Обзор сезона 1994 года: Гибель Айртона Сенны в Имоле (Часть 3)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1994г (ч.3)

Обзор сезона 1994г (ч.3)

Обзор сезона 1994г (ч.1)
Обзор сезона 1994г (ч.2)
Осенью 1993 г. команда Jordan также попыталась заполучить двигатели Peugeot, но, в конечном счете, вынуждена была остаться с десятицилиндровым Hart 10-35 75°. Новая модель "194" вновь была разработана Гэри Андерсоном. Кроме того, к этому времени в Jordan стал работать Стив Николз. Гонщиками команды были бразилец Рубенс Баррикелло и ирландец Эдди Ирвайн. Первый потерпел серьезную аварию во время тренировок в Имоле и был очень сильно поражен смертью своего кумира, Айртона Сенны, и ему потребовалось некоторое время, чтобы оправиться. На Гран-при Бразилии Ирвайн спровоцировал аварию и был очень строго наказан FIA дисквалификацией на три последующие гонки и штрафом в $10 000. В Jordan его заменяли Агури Сузуки и Андреа де Чезарис. 22-летний Баррикелло занял пять четвертых мест, третье место в Аиде и стал шестым в Чемпионате Мира. Де Чезарис финишировал четвертым в Монако. В Кубке Конструкторов Jordan-Hart заняли очень почетное пятое место, учитывая намного меньший бюджет, чем у четырех топ-команд – Williams, Benetton, Ferrari и McLaren. В середине октября во время Гран-при Европы в Хересе стало известно, что в 1995 г. Peugeot будут поставлять свои двигатели команде Jordan. Это позволяло Jordan сэкономить на чрезвычайно высоких затратах на ремонт двигателя, и в штаб-квартире в Сильверстоуне смогли облегченно вздохнуть. С тех пор Hart прекратили развитие своего V10 и с 1995 г. станут использовать лишь V8, который, по- прежнему, будет использовать клапанные пружины.
В начале сезона французская команда Ligier осталась практически бесхозной. Участие Сирила де Рувра в финансовом скандале разрушило AGS. Денег на развитие автомобиля не было, поэтому команда продолжала использовать прошлогодний автомобиль. Их лучшим активом был двигатель Renault V10. В мае 1994 г. команда перешла под контроль проживавшего в Англии тим-менеджера Benetton Флавио Бриаторе, который заполучил 85% акций команды. Пятнадцать процентов остались у основателя команды Ги Лижье. По слухам, Бриаторе занял деньги у фирмы, принадлежавшей Бёрни Экклстоуну. Боссом команды был назначен бывший спортивный директор Ferrari Чезаре Фьорио. Английский инженер Фрэнк Дерни вернулся из Benetton в Маньи-Кур, а Жерар Дюкаруж покинул команду Ligier и ушел со сцены Формулы Один. В начале сезона в качестве гонщиков они взяли Чемпиона Формулы 3000 Оливье Паниса и Эрика Бернара. После своей аварии в Сузуке в 1991 г. Бернар так и не смог вернуть себе прежнюю форму, и в Хересе его заменил Джонни Херберт. В двух заключительных гонках сезона за команду выступил молодой французский гонщик Формулы 3000 Франк Лагорс. Фрэнк Дерни сделал несколько аэродинамических модификаций для Ligier JS39B с двигателем Renault RS6, и команда смогла подняться до уровня "середняка". На Гран-при Германии они даже смогли добиться результата, о котором только могли мечтать – Панис и Бернар заняли второе и третье места позади победной Ferrari Герхарда Бергера. В этой гонке многие топ-пилоты сошли с дистанции. Панис занял шестое место в Венгрии, но больше зачетных очков команда Ligier получить не смогла. Панис отличился, финишировав в 14-ти из 16-ти гонок сезона. В Кубке Конструкторов Ligier заняли шестое место, набрав то же количество очков, что и Tyrrell. В конце сезона истек их контракт с Renault, который достался Benetton, наконец, получившим в свое распоряжение популярный десятицилиндровый Renault. Бриаторе обеспечил Ligier двигателями Mugen-Honda V10. В конце сезона работавший в Benetton Том Уокиншоу перешел в Ligier. Позже Чезаре Фьорио вновь покинул команду.
