Обзор сезона 1994 года: Гибель Айртона Сенны в Имоле (Часть 2)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1994г (ч.2)

Обзор сезона 1994г (ч.2)

Обзор сезона 1994г (ч.1)
Scuderia Italia ушли из Формулы Один. В 1993 г. Lola-Ferrari показали катастрофические результаты, после чего команда обратила свой взор на гонки туристических автомобилей. В 1994 г. Джузеппе Луккини стал спонсором команды Minardi, которая была переименована в Minardi Scuderia Italia. В 1994 г. табачные спонсоры Camel (Benetton) и Chesterfield (Scuderia Italia) ушли из Формулы Один. Японская табачная фирма Mild Seven стала спонсором команд Benetton и Tyrrell. В Формуле Один появились две новые английские команды – Pacific и Simtek, которые вынуждены были влачить свое существование в условиях мизерного бюджета.
В 1994 г. Williams имели лучший автомобиль Гран-при и лучший двигатель Renault V10. Тем не менее, Чемпионом Мира стал Михаэль Шумахер на Benetton-Ford. Несмотря на попытки McLaren в декабре 1993 г. переманить к себе Шумахера, тот продлил свой контракт с Benetton еще на два года. Новый Benetton B194 был разработан на новой фабрике в Энстоуне, Англия, главным конструктором Россом Брауном при сотрудничестве со специалистом по аэродинамике Рори Бирном и директором по развитию Пэтом Симондсом. Генеральным директором, по-прежнему, являлся Флавио Бриаторе из Пьемонта. Алессандро Бенеттон, сын основателя Лючано Бенеттона, был президентом Benetton Formula One.
Benetton полагали, что Михаэль Шумахер будет бороться за победу в Чемпионате Мира лишь в 1995 г., но 1994 г. принес Шумахеру первый чемпионский титул. Ford разработали для команды Benetton двигатель "Zetec-R" V8 с электроникой Ford. Он изготавливался в Cosworth в Нортгемптоне и обладал значительно лучшими характеристиками, чем прежний двигатель Ford HB. Шумахер впечатляюще начал сезон, выиграв Гран-при Бразилии и Гран-при Тихого Океана на новой трассе в Аиде, Япония.
В Бразилии Сенна на Williams-Renault сошел в результате разворота, а в Аиде у него возникли проблемы уже в первом повороте, когда его протаранил McLaren-Peugeot Мики Хаккинена, и он оказался в гравийной ловушке. В трагической гонке в Имоле Шумахер одержал свою третью победу в сезоне. В Монако последовала четвертая. На трассе Монтмело близ Барселоны Шумахер уверенно лидировал, но неожиданно стал отставать и после 22-го круга вынужден был отдать лидерство Дэймону Хиллу на Williams-Renault, который и выиграл гонку. Шумахер финишировал вторым. Впоследствии выяснилось, что в его коробке передач возникла неисправность гидравлики, и на протяжении большей части гонки – 43-ех кругов – он шел исключительно на пятой передаче. На Гран-при Канады он одержал еще одну побуду. В Маньи-Куре на старте он прорвался из второго ряда в лидеры, обойдя двух гонщиков Williams – стартовавшего перед ним Хилла и приглашенного гонщика Найджела Мэнселла. Мэнселл, который уже второй год участвовал в американской серии Индикар после завоевания чемпионского титула этой серии в 1993 г., был приглашен Williams для участия лишь на Гран-при Франции, поскольку имел обязательства перед своей американской командой. На тот момент Шумахер имел уже шесть побед в Гран-при. В зачете Чемпионата он имел 66 очков из возможных 70-ти, Хилл с 29-ью очками шел вторым; лидера уже практически невозможно было догнать.
