Обзор сезона 1996г (ч.3)
Обзор сезона 1996г (ч.2)
После ухода Lotus из Формулы Один Tyrrell Racing Organisation из Окхэма, Суррей, стала второй старейшей английской командой Формулы Один. Старее их были только McLaren. Последняя победа команды, которая когда-то достигла больших успехов с Джеки Стюартом, была одержана в 1983 г. с Микеле Альборето за рулем. Сезон 1995 г. был отнюдь не вдохновляющим. Набрав столько же очков, что и Arrows, Tyrrell заняли в Кубке Конструкторов восьмое место. Новая модель "024", разработанная Майком Гаскойном и Харви Постлтуэйтом, была совершенно новой конструкцией. Новый монокок был разработан с высокой передней частью и великолепной подвеской. В полуавтоматической продольной шестискоростной коробке передач механизмы приводились в действие с помощью электронных клапанов посредством пневматической системы. Двигатель Yamaha OX11A V10 также являлся совершенно новой конструкцией и, по слухам, был самым легким и самым компактным двигателем Формулы Один и весил всего 99 кг. Двигатели Yamaha производились Motor Racing Development в Регби, Англия, под руководством Джона Джадда. Tyrrell 024 был обнародован 30 января. Гонщиками команды, по-прежнему, были финн Мика Сало и японец Юкио Катаяма. В первой гонке сезона на новой трассе в Мельбурне Сало финишировал шестым. На Гран-при Бразилии и Монако белокурый скандинав финишировал пятым. Катаяма не набрал ни одного зачетного очка.
В октябре, за неделю до последней гонки Чемпионата Мира в Сузуке, 72-летний Кен Тиррелл объявил о том, что в 1997 г. его команда вернется к двигателю Ford V8. На 1997 г. Том Уокиншоу обеспечил свою команду Arrows десятицилиндровым двигателем Yamaha, который использовали Tyrrell. В марте 1996 г. он получил контрольный пакет акций Arrows. За день до начала тренировок в Бразилии Уокиншоу сообщил прессе об изменениях в руководстве командой Arrows, которой прежде руководил Джеки Оливер, бывший гонщик Гран-при и победитель 24-часовой гонки в Ле-Мане 1969 г., и штаб-квартира которой располагалась в Милтон Кейнсе. Летом 1996 г. команда переехала в штаб-квартиру TWR в Лифилде в 30-ти милях к западу от Оксфорда. Джеки Оливер сохранил за собой должность тим-менеджера. Испытания в аэродинамической трубе, по-прежнему, проводились на старом месте, сама команда продолжала называться Arrows Grand Prix International, но, в соответствие с требованиями FOCA, ее гоночные автомобили имели название Footwork, доставшееся им от японской транспортной фирмы, принадлежавшей Ватару Охаши, который в 1991 г. получил контрольный пакет акций команды. Тогда Arrows использовали неудачный двигатель Porsche V12. В 1995 г. Footwork продали команду обратно Оливеру.
Footwork FA17 все еще являлся конструкцией Алана Дженкинса, перешедшего в новую команду Stewart Grand Prix, где стал работать над конструкцией Stewart-Ford V10. Гонщиками Footwork были голландец Йос Ферстаппен и молодой бразилец Риккардо Россет, пришедший из Формулы 3000. Ферстаппен иногда отличался великолепными результатами на тренировках и в квалификации, но заработал лишь одно зачетное очко на Гран-при Аргентины. Фирма Brian Hart Ltd в Харлоу насчитывала всего 24 человека. Она продолжала работать над двигателем "830F1" V8, последним двигателем Гран-при с традиционными клапанными пружинами. Hart также разработали версию с пневматическим приводом клапанов, но она была готова к испытаниям лишь летом 1996 г. У фирмы не было ни одного гоночного автомобиля, а финансы были очень ограничены. Покупка команды Томом Уокиншоу стала для нее глотком свежего воздуха. Она получила нового главного спонсора в лице производителя напитков Power Horse и окрасила автомобили в его цвета. Кроме того, Arrows приступили к испытаниям японских шин Bridgestone после того, как резиновый гигант, которому также принадлежали Firestone, весной 1996 г. объявили о своих планах участия в гонках Формулы Один, начиная с сезона 1998 г.
