Гран-При Италии 1999 года: Парк королевского периода
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

13-1999 Гран-При Италии

13-1999 Гран-При Италии

В лесу было душно и жарко как в бане. С ветвей монументальных дубов и могучих вязов свешивались, словно неопрятные зеленые бороды местных злых духов, гирлянды ползучих растений. Тропинка все время стремилась свернуть вправо, заставляя перебираться через поваленные деревья, поминутно отводить норовящие ткнуть прямо в лицо костлявые руки акаций. Рубашка тут же намокла от пота, фотоаппарат стал камнем на шее…
Внезапно тропинка метнулась влево, открыв в глубине зарослей разодранную в клочья ржавую сетку забора, и резко нырнула вниз. Еще пара шагов, и передо мной, как в фантастическом фильме, вырос уходящий вперед и вверх серый бетонный желоб, изгибающийся, подобно исполинскому змею. Вот она, некогда знаменитая, а теперь совсем забытая трасса, полускрытая разросшимся парком. Откуда-то издалека, будто из глубины стремительно уходящих лет, доносились приглушенный рев трибун, истеричная скороговорка диктора и надсадный то ли рык, то ли вой гоночных моторов. Казалось, через секунду слева, по самой кромке виража помчится серебристый призрак Mercedes-Benz или алая красавица Maserati.
…Увы, шли минуты – ничего. Серый выветрившийся бетон, трава, проросшая сквозь стыки крошащихся плит, ржавые остовы отбойников на самой верхотуре… "Королевские гонки” в Королевском парке Монцы остались в прошлом. Нет ни героев, ни гигантов, ни волшебников руля – голая коммерция и вездесуще-скучная электроника. Во всяком случае, именно такой многим представляется Формула-1 в конце ХХ века…

"Все стало для нас непонятно…”
Пятница, 10 сентября. Свободные заезды. 11.00–12.00; 13.00–14.00
Монцу любят все. Неистовые болельщики, огромные скорости на длиннющих прямых, сложные скоростные повороты "Лесмо”, невероятно трудная "Параболика” с постепенно увеличивающимся радиусом и хитрые "эски” проверяют участников, что называется, по полной программе. От двигателя здесь требуется наивысшая мощность, от тормозов – максимальная эффективность, от кузова – наименьшее сопротивление воздуха и минимальная прижимающая сила, от подвески – тончайшая настройка, чтобы компенсировать недостаток аэродинамической нагрузки механической. А от пилота – все его мастерство.
Но даже не это главное. "Думаю, завтра результаты сразу нескольких команд будут очень близки, – предсказывал накануне первой тренировки Дэвид Култхард. – Именно благодаря природе этой трассы. В смысле настройки от техники здесь зависит меньше, чем обычно. Достаточно лишь, "подрезав крылышки”, добиться хорошего аэродинамического баланса”.
К тому же почти все "конюшни” (прогулял занятия только Arrows, надо полагать, не от хорошей жизни) провели незадолго до Гран При Италии в Монце по два-три дня тренировок, так что к гонке подошли во всеоружии. "В Монце мы с McLaren поборемся”, – обещал Хайнц-Харальд Френтцен. "Лично я победы не ожидаю, – откровенничал не набравший пока ни одного очка Алессандро Занарди, – но не будет большим преувеличением сказать, что эта гонка обязана принести нам очки”.
Может кто-то и посмеялся над смелым заявлением чемпиона CART, может кто-то даже и покрутил пальцем у виска, но в два часа пополудни в пятницу результаты выглядели столь необычно, что впору было ущипнуть себя – впереди Williams, Prost, Sauber. "Сегодняшние секунды, как всегда в пятницу, лишь отражают разные шины и уровни топлива”, – спокойно заметил Рон Деннис. Его McLaren показали всего лишь 5-е и 8-е время. Правда, откатали по три десятка кругов на одном комплекте резины, почти превратив ее к концу тренировки в запрещенный слик.
А вот в Ferrari спокойствия как не бывало. "Я испробовал разные настройки, но так и не нашел подходящей, – недоумевал Эдди Ирвайн. – Наверное, трасса более скользкая, чем на прошлой неделе…” "Главная проблема – в излишней поворачиваемости, – заметил его товарищ Мика Сало. – Так что нам теперь предстоит крепко подумать над завтрашним днем”.

