Прерванный полет (Часть 1)
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Прерванный полет (ч. 1)

Прерванный полет (ч. 1)

В начале были аристократы

Трудно сказать, когда именно началась эта история. Быть может, за точку отсчета стоит взять примерно 500-й год до нашей эры, когда иберийцы основали поселение на берегу небольшой средиземноморской бухты у подножия холма. Также не исключено, что отсчет нужно вести с октября 1929 года: ведь именно тогда в рамках Международной выставки (к ней готовились почти четверть века!) в Монжуик-парке - живописном районе Барселоны, расположенном на склоне того самого холма, - состоялась первая автомобильная гонка. 11 спортсменов приняли участие в "Выставочном подъеме на холм". Двухкилометровая трасса начиналась на главной площади экспозиции, а затем, петляя, поднималась вверх к новому, только что построенному футбольному стадиону. Быстрее всех оказался немец Курт Шлиман, хотя справедливости ради стоит сказать, что двигатель его Mercedes минимум вдвое превосходил силовые агрегаты других машин по объему.
Очень может быть, что датой рождения барселонской трассы следует считать 19 мая 1931 года. Именно в этот день испанский гонщик-любитель Фернандо де Виская прокатил по Монжуик-парку Рудольфа Караччиолу. Немцу, который за несколько дней до этого выиграл Рамбассаду - испанский этап чемпионата Европы по подъему на холм, увиденное очень понравилось. Он-то и предложил гениальную по своей простоте идею: дополнить подъем к стадиону спуском обратно и получить в результате замкнутую кольцевую трассу. Де Вискас эта идея чрезвычайно приглянулась, и он начал воплощать ее в жизнь. Вторая часть кольца пролегла по узким извилистым дорожкам и хорошо дополнила первую - широкую и скоростную. К сожалению, летом 1932 года Фернандо умер от сердечного приступа, но уже в сентябре автомобильный и мотоциклетный клубы Каталонии объявили, что следующей весной в Монжуик-парке состоятся гонки сразу в двух классах.
Согласно международному гоночному календарю на 1933 год, соревнования в Барселоне были запланированы на 7 мая. Испанское правительство даже обещало выделить на их организацию 50 000 песет. Но, как ни странно, именно этот шаг едва не погубил все предприятие. Европа переживала не лучшие времена, из-за океана долетали отзвуки Великой депрессии, и всего за три месяца до старта в деньгах было отказано. Мотогонщики решили затянуть пояса и провели-таки свою гонку, а вот представителям Автоклуба сделать ничего не удалось. И не исключено, что гоночная Европа так бы никогда и не узнала о Монжуик-парке, если бы не великосветский клуб "Пенья-Рин".
Членами клуба были преимущественно молодые барселонские аристократы, поэтому неудивительно, что "Пенья-Рин" уделял много внимания гонкам. В начале 20-х годов трижды проходил Гран При клуба в классе "вуатюретт", также именно "Пенья-Рин" организовывал Рамбассаду, да и Фернандо де Виская был одним из его членов. Так что решение клуба об организации в парке автогонки выглядело вполне логичным. Другое дело, что барселонцы решили провести подготовку к столь серьезным соревнованиям всего за полтора месяца!
Для реализации этой идеи были привлечены колоссальные средства - более 100 тысяч песет, а также авторитет клуба. Надо сказать, что, поскольку трасса была проложена прямо по городским улицам, ее подготовка фактически свелась к установке ограждений и организации боксов на "старом месте" - центральной выставочной площади. Лишь в самых опасных поворотах пришлось вывернуть бордюрные камни да обложить фонари мешками с песком и тюками соломы.
Гораздо сложнее оказалось придать соревнованиям серьезный статус. Для этой цели барселонцы пригласили на старт одного из сильнейших пилотов того периода, выступающего за команду Ferrari итальянца Тацио Нуволари. И тот к их восторгу ответил согласием: "Я сделаю все от меня зависящее, чтобы принять участие в гонке и таким образом отблагодарить каталонцев за все, что они сделали для меня, когда я был никем или почти никем". Надо сказать, аристократы выбрали правильную "мишень" - ведь именно в Испании Тацио провел первые в своей карьере зарубежные гонки, и публика принимала его очень тепло.
Что же касается момента рождения гоночной трассы, проложенной по дорожкам Монжуик-парка, то осталось назвать всего одну дату. 25 июня 1933 года 17 автомобилей вышли на старт Гран При "Пенья-Рина», и после полугора часов гонки первым линию финиша пересек чилиец Хуан Дзанелли на Alfa Romeo Monza. Нуволари же на точно такой же машине, хоть и установил рекорд круга, финишировал лишь пятым - его двигатель заглох возле стадиона, и итальянцу пришлось катиться вниз до боксов, потеряв в итоге более десяти минут. Впрочем, на этот раз участие оказалось важнее победы. Во всяком случае - для организаторов соревнования.

