Прерванный полет (ч. 2)
Короткий миг счастья
24 апреля 1966 года, без пары месяцев ровно через 30 лет после памятной победы Нуволари, на асфальт Монжуик-парка (кстати, обновленный по такому поводу) вывели свои автомобили сразу пять чемпионов Ф-1. Правда, двое из них к тому моменту еще не завоевали титул, а гонка проходила в классе Формула-2. Под проливным дождем первым финишную черту пересек Джек Брэбэм, но главный результат гонки заключался даже не в этом. Барселонская трасса наконец начала возвращать себе утраченные много лет назад позиции. Здесь проходило множество самых разных соревнований - от этапа ЧМ по мотоспорту до картинговых и "кузовных" стартов. В 1967 году впервые прошла гонка "6 часов Барселоны" для машин класса GT. Тогда же был построен новый постоянный пункт управления гонками и значительно обновлена пит-лейн. Дважды в год - по месяцу весной и осенью - трасса использовалась практически непрерывно, принимая до десятка стартов. Здесь проходили гонки всех без исключения национальных и подавляющего большинства континентальных серий, а также раллийные спецучастки и даже этапы велогонки "Вуэльта". Одним словом, да Монжуик-парка начался новый период расцвета. Победить здесь почитали за честь лучшие из лучших. И лишь самое главное соревнование - национальный Гран При Формулы-1 - до поры до времени обходило его стороной.
Точнее, Гран При Испании просто отсутствовал в календаре чемпионата. Впрочем, казалось, что проведение в Мрнжуик-парке такой гонки - лишь вопрос одного-двух лет. Но неожиданно дорожку барселонцам перешли "соседи". В 1967 году близ Мадрида открылся первый на Пиренеях (не считая "испанского Бруклендса" в Ситжесе, построенного и быстро забытого еще в 20-е годы) стационарный автодром - "Харама". Именно там и состоялась гонка на Большой Приз страны в 1968-м, и тогда же было принято решение, что в дальнейшем столица Испании и столица Каталонии будут принимать это соревнование поочередно.
Итак, 4 мая 1969 года Монжуик принял первый Гран При Формулы-1 в своей истории. RАСС приложил все усилия, чтобы гонка превратилась в праздник, и это почти удалось - по итогам сезона барселонский этап получил приз за лучшую организацию. "Почти" же относится к той сфере, которая неподвластна человеку и имя которой - случай. На старт гонки вышли лишь 14 машин, а до финиша добрались и вовсе пять, причем угодившему в серьезную аварию и сломавшему нос Йохену Риндту пришлось даже провести несколько дней на больничной койке (любопытно, что именно австриец инспектировал трассу за два месяца до старта и дал "добро" от Ассоциации гонщиков Гран При на проведение соревнования). Ну а первым победителем гонки Ф-1 в Монжуик-парке стал выступавший за команду Кена Тиррелла Джеки Стюарт.
По подсчетам испанского журналиста Хавьера дель Арко де Иско, за все время своего существования трасса в Монжуик-парке приняла 155 гонок самого разного уровня, в которых участвовали в общей сложности более трех тысяч спортсменов. Конечно, автомобильные соревнования не обходились без происшествий, и порой их последствия оказывались весьма тяжелыми, но за четыре десятилетия существования гоночного кольца там не погиб ни один человек.
27 апреля 1975 года на 26-м круге Гран При Испании на автомобиле неожиданно вышедшего в лидеры немца Рольфа Штоммелена стало разрушаться крепление заднего антикрыла. В самой верхней точке трассы - на перегибе возле стадиона - узел окончательно разрушился, автомобиль моментально потерял прижимную силу, его подбросило и швырнуло влево. На скорости почти в 250 км/ч машина ударилась об отбойник и отлетела обратно. Преследовавший Штоммелена Карлос Пасе не успел увернуться, и автомобиль немца, как от трамплина оттолкнувшись от Brabham, продолжил неуправляемое движение (а точнее - полет) к правому краю трассы. Там он зацепил край защитного рельса, перевернулся в воздухе и наконец ударился в фонарный столб. Четыре человека, оказавшиеся на его пути, погибли мгновенно, еще шестеро, в том числе и сам гонщик, были срочно доставлены в больницу.
Сейчас, по прошествии почти трех десятилетий, можно попытаться проанализировать события того ужасного апрельского дня. Конечно, смерть человека - это всегда огромная трагедия. Однако в скорбном списке - пожарный и три репортера, то есть люди, которые работали в непосредственной близости от несущихся машин. Каждый из них подписал документ, что уведомлен об опасности автогонок и действует на свой страх и риск. Еще пять человек (в том числе девятилетний мальчик) были вскоре отпущены из больниц, поскольку получили лишь легкие повреждения - от более серьезных травм их спасла защитная сетка. Но крупнейшая барселонская газета вышла на следующее утро с большим заголовком на первой странице: "За рулем автомобиля - Смерть", да и представители "профсоюза гонщиков" поспешили использовать трагедию в своих целях. И у Королевского автоклуба Каталонии не хватило смелости протестовать, хотя его вины в происшедшем фактически не было: трагедия стала просто результатом несчастливого стечения обстоятельств. Все соревнования, которые планировалось провести в парке в 1975 году, отменили, а календарь на следующий сезон и вовсе не стали составлять. Все было кончено. Пятой жертвой аварии Штоммелена стал сам Монжуик-парк.
Последняя попытка вдохнуть жизнь в барселонскую трассу состоялась в середине 80-х. Город тогда выиграл право проведения Олимпиады 1992 года, и это событие планировалось отметить розыгрышем Олимпийского Гран При в 1986 году. Но затея провалилась - в это же самое время открылась новая трасса близ городка Херес-де-ла-Фронтера, и гонка на испанский Большой Приз состоялась там. После этого мэр Барселоны Хорхе Виньяс запретил проведение соревнований в парке окончательно.
Последняя гонка прошла в Монжуике 2 марта 1986 года. Это были соревнования по подъему на холм. Участники стартовали с главной выставочной площади, а финишировали возле стадиона. Вот только в отличие от самой первой гонки 1929 года на этот раз автомобили двигались в противоположном направлении. Но время - не трасса соревнований, его не повернуть вспять. Хотя взглянуть назад и провести определенные параллели с прошлым иногда все-таки можно. Монжуик-парку во второй раз не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать гоночной легендой. Ведь в той же Монце гонки проходят до сих пор, несмотря на то, что авария Вольфганга фон Трипса в 1961 году унесла почти полтора десятка жизней.
После закрытия барселонской трассы городские гонки Формулы-1 проходили преимущественно в США. Вместо извилистых аллей старого парка гонщикам пришлось преодолевать сплошную вереницу 90-градусных поворотов. Так что нет ничего удивительного, что к настоящему моменту лишь этап в Монако сохранил прописку в календаре чемпионата. Кто знает, надолго ли?
Журнал "Формула-1" 06/2004