Гран-При Сабль д'Oлонне 1952 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1952г. - Незачетный Гран-При Сабль д'Oлонне

1952г. - Незачетный Гран-При Сабль д'Oлонне

Массовый завал а ля Монте Карло, из не меньше чем пяти гоночных машин, стал главной достопримечательностью гонки Формулы 2 на трассе Сабль д'Олонне в Вендее, которая, благодаря несколько непонятному постановлению ACF, не по заслугам получила статус шестого из восьми этапов Grand Prix de France этого года. Столкновение, которое чудом прошло без кровавых последствий, было для каждого зрителя - не говоря уже об участниках - закономерно ожидаемым следствием проведения гонки на этой короткой (только 2,19 км), чрезвычайно узкой и богатой поворотами трассе, которая была торжественно открыта только в прошлом году.
Уже тренировка на этой мало подходящей для формульной гонки трассе, которая имеет некоторое значение исключительно благодаря единственному в своем роде природному расположению между отрогами Пиренеев и белоснежным морским пляжем, принесла тяжёлую аварию гонщика Gordini Беры. Из-за неё не только пришлось отправиться в больницу самому перспективному гонщику французской команды - с переломом лопатки, но и выбыла из гонки одна из трех 6-цилиндровых Gordini. Две оставшиеся машины, в руках Тринтиньяна и Манзона, вынуждены были защищать триколор команды вдвоём против полного состава Ferrari - Аскари-Фарина-Виллорези. Что и стало, вероятно, решающим обстоятельством в борьбе между этими, на данный момент, конкурирующими конюшнями.
Эта гонка, несмотря на особенно высокую трёхчасовую нагрузку на тормоза и коробку передач, была бы неинтересной еще по одной причине. Если на первый взгляд три острых поворота этой короткой трассы дают преимущества тормозам Ferrari, то, как показала тренировка, Gordini были лучше при приближении и обгоне. Из-за малой ширины покрытия и многочисленных поворотов постоянно образовывались группы из трёх и больше мешающих друг другу машин, притом, что более лёгкие и легко управляемые болиды имели преимущество. Однако в случае заноса одного из участников подвергались непосредственной опасности все следующие за ним соперники, так как уклониться им было практически некуда. Именно это и произошло на исходе первого часа гонки, когда внезапно заклинило мотор у 4-цилиндровой Plate-Maserati Шелла. Машину развернуло поперёк трассы перед узким поворотом Olonne-Quai, она ударилась о каменное ограждение и перевернулась. Немедленно образовалась лужа масла, которая превратилась в своеобразный танцевальный паркет для еще четырех машин, пилотов которых во время всеобщего переполоха никто не предупредил. Некоторых из них занесло в песчаные дюны, другие образовали незапрограммированные препятствия для остальных участником. Правда, последние были предупреждены облаками пыли, замедлили темп и благополучно преодолели все преграды. Первым из боя выбыл Фарина, несколькими секундами позже то же случилось с Аскари, который как раз собирался обойти на круг бывшего чемпиона. Немного спустя к ним присоединилась группа из Тринтиньяна и Кантони (на прошлогодней Maserati, которой в Руане управлял Этанселин).
До этой неразберихи три заводские Ferrari с Аскари, Фариной и Виллорези полностью владели ситуацией - только Манзону на одной из Gordini удалось некоторое время удерживать на третьем месте Виллорези позади себя, в то время как попытки его коллег Тринтиньяна и Биры присоединиться к лидирующей группе остались тщетными. Теперь же из гонки выбыли итальянские асы, и таковая неожиданно стала ареной борьбы между Виллорези и Манзоном, и, таким образом, появились шансы на победу французского флага. Но Манзона можно было видеть в лидерах только несколько кругов, за ним следовал итальянец, а позади них распределились остальные шесть гонщиков: три англичанина на HWМ, два швейцарца, Граффенрид и Фишер, и Gordini Биры. Но уже вскоре у Манзона начались проблемы с магнето, и ему пришлось заехать в боксы. Пока механики колдовали над этим последним 6-цилиндровым мотором, он перенял 2-литровую машину Биры, на которой и закончил гонку на предпоследнем месте. Позади него остался только Тринтиньян, машину которого более-менее починили, и он снова решил попытать счастья в гонке – уже с отставанием во много кругов.
У Виллорези после схода Манзона не осталось настоящих противников. Уже в начале третьего часа ему был дан приказ из боксов замедлить темп, и он опустился со средней скорости в 111 км/ч до 106 км/ч. Тем не менее, две из HWM все равно пытались держаться на втором месте - хоть и с отставанием на два круга. Но сначала выбыл Маклин с дефектом зажигания, затем за два круга до конца отлетело магнето у Жиру и, таким образом, на втором месте неожиданно оказался двадцатилетний Питер Коллинз. Таким же сюрпризом стало третье место Клаеса. Вообще-то, оно должно было достаться швейцарцу Фишеру, которому снова пришлось выступать на 12-цилиндровой машине, так как его 4-цилиндровая будет готова к гонкам только к Сильверстоуну. Но Фишер пал жертвой неверного сигнала из боксов, который предписывал ему поддать газу, так как он якобы откатился на пятое место. Швейцарец последовал указанию, за несколько кругов до финиша втопил педаль газа - и через несколько минут приземлился в боксах со сломанным цилиндром. Таким образом, пелетон ужался до пяти пилотов, которые и закончили эту не особо интересную гонку в следующем порядке: Виллорези - Коллинз - Клаес - Манзон - Тринтиньян.

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», 1952 г.



Знаете ли Вы что...