Неудивительно, что гонка по красивой и сложной трассе понравилась спортсменам - уже на следующий год в Барселоне собралось немало сильных гонщиков. В том числе, конечно же, и пересевший за руль Maserati Нуволари. Но Тацио вновь не повезло - итальянец прекратил борьбу из-за сильной боли в ноге. Ну а финишировавший первым Акилле Варци из Scuderia Ferrari, с трудом выбравшись из машины, сказал: "Преодолеть здесь 265 километров гораздо сложнее, чем 500 на большинстве других трасс. Монжуик - это не для новичков".
Популярность гонки росла год от года. Гран При "Пенья-Рина" 1936 года собрал всю элиту европейского автоспорта, а посмотреть на гонку собралось 70 000 зрителей. Их надежды оправдались: в борьбу двух немецких гигантов вмешался вновь севший за руль Alfa Romeo команды Энцо Феррари Тацио Нуволари. И хотя его машина заметно уступала и Mercedes, и Auto Union, на извилистой барселонской трассе итальянец сумел переиграть соперников и выиграл гонку, прервав-таки цепь неудач.
Увы, на этом, к сожалению, закончилась довоенная история гоночной трассы Монжуик-парка. 18 июля 1937 года в Испании началась гражданская война, и всем стало уже не до автоспорта. Всего за четыре года клубу "Пенья-Рин" удалось вывести барселонские соревнования на самый высокий уровень. Но одно дело - просто сделать гонке имя, а другое - создать вокруг нее ореол легенды. За столь короткий срок трассе не удалось стать "испанским Монако". И пока на Пиренейском полуострове взрывались бомбы и ревели танковые моторы, гонщики выступали совсем в других местах, постепенно забывая о старом добром Монжуик-парке.


Трудная дорога к вершине


Война в Испании закончилась 1 апреля 1939 года, но автомобильные гонки вернулись в Монжуик лишь в 1946-м. Причем в совершенно ином качестве. За прошедшие годы "Пенья-Рин" утратил интерес к старой трассе. Представители клуба нашли другое место для соревнований - барселонский район Педральбес. Тамошнее кольцо заметно уступало парковому, поскольку было совершенно "плоским" и состояло из всего-то полудюжины поворотов. Тем не менее, именно там "аристократы" провели четыре этапа ЧМ Ф-1 в начале 50-х, прежде чем трасса была признана небезопасной и закрыта.
Ну а гонками в парке стал распоряжаться Королевский автоклуб Каталонии (RACC), К числу его заслуг относится, прежде всего, сохранение оригинальной конфигурации кольца. Невероятно, но факт: за все время проведения автомобильных соревнований в Монжуик-парке (между первым и последним прошло 42 года) трасса не изменилась ни на сантиметр! Лишь мотоциклисты в 1951 и 1952 годах гонялись по несколько иному кольцу, но их почин не нашел продолжения.
Поначалу на старт выходили машины национальных классов, причем для массовости к гонкам допускались любые конструкции, вплоть до самодельных. В ход шло практически все, что могло двигаться. 'Гак, в 1948 году Николас Альдир выступал в Монжуике на старенькой Bugatti, которая в официальных протоколах именовалась Willys - столько в ней было деталей от американского джипа!
Международные же гонки вернулись на извилистые дорожки вокруг Национального дворца лишь в 1954 году, когда состоялся Кубок Монжуика для спортивных машин. Очень быстро эта гонка стала популярной - заезды проводились в нескольких классах, а всего на старт выходило более полусотни спортсменов. Вскоре соревнования получили новое название - Приз Нуволари. Тогда же состоялось и еще одно немаловажное событие. С самого момента основания трассы боксы команд располагались на Фонтанной прямой, откуда стартовали еще в 1929 году участники самого первого подъема на холм. Однако выставочный комплекс расширялся, и места для гаражей стало не хватать. Поэтому в 1957 году стартовый городок перенесли, и теперь гонки начинались практически в самой верхней точке трассы - у стадиона.
В 1962 году Франсиско Годна второй раз подряд стал обладателем Приза Нуволари. Но регламенту соревнований приз навсегда стал собственностью пилота, а для гонки пришлось придумывать новое название (в следующем году она получила имя Хуана Ховера, испанского пилота, финишировавшего в 1948 году вторым в "24 часах Ле-Мана» и трагически погибшего в дорожной аварии 12 лет спустя). Однако гораздо важнее, что на 30 сентября того же года в календаре Ф-1 был запланирован Гран При Испании... в Монжуик-парке. Дело в том, что еще за год до этого мэр Барселоны де Поркиолес во всеуслышание объявил, что гонку будет организовывать клуб "Пенья-Рин". FIA поверила обещанию. Но, увы, словами все и ограничилось. Мэр не захотел финансировать проект, а клуб давно уже охладел к Монжуику. И машины тогдашней "полуторалитровой" Ф-1 так и не вышли на идеально подходящие им узкие извилистые дорожки парка.
"Формулы" вернулись в Барселону в 1965-м. Правда, поначалу это были лишь машины Ф-3, за рулем которых сидели преимущественно малоизвестные пилоты, так как гонка проходила в один день с этапом Ф-1 в Зольдере и национальными соревнованиями во Франции и Великобритании. И лишь в следующем году в Монжуик съехались действительно именитые спортсмены.

Прерванный полет (ч. 2)


Журнал "Формула-1" 06/2004



Знаете ли Вы что...