Обзор сезона 1992 года: Долгожданный титул Найджела Мэнселла (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1992г (ч.3)

Обзор сезона 1992г (ч.3)

Команда Fondmetal, принадлежавшая Габриеле Руми, провела сезон очень плохо и после Гран-при Италии ушла из Формулы Один. Руми производил в Бергамо легкосплавные колесные диски; его двоюродный дядя в пятидесятых годах занимался производством микролитражных туристических мотоциклов Rumi. "GR02" с двигателем Ford HB был разработан аргентинцем Серхио Ринландом, но он начал использоваться лишь с Гран-при Канады. До тех пор итальянец Габриеле Тарквини и итало-швейцарец Андреа Кьеза вынуждены были выступать на "GR01". Высокорослый Кьеза столкнулся с проблемами, поскольку кокпит автомобиля был для него слишком коротким и затруднял пилотирование. На Гран-при Франции он изначально пилотировал "GR02", но в начале уикенда потерпел аварию и вынужден был пересесть на "GR01". После длинной полосы сходов Тарквини, наконец, финишировал в Сильверстоуне, но лишь на четырнадцатом месте. В Венгрии его заменил бельгиец ван де Поэле. В Монце Fondmetal появились в последний раз; Габриеле Руми решил в будущем лишь поддерживать команды Формулы Один.
В 1992 г. Motor Racing Development, больше известные как команда Brabham, после почти 30-летней деятельности проводили свой последний гоночный сезон. Бёрни Экклстоун купил команду Brabham в 1971 г., но после ее продажи в 1988 г. она стремительно пошла под откос, сменив за это время несколько владельцев. В течение некоторого времени ее владельцем был мрачный швейцарский финансовый мошенник Йоахим Люти, пока он не оказался за решеткой. Кто на самом деле владел командой, никто точно не знал. В 1992 г. Brabham выступали вплоть до Гран-при Венгрии, пока не кончились деньги. Появились кредиторы, и успешная в прошлом команда, которая могла похвастать 399-ью Гран-при и четырьмя чемпионскими титулами за свою долгую историю, исчезла навсегда.
"BT60B" оснащался двигателем Judd GV V10. В начале сезона команда рискнула и подписала контракт с бывшей гонщицей Формулы 3000 Джованной Амати. Она привлекла огромное внимание со стороны средств информации, но оказалась далеко не в центре Формулы Один. После того, как журналистская шумиха утихла, перед Гран-при Испании ее заменил Дэймон Хилл, сын Чемпиона Мира 1962 и 1968 гг. Хилл смог дважды пройти квалификацию; ван де Поэле прошел квалификацию лишь один раз.
В 1992 г. для участия в Формуле Один была зарегистрирована одна швейцарская фирма. Ею была P.P. Sauber AG, основанная Питером Заубером в Хинвиле близ Цюриха. В 1970 г. Питер Заубер начал свою успешную карьеру с микролитражным спортивным автомобилем "C1", а с 1985 г. начал сотрудничать с Mercedes-Benz. Sauber Mercedes-Benz выиграли 24-часовую гонку в Ле-Мане 1989 г. и дважды выигрывали Чемпионат Мира среди спортивных автомобилей. В 1991 г. они решили предпринять рискованный прыжок в Формулу Один, но 28 ноября, несмотря на оптимизм Заубера, отказались от него. В Чемпионате Мира 1992 г. явно доминировал Найджел Мэнселл, который один за другим выиграл первые пять Гран-при сезона. Он одержал победы в Южной Африке, Мексике, Бразилии, Испании и Сан-Марино. Затем усатый англичанин выиграл гонки во Франции, в Англии, Германии и Португалии. В течение одного сезона он одержал девять побед, установив новый рекорд.
Благодаря безупречно функционировавшей активной подвеске и антипробуксовочной системе Williams зачастую были настолько превосходящими, что добились шести победных дублей – в Южной Африке, Мексике, Бразилии, Сан-Марино, во Франции и в Англии. Каждый раз Мэнселл пересекал финишную черту впереди своего товарища по команде, Риккардо Патрезе.
Чемпионат Мира начался с Гран-при Южной Африки на трассе в Кьялами, находящейся на высоте 2200 м над уровнем моря и укороченной до 3,821 км. В последний раз автомобили Формулы Один выступали в Кьялами в 1985 г., но совершенно новая трасса предоставляла мало возможностей для обгонов. Williams-Renault доминировали – Мэнселл занял первое место, опередив Патрезе и Сенну, чей McLaren-Honda с традиционной подвеской не мог поддерживать темп Williams. Аналогичная картина сложилась на Гран-при Мексики. Во время тренировок Сенна потерпел серьезную аварию, подобную той, что случилась с ним в 1991 г. В гонке он сошел из-за неисправности трансмиссии. Мэнселл одержал победу над Патрезе и Шумахером на Benetton-Ford. Ferrari Алези и Капелли выступили плохо. "F92A" оказался недостаточно мощным, а баланс был никудышным. Иван Капелли остался стоять на стартовой прямой после столкновения с March-Ilmor Карла Вендлингера.