Статисты в красном
Суббота, 11 сентября. Свободные заезды. 9.00–9.45; 10.15–11.00

Невероятные 16-е и 17-е места гонщиков Ferrari, видимо, основательно выбили из колеи даже обслуживающий персонал трассы. Во всяком случае, в пятницу на автодроме вдруг вырубилось электричество. Замерли электронные контролеры на входах в паддок и пресс-центр, погасли мониторы, пресс-конференцию пришлось отменить. И в последующие дни дела итальянцев шли через пень колоду, – свет то и дело гас, а недоумевающие ферраристы, которые в Монце требуют от своей любимой команды только победы, потрясенно разводили руками: надо бы хуже, да некуда!
F399 плохо проходила "эски”, нервно вела себя на торможении в конце длинных прямых, пританцовывая, норовила вылететь на гравий на выходе из "Лесмо” и "Курва Гранде”. И хотя – пусть в разной степени – подобным поведением грешили почти все машины, пилотам не только McLaren, но и Jordan, Williams, Prost, Stewart удавалось выжать из техники намного больше, нежели Ирвайну и Сало.
На автомобиле североирландца поменяли чуть ли не все что можно! Амортизаторы, тормоза, антикрылья, даже рычаги подвески – в тщетной попытке найти более удачное распределение веса по осям. Ничего не помогало – по-прежнему секунда и более отставания и никакой надежды на улучшение.
А главные (и единственные, как считалось совсем недавно) соперники итальянской команды методично работали над "тонкой настройкой”, подбирая к квалификации лучшие амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Причем, залили в баки довольно много топлива. Самый же быстрый в это утро на трассе Хайнц-Харальд Френтцен, едва выбравшись из кокпита своего Jordan, одной фразой бесцеремонно отодвинул Ferrari далеко в глубь сцены: "Если у McLaren было сейчас не больше 30 литров бензина, думаю, у меня есть шанс на поул-позишн”. Пилоты в красном самоуверенного немца уже не интересовали!
В довершение же бед, свалившихся на итальянскую команду, Ирвайн промчался по пит-лейн на скорости почти 100 км/ч и тут же был оштрафован на 10 тысяч долларов.


Мертвый лев никому не страшен

Суббота, 11 сентября. Квалификация. 13.00–14.00







"Было бы очень трудно стартовать позади Ferrari, – улыбался Занарди, – поэтому пришлось поднажать в квалификации!” И оба Williams заняли лучшие в сезоне места на старте.
Неудивительно, что Эдди ходил по боксам мрачнее тучи: "Не понимаю, что произошло с прошлой недели. За последние три гонки – никакого улучшения!” Хорошо хоть, из второго десятка Ferrari перекочевали в первый. Однако, судя по отставанию от лидеров, которое только увеличилось, – отнюдь не из-за собственных заслуг, а скорее благодаря неудачам соперников.
Не посчастливилось гонщикам Prost, хотя все шло к тому, что и Оливье Панис, и Ярно Трулли опередят алые итальянские машины. Новая версия двигателей Peugeot А18 Evo5 с выхлопными трубами, выведенными, как у Ferrari и Stewart, не сквозь заднюю ось, а вверх, располагала дополнительными 10 л.с. В Монце о такой прибавке в мощности мечтает каждый.
Увы, в первой же попытке Трулли вылетел с трассы в первой "эске”, ударился в отбойник и заглушил мотор. А запасная машина была оборудована старым двигателем и о дополнительной мощности пришлось забыть. Разнервничавшись, Ярно вылетел еще раз, помешав к тому же и своему товарищу по команде.
Намного ниже своих возможностей выступили пилоты Stewart, на большее рассчитывали Жак Вильнев и Жан Алези. Многие жаловались на новую электронную систему, введенную FIA. Теперь пилоты уже не смогут оправдаться тем, что не видели желтых флагов, которыми размахивают судьи где-то на обочинах, – в случае какого-либо инцидента предупреждающие сигналы загораются прямо на приборной доске их машин.
На эти самые сигналы, равно как на забитую машинами соперников трассу и – иногда – собственные ошибки ссылались Френтцен и Култхард, чтобы оправдать огромное по меркам Монцы-99 отставание от победителя. И только чемпиону мира, похоже, ничего не может помешать.
В очередной раз Хаккинен даже не стал использовать последнюю попытку, ограничившись 10 кругами. "Сегодняшняя квалификация доставила мне огромное удовольствие, – спокойно улыбался Мика 11-му поулу в сезоне и шестому подряд. – Все работало просто фантастически. Я немного удивлен таким быстрым секундам. Но с другой стороны – в ходе заездов нам удалось провести очень хорошие регулировки, что помогло мне улучшить время там, где я поначалу проигрывал”.
Время финна и впрямь впечатляло – быстрее здесь в квалификации были только Сенна, Мэнселл и Прост в 1991–1993 годах. На сликах, с более мощными 3,5-литровыми двигателями, "активной” подвеской, управляющей электроникой, на более быстрой трассе. По всему выходило, окончательно сбившие дыхание "жеребцы из Маранелло” супербыстрым McLaren не страшны. И 70-й Гран При Италии станет ареной борьбы Хаккинена и Култхарда с Френтценом. Голая математика.


