Дженсон Баттон: Переходный возраст (Часть 2)
Дженсон Баттон: Переходный возраст (Часть 2)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Баттон: Переходный возраст (ч. 2)

Баттон: Переходный возраст (ч. 2)

Баттон: Переходный возраст (ч. 1)
"Месть" Бриаторе
Джона Байфилда в Великобритании называли "лучшими мозгами за пределами Лондона". Он работал в солидной адвокатской конторе и еще десять лет назад предупредил своих деловых партнеров, что в день своего пятидесятилетия завершит карьеру. За время своей практики Байфилд не раз и не два вплотную занимался делами из мира Больших Призов - работал с Leyton House и Pacific, оказывал услуги Дэвиду Сирзу (руководителю Super Nova Ф-3000), Яну Магнуссену и Хуану-Пабло Моптое. Поэтому он с удовольствием принял предложение Бриаторе и занялся карьерой Баттона. Самое любопытное, что поначалу сам пилот об этом даже не знал. Джон же разработал целую программу, по "выведению Баттона из кризиса". Она включала даже послeгоночную карьеру Дженсона, а также продажу сувениров и многое другое. Много часов Байфилд провел в переговорах с Бриаторе, убеждая того, что молодой гонщик крайне необходим команде, что нужно непременно продлить контракт с ним еще на год, более того - не уменьшая зарплаты. После "конфликтного" метода ведения дел Робертсона и Хьюсмэна, которые для достижения поставленной цели предпочитали идти напролом, столь мягкий стиль опытного адвоката принес нужный результат. По сути, именно тогда, в 2001 году Байфилд фактически спас гоночную карьеру Баттона.








