Обзор сезона 1989 года: Начало новой эры (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1989г (ч.3)

Обзор сезона 1989г (ч.3)

Обзор сезона 1989г (ч.1)
Обзор сезона 1989г (ч.2)
Сезон 1989 г. был необычайно трудным для слабых команд из-за обязательного участия в предквалификации. По этой причине во второй половине 1988 г. слабые (или совсем никакие) результаты продемонстрировали Брандл и Модена (Brabham), Гинцани и Ларини (Osella), Каффи (Dallara), Рафанель (Coloni), Фойтек (EuroBrun), Шнайдер и Сузуки (Zakspeed), Йоханссон и Гашо (Onyx), Вайдлер (Rial) и Винкельхок (AGS).
Вопреки большинству прогнозов, в 1989 г. автомобили с 3,5-литровыми атмосферными двигателями смогли показать те же времена на круге, что и 1,5-литровые турбоавтомобили. Это произошло не только благодаря прогрессу в областях постройки шасси и аэродинамики, но и благодаря особенностям атмосферных агрегатов. В отличие от своих предшественников, они не имели "турбозадержек", поэтому автомобили могли более эффективно проходить повороты, ускорение также было внушительным. Автомобиль Гран-при 1989 г. мог разгоняться до 200 км/ч за 5,2-5,3 секунды. Благодаря своим легким конструкциям некоторые автомобили даже вынуждены были использовать балласт, чтобы соответствовать 500-килограммовому минимальному весу. При разработке аэродинамики своих новых автомобилей многие конструктора были вдохновлены March 881, чей небольшой "клюв Конкорда" получил широкое распространение. Его главным преимуществом было снижение "подъемной силы", поскольку его небольшой размер способствовал более широкому – а значит, и более эффективному – использованию носовых плавников. В то же время, поток воздуха более эффективно направлялся в боковые воздухозаборники радиаторов. Постоянные поиски усовершенствований и рост времени на испытания стали причиной того, что некоторые команды стали нанимать тест-пилота, помогавшего двум основным боевым гонщикам. Джей Джей Лехто выполнял эту задачу в Ferrari, а Эмануеле Пирро – в McLaren, тогда как Benetton пользовались услугами Джонни Дамфриза, а ас Формулы 3000 Мартин Доннелли иногда участвовал в испытаниях Lotus.
40-ой Чемпионат Мира начался 26 марта с Гран-при Бразилии на трассе имени Нельсона Пике в Рио-де-Жанейро. Комбинацией-фаворитом считались McLaren и Honda. Ожидалось, что Ferrari также преуспеют, хотя во время испытаний новой коробки передач у нее обнаружилась тревожная тенденция к поломкам. Этот прогноз действовал на протяжении всего сезона, хотя McLaren MP4/5 доминировали уже не в той степени, как "MP4/4" в 1988 г. Безусловно, быстрейшим гонщиком был Айртон Сенна на McLaren, особенно в квалификации – он стартовал с поул-позиции в 13-ти Гран-при сезона. Его поул на Гран-при Австралии, в последней гонке Чемпионата Мира, был 43-им в его карьере, и, если бы не механические и прочие неисправности по ходу всего сезона, он смог бы сохранить свой чемпионский титул. Он выиграл шесть Гран-при – Сан-Марино, Монако, Мексики, Германии, Бельгии и Испании – а также лидировал в гонках на протяжении, в общей сложности, 2295 км. Его товарищ по команде Ален Прост, вырвавший у него победу в Чемпионате Мира, лидировал на протяжении 1217 км, и это было намного больше, чем у его ближайшего преследователя: Патрезе (Williams-Renault) лидировал на протяжении 428 км, Мэнселл (Ferrari) – 333, Бергер (Ferrari) – 236, Бутсен (Williams- Renault) – 227, Уорвик (Arrows-Cosworth) и Наннини (Benetton-Ford) – по 18, и Мартини (Minardi-Cosworth) – 4,4 км.