Трагедия за океаном

Воскресенье, 12 сентября. Warm-up. 9.30–10.00
Мне казалось, что провал Ferrari должен охладить пыл итальянских тиффози. Ничуть не бывало. С раннего утра сквозь ворота Королевского парка вливались на автодром бесконечные колонны болельщиков. В море красных, красно-желто-черных и бело-зелено-оранжевых стягов финские, шотландские и серебристые "мерседесовские” растворялись совершенно бесследно. Главная трибуна, особенно перед боксами Ferrari, пестрела множеством транспарантов – шутливых, трогательных, бескомпромиссных. Don’t worry, be Eddie! – гласил самый большой из них. Ферраристы не собирались бросать своих любимцев в беде. "Не бойся, Эдди, мы с тобой”, – словно сотня тысяч рук протягивалась к приунывшему было Ирвайну.
Но, несмотря на поддержку болельщиков, разминка только добавила Ferrari хлопот – никакого улучшения. На автомобиле Ирвайна механикам пришлось заменять дымившиеся тормозные скобы, вконец осмелевшие соперники отнюдь не желали уступать трассу алым автомобилям, и Джонни Херберт, обгоняя североирландца, вынудил Эдди срезать первую "эску”. Лучшим же оказался Stewart Баррикелло. Однако на лице бразильца не заметно было радости. "Я сейчас не думаю о секундах, – признался Рубенс. – Все мысли о Гонсало Родригесе, которого мы вчера потеряли. Он был хорошим другом и настоящим бойцом”.
Гибель молодого уругвайца, которого многие уже видели в составе одной из команд Ф-1 будущего сезона, на тренировке этапа заокеанского чемпионата CART произвела тягостное впечатление. Тем более что случилось это на одной из лучших американских трасс, в одном из таких поворотов, где, кажется, не может произойти серьезной аварии. Но никто не застрахован от роковой случайности. Гонсало погиб, потому что "закусило газ”…
И наверняка каждый из участников вспоминал знакомые с детства аршинные буквы газетных заголовков: "Ужас в Монце!”, "Еще одна жертва итальянского автодрома!” Именно здесь погибли замечательные пилоты фон Трипс, Риндт, Петерсон. Гонки Формулы-1 в Королевском парке унесли жизни 13 зрителей.
"Разве можно заранее сказать, что произойдет после старта? – помолчав, задумчиво произнес Мика Хаккинен, когда чемпиона мира спросили о главных его соперниках в гонке. – Давайте подождем с прогнозами”.


Никогда не сдавайся!

