, Йоханссон и Альборето вынуждены были довольствоваться вторым и третьим местами, поскольку уверенную победу здесь одержал Росберг на Williams-Honda FW10.
На Гран-при Франции в Ле-Кастелле Нельсон Пике на Brabham-BMW BT54 оказался непобедимым. Был разгар лета, и высокие скорости Ле-Кастелле идеально подошли резине Pirelli, в которые был обут Brabham, итальянский производитель шин одержал свою первую победу после успехов 1957 г. с Maserati и Vanwall.
Гран-при Англии, прошедший в Сильверстоуне, был завершен на круг раньше, но это не помешало Просту одержать еще одну уверенную победу. Занявший второе место Альборето более чем на круг отстал от своего главного соперника в Чемпионате Мира. После Гран-при Канады итальянец начал вторую половину сезона лидером Чемпионата, но после гонки в Ле-Кастелле Ferrari стали демонстрировать очень плохую форму, особенно на скоростных трассах. Шасси "156/85" плохо держало дорогу, и приходилось постоянно повышать мощность двигателей Ferrari 120°, поэтому они начали утрачивать присущую им надежность. Как бы то ни было, на Гран-при Германии на Нюрбургринге Альборето дал отпор соперникам и одержал победу над Простом на McLaren и Жаком Лаффитом на Ligier-Renault JS25. Этот успех Ferrari на Нюрбургринге имел особое значение, поскольку 50-ью годами ранее на Гран-при Германии 1935 г. Ferrari впервые выиграли эту гонку, когда Тацио Нуволари на Alfa Romeo P3 команды Scuderia Ferrari нанес историческое поражение "непобедимым" командам Auto Union и Mercedes-Benz.
В 1985 г. события на Нюрбургринге начались, по сути, с огромной неожиданности. Во время квалификации в пятницу невысокий миланский гонщик Тео Фаби на Toleman TG185 показал быстрейшее время, а поскольку во второй день квалификации пошел дождь, Фаби сохранил свою поул-позицию. Шасси Toleman TG185 конструкции Рори Бирна считалось одной из лучших конструкций сезона, а его четырехцилиндровый двигатель Hart стал еще мощнее после перехода на турбокомпрессоры Holset и электронную систему впрыска топлива, разработанную бывшими служащими Lucas. Однако, все старания оказались напрасными, поскольку на старте на Toleman отказало сцепление. Несмотря на эту неудачу, Pirelli считали достижение Фаби в квалификации подтверждением достигнутого ими прогресса, поскольку в оставшихся гонках все поул-позиции, а также победы достались Goodyear.
Перед своим домашним Гран-при в Австрии Ники Лауда ошарашил прессу – как и в конце 1979 г. в Канаде – объявив о том, что в конце сезона собрался уйти из гонок Формулы Один. Позже Бёрни Экклстоун попытался соблазнить трехкратного Чемпиона Мира королевским предложением выступить в 1986 г. за Brabham – разговор шел о ежегодной зарплате около 6,5 миллионов долларов – но, несмотря на то, что Лауда в течение нескольких недель серьезно рассматривал это предложение, в конце концов, перед последней гонкой Чемпионата Мира в Аделаиде он подтвердил свой окончательный уход, чтобы затем посвятить себя Lauda Air. В то же время было объявлено о том, что в 1986 г. место Лауды в McLaren займет Кеке Росберг, в течение последних четырех лет выступавший за Williams. Затем в следующей гонке, в Голландии, Нельсон Пике объявил о своем намерении перейти в 1986 г. в Williams-Honda. После австрийской гонки произошло еще одно изменение в составах команд. Во время гонки Андреа де Чезарис совершил захватывающий кувырок на своем Ligier-Renault, и, хотя он не получил травм, эта авария стала последней каплей терпения Ги Лижье, отказавшегося от услуг римлянина на оставшуюся часть сезона; в Монце его заменил многообещающий французский гонщик Формулы 3000 Филипп Штрайфф. На последнем для Лауды Гран-при Австрии на протяжении некоторого времени он лидировал, но, как это было часто по ходу всего сезона 1985 г., его вновь подвела техника. Прост одержал еще одну победу, сравнявшись по очкам с Альборето.