В 1976 г. Том Уокиншоу начал свою успешную карьеру в качестве владельца и гонщика туристических автомобилей Mazda и BMW. В 1996 г. TWR (Tom Walkinshaw Racing) Group включала в себя TWR Design, Engines, Engineering, Machining, Astec, SVO, HSV, Motorsport, Racing, а также TWR USA. Во всем мире они насчитывали 1300 человек. Уокиншоу всегда стремился к Формуле Один. В 1991 г. он стал техническим директором Benetton. В 1995 г. и в начале 1996 г. он временно руководил Ligier. Весной 1996 г. он сосредоточился на своей команде Arrows. 26 сентября он объявил о том, что в сезоне 1997 г. за Arrows будет выступать лидер Чемпионата Мира Дэймон Хилл, а в октябре выкупил у босса Footwork Ватару Охаши права на название Arrows, чтобы автомобили назывались так же, как и команда. В 1996 г. к TWR присоединился бывший инженер Cosworth Джефф Годдард, который разработал двигатель Ford HB V8. В 1996 г. команда Minardi, главным акционером которой в течение многих лет являлся бывший владелец Scuderia Italia Джузеппе Луккини, испытывала серьезные финансовые трудности. Команда начала сезон с переделанной прошлогодней моделью "M195B" и маломощным двигателем Ford ED2 V8. Осенью 1995 г. главный конструктор Minardi Альдо Коста ушел в Ferrari, и за развитие автомобиля стал отвечать Мауро Геннари. Босс команды Джанкарло Минарди в качестве гонщиков взял португальца Педро Лами и японца Таки Иною. Однако, последний лишился своего спонсора еще до начала сезона, и Minardi вынуждены были пригласить Джанкарло Физикеллу. У этого быстрого гонщика был контракт с Alfa Romeo на участие в серии ITC, но не было крупного спонсора. В Бразилии и Аргентине итальянца заменял талантливый 20-летний бразилец Тарсу Маркеш. Во второй половине сезона сицилиец Джованни Лаваджи купил себе место в команде, но несколько раз не смог пройти квалификацию. Minardi много раз сходили с дистанции, главным образом, в результате столкновений на старте.
Чемпионат Мира команда закончила с нулевым счетом. Forti Corse из Алессандрии в середине сезона вынуждены были уйти из Формулы Один. В 1995 г., благодаря поддержке отца Педро Пауло Диница и Parmalat, бразилец Гвидо Форти перешел из Формулы 3000 в Формулу Один. Однако, в начале 1996 г. Педро Пауло Диниц подписал контракт с Ligier и прихватил с собой свои миллионы, хотя его отец продолжал быть акционером Forti Corse. В Мельбурне Чемпион Индикара 1995 г. Жак Вильнёв впечатляюще дебютировал в Формуле Один. За рулем Williams-Renault он стартовал с поул-позиции и лидировал в гонке впереди Дэймона Хилла и Эдди Ирвайна на Ferrari, пока из-за утечки масла не вынужден был отдать лидерство Хиллу, который и одержал победу. Ferrari Шумахера и Ирвайна шли позади неприступных Williams-Renault, пока Шумахер не вынужден был сойти из-за утечки в тормозной системе. Утечка масла из коробки передач вынудила Ferrari в двух следующих гонках использовать прошлогоднюю коробку передач, а также заднюю подвеску от "412T2".
31 марта на Гран-при Бразилии Хилл отпраздновал свою вторую победу в сезоне, несмотря на влажные погодные условия. Следом финишировали Алези на Benetton-Renault и отставший на круг Михаэль Шумахер на Ferrari. Вильнёв не имел опыта пилотирования под дождем, поскольку пришел из гонок Индикара и со времен своих выступлений в Формуле Три не выступал на влажных трассах. Сражаясь с Алези за вторую позицию, он вылетел с трассы, застрял в гравии и вынужден был сойти. Одержав 15-ую победу в своей карьере, Дэймон Хилл по их количеству превзошел своего знаменитого отца. Рубенс Баррикелло на Jordan-Peugeot, занявший в квалификации сенсационную вторую позицию, также вылетел с трассы и застрял в гравии. На автодроме имени Оскара Гальвеза в Буэнос-Айресе Хилл одержал свою третью победу в сезоне, опередив Вильнёва, Алези и Баррикелло. Ferrari Шумахера сошла из-за поломки заднего крыла, поврежденного оставленным на трассе обломком. Но, в любом случае, он не выиграл бы эту гонку. 28 апреля на Гран-при Европы на Нюрбургринге был аншлаг. Стартовавший с поул-позиции Дэймон Хилл в начале гонки столкнулся с трудностями, а позже у него возникли проблемы с шинами. Его неудачи сделали гонку очень захватывающей. Вильнев, впервые выступавший на Нюрбургринге, и фаворит гонки Шумахер устроили между собой зрелищный поединок. В конце концов, на глазах у 100 000 зрителей гонщик Williams одержал победу, на 0,7 секунды опередив Ferrari. Тенденция роста Ferrari подтвердилась в Имоле, где Михаэль Шумахер завоевал поул-позицию, но старт гонки он провалил. Вновь подвело сцепление. На последнем круге на Ferrari заклинило подшипник колеса, и Хилл одержал победу. У Ferrari было слишком мало времени на подготовку – "F310" на несколько недель опаздывала от графика своего развития. После нескольких неудач Герхард Бергер на Benetton- Renault, наконец, в Имоле финишировал третьим.