Воскресенье, 12 сентября. Гонка. 14.00









Признаться, я счел слова чемпиона мира все же некоторым кокетством, своеобразной перестраховкой. И с жалостью поглядывал на болельщиков, наводнивших Королевский парк. Многие из них приехали еще в пятницу или субботу на мотоциклах, мотороллерах, велосипедах и расположились внутри трассы прямо возле заградительной сетки – кто в палатках, кто в спальных мешках, кто и попросту подстелив под голову одеяло или куртку. Бедняги, двойная победа год назад вскружила им голову! Теперь нет у Ferrari всесильного Шумахера, не получается у его временного заместителя Ирвайна удерживаться на лезвии бритвы в настройке машины. Так что сотню тысяч ферраристов ожидает, скорее всего, горькая пилюля.
В общем, так оно все и складывалось поначалу. Хаккинену удалось удержать первое место – не в последнюю очередь благодаря оплошности Френтцена с Култхардом: увлекшись борьбой друг с другом, они проворонили рывок Занарди. В первом же повороте (только с трибуны, носящей громкое название "Прима варианте интерна”, видно, насколько необычен этот извив трассы, словно два подряд акульих зуба!) Култхард еще и Ральфа Шумахера пропустил. Причем Williams обошел шотландца по зеленям, за что судьи просто обязаны были наградить немца штрафом "стоп-энд-гоу”, ведь еще в пятницу в такой же ситуации лишился своего лучшего круга Панис. Но тогда, переставляя француза с четвертого на шестое место ничего не значившей тренировки, легко было проявлять свою принципиальность. В гонке же, когда на глазах сотни тысяч тиффози любой соперник McLaren автоматически становится помощником Ferrari, сохранять объективность не в пример сложнее.
Горячий Дэвид, возмущенный, очевидно, до глубины души, разумеется, немедленно бросился отыгрываться. Но в следующей же "эске” Ральф бесцеремонно "задвинул” его на гравий, и трибуны, впервые, наверное, за все эти дни радостно зашумели – Ferrari Сало опередил беспомощно барахтавшийся в пыли McLaren Култхарда. Лиха беда – начало!
В этот момент положение главной надежды болельщиков было незавидным. Стартовал Ирвайн совсем не так, как может и умеет, оставшись на далеком 8-м месте. "Я осторожничал, потому что знал – закончить гонку для меня жизненно важно, – скажет Эдди через полтора часа. – Что стоило мне, думаю, пары мест”. И чем дальше уходил вперед серебристо-черный локомотив лидера, тем безнадежнее отставал от него совсем еще недавно реальный претендент на чемпионский титул. 9 секунд, 15, 25…
И тут трибуны зашлись в радостном реве – McLaren Хаккинена, неуклюже вильнув задом, боком вылетел на травку в первой "эске”. Через секунду Мика выбросил руль, еще через две, в ярости содрав правую перчатку, метнул ее об землю – предатели! "Все выходные я проходил этот поворот на второй передаче, – лишь через два часа, успокоившись, осушив слезы ярости и настучавшись кулаком по траве, шлему и прочим невинным предметам, Мика смог беспристрастно прокомментировать случившееся. – И вдруг почему-то включил первую. Задние колеса частично заблокировались, и меня вынесло с трассы с заглохшим мотором. Конечно, я страшно зол на себя, но уверен – это последняя ошибка в сезоне”.
Любопытно, что в Монце досаднейшую ошибку совершил и его товарищ по команде. Хотя и не столь заметную. Как ни пытался Дэвид, он не мог опередить Сало, а на 11-м круге произошло и вовсе на первый взгляд невероятное. На выходе из "Параболики” к McLaren приблизился белый Stewart и на длинной стартовой прямой довольно легко опередил самую быструю машину чемпионата! Еще более невероятным покажется этот факт, если посмотреть статистику максимальной скорости. Култхард показал фантастические 361,8 км/ч, Баррикелло же на 10 км/ч меньше. Причина? Давайте послушаем самого Рубенса: "Параболика” – может быть, самый важный поворот Монцы, настоящий барометр того, насколько хорошо настроен ваш автомобиль. На входе вы тормозите до третьей передачи (это около 160 км/ч), потом включаете четвертую на выходе, пятую, выезжая на прямую "Реттифилио”. Время всего круга определяется именно здесь”. Похоже, Култхард, еще в субботу вечером жаловавшийся на то, что не сумел нащупать верной настройки, поставил не на ту карту, принеся в жертву максимальной скорости хорошее сцепление с трассой на выходе из поворотов…
Но даже эта неудача не спасла бы Эдди и Ferrari, если бы не необъяснимая болезнь, постигшая Williams Занарди.
Сандро блестяще стартовал и хотя уже к четвертому повороту уступил вторую позицию Френтцену, в дальнейшем целых 17 кругов не давал шанса своему товарищу по команде себя обойти. И вдруг безропотно пропустил Ральфа. "В самом начале гонки, круге на третьем, я почувствовал, что в днище машины что-то цепляет за асфальт, – на финише Алекс выглядел раздосадованным, пожалуй, не меньше Хаккинена, хотя и не таким хмурым, как опередивший итальянца всего на полсекунды Ирвайн. – Было так скверно, что иногда нос машины просто задирался. Похоже, там просто что-то отвалилось… Мои поздравления Ральфу”.
2-е место Шумахера-младшего – отличный результат. Победа Хайнца-Харальда Френтцена, 2-я в сезоне, – великолепный успех, позволивший немцу всерьез претендовать если не на титул, то на участие в борьбе за него. Но главное достижение команды Эдди Джордана этого сезона состоит в том, что 1-е места его пилотов не только в тренировках, но и в гонках перестают удивлять кого бы то ни было. И действительно, итальянской публике, казалось, и дела не было до триумфа Jordan.
Сразу после финиша на трассу, как и следовало ожидать, прорвалась толпа болельщиков. Они почти не обращали внимания на счастливых немцев на пьедестале почета, они приплясывали на том месте, где ткнулся беспомощно в гравий ненавистный McLaren, горланили что-то, приятельски похлопывали асфальт "Прима варианте”. Эта гонка наверняка войдет в число местных легенд! Мика Сало занял 3-е место, Эдди Ирвайн – только 6-й. Но в глазах поклонников – Ferrari победила! Все было против нее, но ребята не сдались и полное преимущество своих соперников обернули себе на пользу.
"Чемпионат отнюдь не закончен, – из этой драки храбрец Эдди вышел изрядно ощипанным, но не побежденным. – Я снова лидер. А теперь – работать, работать и еще раз работать!”
И кто сказал, что нынешняя Формула-1 – лишь голая коммерция и скучная электроника? Это Большие гонки!

