Обзор сезона 1990 года: 200 л/с на литр (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1990г (ч.3)

Обзор сезона 1990г (ч.3)

Обзор сезона 1990г (ч.1)
Обзор сезона 1990г (ч.2)
В 1990 г. после многолетнего перерыва Гран-при Бразилии вернулся на трассу Интерлагос близ Сан-Паулу. Трасса была полностью переделана, модернизирована, сокращена и приведена в соответствие с самыми последними требованиями безопасности. Ferrari, столь неудачно выступившие в Аризоне, в Южной Америке отпраздновали победу Алена Проста. Сенна столкнулся с японцем Накаджимой и вынужден был довольствоваться третьим местом. После гонки в Бразилии перерыв в несколько недель позволил командам улучшить свои автомобили.
Следующей гонкой был Гран-при Сан-Марино в Имоле, где в силу вступили новые правила безопасности. Айртон Сенна в 44-ый раз стартовал с поул-позиции, его товарищ по команде Бергер разделил с ним первый ряд. Несмотря на то, что Ferrari использовали в квалификации новый двигатель "Type 037" с укороченным ходом поршня, они смогли показать лишь пятый и шестой результаты. На трассе имени Энцо и Дино Феррари Сенна захватил лидерство, но затем вынужден был сойти из-за дефектного колеса, и в лидеры вышел Бутсен на Williams-Renault. Но бельгиец также вынужден был сойти из-за неисправности двигателя, и лидерство перешло к Бергеру на McLaren, которого затем обошел Риккардо Патрезе на Williams FW13B-Renault, ставший окончательным победителем. Гонка в Монако была 195-ым Гран-при Сенны, который удерживал лидерство на всем ее протяжении. В течение всей гонки Жан Алези на Tyrrell 019 удерживал вторую позицию, постоянно отражая атаки Бергера. Обе Ferrari вынуждены были сойти из-за проблем с электрикой.
В Монреале, где гонка частично проходила под дождем, Сенна вновь стартовал с поул-позиции. Победа на Гран-при Канады стала для гонщика McLaren-Honda 23-ей в карьере. Герхард Бергер удерживал лидерство на протяжении почти всей дистанции, но затем был оштрафован за фальстарт и отброшен на четвертую позицию. Нельсон Пике на Benetton-Ford финишировал на втором месте впереди Мэнселла на Ferrari, у которого возникли проблемы с коробкой передач. Прост на Ferrari занял пятое место; у него возникли проблемы с тормозами.
В Мексике поначалу лидировал Бергер на McLaren, но, в конечном счете, Прост и Мэнселл добились дубля для Ferrari. Сенна сошел из-за прокола шины. Тем временем, аргентинец Энрике Скалаброни ушел в отставку, а Ferrari потеряли превосходного специалиста по шасси. Изменения произошли также в Leyton House (бывшие March). Эдриан Ньюи, "CG901" которого оказался неудачным, покинул команду и ушел в Williams, где стал работать вместе с Патриком Хэдом. Гюстав Брюннер теперь остался единственным ответственным за конструкцию автомобиля Leyton House.
Незадолго до Гран-при Мексики миру Формулы Один были представлены гоночные автомобили недавно основанной команды. Это были Glas, для чьих монопостов предназначались двигатели Lamborghini V12. Шасси было разработано Мауро Форгиери в Lamborghini Engineering в Модене согласно контракта с мексиканским финансистом Гонзалесом Луна, который решил выставить свою команду в Чемпионате Мира 1991 г. Однако, за несколько дней до гонки Луна исчез, хотя он оплатил все счета Lamborghini. Позже переговоры возобновились с итальянским финансистом Патруччо под фирменным знаком Lambo 1. Мауро Больдо, участвовавший в Чемпионате Мира по гонкам на выносливость за Sauber Mercedes-Benz, был задействован в испытаниях Lambo 1. После двух незачетных гонок Чемпионат Мира продолжился в начале июля на Гран-при Франции в Ле-Кастелле. На этот раз с поула стартовал Найджел Мэнселл на Ferrari 641/2. Гонка была полна событий, но самый неожиданный сюрприз преподнес Иван Капелли на Leyton House-Judd. В отличие от своих соперников, его автомобиль, проявивший свои лучшие качества на гладкой поверхности этой трассы, шел по дистанции без запланированной смены шин, и после того, как лидеры вынуждены были совершить пит-стопы, Капелли захватил лидерство и удерживал его с 33-го по 68-ой круги. Затем Ален Прост на Ferrari атаковал его, и, в конце концов, на заключительных кругах шины Leyton House уступили. 8 июля 1990 г. Прост одержал для Ferrari 100-ую победу в Чемпионате Мира Гран-при. Первая победа была одержана ими 14 июля 1951 г., когда аргентинец Хосе Фройлан Гонзалес на Ferrari 375 с 4,5-литровым двигателем V12 смог превзойти прежде непобедимых Alfa Romeo 159.