Гран-при Монако прошел в условиях неразберихи. Трасса была мокрой от дождя. Ferrari Шумахера, стартовавшую с поул-позиции, вновь подвело сцепление, что позволило Хиллу захватить лидерство. Хилл в течение долгого времени удерживал первую позицию, но затем сошел из-за поломки масляного насоса. В конечном счете, в лидеры вышел Алези на Benetton-Renault. После второго пит-стопа для дозаправки топливом он шел в 19-ти секундах впереди Паниса на Ligier Mugen-Honda, но поломка задней подвески вынудила его сойти с дистанции. Сход Алези позволил Панису одержать неожиданную, но заслуженную победу. Из-за сложных погодных условий дистанция гонки в Монако была сокращена до 259,58 км. Панис выиграл гонку, совершив лишь одну замену шин без единой дозаправки. Его расчеты оказались верными. Панис на Ligier Mugen-Honda пересек финишную черту на последних каплях топлива. Ligier не выигрывали Гран-при с 1981 г.
Дэвид Култхард на McLaren-Mercedes финишировал вторым впереди Джонни Херберта на Sauber-Ford. Его товарищ по команде Френтцен занял четвертое место. В результате столкновений в этой безумной гонке сошли пятнадцать автомобилей. Гран-при Испании на трассе Монтмело близ Барселоны выдвинул на первый план исключительный талант Михаэля Шумахера. Он вновь провалил старт, но по мере усиления дождя смог обойти своих соперников, обладая преимуществом в две-четыре секунды на круге. Дэймон Хилл, стартовавший с поул-позиции, терпел одну неудачу за другой. Он дважды вылетал с трассы и, в конце концов, его занесло и выбросило в стену напротив боксов. Шумахер безупречно провел гонку и одержал победу с 45-секундным преимуществом над Алези. Вильнёв занял третье место. Для Ferrari эта победа стала 106-ой, но, одержана она была исключительно благодаря Шумахеру. Новый двигатель Ferrari V10 добился успеха лишь в своей седьмой гонке.
На Гран-при Канады Хилл одержал победу над Вильнёвым и Алези на Benetton-Renault. Для Ferrari и Шумахера началась полоса неудач. После пит-стопа во время ускорения у него сломался ведущий вал. Еще хуже для Шумахера сложился Гран-при Франции. За рулем "F310" он завоевал поул-позицию, но во время прогревочного круга двигатель Ferrari взорвался. Ирвайн на второй Ferrari вынужден был стартовать из последнего ряда, поскольку дефлекторы его "F310" оказались слишком высокими и не соответствовавшими правилам. Дэймон Хилл удержал лидерство и одержал победу над Вильнёвым и Алези.
На Гран-при Англии в Сильверстоуне Хилл сошел из-за открутившейся гайки колеса. Алези пал жертвой проблем с тормозами, а обе Ferrari сошли из-за неисправности коробки передач. После неурожайного периода Жак Вильнёв одержал свою вторую победу в сезоне. Бергер занял второе место, опередив Хаккинена на McLaren-Mercedes. Победа на Гран-при Германии, казалось, должна была достаться Бергеру. За три круга до финиша он лидировал на своем Benetton-Renault, но затем его десятицилиндровый Renault испустил последний вздох, позволив Дэймону Хиллу одержать 20-ую победу в своей карьере Гран-при и седьмую в сезоне. Алези пересек финишную черту вторым впереди Вильнёва.
Хилл совершил два пит-стопа. Вильнёв, который прежде ни разу не выступал в Хоккенхайме, совершил лишь один, как и Шумахер. Михаэль Шумахер пользовался огромной популярностью. Несмотря на высокие цены на входные билеты, в пятницу на трассе присутствовало 50 000 зрителей, в субботу – 80 000, а в воскресенье – 110 000. За три дня Гран-при посетили 240 000 зрителей. В современных гонках Формулы Один публика редко видела захватывающие поединки с обгонами. Позиции менялись, лишь когда гонщики вынуждены были дозаправляться горючим и менять шины. Поэтому отлаженная и безошибочная работа команды в боксах могла означать победу или поражение. Как правило, пит-стоп для дозаправки горючим и замены шин длился 6-12 секунд в зависимости от количества заливавшегося топлива. Дозаправка шла со скоростью 12 литров в секунду под давлением 1,2 бар. С 1995 г. на борту автомобиля разрешалось нести максимум 140 литров топлива. Кроме того, обгонные маневры на трассе были редки также из-за углеродных тормозов, не дававших гонщикам достаточного места для совершения обгона. Так, в Монце на прямой перед первой шиканой гонщики замедляли свои автомобили с максимальной скорости 330 км/ч до 90 км/ч на отрезке в 100 метров.
