Гонки для джентльменов (ч. 1)
Веселые САRТинки
Первое впечатление от CART: по сравнению с Формулой-1 здесь царит куда более демократичная и непринужденная атмосфера. На пути к паддоку - никаких электронных средств контроля. Толпы любопытных, допущенных "согласно купленным билетам” (всего-то за дополнительные 30 долларов!) в зону паддока, не отказывают себе ни в чем. Если какому-нибудь Гарри вместе с его женой Салли и отпрысками Билли, Мэри и Пегги заблагорассудится поболтать и пофотографироваться, скажем, с проходящим мимо Майклом Андретти или Полом Ньюманом, Майкл и Пол будут вежливо отвечать на все вопросы и позировать с каждым в отдельности и со всеми вместе, пока восторженное семейство поклонников не натешится сполна.
На пит-лейн в те периоды, когда она открыта для "народных гуляний”, и того хуже: совершенно рядовая публика бродит прямо среди технического хозяйства команд, и несчастные механики, лавируя между гостями и не забывая приветливо улыбаться, то и дело бормочут что-нибудь вроде: "Извините, мэм, что ненароком отдавил вам ногу этим колесиком”. Не то что увидеть, а даже представить что-либо подобное на этапе Формулы-1 можно, разве что тронувшись умом. Здесь даже какого-либо снобизма на лицах, столь привычного для избранных, сановных гостей "королевских гонок”, нет и в помине: все просто и без всяких церемоний. Впрочем, ветераны автоспорта вспоминают, что подобная атмосфера "настоящих гонок” царила в былые времена и в Формуле-1, теперь же ее можно вдохнуть лишь в CART и других американских сериях. В этом смысле в России лучше было бы проводить этап заокеанских гонок - такой "бардак" нам больше по душе, нежели строгий европейский порядок.
Второе "первое впечатление”, уже касательно самих гонок - они более тихие и менее эффектные, нежели Формула-1. Более тихие - в буквальном смысле, поскольку моторы "чампкаров" (2,5 л, 15 500 об/мин) не визжат "как резаные”, в отличие от гораздо более оборотистых формульных движков (и, кстати, работают не на бензине, а на метаноле - техническом спирте). Однако они оснащены турбонаддувом (разрешенный максимум - 1.65 атмосферы), благодаря чему их Мощность достигает 900 л.с., что на полсотни больше самого мощного на сей день двигателя Ф-1. Соответственно, выше и скорость "чампкаров” - 360-400 км/час. Однако на замкнутом пространстве овального трека с его плавными виражами эта скорость не ощущается; кажется, что машины движутся не так уж и быстро. К тому же это усугубляется однообразием зрелища: заняв после первых кругов гонки относительно стабильный порядок, машины так и крутятся в нем перед главами, что напоминает карусель с разноцветными "люльками” или ''пейзаж” в окошке работающей стиральной машины.
Однако так кажется лишь до тех пор, пока порядок не начнет меняться: обгоны, особенно когда их, что характерно для CART, много - самое эффектное зрелище в этих гонках. Куда более эффектное, чем в Формуле-1. Тут уж сполна ощущаешь всю мощь и динамику "чампкаров”, и бесконечная круговерть сразу становится захватывающей. К тому же с трибун виден весь трек целиком, а не часть трассы, как в Ф-1, и это позволяет следить за борьбой гонщиков в полном объеме и с лихвой компенсирует удручающее однообразие "бега по кругу”.
Кроме того, на треках CART можно порой увидеть и нечто удивительное. Например, всякий раз, когда на выходе из поворота мимо трибун проносится Lola Кристиано да Мат- та, ее колеса озаряются оранжево-красным мерцанием. Сначала кажется, что так полыхают раскаленные тормозные диски, однако яркие пятна странным образом принимают форму букв, которые, в свою очередь, складываются в слова: на передних колесах - TOYOTA, на задних - TEXACO. Но это не галлюцинации, а результат работы специальной системы: микропроцессор, получая информацию о скорости вращения колес от датчиков, управляет установленными на дисках группами светодиодов. Как говорится, пустячок, а спонсору и поставщику моторов приятно, да и публика, опять же, в полном восторге от такой диковинки. В Формуле-1 подобные "цацки” пока только испытываются на тестах.
"Своя игра”
Об отличиях гонок на "чампкарах” от привычной нам Формулы-1 можно рассказывать очень много и долго, и к тому же в прошлых номерах журнала мы это уже делали. Поэтому стоит упомянуть лишь о самом характерном.