В Сильверстоуне после 15-ти кругов Шумахер лидировал на своем Benetton-Ford. Спустя три круга ему был показан черный флаг. Что же произошло? Оказывается, перед стартом на прогревочном круге Шумахер, занимавший вторую стартовую позицию, совершил противозаконный маневр – он обошел Williams Хилла, который вел за собой пелотон. Но он не отреагировал на черный флаг и продолжил гонку. Организаторы гонки также были неправы; они должны были показать ему черный флаг немедленно. После чего команда Benetton была информирована о том, что Шумахер наказан пятисекундным штрафом. В Benetton решили, что эти пять секунд будут добавлены ко времени Шумахера по окончании гонки, что, согласно правил, практиковалось только в случае нарушения правил менее чем за 12 кругов до финиша. Немец трижды проигнорировал черный флаг. В конце концов, он остановился в боксах, где и отбыл свой штраф. Дэймон Хилл на Williams-Renault выиграл гонку, а Михаэль Шумахер, который настаивал на том, что не видел черного флага (хотя никто ему не поверил), финишировал на втором месте. За игнорирование черного флага FIA наказала Шумахера не только исключением его из результатов Гран-при Англии, но и дисквалификацией на два последующих Гран-при, в Италии и Португалии. В Венгрии явно превосходивший лидер Чемпионата Мира одержал свою седьмую победу в сезоне. В Бельгии он записал на свой счет восьмую победу. Но спустя несколько часов после гонки команда Benetton узнала о том, что деревянная доска под днищем автомобиля Шумахера не соответствовала минимальной прочности. Во время гонки деревянная доска, предназначенная для обеспечения постоянного расстояния между боковыми элементами и дорогой с целью снижения подъемной силы, была частично стесана. Таким образом, клиренс автомобиля был меньше разрешенного. Шумахер был дисквалифицирован, хотя это правило должно было вступить в силу лишь с Гран-при Германии. В Монце и Португалии, где его заменял Джей Джей Лехто, сразу же стало очевидным, что без него Benetton являлся посредственным автомобилем. Вопрос о судьбе чемпионской короны неожиданно оказался открытым. Даже ходили слухи о том, что FIA преднамеренно наказала Михаэля Шумахера, чтобы повысить интерес к Чемпионату. Когда Шумахер вновь появился в Хересе, где проходил Гран-при Европы, он получил право стартовать на своем Benetton- Ford с поул-позиции и одержал победу над Дэймоном Хиллом. Англичанин реабилитировался в Сузуке, где во время гонки пошел дождь, и стратегия пит-стопов Williams оказалась лучше, чем у Benetton. Он смог превзойти своего соперника, и перед громким финалом в Аделаиде два претендента на титул имели практически равные шансы. Шумахер лидировал в зачете с 92-мя очками, лишь на одно очко опережая Хилла.
Гран-при Австралии разрешил судьбу титула драматическим образом. До решающего 36-го круга лидировавший Шумахер опережал Хилла. Затем в одном из поворотов он вылетел с трассы и проскользил вдоль ограждения. Он попытался вернуть свой автомобиль на трассу, но непосредственно позади него оказался Хилл, который попытался обойти его в следующем правом повороте по внутреннему радиусу. Гонщик Benetton интуитивно подрезал его. Произошло неизбежное столкновение, в результате которого Шумахер и Хилл сошли оба. Таким образом, на одно очко опередив Дэймона Хилла, Михаэль Шумахер на Benetton B194-Ford стал Чемпионом Мира 1994 г. Он стал самым молодым Чемпионом за всю историю и первым немецким гонщиком, выигравшим чемпионский титул. (Несмотря на то, что Йохен Риндт имел немецкий паспорт, он вырос в Австрии и, по сути, считался австрийцем.) Гран-при Австралии выиграл Найджел Мэнселл на Williams-Renault, всего на 2,5 секунды опередив Ferrari Герхарда Бергера.
Шумахер выиграл Чемпионат Мира 1994 г. с восьмицилиндровым двигателем. Ford снабжали новым "Zetec-R" V8 исключительно Benetton. Этот двигатель, разработанный в Cosworth, имел тот же угол развала 76°, но меньший, чем у используемого другими командами двигателя "HB", ход поршня. "Zetec-R" был оборудован электроникой Ford и раскручивался до 14 500 об/мин, на 1000 об/мин выше, чем "старый" двигатель "HB". Внутренние полости нового восьмицилиндрового двигателя имели керамическое покрытие; шатуны и клапаны были изготовлены из титана. Магниевый поршень всего с одним уплотнительным и маслоотражающим кольцом весил всего 305 г. По разным оценкам, мощность двигателя составляла 740-750 л.с. – меньше, чем у Renault V10 или Ferrari V12. Как и все двигатели Гран-при, этот двигатель должен был проходить капитальный ремонт через каждые 400-500 км. Как правило, он отнимал около 120 часов, и большая часть уплотнений нуждалась в замене. Одним из преимуществ Benetton была отличная подготовка к началу сезона. 10 января Benetton пригласили журналистов в новые цеха в Энстоуне. Помимо Михаэля Шумахера, босс команды Флавио Бриаторе представил прессе тест-пилота финна Джей Джей Лехто. В напарники Шумахера они пригласили талантливого голландского гонщика Формулы Три Йоса Ферстаппена. Но 21 января во время тренировок в Сильверстоуне Лехто попал в аварию, поэтому в первой гонке в Бразилии за рулем Benetton дебютировал малоопытный Ферстаппен, который спровоцировал в Интерлагосе аварию. Лехто смог вернуться за руль лишь в Имоле. В этой гонке его Benetton остался стоять на стартовом поле, и его с огромной силой протаранил Lotus молодого португальца Лами. Лехто принял участие на Гран-при Монако и Испании, но после своей январской аварии он так и не смог вернуть себе прежнюю форму, поэтому в Венгрии и Бельгии его заменил Ферстаппен. На двух заключительных Гран-при Бриаторе "позаимствовал" у Lotus ДжонниХерберта и сделал его напарником Шумахера.