В 1993 г. Tyrrell не набрали ни одного зачетного очка. В 1994 г. дела пошли в гору. Харви Постлтуэйт вернулся из Ferrari в Tyrrell. Вместе с Майком Гаскойном и французским специалистом по аэродинамике Жан-Клодом Мижо он разработал Tyrrell 022, оснащенный десятицилиндровым двигателем Yamaha Type OX10A. Yamaha также добились прогресса. В 1989 г. они сотрудничали с Zakspeed; затем с Brabham, с Jordan и, наконец, с Tyrrell. В 1994 г. японский гонщик Юкио Катаяма относительно хорошо выступал за Tyrrell. Его товарищем по команде был Марк Бланделл, который, благодаря одному третьему и двум пятым местам, занял в Чемпионате Мира двенадцатое место. Катаяма занял 17-ое, имея на своем счету два пятых и одно шестое места. В Кубке Конструкторов команда Tyrrell-Yamaha заняла шестое место. В 1994 г. Sauber проводили свой второй сезон в Формуле Один. После очень хороших выступлений в 1993 г., ожидалось, что они преуспеют, особенно с двигателем Mercedes-Benz. Агрегат Mercedes-Benz с углом развала цилиндров 72° получил дальнейшее развитие под руководством Марио Иллиена из английской фирмы Ilmor, 25% которой принадлежали Mercedes. Его модель называлась "2175B". В 1993 г. этот двигатель официально еще назывался Sauber. В начале года техническим директором команды стал бывший инженер Peugeot Андре де Кортанз. Вместе с Лео Рессом он разработал Sauber C13, выведенный из "C12". Испытательная команда работала под руководством Вальтера Нахера. Гонщиками команды были прежний гонщик Sauber Карл Вендлингер и новичок Формулы Один Хайнц-Харальд Френтцен. Несколькими годами ранее он пилотировал гоночными автомобилями Sauber-Mercedes, а затем продолжил свою карьеру в японской Формуле 3000.
В 1994 г. у команды Sauber возникли проблемы. Главный спонсор оказался неплатежеспособым, но, благодаря различным мелким спонсорам и особенно Mercedes-Benz, команда Sauber выжила. Авария Карла Вендлингера в Монако стала для них бедствием, но он постепенно восстанавливался и уже в Монце присутствовал в качестве зрителя. В конце октября он вновь сел за руль "C13". В течение сезона Вендлингера заменяли Джей Джей Лехто и Андреа де Чезарис, но Хайнц-Харальд Френтцен оставался первым гонщиком Sauber и вскоре оказался одним из быстрейших. После Гран-при Бельгии дела пошли на поправку, и в Хересе Френтцен стартовал с четвертого места. В Сузуке он квалифицировался третьим, а в течение сезона десять раз стартовал из первой десятки. Но в целом выступления Sauber были разочаровывающими. Их лучшим результатом было четвертое место Френтцена в Маньи-Куре. В Кубке Конструкторов команда набрала лишь 12 очков и заняла восьмое место. Начиная с лета, между Mercedes-Benz и Sauber стали возникать трения, и осенью Mercedes достигли соглашения с McLaren на 1995 г., несмотря на то, что McLaren имели четырехлетний контракт с Peugeot. Mercedes щедро расплатились с Sauber. В ноябре Sauber подтвердили, что их новым поставщиком двигателей будет Ford. Benetton перешли на Renault. Sauber получили эксклюзивное право использования двигателя Ford Zetec-R V8, с которым Михаэль Шумахер стал Чемпионом 1994 г.
Команда Джеки Оливера Footwork/Arrows участвовала в Формуле Один с 1978 г., но не выиграла ни одного Гран-при. В 1993 г. "FA15" из Милтон Кейнса пилотировали Дерек Уорвик и Агури Сузуки. На 1994 г. Оливер пригласил итальянца Джанни Морбиделли и бразильца Кристиана Фиттипальди. В конце 1993 г. Footwork потеряли двигатель Mugen-Honda V10, доставшийся Lotus, поэтому новые автомобили должны были оснащаться восьмицилиндровым двигателем Ford HB, с которым Айртон Сенна в 1993 г. выиграл пять Гран-при.
До лета Arrows имели технические проблемы, особенно с коробкой передач. Фиттипальди финишировал четвертым в Аиде и на Гран-при Германии. В Хоккенхайме Морбиделли финишировал пятым следом за своим коллегой. В Бельгии итальянец был шестым, и Footwork с девятью очками заняли девятое место в Кубке Конструкторов. В Чемпионате Мира Кристиан Фиттипальди занял 14-ое место, а Морбиделли – 22-ое. Когда в конце 1994 г. Jordan и Hart разошлись, Джеки Оливер подписал двухлетний контракт с Hart на использование их старого двигателя V8.
