Обзор сезона 1993г (ч.2)
Конструкция McLaren MP4/8, перепроектированного Нилом Оутли и Анри Дюраном, оказалась очень удачной, особенно в дождевых условиях с Сенной за рулем. Аэродинамика, активная подвеска и антиблокировочная система, прекращавшая работу одного из цилиндров в случае пробуксовки колес в процессе ускорения, функционировали на McLaren без проблем. Сенна выиграл Гран-при Бразилии, Гран-при Европы в Донингтоне, Гран-при Монако и две последние гонки в Японии и Австралии. В Интерлагосе он воспользовался ошибкой в пилотировании Алена Проста. Первый круг прошедшего под дождем Гран-при Европы вошел в историю. Сенна квалифицировался четвертым позади Проста, Хилла и Шумахера. Он провалил старт и откатился на пятую позицию позади гонщика Sauber Вендлингера. В первом повороте Сенна обошел Вендлингера, в следующем – Шумахера на Benetton-Ford, затем Williams Хилла. Лидировавший Прост успел было оторваться, но на первом круге он столкнулся с проблемой с полуавтоматической коробкой передач, и дважды ему приходилось идти накатом. По окончании первого круга Сенна вышел в лидеры. В Монако Сенна также продемонстрировал все свое мастерство, хоть и благодаря неудачам своих соперников. Прост был оштрафован "стоп-энд-гоу", а у Шумахера возникла неисправность активной подвески.
Сенна одержал шестую всего и пятую подряд победу на этой трассе, но он постоянно жаловался на недостаточную мощность своего двигателя. Начиная с Гран-при Англии, McLaren стали получать от Ford 1993 тот же двигатель, что и Benetton.
Майкл Андретти не снискал лавров в своем единственном сезоне Формулы Один. Несколько раз он сходил в начале гонки в результате аварий. Его авария в Интерлагосе была впечатляющей. После контакта с Ferrari Бергера они вместе взлетели в воздух. Кроме того, Андретти совершил ошибку, не захотев жить в Европе, после каждой гонки возвращаясь обратно в США. Но лишь до Гран-при Италии, где после превосходной гонки он занял третье место. После чего он вернулся в гонки серии Индикар.
Уход Андретти из Формулы Один предоставил Мике Хаккинену большой шанс, и в следующих трех гонках финн выступил за команду в качестве боевого гонщика. Однако, на подиум он поднялся лишь в Японии, где финишировал третьим позади Сенны и Проста. Победа Сенны в заключительной гонке Чемпионата Мира в Аделаиде стала 104-ой победой McLaren в Гран-при. После нее они впервые оказались на первой строчке в списке победителей среди марок. Многие годы его возглавляли Ferrari, но на их счету оставались 103 победы. Для одержавших пять побед McLaren сезон оказался очень успешным – Айртон Сенна и McLaren-Ford заняли вторые места в Чемпионате Мира и Кубке Конструкторов.
В 1994 г. Сенна присоединится к Williams, имея в кармане трехлетний контракт с этой командой. Осенью 1993 г. McLaren провели испытания двигателя Lamborghini V12, во время которых Сенна и Хаккинен показали весьма впечатляющие времена. Тем не менее, 8 октября Рон Деннис подписал четырехлетний контракт с Peugeot. После победы в "24-ех часах Ле-Мана" Peugeot решили предпринять рискованный прыжок в Формулу Один и с этой целью разработали новый двигатель V10. Для Lamborghini и их владельцев Chrysler разочарование от потери контракта с McLaren было настолько большим, что они решили уйти из Формулы Один.
В 1993 г. команда Benetton заняла третье место в Кубке Конструкторов. Их первый гонщик Михаэль Шумахер занял четвертое место в Чемпионате. После того, как Шумахер одержал в Португалии вторую победу в своей карьере, он был признан гонщиком года. Его товарищем по команде был бывший гонщик Williams Риккардо Патрезе, который, несмотря на свою неприязнь к активной подвеске, занял пятое место в Чемпионате Мира, отстав от Шумахера на 32 очка. После двух первых Гран-при Benetton рассматривали возможность замены Патрезе, но во второй половине сезона его результаты улучшились. После Гран-при Англии он пять раз зарабатывал зачетные очки, а его лучшим результатом в сезоне было второе место на Хунгароринге.
Шасси Benetton с двигателем Ford HB серии VII являлось лучшей конструкцией года. На первых двух Гран-при, в Южной Африке и Бразилии, Benetton выставили прежнюю модель. Затем появился "B193B". Он имел типичную приподнятую носовую часть – спереди этот автомобиль с очень эффективной аэродинамикой напоминал акулу. Конструкция Рори Бирна и Росса Брауна не имела никаких проблем с активной подвеской. Все функционировало хорошо. Антипробуксовочная система стала использоваться лишь с Гран-при Монако, где Шумахер захватил лидерство после того, как Ален Прост отправился на отбытие штрафа. Однако, отказ гидравлической системы активной подвески не позволил ему одержать победу. Тем не менее, впоследствии Шумахер с восторгом отзывался об антипробуксовочной системе и считал преимущество, которое она предоставляла, огромным, несмотря на ранние проблемы. Как правило, Шумахер не всегда представлял собой серьезную угрозу гонщикам Williams-Renault, но комбинация Шумахера и Benetton-Ford постоянно наступала на пятки McLaren-Ford, особенно до того, как Ford стал снабжать обе команды одинаковыми двигателями.