Существовали подозрения, что команда Benetton, занявшая в Кубке Конструкторов второе место позади Williams-Renault, в нескольких гонках сезона 1994 г. использовала на своем "B194" запрещенную антипробуксовочную систему. Но это невозможно было доказать, а 26 июля FIA оштрафовала Benetton на $500 000, поскольку после Гран-при Сан-Марино команда не предоставила маршалам свое программное обеспечение. Эти подозрения бросали тень на чемпионский титул Шумахера.
В Хоккенхайме команда вновь оказалась в центре внимания из-за пожара, возникшего на автомобиле Ферстаппена во время дозаправки. Огонь был быстро потушен, но опасность дозаправок была очевидной. Команда Williams в сезоне 1994 г. вновь располагала лучшей гоночной техникой. После того, как Ален Прост за рулем Williams-Renault выиграл свой четвертый чемпионский титул, Фрэнк Уильямс решил воспользоваться услугами Айртона Сенны. Прост ушел из гонок, поскольку не хотел выступать в одной команде с Сенной. В 1994 г. Найджел Мэнселл проводил свой второй сезон в серии Индикар, и Шумахер на Benetton-Ford, казалось, не представлял для них серьезной угрозы. Дэймон Хилл стал вторым гонщиком команды.
В Renault Sports в Вири-Шатийоне успешный двигатель V10 получил дальнейшее развитие под руководством Бернара Дюдо, и к новому сезону был подготовлен "RS6". Запрет на полностью автоматическую, а также бесступенчатую трансмиссию в 1994 г. сильно ударил по Williams. С 1990 г. они вместе с голландской фирмой Van Doorne's Transmissie работали над бесступенчатым вариатором CVT, который был уже практически готов к использованию. Но вся работа пошла насмарку. В качестве тест-пилота Williams пригласили молодого шотландца Дэвида Култхарда. Ранее он проявил себя в Формуле 3000. После катастрофы в Имоле он стал вторым гонщиком команды и дебютировал на Гран-при Испании. В Барселоне Дэймон Хилл одержал свою первую победу в сезоне, во многом благодаря неисправности коробки передач на автомобиле Шумахера. После потери Айртона Сенны Renault Sports обратились к Найджелу Мэнселлу. Они достигли соглашения о его участии на Гран-при Франции, а в конце сезона Чемпион Мира 1992 г. выступил еще на Гран-при Европы в Хересе, в Японии и в Австралии. В Аделаиде после аварии Шумахера и Хилла он одержал последнюю победу в своей карьере Формулы Один.
Благодаря шести победам Дэймона Хилла в Испании, Англии, Бельгии, Италии, Португалии и Японии и победе Мэнселла в Австралии, Williams-Renault со 118-ью очками выиграли Кубок Конструкторов. Набравшие на 15 очков меньше Benetton-Ford заняли второе место. Ferrari не одерживали побед в Гран-при с 1990 г. В июле 1993 г. ответственным за спортивное отделение Ferrari стал Жан Тодт, заявивший, что отныне в Ferrari появилось профессиональное руководство.
В Ferrari Design & Development (FD&D) в Шалфорде, Англия, под руководством Джона Барнарда и, позже, австрийца Густава Брюннера, в конце 1993 г. вернувшегося в Ferrari из Minardi, была разработана "412T1". Харви Постлтуэйт вновь покинул Ferrari и вернулся в Tyrrell. Клаудио Ломбарди продолжал полностью отвечать за двигатель. В январе бывший инженер Honda и McLaren (1992-1993 гг.) Осаму Гото вернулся в Ferrari, и после трех неутешительных сезонов, казалось, дела в Маранелло пошли в гору. Концепции V12 мешали ее дополнительный вес и высокий расход топлива, но введение дозаправок сделало эти недостатки менее серьезными. Ferrari имели преимущество на трассах с длинными прямыми. V12 65°, использовавшийся с 1989 г., в 1993 г. получил четырехклапанные головки цилиндров. В новом двигателе с углом развала 75° их заменили другой конструкцией. Корпус коробки передач также был новым, изготовленным не из легкого сплава, но представлявшим собой устойчивую конструкцию из сваренных стальных элементов. Еще до ее дебюта на Гран-при Бразилии "412Т1" претерпела не менее 64-ех модификаций элементов. Герхард Бергер был подтвержден в качестве гонщика команды, наряду с Жаном Алези, который с 1991 г. не одержал для Scuderia ни одной победы. Во время тренировок в Имоле Ferrari впервые использовали новый V12 75°. По слухам, он раскручивался до 16 200 об/мин и развивал около 820 л.с., являясь самым мощным двигателем Формулы Один. В Аиде и Имоле тест-пилот Никола Ларини заменял Алези после того, как француз потерпел аварию, в результате которой получил травму спины. В Имоле Ларини занял второе место. В 1993 г. бывший гонщик Формулы Один из Тосканы за рулем Alfa Romeo 155 V6 выиграл немецкий Чемпионат для туристических автомобилей.