На Гран-при Англии 1990 г. в Сильверстоуне Риккардо Патрезе принял участие в своем 200-ом (и рекордном за всю историю) Гран-при Чемпионата Мира. Мэнселл на своей Ferrari вновь стартовал с поул-позиции, тогда как Сенна на своем McLaren-Honda разделил с ним первый ряд. В начале лета McLaren переживали критическую стадию из-за проблем с шасси. В Англии Ален Прост на своей Ferrari одержал победу, а Сенна вынужден был довольствоваться третьим местом позади Тьерри Бутсена на Williams-Renault. Мэнселл сошел в начале гонки из-за проблем с коробкой передач. В Сильверстоуне Найджел Мэнселл объявил о том, что в конце сезона уйдет из активных гонок, ошарашив как Ferrari, так и публику (хотя на самом деле этого не произошло). Благодаря своей победе в Англии, Ален Прост с 41-им очком возглавил турнирную таблицу Чемпионата; Сенна отставал лишь на два очка. Остальные соперники явно уже не имели шансов на победу, таким образом, поединок за титул развернулся между Простом и Сенной. Тем временем, McLaren и Honda добились значительного прогресса – к Гран-при Германии в Хоккенхайме характеристики "MP4/5B" были улучшены. В этой гонке Сенна одержал победу над Алессандро Наннини на Benetton-Ford после того, как последний удерживал лидерство с 18-го по 33-ий круги, несмотря на то, что молодой гонщик из Сиены стартовал на относительно жестких шинах, которые можно было не менять на протяжении всей гонки. На этот раз Ferrari оказались не в лучшей форме, и Прост смог занять лишь третье место впереди Патрезе на Williams-Renault.
На Гран-при Венгрии случилась большая неожиданность, когда Тьерри Бутсен на Williams FW13BRenault стартовал с поул-позиции и удерживал лидерство на протяжении всей гонки. Гонка на Хунгароринге вновь продемонстрировала, что трасса была слишком узкой для автомобилей Формулы Один. Обгоны давались с большим трудом – Сенна протаранил Наннини, выпихнув его с трассы, а Бергер то же самое проделал с Ferrari Мэнселла, вызвав серьезные споры. Бутсен пересек финишную черту впереди Сенны, Пике и Патрезе. После гонки на Хунгароринге Сенна вернул себе лидерство в Чемпионате Мира, учитывая, что Прост вынужден был сойти из-за поломки коробки передач. В этой гонке Ferrari впервые использовали версию "037" после того, как этот V12 с укороченным ходом поршня впервые появился во время квалификации перед гонкой в Имоле.
На старте Гран-при Бельгии происходило множество аварий, и рестарт пришлось давать пять раз. На скоростной арденнской трассе в Спа-Франкошампе Сенна смог полностью воспользоваться превосходством своего McLaren-Honda V10, но Прост на Ferrari постоянно наступал ему на пятки. Сенна одержал свою 25- ую победу в карьере, и теперь с 61-им очком лидировал в Чемпионате. Прост уступил ему на финише всего три секунды, и теперь на 13 очков отставал от Сенны в общем зачете. Гонка в Монце также начиналась дважды, поскольку Дерек Уорвик ошибся при выходе на финишную прямую и опрокинул свой Lotus 102-Lamborghini вверх днищем. Сенна начал гонку со своей 49-ой поул-позиции и одержал свою шестую победу в сезоне. Следом за ним финишировали Прост, Бергер, Мэнселл и
Патрезе. После гонки один итальянский журналист уговорил двух претендентов на победу в Чемпионате обменяться рукопожатием после того, как целый год они не разговаривали между собой. Спустя неделю после Гран-при Италии Ferrari предложили Алессандро Наннини контракт на 1991 г., хотя он уже имел контракт с Benetton. На следующий день Наннини отклонил предложение Ferrari и объявил о том, что продолжит выступления за Benetton. После отказа Наннини Ferrari пригласили Жана Алези, молодого бесшабашного гонщика из Авиньона, но Алези уже пришел к соглашению с Tyrrell и Williams, и Ferrari решили выплатить его неустойку по контрактам – дорогостоящее обязательство.
13-ый этап Чемпионата Мира прошел в Португалии. Две Ferrari заняли места в первом ряду, но на старте Мэнселл допустил такую сильную пробуксовку колес, что его 12-цилиндровый автомобиль развернулся на трассе под углом и заблокировал дорогу его товарищу по команде Просту. Два McLaren Сенны и Бергера воспользовались этим и вышли на две лидирующие позиции, но после 49-го круга Мэнселл догнал их и вышел в лидеры. Ferrari оказалась быстрейшим автомобилем. Мэнселл одержал победу над Сенной, Простом, Бергером и Пике. К сожалению, инцидент на старте вызвал разногласия – Прост обвинил своего товарища по команде в преднамеренном блокировании, а также упрекнул спортивного менеджера Ferrari Фьорио в его пренебрежении командными установками, которые позволили бы ему выиграть Чемпионат Мира.