Шумахер сходил по техническим причинам лишь четыре раза. Он финишировал вторым на Гран-при Сан-Марино, Канады, Великобритании, Германии и Бельгии и занял три третьих места на Гран-при Бразилии, Испании и Франции. На Гран-при Португалии он одержал вторую победу в своей карьере, опередив Алена Проста на 0,9 секунды. В Эшториле Прост гарантировал себе свой четвертый чемпионский титул. Кстати, в этой гонке Benetton не использовали тормозную систему ABS. В конце сезона "B193" имел полный привод, но оказалось, что он шел вразрез с новыми правилами 1994 г.
Начиная с 1990 г., 12-цилиндровые Ferrari не выиграли ни одного Гран-при, но сезон 1993 г. был уже не таким катастрофическим, как сезон 1992 г. Ferrari располагали, безусловно, наибольшим бюджетом, но в Кубке Конструкторов заняли лишь четвертое место. В общей сложности, Жан Алези и Герхард Бергер набрали лишь 28 очков. Ferrari F93A была разработана бывшим сотрудником GTO англичанином Джорджем Ритоном, который работал там вместе с Джоном Барнардом и перешел в Ferrari в 1992 г. Разработанный в Маранелло автомобиль, по-прежнему, оснащался проверенным двигателем "Type 041" V12 65°. С августа 1992 г. Клаудио Ломбарди являлся главой моторостроительного отделения Ferrari. В начале сезона автомобиль был довольно разочаровывающим, но со временем его характеристики были улучшены. Ferrari столкнулись с огромными трудностями в ходе развития активной подвески. Двигатель V12, по-прежнему, имел по пять клапанов на цилиндр. Весной он был оснащен телескопическими всасывающими соплами с электронным управлением (версии TT – "troboncini telescopici"), но улучшения характеристик не последовало. Печально известная прожорливость двигателя причиняла неудобства Алези и Бергеру, которые вынуждены были стартовать в гонках с большим количеством топлива на борту, чем у их соперников. Затем 12-цилиндровый двигатель был переделан с пяти- на четырехклапанник, который использовался во время тренировок, начиная с гонки в Хоккенхайме, а затем и в гонках, начиная с гонки в Монце. Он оказался очень полезным для команды.
У Жана Алези после Гран-при Италии началась полоса неудач. До этой гонки у него на счету были лишь 4 очка за третье место в Монако. Однако, в Монце он смог занять второе место – лучший результат Ferrari в сезоне. В Португалии на старте он вышел на третье место, затем в результате опасного маневра в первом повороте захватил лидерство и удерживал его на протяжении 19-ти кругов. Впервые с 1990 г. автомобиль Ferrari лидировал, но гонку выиграл Шумахер на Benetton-Ford. Алези финишировал четвертым. После финиша в Австралии на четвертом месте он занял в Чемпионате шестое место, на два места опередив своего товарища по команде Бергера, в 1993 г. вернувшегося в Ferrari. Бергер стал жертвой ряда захватывающих аварий, которые, к счастью, обошлись без травм. Однако, критики понимали, что он пилотировал выше своих способностей. В течение трех лет он был товарищем по команде Айртона Сенны и имел мало возможностей показать себя.
1 июля 1993 г. в руководстве спортивным отделением Ferrari произошло серьезное изменение. Бывший директор Peugeot Sports Жан Тодт, который привел команду Peugeot к их второй победе в Ле-Мане, был назначен gestione sportiva. В прошлом Тодт был штурманом в раллийных гонках и сделал себе имя в качестве организатора с выдающимися качествами руководителя. Он принес в Ferrari порядок и сплоченность. Позже он нанял двух инженеров Peugeot, одним из которых был Жиль Симон, который включился в работу над первым двигателем Ferrari V10, хотя дебютирует он лишь в сезоне 1996 г. В июле 1992 г. Джон Барнард вернулся в Ferrari. После ухода из Benetton английский конструктор во второй половине 1991 г. работал в Toyota. Первоначально он должен был разработать новую конструкцию Ferrari, которая должна была появиться летом как "F93A", но решение FIA изменить правила на сезон 1994 г. нарушило этот план. Новая конструкция могла быть использована лишь в заключительных гонках сезона 1993 г. В конце 1993 г. в итальянской прессе разразился скандал, когда стало известно, что двигатели Ferrari V12 были разработаны при сотрудничестве с инженерами Honda, использовавшими за его основу японский Wako. Ferrari оказались в довольно неловком положении.
К концу сезона Ferrari достигли некоторого прогресса. Проблемы с активной подвеской и трансмиссией были более или менее решены, были улучшены характеристики переделанного двигателя V12. Но все же на Гран-при Австралии в Аделаиде Ferrari мало чего достигли. После победы Алена Проста на Гран-при Испании 1991 г. Ferrari не побеждали уже на протяжении 50-ти Гран-при. Жан Алези, считавшийся одним из быстрейших и агрессивнейших гонщиков в Формуле Один, по-прежнему, ожидал своей первой победы в Гран-при.
Обзор сезона 1993г (ч.3)
.
Адриано Чимарости