На открытии сезона в Бразилии Сенна столкнулся с Бергером в самом первом повороте. В течение долгого времени лидерство удерживал Патрезе, но его, в конечном итоге, подвел двигатель Renault. Это позволило Найджелу Мэнселлу одержать неожиданную победу в своей дебютной гонке за команду Ferrari, хотя посвященные лица не ожидали, что полуавтоматическая коробка передач преодолеет всю дистанцию. Сенна отомстил, одержав уверенные победы на Гран-при Сан-Марино в Имоле, затем в Монако, а также в Мексике, где лишь немногие полагали, что McLaren-Honda сохранят свое превосходство. В течение многих недель новая коробка передач Ferrari оставалась предметом беспокойств – Мэнселл не смог набрать ни одного очка в пяти гонках, последовавших вслед за его успехом в Рио-де-Жанейро. Тем временем, его товарищ по команде Бергер в результате поломки переднего крыла потерпел в Имоле серьезную аварию. Он проходил поворот Tamburello на высокой скорости и врезался в ограждение передней частью автомобиля. В считанные секунды разбитую Ferrari объяло огнем, но Бергера спасли маршалы трассы, храбрость которых заслуживала похвалу. Австриец был доставлен в больницу с серьезными ожогами рук – он вынужден был пропустить Гран-при Монако, но уже к Гран-при Мексики он оправился.
Ален Прост начал сезон хорошо, в каждом из первых трех Гран-при заняв по второму месту, таким образом, выйдя в лидеры Чемпионата Мира. Затем на Гран-при Соединенных Штатов, переехавшем из Детройта в Финикс, Аризона, Сенна вынужден был сойти из-за неисправности зажигания, и Прост одержал свою первую победу в сезоне. Эта гонка проходила в условиях невыносимой жары на 3,8-километровой уличной трассе, состоявшей, главным образом, из прямоугольных поворотов. Непрекращающийся дождь стал причиной неразберихи в канадской гонке. Сенна вновь продемонстрировал свои превосходные способности, пока перед самым финишем не отказал его двигатель, что позволило гонщику Williams Тьерри Бутсену принести двигателю Renault V10 заслуженную победу. На старте Гран-при Франции в Ле-Кастелле Маурисиу Гужельмин спровоцировал массовый завал, после чего гонка была остановлена, и впоследствии был дан рестарт. На этом Гран-при по причине разрыва отношений между Микеле Альборето и Кеном Тирреллом за рулем Tyrrell в Формуле Один дебютировал Жан Алези – молодой гонщик с юга Франции в течение некоторого времени удерживал вторую позицию и, в конечном счете, финишировал четвертым. Сенна еще на старте сошел с дистанции из-за поломки дифференциала, и Прост одержал победу, Мэнселл занял второе место, финишировав впервые после гонки в Бразилии.
На Гран-при Англии в Сильверстоуне Сенна вновь вынужден был сойти, вылетев с трассы из-за неисправности коробки передач, и Прост смог одержать свою третью победу в сезоне. В этой гонке McLaren-Honda впервые появились с новой поперечной коробкой передач, которая была примерно на 15 кг легче старой продольной. Мэнселл подчеркнул вернувшуюся надежность Ferrari еще одним призовым местом. Полоса неудач Сенны закончилась на Гран-при Германии в Хоккенхайме, где под проливным дождем он одержал победу над Простом, хотя француз сохранил уверенное лидерство в Чемпионате. Мэнселл занял третье место, а Бергер снова сошел с дистанции, на этот раз в результате аварии. Начиная с этой гонки, в силу вступили новые правила прохождения предквалификации. Обоим гонщикам Brabham и гонщику Dallara Каффи теперь можно было не участвовать в отборочных заездах, зато оба гонщика Lola-Lamborghini, Алльо и Альборето, оказались в числе 13-ти неудачников. Гран-при Венгрии оказался самой красивой и захватывающей гонкой года. С самого старта темп задал Риккардо Патрезе на "старом" Williams-Renault FW12C, но шедший в середине пелотона Найджел Мэнселл вскоре начал обходить одного соперника за другим. Затем из-за пробитого радиатора у Патрезе начал перегреваться двигатель, и после захватывающего поединка с Сенной Мэнселл вырвал у McLaren лидерство. Таким образом, Ferrari одержали свою вторую победу в сезоне на трассе, которая не позволила McLaren-Honda полностью воспользоваться своим удивительным ускорением на выходе из медленных
поворотов или своей превосходящей скоростью на прямых. На этот раз Сенна был только вторым, опередив продемонстрировавшего надежность Бутсена.
На Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршампе развернулось великолепное сражение под дождем. Сенна доказал свое превосходство на влажных трассах и одержал победу над Простом и Мэнселлом. Бергер вновь вынужден был сойти, десятый раз в сезоне. На Гран-при Италии, казалось, Сенна одержит еще одну уверенную победу, но он сошел из-за проблем с двигателем, на 44-ом круге Прост вышел в лидеры и выиграл гонку. Бергер, в конце концов, смог финишировать на втором месте, а Мэнселл вынужден был сойти с дистанции из-за проблем с коробкой передач. Победа Проста была 39-ой в его карьере, но на этот раз толпы Монцы были в восторге, поскольку незадолго перед гонкой француз подписал контракт с Ferrari на 1990 г. Еще в начале июля стало известно о том, что он покинет McLaren, и что его место займет Бергер.
По ходу всего сезона Ferrari постепенно догоняли McLaren – усовершенствование итальянских автомобилей было подтверждено на Гран-при Португалии в Эшториле, где они доминировали, а Бергер одержал свою первую победу в сезоне. Следом за ним финишировал Прост, таким образом, упрочив свое лидерство в Чемпионате Мира, поскольку Сенна сошел в результате драматичного инцидента с Мэнселлом. За несколько кругов до этого Мэнселл, будучи лидером, во время заезда на пит-стоп для смены шин на несколько метров промахнулся мимо своих боксов, после чего задним ходом вернулся на место. Но движение задним ходом было запрещено правилами, поэтому англичанину был показан черный флаг. Видимо, он его не заметил и совершил еще четыре круга. На 48-ом круге Ferrari и McLaren Сенны столкнулись в повороте, и оба автомобиля вылетели с трассы. За игнорирование черного флага Мэнселл был дисквалифицирован на следующую гонку, Гран-при Испании. Ferrari подали апелляцию, но безрезультатно. Тем временем, в команде McLaren росла напряженность – начиная с гонки в Имоле, гонщики почти перестали разговаривать друг с другом. Прост обвинял своего товарища по команде в неуступчивости. В газетных интервью они постоянно нападали друг на друга. Прост обвинял Honda и McLaren в предоставлении Сенне лучшей, чем у него, техники. Ни Honda, ни McLaren не согласились с его утверждениями, и Просту впоследствии пришлось взять их обратно. Для своей победы в Чемпионате Мира 1989 г. Айртон Сенна должен был выиграть три оставшиеся гонки – Гран-при Испании, Японии и Австралии. В первой из них он был вне конкуренции и одержал победу над Бергером и Простом. Перед этой гонкой было объявлено о том, что Джон Барнард не смог прийти к согласию с президентом Ferrari Пьеро Фузаро о своем будущем и уходит в Benetton. Гран-при Японии в Сузуке оказался очередной драматической гонкой. Крайне мотивированный Прост оказался впереди Сенны, но бразилец предпринял опасную попытку обгона в шикане. Прост пересек его траекторию, оба McLaren столкнулись и оказались за пределами трассы. Прост, теперь уже уверенный в своей победе в Чемпионате, вылез из своего автомобиля, а Сенна заставил маршалов вытолкнуть свой автомобиль из опасной зоны и завести его с толкача, затем он срезал вторую часть шиканы и вернулся в гонку. После пит-стопа для замены носового обтекателя он перед самым финишем вырвал лидерство у Наннини и первым пересек финишную черту. Но маршалы тут же его дисквалифицировали за срезание шиканы после инцидента с Простом, и, несмотря на апелляцию McLaren, Алессандро Наннини на Benetton-Ford был объявлен победителем гонки. После чего McLaren привлекли для защиты своих адвокатов, но FISA воспользовалась случаем и упрекнула Сенну в его прошлых грехах. Ему припомнили столкновения в первых гонках сезона, дисквалифицировали на шесть месяцев и оштрафовали на $100 000.