Летом 1985 г. международные гонки были омрачены двумя трагическими авариями. 11 августа во время 1000-километровой гонки спортивных автомобилей в Моспорте, Канада, немецкий гонщик RAM Манфред Винкельхок за рулем Porsche 956 команды Kremer попал в смертельную аварию. Затем 1 сентября во время другой гонки спортивных автомобилей на выносливость, "1000 километров Спа", со своей жизнью расстался другой немецкий гонщик Гран-при – за рулем Porsche 962 команды Brun насмерть разбился Штефан Беллоф. Беллоф считался большой надеждой немецких автогонок. Будучи в 1984 г. заводским гонщиком Porsche, после многочисленных успехов в 1000-километровых гонках он стал Чемпионом Мира по гонкам на выносливость. Несмотря на то, что несчастья произошли с быстрой последовательностью, по сути, они являлись первыми с гонщиками Формулы Один после гибели Риккардо Палетти в результате аварии на старте Гран-при Канады 1982 г.
Ники Лауда и его McLaren, наконец, достигли успеха на Гран-при Голландии в Зандвоорте, где австриец одержал победу, хоть и с 0,23-секундным преимуществом над своим товарищем по команде, Аленом Простом. В Зандвоорте Лауда никоим образом не договаривался с Простом: каждый проводил свою собственную гонку. Но второе место Проста позволило французу обойти Альборето в борьбе за Чемпионат Мира. Голландская гонка 1985 г. закончилась 25-ой победой в карьере Ники Лауды в гонках Гран-при Формулы Один, которая началась в 1973 г. Таким образом, он вышел на второе место в невероятном списке победителей Гран-при, верхнюю строчку которого, по-прежнему, занимал Джеки Стюарт с 27-ью победами, Джим Кларк выигрывал 25 раз. Пятикратный Чемпион Мира Хуан Мануэль Фанхио, по сути, участвовавший всего в 51-ом Гран-при, оказался на четвертом месте с 24-мя победами. 27 августа мир Формулы Один был потрясен известием из Парижа, гласившем о том, что по окончании сезона Renault отзовут свою команду из гонок Гран-при. Уже в течение многих лет компания несла убытки, и президент Жорж Бесс решил произвести серьезное сокращение. Renault пришли в Формулу Один в 1977 г. и первыми использовали 1,5-литровый турбодвигатель, противопоставив его 3-литровым атмосферным двигателям. С 1979 по 1983 гг. желто-бело-черные Renault выиграли в общей сложности 15 Гран-при: девять благодаря Просту, четыре – Арну и два – Жабую. Но сезоны 1984 и 1985 гг. оказались весьма неудачными – Renault не смогли одержать в Формуле Один ни одной победы, хотя их двигатели, установленные на других автомобилях, Lotus Сенны и де Анджелиса, выиграли три гонки Чемпионата Мира 1985 г. Тем не менее, Renault будут соблюдать свои контракты по поставке двигателей другим командам – Lotus до конца 1987 г. и Tyrrell до конца 1986 г. Кроме того, в начале ноября был продлен контракт с Ligier.
Сезон продолжил Гран-при Италии в Монце, где Кеке Росберг на протяжении всей гонки демонстрировал способности двигателя Honda V6 80°, но, в конечном счете, победу одержал Прост на надежном McLaren. В этой гонке дебютировала англо-американская команда Beatrice FORCE с автомобилями Lola THL1, но Алан Джонс сошел в самом начале гонки из-за хронических неисправностей своего двигателя Hart.
Затем состоялся отложенный Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршампе. На старте пошел дождь, который оказался на руку гонщику Lotus-Renault Айртону Сенне, который полностью контролировал гонку на всем ее протяжении. Мэнселл на Williams-Honda финишировал вторым. На Гран-при Европы в Брэндс Хетче Найджел Мэнселл одержал первую победу в своей карьере Формулы Один, опередив Сенну и Росберга. Прост на своем McLaren финишировал четвертым, подтвердив свою победу в Чемпионате. Упустив ее в 1983 и 1984 гг., в 1985 г. он стал первым французом, выигравшим Чемпионат Мира, начиная с начала его проведения в 1950 г., полностью заслужив свое чемпионское звание. Но Альборето на Ferrari испытал большое разочарование, будучи вынужденным сойти с дистанции трижды подряд, начиная с Гран-при Италии, и потеряв всякую надежду на победу в Чемпионате. События двух оставшихся гонок прошли по тому же образцу.