Гран-при Мексики участникам особо не понравился. Поверхность автодрома имени братьев Родригез походила на стиральную доску. Этой гонке суждено было стать последним появлением цирка Гран-при в загрязненном воздухе Мехико. Williams вновь отпраздновали двойную победу над Benetton Шумахера. Превосходство Williams позволило команде из Дидкота добиться в Бразилии третьего дубля, вновь впереди Михаэля Шумахера на Benetton B192-Ford, отставшего на целый круг. Однако, его звезда стремительно восходила. Гонка в Южной Америке стала утешением для Ferrari, поскольку Алези и Капелли заняли четвертое и пятое места соответственно. Оба McLaren MP4/7-Honda Айртона Сенны и Герхарда Бергера сошли из-за проблем с электроникой. Между Сенной и Шумахером произошла ссора, когда немец обвинил бразильца в опасной езде.
На Гран-при Испании на сравнительно новой трассе в Монтмело близ Барселоны лидер Чемпионата Мира Найджел Мэнселл одержал победу в дождевых условиях. Следом за ним финишировали два гонщика, которые оказались под дождем быстрее своих соперников: Шумахер на Benetton и Жан Алези на Ferrari. Сенна сошел за три круга до финиша, а Риккардо Патрезе прекратил гонку в результате аварии. В Brabham Джованну Амати, которая ни разу не смогла пройти предквалификацию, заменил тест-пилот Williams Дэймон Хилл, но для его Brabham BT60B-Judd гоночный уикенд закончился после провала в квалификации. Мэнселл и его Williams были просто непобедимы. На Гран-при Сан-Марино в Имоле эта успешная комбинация добилась свой пятой победы подряд. Патрезе финишировал вторым, Сенна – третьим. Продемонстрировавший надежность своего Benetton-Ford Мартин Брандл занял четвертое место. В начале мая пришли плохие известия из Индианаполиса. Во второй половине сезона 1991 г. Нельсон Пике был товарищем по команде Benetton Михаэля Шумахера. В то время его выступления немного поблекли, после чего он решил уйти из Формулы Один и попытать счастья в американской серии Индикар. Во время тренировок в Индианаполисе он потерпел аварию и получил серьезные травмы ног. Долгая гоночная карьера, которая принесла ему три титула Чемпиона Мира, была закончена, хотя позже он примет участие в гонках туристических автомобилей и в гонках Гран Туризмо. На Гран-при Монако публика стала свидетелем фантастического финиша. До 70-го круга, как обычно, лидировал Мэнселл на Williams-Renault. Но затем из-за оторвавшегося колеса он вынужден был совершить пит-стоп. Лидерство захватил Айртон Сенна. Мэнселл пилотировал как сумасшедший, пытаясь догнать его, и на последних кругах Williams и McLaren неслись по городской трассе колесо в колесо. Сенна была знатоком того, как лишить своего соперника возможности обгона. Воздух трещал от напряженности. Как позже подтвердил Найджел Мэнселл, поединок между двумя лидерами шел предельно честно. Сенна одержал победу с преимуществом в 0,215 секунды. Затем финишировал Патрезе, Шумахер пришел четвертым. После пяти побед удачная серия Williams была, наконец, прервана. Казалось, Гран-при Монако обозначил тенденцию к росту McLaren. На следующем Гран-при Канады Сенна стартовал впереди двух Williams и лидировал вплоть до 37-го круга, после чего сошел из-за проблем с электрикой. Затем удивительным образом его товарищ по команде Герхард Бергер, обреченный на прозябание позади великого Сенны, пересек финишную черту победителем гонки. Оба Williams сошли. На Гран-при Франции Мэнселл одержал победу над своим товарищем по команде, Патрезе. Сенна сошел в результате аварии на первых кругах. Такая же картина сложилась на Гран-при Англии в Сильверстоуне, где Мэнселл и Патрезе добились дубля Williams впереди двух Benetton-Ford. Однако, на этот раз Брандл пересек финишную черту впереди Шумахера. Сенна сошел из-за неисправности трансмиссии.