На Гран-при Испании в Хересе ситуация в команде Ferrari наладилась после того, как ее 12-цилиндровые автомобили добились дубля – Прост финишировал на первом месте, а Мэнселл – на втором. На этот раз Сенна вынужден был сойти из-за перегрева двигателя. Благодаря своей 44-ой победе в Гран-при, которая к тому же была его пятой победой в сезоне, Прост теперь отставал от Сенны всего на девять очков. 12 октября Алессандро Наннини попал в серьезную аварию во время приземления на своем вертолете около своего дома в Сиене. Ему оторвало правую кисть, левая рука была сильно травмирована, но в результате долгих и сложных хирургических операций врачам удалось прикрепить руку обратно. На этом карьера популярного тосканца в Формуле Один закончилась, но менее чем через два года, в сезоне 1993 г., Наннини вернется к гонкам за рулем Alfa Romeo 155 V6 в немецком Чемпионате туристических автомобилей.
Чемпионат Мира 1990 г. разрешился на предпоследней гонке в Японии в Сузуке. Команда EuroBrun из-за финансовых проблем решила уйти из Формулы Один и не принимала участие в дорогостоящей японской гонке. Поэтому во время квалификации перед Гран-при Роберто Морено оказался свободным, и Benetton предоставили ему автомобиль Наннини. Небольшая итальянская команда Life со своим гонщиком Бруно Джакомелли также решила прекратить участие в Чемпионате, несмотря на переход со сложного V12 на двигатель Judd V8.
В Сузуке непосредственно после старта произошел очень неприятный инцидент, когда Прост захватил лидерство, а Сенна попытался пройти его в первом повороте по внутреннему радиусу, и они столкнулись. Оба автомобиля вылетели в гравий. Таким образом, Чемпионат Мира разрешился в пользу Сенны. Возможно, Сенна отомстил за аварию, которую Прост спровоцировал в Японии годом ранее? Затем произошло несколько неприятностей. Герхард Бергер захватил лидерство, но через один круг его McLaren вылетел с трассы в том же самом повороте. Найджел Мэнселл на Ferrari оторвался от двух Benetton-Ford Пике и Морено и, казалось, шел к легкой победе. Но даже Мэнселл не избежал проблем, поскольку после замены шин по пути возвращения из боксов у него сломалась трансмиссия, и Ferrari сошла с дистанции. После схода четырех сильнейших соперников пелотон неожиданно возглавили Benetton. Спустя три года после своей последней победы на Гран-при Италии 1987 г. Нельсон Пике выиграл еще один Гран-при. Морено, который за рулем EuroBrun не прошел бы даже предквалификацию, занял второе место. Японская публика была рада впервые увидеть Агури Сузуки (Lola-Larrousse-Lamborghini) на подиуме и приветствовала Сатору Накаджиму, финишировавшего шестым за рулем Tyrrell-Cosworth.
Авария Проста и Сенны вызвала разногласия. Утверждалось, что бразилец действовал в первом повороте слишком настойчиво и преднамеренно выбил Проста, а Прост был обвинен в том, что остался на своей траектории и подрезал Сенну. Отношения между двумя топ-пилотами вновь испортились. Заключительная гонка, Гран-при Австралии по улицам Аделаиды, определяла обладателя третьего места в Чемпионате Мира. Его оспаривали между собой Бергер, Пике, Бутсен и Мэнселл. Этот Гран-при был по счету 500-ым в Чемпионате Мира, начиная с начала его проведения в 1950 г. (500-мильная гонка, проводившаяся в Индианаполисе, шла в зачет Чемпионат Мира в период с 1950 по 1960 гг., хотя гонка для автомобилей Инди проводилась по другой Формуле.) Вражда между Простом и Сенной продолжилась в Аделаиде, где француз даже пригрозил сняться с гонки. На старте два McLaren-Honda занимали первый ряд впереди двух Ferrari. Это была 52-ая поул- позиция Сенны. Он максимально воспользовался ею и захватил лидерство, которое удерживал вплоть до 20- ти кругов до финиша. Затем во время торможения у него отказали коробка передач и тормоза, и он врезался в ограждение. Этим вновь воспользовался Нельсон Пике на своем Benetton-Ford. Теперь он вышел в лидеры, опережая Проста, Мэнселла, Бергера, Бутсена и Патрезе. Мэнселл переобулся в новые шины, обошел своего товарища по команде, Проста, и опасно приблизился к лидировавшему Пике. В предпоследнем повороте англичанин предпринял неудачную попытку атаки, и Пике стал победителем. В 188-ми Гран-при Сенна одержал 22 победы. В 1990 г. McLaren-Honda выиграли шесть гонок; все эти победы были одержаны Сенной. Ferrari также одержали шесть побед: пять – Прост и одну – Мэнселл. Williams-Renault одержали две победы: одну – Патрезе, одну – Бутсен. Benetton-Ford также одержали две победы: обе на счету Пике. Айртон Сенна, выигравший свой первый чемпионский титул в 1988 г., набрал 78 очков и стал двукратным Чемпионом Мира. Прост с 71-им очком занял второе место, а Пике и Бергер, набравшие по 43 очка, разделили между собой третье место. Кубок Конструкторов достался McLaren-Honda, набравшим 121 очко; Ferrari набрали 110, а Benetton- Ford – 71 очко. Williams-Renault с 57-ью очками заняли четвертое место.





Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...