Незачетный Гран-При По 1953 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1953г. - Незачетный Гран-При По

1953г. - Незачетный Гран-При По

Годами, можно даже сказать, десятилетиями, пасхальный понедельник становился большим днем для городка По. Знаменитый умирающий курорт на границе Пиренеев, с его замком времен Генриха IV и обрамленным пальмами Пиренейским бульваром, и в 1953 году стал ареной проведения первой французской гонки Формулы 2. На нее записались 16 участников, но только 14 из них предприняли поездку в южную Францию. Отсутствовал представитель четвёртой нации, HWM из Англии, которая по- прежнему не готова для гонок. Поскольку также отсутствовали и новые Maserati, - де Граффенрид прибывал в Англии и, кроме заводских Ferrari, итальянские цвета защищал только Паджани на прошлогодней 6-цилиндровой Maserati, - то не только сам состав участников оставлял желать много лучшего, но и, впервые после войны, сильно упал интерес публики. После оглашения результатов тренировки даже патриотически настроенные местные газеты перестали рассчитывать шансы на победу для четырех Gordini (Бера, Тринтиньян, Симон и Шелл), так как последние отставали от итальянских асов из Маранелло более чем на две секунды на круге и, кроме того, на них сильно наседали две OSCA Широна и Байоля, которые показали себя в хорошей форме не только на тренировке, но и в гонке.
Сразу после того, как опустился стартовый флаг, по трем 4-цилиндровым Ferrari, под управлением Фарины, Аскари и Хоторна, стало заметно, что за прошедшие две недели их хорошо «проработали» в Маранелло изнутри и снаружи. С точностью часового механизма они наматывали круги от подъема на бульвар и до парка казино. Только на первых шести кругах за ними гнался молодой французский задира Бера, но его горячность быстро (на 7 круге) привела к красивому вылету в тюки сена в верхней «эске», при этом он слегка повредил руку. И с прочими Gordini дело обстоит не лучшим образом. Хотя Амадей Гордини и заявил перед гонкой, что он всю зиму добросовестно работал над повышением мощности своих гоночных и спортивных машин, но маленьких синие болиды пока еще так и не достигли 180 л.с. С каждым кругом отрыв трёх лидеров от Gordini становился все больше, на десятом круге он достиг 22 секунд, на двадцатом - полуминуты, и, как ни старался быстрейший из трех Gordini Тринтиньян, на 30 круге стало уже 40 секунд. Дополнительные проблемы ему доставляли две OSCA, которые шли с интервалом еще в 20 секунд. Шансы несколько повысились, когда на 36 круге финишную черту не пересёк Фарина, который только через полчаса, улыбаясь, прикатился в боксы, только для того, чтобы наблюдать остаток гонки из склада запасных частей. Хотя собственно смотреть было больше особо не на что. После его вылета (причиной стал бескровный tete a querre с тюками сена) Аскари и Хоторн попеременно занимали первую позицию. Это была борьба за престиж и за демонстрацию высокого искусства вождения. Сражение велось за каждый метр дистанции, и вскоре Лампреди пришлось призвать своих темпераментных парней к умеренности. Ведь к тому времени они были единоличными властителями трассы и к 40 кругу обошли всех остальных, за исключением Тринтиньяна и Широна, на круг. Уже на середине гонки, - которая и в этом году проводиться во Франции по прошлогоднему регламенту на длину в три часа, - началось вымирание моторов: Jisey Мартина, который и в прошлом году ничем не запомнился, добрых полчаса простоял в боксах, Gordini Симона выбыл еще в первой половине гонки, несколькими кругами позже (65 круг) за ним последовал Клаэс, чей новый Connaught также не захотел хорошо работать, а еще через 10 кругов с проблемами подачи топлива замер главный защитник французских цветов Тринтиньян, правда, и его на 61 круге обошли на круг обе Ferrari.
К началу третьего часа на трассе остались только 9 болидов. Постепенно редели и ряды зрителей, которые и так были далеко не так полны, как в лучшие времена. Последней и практически единственной скудной сенсацией стала только дуэль между Аскари и «английским цыплёнком» из Ferrari Хоторном, которая с размахом велась лишь 8 кругов, но заставила «подпрыгнуть» рекорд круга с 97 до 100 км/ч. Затем итальянскому мастеру удалось оставить позади своего товарища по команде, и Хоторн удовлетворился тем, чтобы не быть обогнаным на круг. Всех остальных красные заводские Ferrari уже многократно обогнали, за ними шла последняя Gordini Шелла отставая на 3 круга, Maserati Паджани - уже на 7, а Jisey Мартина - на целый 21 круг. За 10 минут до конца гонки публика и полиция позаботились о некотором переполохе. Первые подожгли перед трибунами несколько тюков сена (выброшенными спичками), а вторые - так основательно перекрыли подступы к боксам, что заехавшему туда из-за проблем с зажиганием Широну пришлось растолкать нескольких из людей в форме. Аскари, к тому времени, уже получил преимущество в 1 минуту перед Хоторном и постепенно смог замедлится до средней скорости в 97 км/ч. Третий раз подряд Аскари стал победителем в По, и в 1953 году улучшил свой прошлогодний рекорд почти на 4 км/ч. Однако, ему по-прежнему не хватает 1 км/ч до абсолютного рекорда в 98,3 км/ч, установленного в 1951 году Фанхио на Alfetta.
Другой, на этот раз печальный, рекорд зарегистрировали, впервые после войны, устроители гонки: только 15.000 зрителей выдержали до конца, несмотря на холодную пасхальную погоду.

Результат:

1. Аскари (Ferrari) 3 часа, 292,6 км (105 кругов), 97,6 км/ч
2. Хоторн (Ferrari) 290,4 км (105 кругов), 96,9 км/ч
3. Шелл (Gordini) 282,5 км (102 круга)
4. Байоль (OSCA) 281,3 км (101 круг)
5. Розье (Ferrari) 278,9 км (100 кругов)
6. Широн (OSCA) 271,5 км (98 кругов)

Перевод и набор: Вадим Русов

«Auto, Motor und Sport», Нр. 8/1953.



Знаете ли Вы что...