Прерванный полет (Часть 2)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Прерванный полет (ч. 2)

Прерванный полет (ч. 2)

Прерванный полет (ч. 1)

Короткий миг счастья

24 апреля 1966 года, без пары месяцев ровно через 30 лет после памятной победы Нуволари, на асфальт Монжуик-парка (кстати, обновленный по такому поводу) вывели свои автомобили сразу пять чемпионов Ф-1. Правда, двое из них к тому моменту еще не завоевали титул, а гонка проходила в классе Формула-2. Под проливным дождем первым финишную черту пересек Джек Брэбэм, но главный результат гонки заключался даже не в этом. Барселонская трасса наконец начала возвращать себе утраченные много лет назад позиции. Здесь проходило множество самых разных соревнований - от этапа ЧМ по мотоспорту до картинговых и "кузовных" стартов. В 1967 году впервые прошла гонка "6 часов Барселоны" для машин класса GT. Тогда же был построен новый постоянный пункт управления гонками и значительно обновлена пит-лейн. Дважды в год - по месяцу весной и осенью - трасса использовалась практически непрерывно, принимая до десятка стартов. Здесь проходили гонки всех без исключения национальных и подавляющего большинства континентальных серий, а также раллийные спецучастки и даже этапы велогонки "Вуэльта". Одним словом, да Монжуик-парка начался новый период расцвета. Победить здесь почитали за честь лучшие из лучших. И лишь самое главное соревнование - национальный Гран При Формулы-1 - до поры до времени обходило его стороной.
Точнее, Гран При Испании просто отсутствовал в календаре чемпионата. Впрочем, казалось, что проведение в Мрнжуик-парке такой гонки - лишь вопрос одного-двух лет. Но неожиданно дорожку барселонцам перешли "соседи". В 1967 году близ Мадрида открылся первый на Пиренеях (не считая "испанского Бруклендса" в Ситжесе, построенного и быстро забытого еще в 20-е годы) стационарный автодром - "Харама". Именно там и состоялась гонка на Большой Приз страны в 1968-м, и тогда же было принято решение, что в дальнейшем столица Испании и столица Каталонии будут принимать это соревнование поочередно.
Итак, 4 мая 1969 года Монжуик принял первый Гран При Формулы-1 в своей истории. RАСС приложил все усилия, чтобы гонка превратилась в праздник, и это почти удалось - по итогам сезона барселонский этап получил приз за лучшую организацию. "Почти" же относится к той сфере, которая неподвластна человеку и имя которой - случай. На старт гонки вышли лишь 14 машин, а до финиша добрались и вовсе пять, причем угодившему в серьезную аварию и сломавшему нос Йохену Риндту пришлось даже провести несколько дней на больничной койке (любопытно, что именно австриец инспектировал трассу за два месяца до старта и дал "добро" от Ассоциации гонщиков Гран При на проведение соревнования). Ну а первым победителем гонки Ф-1 в Монжуик-парке стал выступавший за команду Кена Тиррелла Джеки Стюарт.
По подсчетам испанского журналиста Хавьера дель Арко де Иско, за все время своего существования трасса в Монжуик-парке приняла 155 гонок самого разного уровня, в которых участвовали в общей сложности более трех тысяч спортсменов. Конечно, автомобильные соревнования не обходились без происшествий, и порой их последствия оказывались весьма тяжелыми, но за четыре десятилетия существования гоночного кольца там не погиб ни один человек.
27 апреля 1975 года на 26-м круге Гран При Испании на автомобиле неожиданно вышедшего в лидеры немца Рольфа Штоммелена стало разрушаться крепление заднего антикрыла. В самой верхней точке трассы - на перегибе возле стадиона - узел окончательно разрушился, автомобиль моментально потерял прижимную силу, его подбросило и швырнуло влево. На скорости почти в 250 км/ч машина ударилась об отбойник и отлетела обратно. Преследовавший Штоммелена Карлос Пасе не успел увернуться, и автомобиль немца, как от трамплина оттолкнувшись от Brabham, продолжил неуправляемое движение (а точнее - полет) к правому краю трассы. Там он зацепил край защитного рельса, перевернулся в воздухе и наконец ударился в фонарный столб. Четыре человека, оказавшиеся на его пути, погибли мгновенно, еще шестеро, в том числе и сам гонщик, были срочно доставлены в больницу.
Сейчас, по прошествии почти трех десятилетий, можно попытаться проанализировать события того ужасного апрельского дня. Конечно, смерть человека - это всегда огромная трагедия. Однако в скорбном списке - пожарный и три репортера, то есть люди, которые работали в непосредственной близости от несущихся машин. Каждый из них подписал документ, что уведомлен об опасности автогонок и действует на свой страх и риск. Еще пять человек (в том числе девятилетний мальчик) были вскоре отпущены из больниц, поскольку получили лишь легкие повреждения - от более серьезных травм их спасла защитная сетка. Но крупнейшая барселонская газета вышла на следующее утро с большим заголовком на первой странице: "За рулем автомобиля - Смерть", да и представители "профсоюза гонщиков" поспешили использовать трагедию в своих целях. И у Королевского автоклуба Каталонии не хватило смелости протестовать, хотя его вины в происшедшем фактически не было: трагедия стала просто результатом несчастливого стечения обстоятельств. Все соревнования, которые планировалось провести в парке в 1975 году, отменили, а календарь на следующий сезон и вовсе не стали составлять. Все было кончено. Пятой жертвой аварии Штоммелена стал сам Монжуик-парк.
Последняя попытка вдохнуть жизнь в барселонскую трассу состоялась в середине 80-х. Город тогда выиграл право проведения Олимпиады 1992 года, и это событие планировалось отметить розыгрышем Олимпийского Гран При в 1986 году. Но затея провалилась - в это же самое время открылась новая трасса близ городка Херес-де-ла-Фронтера, и гонка на испанский Большой Приз состоялась там. После этого мэр Барселоны Хорхе Виньяс запретил проведение соревнований в парке окончательно.
Последняя гонка прошла в Монжуике 2 марта 1986 года. Это были соревнования по подъему на холм. Участники стартовали с главной выставочной площади, а финишировали возле стадиона. Вот только в отличие от самой первой гонки 1929 года на этот раз автомобили двигались в противоположном направлении. Но время - не трасса соревнований, его не повернуть вспять. Хотя взглянуть назад и провести определенные параллели с прошлым иногда все-таки можно. Монжуик-парку во второй раз не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать гоночной легендой. Ведь в той же Монце гонки проходят до сих пор, несмотря на то, что авария Вольфганга фон Трипса в 1961 году унесла почти полтора десятка жизней.
После закрытия барселонской трассы городские гонки Формулы-1 проходили преимущественно в США. Вместо извилистых аллей старого парка гонщикам пришлось преодолевать сплошную вереницу 90-градусных поворотов. Так что нет ничего удивительного, что к настоящему моменту лишь этап в Монако сохранил прописку в календаре чемпионата. Кто знает, надолго ли?


Журнал "Формула-1" 06/2004



Знаете ли Вы что...