Гран-При Японии 1998 года: напряженный финал сезона
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

16-1998 Гран-При Японии

16-1998 Гран-При Японии

Cорокдевятый чемпионат мира принес Формуле-1 27-го в ее истории чемпиона. За этой скупой статистикой – 16 Гран При, тысячи километров тестов, десятки часов технических брифингов с инженерами и целая жизнь паренька из рабочих пригородов Хельсинки, от дебюта в картинге до непобедимого McLaren MP 4/13, впервые в жизни давшего ему возможность показать истинную силу своего таланта. За ней – прекрасные выступления в младших формулах, запомнившийся дебют в Lotus, выигранная квалификация у самого Айртона Сенны в первом же их рандеву на одинаковых машинах. А еще – страшная авария в Австралии, едва не стоившая финну жизни, и нескончаемые разочарования от горевших, словно танки под Сталинградом, двигателей Mercedes. За ней – сомнительная слава "побед” в Хересе, Мельбурне и Хоккенхайме, разочарование от проигрышей в Аргентине, Франции, Англии, Бельгии, от череды механических проблем в Имоле, Монреале, Будапеште и Монце. Но за ней – и невероятный по красоте и скорости пилотаж в Сан-Паулу, Барселоне, Монако, Шпильберге, Нюрбургринге и Сузуке.
Теперь все это осталось позади. После того, как на Гран При Японии у безнадежно отстававшего Михаэля Шумахера на скорости 303 км/час (!) взорвалась покрышка заднего правого колеса, у Мики Хаккинена оставалось еще 20 нескончаемых кругов, чтобы свыкнуться с новым статусом: он – Чемпион Мира. Англо-немецкая машина финского гонщика работала, как швейцарские часы, а висевший всю гонку на хвосте Ирвайн "отвалил” на третий пит-стоп. И вот Мика, подаривший McLaren восьмой Кубок конструкторов, уже в закрытом парке, принимает поздравления успевшего переодеться в джинсы и свитер Михаэля Шумахера и пожимает руки своим соратникам-соперникам Дэвиду Култхарду и Эдди Ирвайну, сыгравшим, вопреки ожиданиям, в этой гонке малозначительные роли. Чемпионат закончен.
Сама же финальная гонка была несколько странной. Она все никак не могла стартовать (два рестарта), а для Ferrari и McLaren, по сути, закончилась, так и не начавшись. Теперь, по прошествии нескольких часов, кажется, что Scuderia выглядела обреченной с самого начала. Итальянцы поняли, что несмотря на напряженную 5-недельную работу достать McLaren им так и не удалось, и были вынуждены обратиться к обычной своей палочке-выручалочке– мягкой резине. Правда, палочка эта – о двух концах. В гонке это означало пустые баки, но – три дозаправки или риск до времени износить шины. Шумахер занял поул-позишн (третью подряд после Монцы и Нюрбургринга и 20-ю в карьере, что позволило ему сравняться по этому показателю с Дэмоном Хиллом), но разница с Хаккиненом была не так и велика, чтобы позволить себе лишний пит-стоп, а главное – Ирвайн, 2-е место которого было необходимо для титула, оказался лишь четвертым, проиграв… почти 2 с! Так что шансов было немного.








И их стало еще меньше, когда перегретый первой попыткой старта двигатель Шумахера заглох во время второй. Итог – последнее, 21-е место (так как Россет так и не смог квалифицироваться в последней гонке Tyrrell) и практически потерянные шансы на корону. Но Шумахер, надо отдать ему должное, сражался, как лев. Его прорыв (даже если некоторые пилоты тактично и не усложняли ему задачу) с последнего на 3-е место за какие-то 20 с небольшим кругов был великолепен. Но Хакинен в любом случае был уже слишком далеко, да и Ирвайн, несмотря на самоотверженную гонку (с больной спиной!), вряд ли смог бы догнать McLaren лидирующего финна. Так что, рискну предположить, титул для Шумахера был потерян уже задолго до обидного прокола резины. Ferrari и McLaren в этом году разыгрывали свое собственное первенство. Ну, а среди пилотов, выступавших на "нормальных” машинах, второй год подряд чемпионом стал занявший общее 5-е место Жак Вильнев. Сражение за 3-е место в Кубке конструкторов вообще получилось красивым. Из 6 заинтересованных лиц реально сражались только трое. Ральфа Шумахера очень быстро подвела специальная "домашняя” версия мотора Mugen-Honda, а два Benetton Джанкарло Физикеллы и Александра Вурца были совершенно незаметны и, в итоге, пропустили вперед даже Жана Алези на заведомо более слабом Sauber. А вот Френтцен, Вильнев и Хилл боролись от старта до финиша. Первому можно поставить в зачет великолепную реакцию на погасшие огни светофора, позволившую всю первую часть гонки держаться на 3-м месте. Второму – четкое и уверенное сопротивление Хиллу и одно очко, позволившее в итоге спасти свое 5-е место в чемпионате. Ну а Хилл был просто героем. Он атаковал Вильнева, сдерживал Шумахера, а главное – опередил своего принципиального соперника Френтцена в последнем повороте гонки (!), обеспечив тем самым своей команде историческое 4-е место в Кубке конструкторов. В 1999 г. Дэмон и Хайнц-Харальд станут партнерами по команде, что обещает нам невероятное по напряженности состязание. Тем лучше, господа! Тем лучше!








1
Мика ХаккиненMcLaren511:27'22.535
2
Эдди ЭрвайнFerrari511:27'29.026
3
Дэвид КултардMcLaren511:27'50.197
4
Дэймон ХиллJordan511:28'36.026
5
Хайнц-Харальд ФрентценWilliams511:28'36.392
6
Жак ВильнёвWilliams511:28'38.402
7
Жан АлезиSauber511:28'58.588
8
Джанкарло ФизикеллаBenetton511:29'03.837
9
Александр ВурцBenetton501:27'37.673
10
Джонни ХербертSauber501:27'43.035
11
Оливье ПанисProst501:28'20.327
12нфЯрно ТруллиProst481:25'12.668Двигатель

нфСиндзи НаканоMinardi401:11'40.268Дроссель

нфМихаэль ШумахерFerrari3153'17.744Прокол

нфТораносуке ТакагиTyrrell2850'26.268Столкновение с Туэро

нфЭстебан ТуэроMinardi2850'47.170Столкновение с Такаги / травма шеи

нфРубенс БаррикеллоStewart2545'01.383Дифференциал

нфЙос ФерстаппенStewart2138'02.009Коробка передач

нфМика СалоArrows1424'49.643Гидравлика

нфРальф ШумахерJordan1322'35.461Двигатель

нфПедро-Паулу ДиницArrows23'42.998Разворот

нквРикарду РоссетTyrrell


Текст: Артем Бунин

Журнал "Формула-1" декабрь, 1998



Знаете ли Вы что...