Айртон Сенна: Я слишком долго плыл против течения
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Интервью с Сенной '88

Интервью с Сенной '88

Огромный супериндустриальный город Сан-Паулу часто называют "локомотивом, который тянет всю Бразилию". Что ж, попав на шумную и дымную авениду Ипиранга, зажатую между слепыми стенами многоэтажных автогаражей неподалеку от театра-варьете "Сантана", можете считать, что вы очутились на платформе перрона, от которого вот-вот должен отойти этот самый гигант-локомотив. В нескольких шагах отсюда находится родительский дом Айртона Сенны да Силвы, одного из лучших на сегодня гонщиков "Формулы-1", ставший теперь его холостяцкой квартирой.
Кажется, однако, отнюдь не надолго. Айртон заметил взгляд, который, войдя, я бросил на фотографию красивой черноволосой девушки, стоящую на журнальном столике в холле, улыбнулся и сказал: "Моя невеста Адриане... Это вы справлялись обо мне у моей матери?"
Действительно, чуть раньше я побывал совсем в другом квартале Сан-Паулу - зеленой и нарядной Кантарейре - и спрашивал о Сенне у донны Нейде. Дело было в самый канун нынешнего, 39-го по счету чемпионата мира, и мать гонщика, оберегая покой сына, сразу заявила, что приехавший отдохнуть домой Айртон не намерен сейчас тратить время на беседы с журналистами. Даже если кого-то из них занесло в командировку из-за океана, из - подумать только! - далекой Москвы.
Впрочем, как раз это обстоятельство или, точнее, то, что крупнейшая спортивная газета "столь великой, загадочной и экзотической страны" хотела бы опубликовать интервью с Айртоном, в конце концов делает донну Нейде более уступчивой: на прощание она все-таки сообщила мне адрес сына.
Короткая биографическая справка. Айртон Сенна родился в Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Рост 176 см, вес 66 кг. В чемпионатах мира по кольцевым автогонкам в классе машин "Формулы-1" принимает участие с 1984 года. С тех пор по настоящий момент одержал девять побед в розыгрышах различных "Гран-при", двадцать раз стартовал на этапах с первой позиции, показав лучшее время в тренировочных заездах. В ходе шестидесяти пяти гонок на протяжении 2,5 тысячи километров его "болид" находился впереди машин соперников.
Из ныне выступающих пилотов-звезд "Формулы-1" только трехкратный чемпион мира Нельсон Пике, двукратный чемпион Ален Прост и серебряный призер прошлогоднего первенства Найджел Мэнселл являются обладателями еще более впечатляющего "послужного списка". С той, однако, разницей, что все они провели на трассах "Формулы-1" вдвое больше времени, нежели Айртон Сенна. Добавим, в прошлом сезоне вплоть до четырнадцатого этапа - до гонки в высокогорном Мехико Сенна сохранял шанс стать чемпионом мира, что само по себе явилось одной из главных сенсаций первенства. Сейчас с тремя победами на этапах уже в чемпионате этого года специалисты называют его вместе с французом Аленом Простом главным претендентом на заветный титул.


Айртон, в каком возрасте вы впервые оказались за рулем?
Мне было тогда неполных четыре года. Правда, речь шла, конечно, не об автомобиле, а о карте. Его изготовили механики в автомастерской моего отца, приспособив в качестве двигателя мотор от старой газонокосилки.


И с тех самых пор вы ни разу не изменили своему изначальному увлечению: я имею в виду занятия чем-либо помимо гонок - футболом, музыкой?..
Кто в Бразилии не играет в футбол? С детства я верный и преданный поклонник сан-паульского клуба "Коринтианс". Не могу сказать, что увлекался музыкой, а вот читать очень люблю - особенно вещи, вышедшие из-под пера Жоржа Амаду. Постоянное хобби - авиамоделизм и водные лыжи.


Не могли бы вы назвать средний балл успеваемости, который некогда имел в старших классах Сенна-школьник?
В школе я не являлся, мягко говоря, лучшим учеником.


Тогда, в детстве и юности, гоняясь на картах, какую цель изначально вы ставили перед собой - просто участвовать в состязаниях или обязательно добиться победы?
Конечно, побед. И тогда, и потом - выступая в Европе в гонках "Формулы-Форд", "Формулы-2000", "Формулы-3". Когда-то, разбирая до последнего винтика и вновь собирая мотор моего карта, готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Макларена" и по традиции бормоча про себя строчки из "Отче наш", мысленно настраиваю себя на борьбу за каждый метр сизого асфальта.