С 1994 г. команда Minardi могла рассчитывать на финансовую поддержку Scuderia Italia в течение двух лет. Она сильно пострадала от новых дорогостоящих правил и начала сезон с перепроектированным прошлогодним автомобилем. Лишь летом дебютировал "M194", разработанный Альдо Коста, Габриеле Тредоци и Рене Хилхорстом. Он, по-прежнему, оснащался двигателем Ford HB, а сама команда проводила свой десятый сезон в Формуле Один. В Спа команда приняла свой 150-ый старт в Гран-при. Гонщики команды Пьерлуиджи Мартини и Микеле Альборето заняли два пятых и одно шестое место. В Кубке Конструкторов Minardi набрали пять очков и заняли десятое место. В конце сезона вице-чемпион 1985 г. Альборето ушел из Формулы Один. Уже на протяжении многих лет Жерар Ляррусс испытывал финансовые трудности. Поиск спонсоров был поручен Патрику Тамбэ. "LH94" с двигателем Ford HB часто подводил гонщиков команды; Larrousse вынуждены были искать гонщиков со спонсорскими деньгами – "LH94"-Ford пилотировали Оливье Беретта, Эрик Кома, Филипп Алльо и Янник Дальма. Позже на Larrousse выступили японец Хидеки Нода и швейцарец Жан-Дени Делетраз. За весь сезон гонщики команды заняли два шестых места. Сезон 1994 г. был ее последним в Формуле Один.
В 1994 г. три английские команды – Simtek, Pacific и Lotus – не набрали ни одного зачетного очка. За руль своего Simtek S941-Ford Вирт посадил австралийца Дэвида Брэбхема. Вторым гонщиком стал Роланд Ратценбергер, позже трагически погибший в Имоле. На Simtek также выступали Андреа Монтермини, Жан-Марк Гунон, Доминико Скиаттарелла и Такачито Иною. Один автомобиль был разбит в Имоле, второй Монтермини разбил в Барселоне. За отсутствием средств команда Simtek прекратила свое существование.
Похожая ситуация сложилась с командой Формулы 3000 Pacific во главе с Китом Уиггинсом. Его гоночные автомобили "Type PR01" оснащались двигателем Ilmor V10 первого поколения, "2175A", который прежде использовали Leyton House (March). Автомобилями пилотировали Поль Бельмондо и Бертран Гашо. Так или иначе, Pacific остались на плаву и даже подготовили конструкцию "PR02" Фрэнка Коппака. Она предназначалась для следующего года.
В 1994 г. команда Lotus проводила свой последний сезон в Формуле Один. Она дебютировала на Гран-при Монако 1958 г. с Грэмом Хиллом за рулем переднемоторного "Mark 12". Команда Lotus во главе с Питером Коллинзом разработала "Mark 109" Питера Райта и Криса Мерфи. По сути, это была модернизированная версия "Mark 107". Двигатель Mugen-Honda ZA-5C V10, который Footwork использовали в 1993 г., считался довольно тяжелым. В качестве гонщиков Коллинз взял англичанина Джонни Херберта и молодого португальца Педро Лами. За неделю до Гран-при Испании во время испытательных заездов в Сильверстоуне Лами потерпел серьезную аварию и вынужден был отойти от гонок.
За Lotus также выступали молодой талантливый финн Мика Сало, бельгиец Филипп Адамс, итальянец Алессандро Дзанарди и француз Эрик Бернар. Перед Гран-при Италии Mugen-Honda предоставили команде новую версию двигателя V10. В Монце Джонни Херберт смог квалифицировать "Mark 109" на четвертом месте, но на первом круге его протаранил Эдди Ирвайн, и он вынужден был сойти. В середине сентября фирма обанкротилась. Организация Бёрни Экклстоуна взяла на себя транспортные расходы на Гран-при Японии и Австралии. В 1995 г. Lotus, одна из знаменитейших команд в истории Гран-при, будет распущена. В течение своей долгой карьеры Lotus постоянно задавали тон, особенно во времена их основателя Колина Чепмэна, идеи которого радикально повлияли на конструкцию гоночного автомобиля. Он умер в декабре 1982 г. от сердечного приступа. Даже после его смерти Lotus добивались успехов благодаря огромному таланту Айртона Сенны. Но фирма Lotus Cars Ltd по производству серийных автомобилей Lotus со штаб-квартирой в Хезеле близ Нориджа, с 1986 г. принадлежавшая General Motors и не являвшаяся частью команды Lotus, продолжила свое существование.




Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...