На Гран-при Венгрии Хилл провалил старт. Шумахер в четвертый раз в сезоне стартовал с поул- позиции и, в конце концов, благодаря сцеплению Sachs & Fichtel смог сохранить на старте свою первую позицию. Он лидировал до своей первой дозаправки; затем Вильнёв захватил лидерство и одержал свою третью победу в сезоне, опередив Хилла и Алези, который долгое время сдерживал Хилла. Шумахер откатился на третью позицию из-за проблем с электронной педалью "газа" и затем сошел. Победа в Венгрии гарантировала комбинации Williams-Renault победу в Кубке Конструкторов. В Спа-Франкошампе Шумахер вновь сотворил чудо. В 1991 г. на этой трассе он дебютировал в Формуле Один, а через год одержал на ней свою первую победу в Гран-при. В 1994 г. чиновники лишили его победы в Бельгии. В 1995 г. "Шуми" стартовал с 16-ой позиции и все равно одержал победу. В 1996 г. он вновь стал победителем после того, как обошел Вильнёва во время дозаправки. Хилл провел гонку в Бельгии без свойственного ему воодушевления. Шумахер одержал для Ferrari 107-ую победу, опередив Вильнёва на Williams-Renault и Хаккинена на McLaren-Mercedes. Команда Sauber выступила крайне неудачно. Оба "C15" столкнулись между собой на выходе из La Source и сошли. В Бельгии Ferrari впервые использовали новую семискоростную коробку передач. Эдди Ирвайн на второй Ferrari выступил неудачно и вынужден был сойти в восьмой раз, начиная с Гран-при Сан-Марино.
Гран-при Италии всегда являлся особенной гонкой. В воскресенье в Королевском Парке собрались 100 000 зрителей, страстно желавших увидеть очередную победу Ferrari на знаменитом Аутодромо Национале. Две шиканы были оборудованы ретардерами из отработанных покрышек, чтобы гонщики не могли срезать повороты, но эти покрышки оказались роковыми для нескольких гонщиков, включая лидировавших Вильнёва и Хилла. Шумахер одержал победу, а Жан Алези и Мика Хаккинен разделили с ним подиум. Ни Хилл, ни Вильнёв не набрали в Ломбардии ни одного зачетного очка. В Чемпионате Мира Хилл с 81-им очком продолжал уверенно лидировать над Вильнёвым с 68-ью и Шумахером с 49-ью очками. В Кубке Конструкторов Williams-Renault опережали Benetton-Renault, от которых Ferrari отставали всего на три очка.
Вильнёв все еще мог стать Чемпионом Мира, несмотря на свое 13-очковое отставание. Предпоследняя гонка Чемпионата Мира прошла 20 сентября на Гран-при Португалии. Хилл выиграл сражение за поул-позицию с преимуществом в доли секунды. После проваленного старта Вильнёв очень умело смог опередить своих соперников и мастерски обошел Шумахера в последнем повороте. После третьего пит-стопа Хилла канадец вышел в лидеры и одержал победу над Хиллом и Шумахером. Судьба чемпионского титула должна была решиться на Гран-при Японии. Хилл на девять очков опережал своего канадского товарища по команде. Чтобы стать Чемпионом Мира, Вильнёв должен был не только победить в Сузуке – Хилл также не должен был набрать ни одного зачетного очка, т.е. финишировать не выше шестого места.
В Сузуке четыре первых места на старте достались Вильнёву, Хиллу, Шумахеру и Бергеру. Это была третья поул-позиция Вильнёва в сезоне. Девять раз поул-позицию занимал Хилл, который во всех 16-ти гонках Чемпионата стартовал из первого ряда. Волнение было огромным, и, чтобы предоставить обоим гонщикам абсолютно равные шансы, Williams обеспечили каждого запасным автомобилем. Но в начале гонки у Вильнёва возникли проблемы из-за дефектной шины, а после второго пит-стопа у него открутилось правое колесо. Он вылетел в гравий и сошел с дистанции. Хилл захватил лидерство и удержал его до самого финиша. Таким образом, он стал Чемпионом Мира. До самого финиша Хилл находился в поле зрения Шумахера на Ferrari и Хаккинена на McLaren-Mercedes. Бергер на Benetton-Renault занял четвертое место и заработал для себя и своей команды еще три очка. Второе место Шумахера позволило Ferrari опередить Benetton-Renault в борьбе за второе место в Кубке Конструкторов. Четвертое место досталось McLaren-Mercedes, опередившим Jordan-Peugeot, Ligier-Mugen-Honda, Sauber-Ford и Tyrrell-Yamaha.
Адриано Чимарости