Например, стартовая решетка определяется по результатам индивидуальных заездов. Гонщики проходят квалификацию по очереди, в порядке, обратном положению в турнирной таблице, то есть последним квалифицируется лидер чемпионата. Вслед за двумя "желтыми” кругами, в течение которых прогреваются шины, гонщик может проехать по своему выбору два или три подряд "горячих”, зачетных круга - под зеленым флагом. Если, как это произошло в "Рокингеме”, квалификационные заезды провести невозможно в силу погодных условий или иных обстоятельств, старт дается в соответствии с положением, занимаемым в турнирной таблице на день гонки.
Перед самой гонкой машины выстраиваются в "шеренгу" под острым углом к питлейн и выезжают на трассу по сигналу, роль которого и выполняет упомянутая в начале этого материала фраза. Правилами CART запрещены устройства для предварительного прогрева шин, так что сначала пелотон движется несколько кругом за пейс-каром, чтобы разогреть шины и принять стартовый порядок. За круг до старта (с ходу) на пейс- каре гаснут сигнальные огни, и водитель предупреждает также условным жестом, что на следующем круге будет вывешен зеленый флаг. До проезда зеленого флага обгоны запрещены.
Безопасности на треках CART уделяется первостепенное значение. Даже при мельчайшем происшествии обязательно появляются желтые флаги, и на трассу перед лидером выезжает пейс-кар, существенно замедляющий скорость движения. Это дает команде безопасности возможность тщательно проинспектировать трассу, убрать все, вплоть до мельчайших, углепластиковые осколки (каждый из которых может проколоть колесо, что на овальном треке с его огромными скоростями особенно опасно), пролитое масло и эвакуировать заглохшие или разбитые машины и гонщиков. И лишь только когда команда безопасности будет совершенно удовлетворена состоянием полотна и даст свое "добро", гонка возобновляется в "боевом” режиме.
Гоночная стратегия важна, как и в Формуле-1, но имеет свои особенности. "Мы, конечно, в любом случае ориентируемся на расход топлива, но стараемся провести пит-стоп в наиболее выгодный момент - под желтым флагом, когда скорость машин снижается, - поясняет в этой связи Питер Гиббонс, старший инженер команды Newman/Haas Racing.
- Но так поступают во всех командах, поэтому, как только появляются желтые флаги, сначала одна половина машин, потом другая "хором” отправляется на пит-стоп. Причем в каждой команде есть специальный человек, сидящий на самом верху трибуны с радиопереговорным устройством и сообщающий о любом инциденте на треке инженерам и пилотам. Это дает возможность команде максимально быстро среагировать на желтый флаг - даже еще до его появления”.
Число механиков, обслуживающих машину непосредственно на пит-лейн, ограничено лишь шестью, однако еще пятеро участвуют в пит-стопе, наклоняясь к машине из-за невысокой бетонной стенки. Полная дозаправка и смена всех четырех шин занимает в среднем 12 секунд. Очень эффектно работают автоматические домкраты "чампкаров": с коротким, но громким шипением они "выстреливают” из-под днища машин и затем также убираются обратно, Их работу обеспечивает механик с более узким, нежели заправочный, шлангом, который вставляется в специальное гнездо в машине и через который в привод домкратов подается сжатый азот из баллонов.
Очки начисляются первой дюжине финишировавших по схеме 20-16-14-12-10-8-6-5-4-3-2-1, дополнительное очко дается за поул-позишн и за лидирование в течение наибольшего числа кругов. Таким образом, за гонку можно заработать до 22 очков, и зачастую до самого конца сезона бывает неясно, кто станет чемпионом - как и в этом году. К тому же одни гонщики набирают основную часть очков на овалах, другие - на городских трассах, что вносит дополнительную интригу в ход чемпионата.
Необычно по сравнению с Формулой-1 выглядит и награждение победителей. Выходят они по очереди, и каждый уже здесь дает небольшое интервью, транслируемое на весь автодром. Затем, после исполнения гимнов и награждения, начинается подлинный маскарад. Гонщики меняют кепки с логотипами команд и спонсоров раз семь-восемь, и каждый раз поднимают над собой призы и позируют фотографам, а уже использованные кепки бросают в толпу зрителей к огромному удовольствию последних. Из-за всего этого процедура награждения длится невыносимо долго. Затем гонщики отправляются на еще более длительную пресс-конференцию... непосредственно через все ту же толпу зрителей, общаясь с ними по пути и раздавая автографы - для Формулы-1 вещь совершенно немыслимая.
Журнал "Формула-1" 11/2001