Золт Баумгартнер: Патриот
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Золт Баумгартнер: Патриот

Золт Баумгартнер: Патриот

Среди новобранцев Формулы-1 сезона-2004 Золт Баумгартнер, пожалуй, сильнее всех ощущает себя новичком, 23-летний венгр - выходец из негоночной страны, которая до сих пор ассоциировалась у болельщиков лишь со скучной трассой «Хунгароринг» (хотя знатоки истории автоспорта наверняка помнят, что самую первую гонку под названием Гран При выиграл в 1906 году во Франции венгр Ференц Сис). Шансы Баумгартнера оставить яркий след в летописях Формулы-1 невелики, ибо его гоночные успехи весьма скромны. Если бы полиглот Золт, разговаривающий на шести языках, был представителем западноевропейской страны, то с его послужным списком о «большом цирке» можно было бы и не мечтать.
Свою карьеру он начал в 1994 году в венгерском картинге, где дважды становился вице-чемпионом среди юниоров. При поддержке отца, которому принадлежит крупнейшая в



Венгрии дилерская сеть по продаже автомобилей Renault, Золт в 1997 году перебрался в немецкую Формулу-Renault, где снова стал вторым. Следующий сезон венгр провел во французской гоночной школе «Ля Фильер», а в 1999 году выиграл немецкое первенство Формулы-Renault 2000. Этот успех был самым громким в карьере Золта: впоследствии, в более серьезных категориях, он оказывался явным аутсайдером. 2000 и 2001 год Баумгартнер провел в немецкой Формуле-3, где за два сезона лишь однажды поднялся на пьедестал почета, а в личном зачете оказывался за пределами десятки лучших.
Тем не менее Баумгартнеру удалось заявить о себе как о сильнейшем венгерском гонщике, что, впрочем, вполне соответствует действительности: венгры и сейчас признают, что лучше Золта у них пока никого нет. Как следствие, Баумгартнер имел в своем распоряжении достаточную спонсорскую поддержку для карьерного роста, пусть и не подкрепленного спортивными достижениями. Посреди сезона-2001 он получил приглашение в команду Prost Junior международной Формулы-3000. В семи гонках Золт не смог подняться выше 13-го места, но и уровень «конюшни» оставлял желать лучшего. Однако и на следующий год, когда он перебрался в чемпионскую Nordic Racing, за весь сезон ему удалось набрать одно-единственное очко. Тогда же, в 2002 году Баумгартнер познакомился с Формулой-1: на своем домашнем Гран При Венгрии он провел показательные заезды за рулем Jordan.
Спустя год, в августе 2003-го, Золт снова управлял Jordan на родном «Хунгароринге» - на этот раз уже на двухчасовых пятничных тестах. Венгр продолжал выступать в Формуле-3000 - теперь за команду Coloni, набирая очки от случая к случаю, в то время как его напарник Рикардо Сперафико боролся за чемпионский титул. Но тут судьба сделала Золту королевский подарок: Jordan предложила ему стартовать в Гран При Венгрии вместо попавшего в аварию на тренировке Ральфа Фермана. К тому моменту Баумгартнер уже прошел квалификацию для очередной гонки Формулы-3000, да и суперлицензия пилота Формулы-1 у него отсутствовала. Но все формальности были вмиг урегулированы (не без участия Берни Экклстоуна), и вместо гонки Формулы-3000 Золт принял участие в еще одной квалификации - для гонки Формулы-1. Несмотря на поистине шоковое состояние от столь неожиданного дебюта (по ошибке Золт на своем быстром круге переключил двигатель в режим экономии топлива), ему даже удалось опередить одну из Minardi. В гонке у

Результаты выступления в дебютной гонке
ГП Австралии был не первой, а третьей гонкой Ф-1 в карьере Золта, и в квалификации он даже порадовал своего инженера тем, что смог найти хорошие настройки машины. Впрочем, это не помогло ему подняться выше последнего места среди пилотов, которые благополучно проехали квалификационные круги, но в гонке стартовавшего 17-м Баумгартнера подвел двигатель Cosworth.

Баумгартнера вышел из строя мотор, однако Jordan пригласила его заменить Фермана и на следующем этапе в Монце. На скоростной итальянской трассе венгр заставил считаться с собой даже лидеров... не пропуская их, когда они обгоняли его на круг. Тем не менее, финишировав 11-м, Золт доказал, что, по крайней мере, психологически он вполне готов для выступлений в Формуле-1.
После этого Баумгартнеру не стоило особых усилий убедить охочую до спонсорских денег Minardi подписать с ним контракт на сезон-2004. Золт пообещал команде 8 миллионов долларов, половину из которых согласилось предоставить венгерское правительство. Впоследствии он лишился государственной поддержки (чиновники решили, что 4 миллиона долларов лучше потратить на нужды всего населения страны, чем на одного ее гражданина), но свою помощь предложили фанаты, создавшие Фонд поддержки Баумгартнера. «Один мой одноклассник принес мне 480 долларов, а дети присылали свои карманные деньги», - поделился несколько смущенный Золт, хотевший даже стартовать под австрийским флагом, чтобы привлечь побольше спонсоров. Денежные проблемы - это столь же серьезная угроза карьере Баумгартнера, как и его невысокий спортивный уровень. Однако в прошлогодней истории с Jordan Золт показал, что он умеет поймать удачу. Это умение может оказаться главным козырем венгра сейчас, когда все эксперты заочно сбрасывают его со счетов.

Максим Бордунов

Журнал "Формула-1", апрель 2004г.



Знаете ли Вы что...