Lotus 49 B
В 1960-х в гонках Гран при произошел очень большой скачек в плане развития, происходило стремительное развитие, больше чем когда-либо до этого. Colin Chapman из компании Lotus были в центре этих изменений. Главным катализатором для такого роста был вынужденный переход к объему 1,5 литра в 1961 году. С меньшей доступной мощностью было намного больше акцента на подвески и шасси. Chapman сделал главный шаг вперед в 1962 году с Lotus 25, в которой использовалась конструкция с несущем кузовом вместо обычного, используемого в прошлом. Кузов был легче и более твердым.
Только после пяти лет правила были изменены еще раз, к объему три литра. Это оставило многие из независимых команд как Lotus и Cooper без двигателя. Компании BRM и Coventry Climax полагали, что они смогут осаться в гонках, превратя свои 1,5-литровые V8s в 3 литровые шестнадцатицилиндровые двигатели. Лишь только у BRM появилась модель 'H16', но он был далеко позади Lotus 43 построенного в течение сезона 1966 года. Получившийся у BRM двигатель был тяжелым и был приклеплен болтами непосредственно на шасси. Jim Clark даже удалось одержать одну победу, но в любом случае двигатель был очень ненадежным.
Не удивительно, что Chapman в посиках нового решания для нового двигателя в 1967 году. Он связывался со своими старыми друзьями Mike Costin и Keith Duckworth, основателями компании Cosworth по настройке двигателей. Была определенная заинтересованность со стороны Cosworth, но у них не было ресурсов, чтобы предложить двигатель для спецификаций Формулы 1. Только что выиграв Инди 500 на Ford, Chapman использовал свое влияние, чтобы убедить одного из руководителей компании финансировать операцию. Родились партнерские отношения между Ford и Cosworth. Используя четырехцилиндровый двигатель Ford в качесте основы, команда Cosworth сначала развивать 1,6 литровый двигатель FVA для Формулы 2. Это было основой для впоследствии разработанного трехлитрового V8, подготовленного в течение сезона 1967 года.
Новый двигатель был полностью отлит из алюминия на фабрике Cosworth. Использовались двойные верхние распредвалы и четыре клапана за цилиндр. Используя поставляемую систему системы впрыскивания топлива Lucas, компактный двигатель был очень хорош и развимал 400 л.с. при 9000 оборотах в минуту. Chapman использовал этот двигатель по максимому, когда проектировал Lotus 49. Lotus 49 использовал алюминиевый несущий кузов, который продолжался до крепления двигателя позади водителя. Сам двигатель V8 был прикручен болтами непосредственно к кузову, что было более оптимальным решением, чем использование задней нижней рамы.
Lotus 49 был развитием модели 43 с несущим кузовом и встроенными в него тремя топливными баками. Передняя подвеска крепилась на стальную нижнюю раму. В задней части был более низкий перевернутый поперечный рычаг подвески, и две радиальные стойки по сторонам. Дисковые тормоза были от компании Girling. Специально для широких шин Firestone, Lotus разработал несколько необычные легкие колесные диски. Lotus 49 был укоплектован 5-ти ступенчатой коробкой.
К сожалению, двигатель Cosworth для Lotus 49 не был готов к началу сезона 1967 года и появился с итоге только в июне того же года в Zandvoort. Это был звездный дебют Graham Hill, закрепившего свое положение, и Jim Clark проехавшего самый быстрый круг и победившего в той гонеке. После было еще три победы в Чемпионате того сезона, но этого было недостаточно, чтобы обогнать Denny Hulme в итоговом зачете. Lotus 49 был легче и более мощным чем его соперники, но не очень надежен, Graham Hill очень часто сходил с трассы по техническим причинам. Преимущество данной модели показываются одиннадцать побед командой Lotus, одержанные гонках Гран при.
Даже при том, что двигатель Cosworth теперь стал доступным и для других команд, 1968 год был годом Lotus. Хорошо начав чемпионат Jim Clark, выигрывал первую гонку сезона в Kyalami, это произошло до его трагической гибели в апреле на Lotus F2 в Hockenheim. Расстроенный Chapman знал, что необходимо двигаться дальше, во второй гонке сезона он опять был первооткрывателем новой идеи в Формуле 1. Единственный участвовавший Lotus 49 был первым автомобилем Формулы 1, который будет раскрашен в цвета спонсора. Тогда это был красный, белый и золотой цвет табачной компании Gold Leaf. На этот раз Graham Hill не препятствовали технические трудности, и он одержал убедительную победу спустя неделю после трагической смерти Jim Clark.
Chapman продолжал двигаться вперед, в следующей гонке введя усовершенствованную модель Lotus 49B. В моделе использовалась немного более длинная колесная базфа и новая коробка передач от Hewland, но что еще более важно она была оборудована крыльями. Это было начало сезона, в котором началась проработка аэродинамических свойсв моделей с установкой аэродинамичесих крыльев. Graham Hill одердал дебютную победу на Lotus 49B в Монако. Этого всего было достаточно для Graham Hill для завоевания титула лучшего пилота и звания лучшего конструктора для компании Lotus. Двигатель Cosworth выиграл все кроме одной гонки в тот сезон, впоследствии став основным используемым двигателем Формулы 1. Его надежность и гибкость и доступность сделала участие в гонках Формулы 1 намного более легким, чем это было прежде или, например, сегодня.
После усовершенствованная модель Lotus 49 участвовала в гонках в следующем сезоне и половине следующего. В 1969 к Graham Hill присоединился Jochen Rindt, но ни один не был лидирующим пилотом, поскольку двигатель Cosworth использовался в моделях Marta и Brabham, которые имели явное преимущество. Hill одержал только одну побуде в Монако. Lotus закончил сезон на третьем месте. В ожидании готовности нового и инновационного Lotus 72, Lotus 49 использовался в нескольких гонках в 1970 году, но снова без успеха. Модель Lotus 49 вошла в историю как один из самых влиятельных проектов F1, благодаря которым начали использовать двигатели Cosworth, рекламу спонсоров на машинах и аэродинамические крылья. Сравнивая Lotus 49 и Ferrari 246 Dino, произведенные в 1960-е, трудно представить, что эти две модели появились меньше чем за одно десятилетие.
По материалам блога "formula1retro"