САRТ: Карл Хаас, “великий и ужасный”
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Гонки для джентльменов (ч. 2)

Гонки для джентльменов (ч. 2)

Гонки для джентльменов (ч. 1)
Карл Хаас, уроженец Чикаго, сам участвовавший в гонках в 50-х и начале 60-х, а ныне совладелец команды Newman/Haas Racing - один из самых известных, богатых и влиятельных людей в CART. Одним словом - Большой Босс. Он и выглядит соответственно: ни дать ни взять - мистер Твистер с непременной огромной "буржуйской” сигарой во рту. Причем сигара всегда незажженная. Курит ли он ее когда-нибудь, а если нет, то тогда зачем постоянно мусолит во рту? Этот вопрос не дает покоя многим, но редко кто осмеливается спросить об этом самого Карла Хааса. Я рискнул, спросил, и оказалось, что за внешней неприступной важностью этого господина скрывается все та же демократичность и приветливость, характерная для представителей CART в целом.
"Да, иногда я зажигаю сигару и курю ее, но очень редко, потому что не хочу вредить своему здоровью. В то же время мне настолько нравится вкус никотина, что я не могу отказывать себе в удовольствии ощущать его, для чего в течение всего дня постоянно посасываю незажженную сигару. Иногда даже так и засыпаю с этой штуковиной во рту..." - обстоятельный ответ г-на Хааса в этом духе продолжался до тех пор, пока я не поблагодарил его, дав понять, что полностью удовлетворил свое любопытство. И только после этого, выждав еще несколько мгновений на тот случай, если журналист захочет спросить еще что-нибудь, Большой Босс вежливо откланялся и чинно продолжил свой путь.
Другой совладелец команды - живая легенда американского кино Пол Ньюман. Сыграв в 1968 году главную роль в культовом фильме "Побеждая", он сам "заболел” автогонками, и год назад, в возрасте 75 (!) лет все еще участвовал в "24 часах Дайтоны” за рулем автомобиля класса GTS (финишировать помешал сгоревший двигатель), а пять лет назад даже выиграл такую же гонку! Комментарии, как говорится, излишни.
Стоит упомянуть, что за команду Ньюмана и Хааса выступали в разное время такие звезды автогонок, как Найджел Мэнселл, Марио и Майкл





Андретти (все трое там стали чемпионами), Эмерсон Фиттипальди. На смену последнему шесть лет назад пришел его племянник Кристиан, которому довольно средние для такого стажа выступлений результаты не мешают оставаться кумиром и любимцем публики. Другой гонщик, Кристиано да Матта, стал, похоже, удачной и перспективной находкой для команды, выиграв первый же этап чемпионата 2001 года и заняв на сегодняшний день в итоговой таблице шестое место. Вот и в "Рокингеме” он уверенно шел на третью ступень пьедестала, но занять ее ему помешал не соответствующим правилам маневром Хелиу Каштру-Невеш. Однако затем справедливость все же восторжествовала, и Каштру-Невешу досталось лишь шампанское, а кубок и очки пришлось отдать их законному владельцу - да Матта. Остается лишь добавить, что оба Криса к тому же очень приятные люди и интересные собеседники, в чем довелось убедиться во время совместного с ними ужина.
Собственно, по мере набирания критической массы, эта "фирменная” приятность персонажей CART начинает даже раздражать. Нет, им явно не хватает злой язвительности Ирвайна, надменной неприступности Шумахера, вечной хмурости Хаккинена или столь же вечной унылости Райкконена... Ох уж, эти улыбчивые янки!

Янки при дворе королевы Елизаветы
На самом деле непосредственно янки, то бишь американцев, в CART - раз, два и обчелся, лишь четверо из двадцати восьми гонщиков. В то время как бразильцев - целый десяток, то есть больше трети. Вот и Лучано Бурти, не исключено, войдет в их число. Во всяком случае, едва придя в себя после аварии в Спа, но еще не вернувшись за руль своего Prost, он приехал на "Рокингем” - говорят, прощупывать возможности своего перехода в одну из команд CART. Впрочем, английский этап американских гонок почтили своим присутствием также Дэвид Култхард, Хуан-Пабло Монтоя и координатор McLaren (и неофициальное доверенное лицо Мики Хаккинена) Джо Рамирес.
Европейские этапы CART стали своего рода ответом американцев на второе пришествие в США Формулы-1. Однако поскольку трассы Ф-1 по целому ряду причин использоваться для этого не хотели, были построены два совершенно новых овала - "Лаузитцринг” в Германии и "Рокингем”. Кстати, название английскому треку дала расположенная поблизости средневековая крепость, и не кто иной, как один из ее хозяев - британский премьер-министр лорд Рокингем в начале XIX века признал независимость США. Так что место проведения американских гонок в Англии оказалось выбранным как нельзя удачно. К тому же, если "Лаузитцринг” еще до этапа CART принял несколько других гонок, например, этап чемпионата FIA GT, то гонка в "Рокингеме” должна была стать "инаугурационной”, и от нее во многом зависело будущее чемпионата CART в Европе.
Между тем эта важнейшая гонка едва не закончилась полным провалом, и 50 млн. фунтов стерлингов (более 70 млн. долларов), затраченных на строительство автодрома, едва не оказались понапрасну зарытыми в землю. Или, вернее будет сказать, утопленными в грунтовых водах.
"Работы по осушению покрытия трека не прекращались в течение всей ночи и были возобновлены после утренних тренировок, однако в ряде мест вода продолжает просачиваться. Окружающие автодром земли расположены выше уровня трассы, и грунтовые воды стекают вниз, проходя под стенами и затем, проступая в виде мокрых пятен сквозь асфальт”, - официальная информация в таком духе поступала в течение всех трех дней этапа.
Другими словами, проектировщики и строители автодрома элементарно ошиблись, просчитались, и даже дренажная система, включающая 12 км труб, оказалась не в состоянии справиться с проблемой просачивания грунтовых вод. Была задействована мощнейшая "отсасывающе-осушающая” техника, но и это не помогало. Тони Канаан, прикатив с несколькими другими гонщиками на злополучный участок трека, чтобы на месте оценить ситуацию, "развеселил” всех: увидев в асфальте проточенную водой дырочку, он сунул в нее палец, а когда вытащил его, из отверстия брызнул фонтанчик... В гонках же по овалам мокрое покрытие в буквальном смысле смертельно опасно - слишком велики скорости, слишком легко срывается машина с трассы, попадая сликами на влажные участки асфальта. Так что гонщики после многократного откладывания старта приняли, можно сказать, героическое решение гонку все же провести, дабы окончательно не сорвать этап в целом и не обмануть ожиданий десятков тысяч собравшихся поглазеть на "заморское диво" зрителей.
Впрочем, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. А гонка в "Рокингеме”, несмотря на все трудности и неурядицы, закончилась благополучно. Если, конечно, не считать последовавших затем изнурительных многочасовых пробок. Трибуны в день гонки все же были заполнены почти целиком, а вот с пропускной способностью дорог вокруг "Рокингема” - проблемы. Но разве это может испортить настроение истинным любителям настоящих автогонок?

Журнал "Формула-1" 11/2001



Знаете ли Вы что...