Гран-при Южной Африки не обошелся без серьезных дискуссий из-за сильного международного давления с требованием бойкотировать гонку по причине политики апартеида южноафриканского правительства. Французское правительство предложило Renault и Ligier отказаться от участия в гонке, что эти команды и сделали. Некоторые спонсоры в знак уважения к публике в Кьялами скрыли свои рекламные наклейки. После старта гонки ничто не смогло удержать Williams-Honda, и Мэнселл одержал еще одну победу, а Росберг занял второе место, отдав лидерство своему товарищу по команде, когда вытекшее из другого автомобиля масло вынудило его вылететь в траву. Прост пересек финишную черту на третьем месте с заикающимся двигателем из-за дефекта электрики. Отсутствие Ligier позволило Филиппу Штрайффу выступить в Кьялами за рулем Tyrrell-Renault; вторым Tyrrell впервые в гонках Гран-при пилотировал Иван Капелли, новичок Формулы Один и один из топ-пилотов Формулы 3000.
Чемпионат Мира завершал Гран-при Австралии, новый этап в календаре Формулы Один. Отлично организованная гонка в Аделаиде прошла на 3,8-километровой уличной трассе. Трибуны были заполнены до отказа, и восторженная публика предвкушала полный напряженности финал Чемпионата Мира. Лидерство захватил Сенна на Lotus, но затем он совершил несколько ошибок и, в конечном счете, сошел. Лауда также, в свою очередь, вышел в лидеры, но его подвели его карбоновые тормоза, из-за которых его резко бросило в сторону, и он врезался в ограждение. Кеке Росберг находился в превосходной форме и пилотировал в захватывающей манере, восхищая зрителей своим атакующим стилем. Несмотря на три пит-стопа для замены шин, финн прорвался сквозь пелотон в лидеры и выиграл гонку. Ligier-Renault Жака Лаффита и Филиппа Штрайффа финишировали на втором и третьем местах соответственно. Новичок Иван Капелли, выступавший за Tyrrell на своем втором Гран-при, провел превосходную гонку и занял четвертое место.
Впервые в течение сезона 1985 г. Ален Прост вынужден был сойти из-за механической неисправности – проблемы обычно возникали только на McLaren Лауды. Вдобавок к разочарованиям Ferrari, Кубок Конструкторов достался McLaren. Для Renault сезон также сложился неудачно, и уже перед Гран-при Австралии Жерар Тот подал прошение о своей отставке. Euroracing с автомобилями, оснащенными двигателями Alfa Romeo V8, которыми пилотировали Эдди Чивер и Риккардо Патрезе, провели сезон еще хуже, не набрав ни одного зачетного очка. Особенно трудно сезон сложился для Toleman, RAM и Beatrice-Lola, поскольку четырехцилиндровые двигатели Hart постоянно ломались, как во время тренировок, так и во время гонок. В октябре Benetton добились поставок двигателей BMW для Toleman на сезон 1986 г.
В следующем месяце Alfa Romeo объявили о том, что они больше не будут поставлять двигатели для Euroracing и Osella, вместе с тем прекратив работу над развитием восьмицилиндрового двигателя, который впервые начал использоваться в 1983 г. Годом ранее инженеры Alfa Romeo уже начали работу над новым четырехцилиндровым 1499,7-кубовым (92Ч56,4 мм) двигателем в недавно построенных цехах Alfa Corse на бывших производственных площадях Autodelta. К моменту ухода Alfa Romeo из гонок они объявили о своем намерении в 1987 г. вернуться в Формулу Один с новым двигателем. Как и Renault, Alfa Romeo также несли большие убытки, главным образом, из-за проекта серийного автомобиля Arna. Несмотря на огромную популярность, которой гонки Гран-при пользовались во всем мире, они оказались под угрозой роста затрат.








Знаете ли Вы что...