1
Хайнц-Харальд ФрентценJordan531:17'02.923
2
Ральф ШумахерWilliams531:17'06.195
3
Мика СалоFerrari531:17'14.855
4
Рубенс БаррикеллоStewart531:17'20.553
5
Дэвид КултардMcLaren531:17'21.065
6
Эдди ЭрвайнFerrari531:17'30.325
7
Алессандро ДзанардиWilliams531:17'30.970Проблемы шасси
8
Жак ВильнёвBAR531:17'44.720
9
Жан АлезиSauber531:17'45.121
10
Дэймон ХиллJordan531:17'59.182Долгий пит-стоп
11нфОливье ПанисProst521:16'30.578Двигатель

нфДжонни ХербертStewart4059'02.501Сцепление

нфТораносуке ТакагиArrows3554'16.201Разворот

нфПедро де ла РоcаArrows3556'20.419Авария

нфМика ХаккиненMcLaren2942'03.100Разворот

нфЯрно ТруллиProst2943'24.331Коробка передач /
перегрев двигателя

нфРикардо ЗонтаBAR2537'38.129Колесный подшипник

нфЛука БадоерMinardi2334'39.233Удар от Такаги

нфАлександр ВурцBenetton1116'50.151Электрика

нфПедро-Паулу ДиницSauber11'39.370Разворот

нфДжанкарло ФизикеллаBenetton11'40.305Разворот

нфМарк ЖенеMinardi0
Авария

Текст: Александр Мельник

Журнал "Формула-1" октябрь, 1999



Знаете ли Вы что...