Айртон, авторитет бразильских гонщиков в мире "Формулы-1" в последние годы растет буквально на глазах. Оказали на вас какое-либо влияние примеры двукратного в прошлом чемпиона мира Эмерсона Фиттипальди и продолжающего выступать в гонках трехкратного чемпиона Нельсона Пике?
Наверное, хотя и не прямое. Ведь какого-либо непосредственного участия в том, как складывалась моя судьба гонщика, никто из них не принимал.


Но кумиры среди сильнейших пилотов "Формулы-1" или, как их называют в Бразилии, идолы, у вас были?
Были и есть. Это англичанин Джеки Стюарт и австриец Ники Лауда.


А Ален Прост?
Замечательный, выдающийся гонщик, лучший, безусловно, сейчас "в цирке". Теперь мы выступаем в одной команде "Макларена", где, к слову, оба - и Прост, и я - считаемся "первыми номерами". Ален - умелый, опытный, классный партнер и опаснейший соперник на любой трассе.


Мир "Формулы-1" - тугой клубок самых различных интересов, чаяний, дивидендов, драм, успехов и трагедий... Скажите, есть ли у вас в нем настоящие друзья, враги?
В правы, заметив насчет клубка, сплетенного порой, как мне представляется, из обнаженных нервных волокон. И вы, конечно, вольны предполагать, что в этом мирке у меня есть и друзья, и недоброжелатели, как в реальной жизни, ведь это и есть моя настоящая жизнь. Но я никогда не отвечаю определенно на подобные вопросы.


Простите. Просто мне рассказывали, как в прошлом году во время гонок на Большой приз Венгрии руководство команды "Лотус", за которую вы тогда выступали, официально объявило о том, что более не нуждается в услугах Сенны-пилота...
Тогда на "Хунгароринге" разобиженным деятелям "Лотуса" явно не хватило этики: я ведь, как должно, заблаговременно сам поставил в известность руководителей фирмы о том, что в следующем сезоне намерен пересесть за руль "Макларена".


Чем все-таки было обусловлено то ваше решение? Хорошо известно, что с самого вашего появления на трассах "Формулы-1" и "Макларен", и "Уильяме", и тот же "Лотус" стремились заполучить вас в составы своих команд?
Все объяснялось условиями предложенного мне контракта. О равных во всем правах с Простом в рядах "Макларена" я уже сказал, но главным было не это. Принципиально важным, решающим элементом, продиктовавшим мой выбор, была машина, на которой я гоняюсь сейчас.
Видите ли, в 1985 году, выступая на "Лотусе" с мотором "Рено", я был в какой-то мере удовлетворен их техническими характеристиками. Но мощный двигатель обладал в то же время роковым для меня недостатком: он был чрезмерно "прожорливым". Я отлично принимал старт, лидировал во многих гонках, но не дотягивал до финиша.
Три года я убил на то, чтобы "свести" "Лотус" с производящей замечательные моторы японской фирмой "Хонда". На то, чтобы в конце концов превратить свою команду из просто участницы чемпионата мира в соискательницу главной награды. Как же долго и старательно я пытался плыть против течения!


Да, но был ведь у вас и беспрецедентный успех: в прошлом году на самой сложной из существующих в мире трасс - в Монако ведомый вами "Лотус 99 Т", оснащенный так называемой активной подвеской колес, управляемой компьютером, одержал столь нашумевшую победу...
Ох уж эта подвеска! Представьте, что в течение почти двух часов напряженнейшей гонки, проходящей в основном по городским улицам, каждые две секунды вы переключаете передачи, выжимаете сцепление, меняете подачу газа, тормозите, манипулируете рулем, следите за давлением турбонагнетателя. И все это время беспрерывно контролируете работу компьютера, управляющего подвеской колес. Нет, мой теперешний быстроходный "Макларен МР 4/4 Хонда" оснащен менее замысловатой подвеской, что меня больше устраивает.


Последний вопрос, Айртон. Если бы в вашей судьбе не было "Формулы-1", то кем вы мечтали бы стать?
Скорее всего - летчиком-истребителем. Не потому, правда, что мне нравится военная форма. Просто эти люди в силу обстоятельств обязаны постоянно действовать на сверхзвуковых скоростях - такая работа мне по душе.

Е. МЯСНИКОВ

"Советский спорт", 8.07.88



Знаете ли Вы что...