В результате всего этого Прост в третий раз выиграл Чемпионат Мира, и даже победа Сенны в заключительной гонке не гарантировала ему титула. Непрекращающийся ливень в Аделаиде стал причиной всеобщей головной боли – встал вопрос об отсрочке гонки. Из-за неудовлетворительного дренажа скользкие городские улицы представляли особую опасность аквапланирования. Старт гонки был дан вовремя, но уже после первого круга ее пришлось остановить из-за огромного количества аварий. В этот момент Прост, ратовавший за остановку гонки, вылез из своего автомобиля и вернулся в гостиницу.
Повторно начавшийся Гран-при Австралии был богат событиями – в аварии оказались вовлеченными не менее 13 автомобилей. Особенно предательской была длинная прямая, поскольку брызги из-под колес автомобилей создавали непроглядную водяную стену. Следовавшие за ней гонщики просто ничего не видели – Сенна и Пике оба врезались в автомобили круговых. Обе Ferrari также сошли в результате аварий. Но Тьерри Бутсен на Williams-Renault провел гонку безупречно. Он не совершил ни одной ошибки и одержал свою вторую победу в сезоне. Наннини, победитель гонки в Сузуке, также избежал аварий и занял второе место. Риккардо Патрезе своим третьим местом довершил великолепное выступление Williams FW13. Для гонщика из Падуи это был 192-ой Гран-при. Гонка в Аделаиде завершила 40-ой Чемпионат Мира. Ален Прост с 76-ью очками и победами во Франции, Великобритании и Италии, а также многочисленными призовыми местами выиграл свой третий титул, Сенна набрал 60 очков, тогда как набравший 40 очков Патрезе в последней гонке отобрал у Мэнселла третье место. McLaren-Honda, набрав 141 очко, вновь выиграли Кубок Конструкторов. Williams-Renault с 77- ью очками заняли второе место, Ferrari с 59-ью – третье, и Benetton-Ford с 39-ью – четвертое. Все лето Прост давал понять журналистам, что Honda обеспечивали его худшей техникой, но в ноябре японская компания ответила на его обвинения. Осаму Гото, инженер, отвечавший за двигатели Honda для Формулы Один, сказал, что и Просту, и Сенне предоставлялись двигатели одной и той же спецификации. Кроме того, Honda высказали предположение о том, что в 1988 г. количество топлива, используемого турбодвигателями в течение одной гонки, было ограничено 150 литрами, и Прост лучше справлялся с экономией топлива исключительно благодаря своей манере езды. Компания также опубликовала данные, говорившие о том, что в 1989 г. Сенна был быстрейшим гонщиком. Так, во время квалификации в Монце, согласно данным телеметрии, Сенна был примерно на две секунды быстрее Проста. Француз поддержал своего соперника, получив более мощный двигатель, но телеметрия показывала, что оба автомобиля были одинаково быстрыми на прямых, хотя Сенна, как правило, был быстрее в поворотах. Так, в повороте Parabolica перед самой финишной прямой Сенна раскручивал двигатель на 1000 об/мин больше, чем Прост и, в результате, на прямой был быстрее на 24 км/ч.
Кроме того, Honda отвергла обвинения в том, что во время гонки они имели возможность с помощью телеметрии влиять на характеристики автомобиля из боксов. "Это абсолютная ложь", – сказал Осаму Гото. "Даже если бы мы имели технологию для выполнения этой процедуры, мы бы так не делали". Между четырьмя главными героями Чемпионата Мира 1989 г. – McLaren-Honda, Ferrari, Williams- Renault и Benetton-Ford – и "остальными" был значительный промежуток. March отстали – Капелли не смог набрать ни одного зачетного очка. Lotus-Judd также оказался неудачным, а трехкратному Чемпиону Мира Нельсону Пике, казалось, не хватало мотивации. В последних гонках сезона Minardi-Cosworth оказались в центре внимания, когда Пьерлуиджи Мартини продемонстрировал превосходство шин Pirelli в
квалификации, хотя их гоночная резина не могла конкурировать с таковой у Goodyear. В целом, это было многообещающее начало новой эры гонок Гран-при.





Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...