Гран-При Швейцарии 1952 года: опасные гонки
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

01-1952г. Гран-При Швейцарии

01-1952г. Гран-При Швейцарии

Когда в ярких лучах солнца в бернском лесу Бремгартен опустился стартовый флаг первого этапа чемпионата мира и 21 машина Формулы 2 тесной группой помчались вперед, то это был пелетон, которому было не стыдно себя показать. Три заводские Ferrari с Фариной, Таруффи и Симоном (он заменил еще не совсем готового к стартам Виллорези); еще две 4-цилиндровые Ferrari Фишера и Розье и 12-цилиндровая Питера Хирта; две новые 6-цилиндровые Gordini Манзона и Беры и две старые 4-цилиндровые Биры и Терры; четыре заводские HWM Мосса, Маклина, Абекассиса и Коллинза; обе Plate-Maserati Шелла и Граффенрида; два Cooper-Bristol с Брэндоном и Брауном, один Frazer-Nash Вартона и, наконец, AFM Штука и Veritas Ульменса. Фарина, имеющий класс выше, чем у всех других пилотов Ferrari и имея преимущество в технике перед остальным полем, шутя вышел в лидеры, и через 10 из 62 кругов развил свое преимущество перед Таруффи, Симоном и Бера до 35 секунд. За это время случилось много разного: де Терра не проехал и первого круга, Розье вылетел во втором и задержал на некоторое время следующего за ним победителя Сильверстоуна Маклина, Мосс вынужден был на 4 круге заменить свечи, и откатился на 17 позицию, Шелл влетел в тюки с сеном, но продолжил гонку. На 13 круге у обеих HWM Коллинза и Абекассиса отлетели левые задние колеса. Коллинзу удалось удержать свой болид на трассе, у Абекассиса же этот нередкий у HWM несчастный случай произошёл прямо в повороте, он несколько раз перевернулся в воздухе и чудом не пострадал. Но о его HWM этого сказать никак нельзя. После этого шеф команды Хиз снял с гонки обе оставшиеся HWM Мосса и Маклина, которые находились на 7 и 9 местах. А в 16 кругу настала очередь Фарины: из-за проблем с магнетто его Ferrari замерла на обочине. Наверняка на трассе не было ни одного человека, который бы не сочувствовал этой неудаче симпатичного туринца.
Теперь две 6-цилиндровые Gordini Беры и Манзона находятся на 3 и 4 местах, с отставанием на 9 секунд от ведущего Таруффи. Обe оставили великолепное впечатление: маленькие, удобные в управлении, чрезвычайно легкие машины с бесподобными тормозами и с, минимум, 150 л.с. внутри. Это конструкция, кажется, с самого начала оказалась удачной. И пока все это вертелось у нас в голове, настала очередь Манзона: его радиатор терял воду и кроме того оторвался амортизатор. Конец! И вот так, потихоньку, швейцарец Фишер на своей 4-цилиндровой Ferrari добрался до 4 места. На 22 круге в боксы вызвали Симона, который впервые ехал на Ferrari и отлично с нею управлялся. Его место в машине, удерживающей вторую позицию, занял Фарина и помчался за тем временем прошедшим его Берой, показывая один рекорд круга за другим, пока в ходе 36 круга не наступил благоприятный момент для обгона. Теперь экс-чемпион мира находился на втором месте. Между делом гонка закончилась для Шелла, а еще немного позже в боксы заехал Бера, которого поджаривал короткий кусок сломавшейся выхлопной трубы. Гордини приказал вылить на мотоциклетного чемпиона ведро воды и послал его еще на один круг на трассу, чтобы между тем снять выхлопную трубу с выбывшей до того машины Манзона. В следующем кругу Бера снова остановился, но проклятая труба не подошла. Еще ведро воды и еще один круг. Таким образом, Бера отставал все больше, а Фишер продвинулся вперед еще на одну позицию.
Таруффи отдавал себе отчёт об опасном противнике – Фарине - у себя за спиной и все больше поддавал газу, но и Фарина также ускорял темп, чтобы нагнать 40 секунд между ними. И тут снова сказало «Adieu!» магнетто... На 51 круге выбыла вторая заводская Ferrari, и «швейцарские надежды» Фарины были окончательно похоронены. А Руди Фишер продвинулся еще на одно место вперед. Когда кругом позже еще и Бира оставил свою Gordini на обочине с заклинившим мотором, гонка потеряла всякое напряжение. Везунчиками на 4, 5 и 6 месте позади победителя - Таруффи, Фишера и Симона (прим., - в журнале опечатка - третье место занял Бера) стали Вартон (Fazer-Nash), Браун (Cooper-Bristol) и Граффенрид (Maserati-Plate). A Пьеро Таруффи - дипломированный инженер, рекордсмен и свежеобрученный муж одержал свою первую победу в Гран При.
Вся гонка прошла под тёмной тенью от произошедших до того смертельных аварий мотогонщиков Фрижелио и Беннера, которые разбились на тренировках и в самой гонке. Нужно отдавать себе отчет, что бернская трасса является одной из опаснейших, если не самой опасной вообще. На ней распрощались с жизнью Варци, Тенни и еще несколько гонщиков. Понимая это, итальянцы планируют не стартовать на ней в следующем году. Нужно видеть, как гонщики на скорости 160-180 км/ч выскакивают из густой тени под слепящие лучи вечернего солнца, и несколько секунд абсолютно ничего не видят, - при этом надо знать, как опасны змеевидные повороты под гору, чтобы представить себе, насколько требователен этот трек.

1
Пьеро ТаруффиFerrari623:01'46.1
2
Руди ФишерFerrari623:04'23.3
3
Жан БераGordini613:03'31.8Ожоги от выхлопа
4
Кен УортонFrazer-Nash603:04'09.3
5
Алан БраунCooper593:02'39.9
6
Туло де ГраффенридMaserati583:03'45.3
7
Петер ХиртFerrari563:04'34.2
8
Эрик БрэндонCooper553:03'36.2

нфПринц БираSimca-Gordini52
Двигатель

нф
Ferrari51
Магнето


Андре Симон
18
Отдал автомобиль Фарине


Нино Фарина
33
Взял автомобиль Симона / магнето

нфХарри ШеллMaserati31
Двигатель

нфСтирлинг МоссHWM24
Отказ / ступица колеса партнера

нфЛэнс МаклинHWM24
Отказ / проблемы с подвеской

нфРобер МанзонGordini20
Радиатор

нфНино ФаринаFerrari16
Магнето

нфПитер КоллинзHWM12
Ведущий вал / авария

нфДжордж АбекассисHWM12
Шпиндель ступицы / авария

нфТони УльменVeritas4
Утечка топлива

нфХанс фон ШтукAFM4
Двигатель / поршень

нфЛуи РозьеFerrari2
Авария

нфМакс де ТерраSimca-Gordini1
Магнето

нсМорис ТринтиньянFerrari

Проблемы с двигателем

Перевод и набор: Вадим Русов>

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...