Конечно, столь опытные люди, как Бриаторе и Байфилд, никогда бы не поверили, что ситуация с Дженсоном изменится к лучшему, если бы не видели, что молодой пилот сделал из своих прежних ошибок правильные выводы и встал на "путь исправления''. Но этот факт сомнений не вызывал. Началось все утром 21 июня - на разминке перед гонкой на "Нюрбургринге" Баттон сделал то, чего ему еще не доводилось делать никогда в жизни - попросил товарища по команде поделиться настройками. Да-да, воскресным утром британец выехал на трассу с настройками Физикеллы.
Трижды в семи последних гонках Баттон оказывался быстрее Джанкарло в квалификации, а на "Хоккенхаймринге" набрал первые в сезоне очки. Но главное даже не в этом - Дженсон изменил стиль вождения. Он отказался от "игры" педалью акселератора - такой способ прохождения поворотов повышал расход топлива, и именно из-за этого Баттон проиграл Физикелле в Гран При Германии, хотя и опережал итальянца по ходу гонки. Молодой гонщик стал осваивать технику дозирования тормозного усилия - сначала на тестах и в тренировках, а затем, видя, как сокращается отставание от Физикеллы, решился применить такой прием и в гонках. Фотограф Даррен Хит находился во время Гран При Японии в районе послестартовых "эсок". Вот что он рассказал: "Это было невероятно! Михаэль Шумахер выглядел словно человеком из другого мира. Было слышно, что он лишь чуть приподнимал правую ногу с педали "газа" и, невероятно точно дозируя тормозное усилие, по идеальной траектории направлял машину в поворот. Это было восхитительно! Среди всех остальных пилотов лишь один проходил этот участок так же - Дженсон Баттон". Конечно, это всего лишь мнение фотографа, но не стоит забывать, что именно этот человек несколько лет назад "на глаз" вычислил новейшую систему разделенных тормозов, примененную McLaren.
В конце года Бриаторе пригласил троих пилотов, которые должны были выступать за Renault в следующем сезоне - Дженсона Батона, Ярно Трулли и испытателя Фернандо Алонсо провести 10 дней на его "ранчо" в Кении. И за столь короткое время отношения босса команды и гонщика изменились чудесным образом - Дженсон и Флавио стали лучшими друзьями. "Должен признать, до этого мы с Баттоном встречались лишь во время гоночных уик-эндов, но тогда оба были заняты своими проблемами. Но теперь я узнал Дженсона, и, надо сказать, изменил свое мнение о нем", - улыбался Бриаторе.
"Собраться вместе - замечательная идея. Мы тренировались, общались и фактически знакомились друг с другом. Думаю, мы с Ярно будем хорошими партнерами", - также не скрывал удовлетворения Баттон. А о размолвке в Монако оба предпочитали не вспоминать - дело в том, что именно тогда у Флавио произошел крайне болезненный разрыв с Наоми Кэмпбелл, и раздраженному итальянцу было в тот момент совсем не до "подростковых" проблем гонщика.
Конечно, Бриаторе не был бы Бриаторе, если бы не использовал кенийские каникулы и в сугубо личных целях. Именно тогда хитрец Флавио обратил внимание Баттона на Джона Байфилда и поподробнее рассказал о нем. Неудивительно, что вскоре после возвращения Дженсона в Европу он заключил соглашение со своим земляком, а Хьюсмэну и Робертсону указал на дверь. Теперь "старый" Баттон остался в прошлом. Если свой 21-й день рождения в 2001 году пилот отмечал невероятно шумно в присутствии множества гостей, среди которых было немало известных британских тусовщиков, то год спустя дело ограничилось двумя довольно скромными вечеринками - одна для друзей в Монако, другая - в Лондоне. Оба раза на столе стоял торт в форме гоночного автомобиля, а значительную часть приглашенных составляли члены команды.
Вместо ресторанов и ночных клубов Дженсон проводил дни в тренажерном зале. А зимой личный тренер гонщика Хогью пригласил британца в свою родную Норвегию. "Мы потренировались пару дней, а потом он сказал: "Ну что ж, приступим", - вспоминает Баттон. - Я не мог поверить ушам, ведь мы и так вкалывали в полную силу. Но он предложил такие нагрузки, которые, пожалуй, даже больше тех, что нужны для пилотирования. И поначалу я даже не справлялся. Но потом приспособился. Пришлось оставить все посторонние мысли и лишь работать и работать физически".
Неудивительно, что на предсезонной презентации Renault Дженсон выглядел посвежевшим и сбросившим вес. И в гонках его результаты заметно выросли - Ярно Трулли, быть может, и не уступает британцу по субботам, но в воскресенье Баттон регулярно опережает напарника. Пять раз в 14 Гран При он попал в первую шестерку. А в Малайзии лишь невероятная по своей нелепости поломка на последнем круге лишила Дженсона возможности впервые в жизни подняться на пьедестал Гран При. Интересно, что именно в этой гонке британец вновь решился несколько изменить свой гоночный стиль ради достижения результата. "С самого начала карьеры я ненавидел избыточную поворачиваемость. Но с недавних пор смотрю на это несколько иначе. Автомобиль этого года в предельных ситуациях более предсказуем, поэтому мне даже нравится небольшая избыточная поворачиваемого. В Малайзии я еще больше сместил баланс в эту сторону, и это сработало. Полагаю, именно в таком ключе и стоит продолжать сезон".
После 12 этапов Баттон уверенно занимал в чемпионате-02 седьмое место, уступая лишь гонщикам "большой тройки" команд. Увы, но именно в этот момент гонщик и стал невольной жертвой "мстительного'' Бриаторе. Сколь логичной выглядела бы отставка Дженсона ровно год назад, столь нелепо она смотрится сейчас. Но Флавио в гораздо большей степени интересовали дела его собственного подопечного - Фернандо Алонсо, личным менеджером которого является итальянец. Если бы Фернандо просидел на "скамейке запасных" еще год, про него могли бы просто-напросто забыть, и тогда не видать Бриаторе дивидендов от доходов своего "клиента". Крайним в такой ситуации стал Баттон. Впрочем, новое место работы британец нашел моментально.


На новом месте


Дотошные британские журналисты уже выяснили, что когда Дженсону было восемь лет, он выступал в картинговых соревнованиях вместе с сыном Дэвида Ричардса. Но, конечно же, отнюдь не этот факт повлиял на переход Баттона в ВАR. "У меня было немало предложений, - объясняет он. - И после тщательного анализа я выбрал именно BAR, потому что Дэвид посвятил меня в детали долгосрочной программы, и она меня впечатлила, особенно в области взаимоотношений с Honda. Здесь есть отличные возможности для профессионального роста, и, надеюсь, именно с ВАК я стану чемпионом мира. К тому же с главным конструктором команды Джеффом Уиллисом мы знакомы еще по работе в Williams". О том, какие надежды возлагает команда на гонщика, говорит хотя бы сумма контракта - 8 млн. долларов за два года, и при этом не надо забывать, что фонд зарплаты в ВАR достаточно невелик благодаря Жаку Вильневу. Кстати, впервые в жизни напарником Дженсона станет чемпион мира.
Итак, Дженсон Баттон сохранил место среди пилотов Ф-1. Безусловно, англичанин уже вписал свое имя в историю автоспорта. Сейчас вопрос только в том, не затеряется ли эта строка среди сотен и сотен прочих.

Текст: Александр Кабановский

Журнал "Формула-1" октябрь, 2002



Знаете ли Вы что...