Талант Михаэля Шумахера был подавляющим, и немецкая публика смогла впервые восхититься своим любимцем в Хоккенхайме. Он стартовал с шестой позиции. Мэнселл вновь лидировал, тогда как борьбу за вторую позицию позади него вели Патрезе и Сенна. После 15-го круга Шумахер шел уже четвертым. Попытавшись на предпоследнем круге отнять у Сенны вторую позицию, Риккардо Патрезе на Williams-Renault вылетел с трассы, уступив свое место Шумахеру. Хоккенхайм был в экстазе. На Гран-при Венгрии Мэнселл занял второе место позади Сенны и стал Чемпионом Мира 1992 г. На Гран-при Бельгии в Спа-Франкошампе первые два ряда стартовой решетки занимали Мэнселл, Сенна, Шумахер и Патрезе. Ливень внес в гонку сумятицу, и один за другим Сенна, затем Мэнселл, затем Патрезе захватывали лидерство, затем Сенна, Мэнселл и, наконец, Шумахер. С 34-го круга и до самого финиша немец удерживал лидерство и одержал свою первую победу в Гран-при. Он и его команда взяли верх над изменчивыми погодными условиями, вовремя совершив смены шин на дождевые или "слики" и использовав очень грамотную тактику. Было очевидно, что Михаэль Шумахер был незаурядным гонщиком.
На Гран-при Италии в Монце Honda объявили о своем уходе из Формулы Один в конце 1992 г., а босс McLaren Рон Деннис объявил о том, что в 1993 г. за McLaren будет выступать топ-пилот серии Индикар Майкл Андретти, сын Чемпиона Мира 1978 г. Марио Андретти. Но самое большое волнение в Монце вызвала встреча Найджела Мэнселла с журналистами, на которой он объявил о своем уходе из Формулы Один. Затем он подписал контракт с американской командой Newman/Haas об участии в 1993 г. в серии Индикар.
В Монце Мэнселл намеревался позволить одержать победу своему товарищу по команде, Патрезе, проделавшему огромную работу во время испытаний Williams. Но этого не произошло. Чемпион Мира лидировал вплоть до 19-го из 53-ех кругов, а затем позволил итальянцу выйти в лидеры, но на 48-ом круге у Патрезе возникли проблемы с гидравлической системой. Семью кругами ранее Мэнселл столкнулся с проблемой с коробкой передач. Айртон Сенна на McLaren-Honda одержал победу над Benetton-Ford Брандла и Шумахера. Обе Ferrari вновь сошли.
На Гран-при Португалии Найджел Мэнселл одержал свою девятую и последнюю победу в сезоне, опередив McLaren-Honda Бергера и Сенны. На старте у Шумахера заглох двигатель, и немец вынужден был уйти в гонку из последнего ряда. Это было ничто по сравнению с ужасной аварией Риккардо Патрезе на финишной прямой. На 44-ом круге итальянец шел в последнем повороте позади McLaren-Honda Бергера, который, забыв дать сигнал рукой, неожиданно замедлился, чтобы повернуть в боксы. Патрезе оказался застигнутым врасплох и протаранил McLaren, от удара о задние колеса Бергера он взлетел вверх, пролетел в воздухе примерно 100 м и едва не приземлился на автомобиль Бергера. После приземления автомобиль Патрезе, прежде чем остановиться, проскользил по трассе еще 150 м. Гонщик был лишь слегка травмирован и чрезвычайно удачлив, поскольку, если бы Williams взлетел в воздух под углом, то приземлился бы прямо в боксах. На Гран-при Японии в Сузуке, где Honda сделали свое последнее официальное появление в Формуле Один перед домашней публикой, Сенна, Мэнселл и Шумахер сошли. Риккардо Патрезе отпраздновал шестую и последнюю победу в своей карьере Гран-при. После еще одного сезона в Benetton-Ford он закончит свою карьеру Формулы Один в конце 1993 г. с рекордным количеством гонок Чемпионата Мира – 256. Гонщик из Падуи, чьим хобби было коллекционирование старых поездов Marklin, на финише опередил Бергера и Брандла.
Сезон заканчивал очень популярный Гран-при Австралии на улицах Аделаиды. Мэнселл лидировал впереди Сенны, который наступал ему на пятки, пока действующий Чемпион Мира не протаранил в шикане своего преемника, и оба сошли. Победу одержал Бергер на McLaren-Honda. Последняя гонка японского 12- цилиндрового двигателя оказалась для него успешной. Шумахер на Benetton-Ford занял почетное второе место. Мартин Брандл на Benetton, как обычно, заработал зачетные очки за третье место впереди Жана Алези на Ferrari, который продолжал разочаровывать. По итогам Чемпионата Мира Найджел Мэнселл занял первое место со 108-ью очками, опередив своего товарища по команде, Риккардо Патрезе с 56-ью, Михаэля Шумахера с 55-ью, Айртона Сенну с 50-ью и Герхарда Бергера с 49-ью очками.
В Кубке Конструкторов комбинация Williams-Renault набрала необычайно высокое количество очков – 164, опередив McLaren-Honda с 99-ью, Benetton-Ford с 91-им и Ferrari всего с 21-им очком. Renault были особенно удачливыми, поскольку они впервые выиграли Чемпионат Мира у 12-цилиндрового двигателя.
Обзор сезона 1992г (ч.2)
Обзор сезона 1992г (ч.3)





Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...