На Гран-при Франции Ferrari впервые использовали "412T1B" с модифицированной аэродинамикой и новой задней подвеской, разработанной Густавом Брюннером. В Сильверстоуне была внедрена еще одна новинка. Поперечная коробка передач теперь имела корпус не из сваренных стальных элементов, а из титана, который давал преимущество в весе. На Гран-при Германии двигатель 75° был впервые использован в гонке. Бергер стартовал с поул-позиции и, наконец, одержал победу – 104-ую для Ferrari в истории ее участия в Чемпионате Мира. Шумахер и Хилл в Хоккенхайме сошли. В Монце во время тренировок и в квалификации доминировал Жан Алези. В гонке он сохранял лидерство, но во время первой дозаправки совершил ошибку при переключении передач и закончил гонку в боксах. Бергер занял вторые места в Аиде, Монце и Аделаиде. Лучшим результатом Алези было второе место в Сильверстоуне. По окончании сезона Ferrari заняли в Кубке Конструкторов третье место, но далеко позади Williams-Renault и Benetton-Ford.
После сезонов 1992 (Honda) и 1993 (Ford) гг., в 1994 г. McLaren вновь сменили своего поставщика двигателей, подписав четырехлетний контракт с Peugeot. Сезон 1994 г. стал для McLaren началом долгой засухи. В конце 1993 г. они потеряли Айртона Сенну, перешедшего в Williams, и после десятилетия успехов еще в течение долгого времени не смогут одерживать побед. В 1994 г. одним из гонщиков команды был Мика Хаккинен, начавший выступать за эту команду в конце 1993 г. Деннис попытался пригласить в команду Проста, но тот принял участие лишь в одном испытательном заезде и не стал подписывать контракт. В конце концов, Деннис взял вторым гонщиком своего соотечественника Мартина Брандла. Новый McLaren MP4/9 был разработан проверенной технической командой, состоявшей из Нила Оутли, Анри Дюрана и Стива Холлэма.
В Peugeot Sport в Велизи близ Парижа под руководством Жан-Пьера Буди был разработан новый двигатель "Type A4" V10 и, позже, "A6" 72°, предназначенный для McLaren. Этот десятицилиндровый двигатель не базировался на двигателе V10 80°, добившемся успеха в Ле-Мане на гоночном автомобиле Peugeot 905; Буди и его сотрудники разработали его с нуля. Peugeot построили 80 двигателей для Формулы Один. В Велизи 130 из 220-ти служащих работали исключительно на Формулу Один. На гоночной фабрике этой марки выполнялись лишь окончательная сборка и испытания. Буди, который с 1969 по 1983 гг. работал над гоночными двигателями Renault, считался отцом пневматического привода клапанов. Он был впервые применен в турбодвигателях Renault Формулы Один. Спустя несколько лет на пневматический привод клапанов перешли все остальные гоночные мотористы.
Первые испытания в Велизи начались 20 декабря 1993 г. В своем первом сезоне двигатель Peugeot испытывал недостаток в мощности и зачастую перегревался. Тем не менее, Мика Хаккинен занял третье место в третьей гонке сезона в Имоле, а также третьи места в Англии, Италии, Португалии и на Гран-при Европы в Хересе. В Бельгии после дисквалификации Шумахера финн оказался на втором месте позади Хилла. В Чемпионате Мира Хаккинен занял четвертое место. Мартин Брандл столкнулся в McLaren с проблемами. Автомобиль имел лишь две педали, поэтому гонщик должен был тормозить левой ногой, которая была не до конца восстановлена после аварии. Гонщики McLaren переключали передачи вручную с помощью переключателей на рулевом колесе. В 1994 г. бывший гонщик Гран-при Жан-Пьер Жабуй был назначен директором спортивного отделения Peugeot. В 1979 г. он вошел в историю как первый победитель Гран-при за рулем автомобиля с турбодвигателем.
Обзор сезона 1994г (ч.3)





Адриано Чимарости



Знаете ли Вы что...