Незачетный Гран-при Солитуд 1961 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

1961 - Незачетный Гран-при Солитуд

1961 - Незачетный Гран-при Солитуд

Пилот Lotus одерживает победу над Porsche, выиграв Гран-при Солитуде с рекордной скоростью
Иннес Айленд, проведя, возможно, лучшую гонку в своей карьере, одержал победу над Porsche на их домашней трассе близ Штуттгарта перед 200,000 зрителей, выиграв в воскресенье Гран-при Солитуде с рекордной средней скоростью.
Айленд, за рулем болида № 1 Team Lotus и, по случайности, имевший № 1 на борту своей Formula 1 Lotus, опередил Porsche Йоакима Боннье на финише, как полагают хронометристы, на одну десятую секунды; Дэн Гарни был третьим, на другом Porsche, отстав на несколько корпусов. Средняя скорость Айленда после 25-круговой 177-мильной гонки составила 105.22 миль/ч, что быстрее рекорда круга 104.35 миль/ч, установленного Вольфгангом фон Трипсом, когда он в 1960 году на Ferrari выиграл гонку Формулы 2 (1,500 куб. см).
Девять из 17-ти стартовавших финишировали в гонке, которая прошла при теплой погоде на сухой трассе, и на финише все они были в одном круге с победителем. Гарни установил новый рекорд круга – 3 мин. 58.6 сек., 106.9 миль/ч.




Брюс МакЛарен, который на своем Cooper находился в числе плотной группы из пяти болидов, доминировавшей всю гонку, финишировал четвертым примерно в 18-ти сек. позади лидера, откатившись назад на последних кругах. Джек Брэбхем, один из двух пилотов, кто мог отобрать лидерство у Айленда, сразу после старта находился в основной группе, но после 20-го круга замедлился из-за захлебывавшегося карбюратора и на трех цилиндрах дохромал до финиша на пятом месте.
Как можно было предположить, результат гонки стал своего рода ударом для Porsche, которые в этом году пока не оправдали предсезонных ожиданий в гонках чемпионата мира и в отсутствие Ferrari надеялись на спасение слегка растраченного престижа перед родной публикой.
После тренировочных сессий в пятницу и субботу перспективы победы Porsche казались благоприятными, так как Боннье показал быстрейшее время, 4 мин. 1.1 сек., а Гарни обосновался сразу же вслед за ним, 4:01.5. МакЛарен, воспользовавшийся в подходящий момент буксиром Гарни, занял третье место в первом ряду с 4:01.9, а Айленд показал 4:02.7 непосредственно перед окончанием последней тренировочной сессии.
Стирлинг Мосс, как и МакЛарен, дебютировав на этой трассе, которая используется все реже и реже, на UDT/Laystall Lotus показал свой лучший круг, 4:03.7, на одну десятую секунды лучше, чем Херрманн на третьем Porsche. Кларк и Брэбхем заняли следующие два места с 4:04.2 и 4:04.5 соответственно, затем шли Тревор Тейлор с 4:05.9 и Барт с 4:07.3.
С технической точки зрения, наиболее интересным автомобилем был Porsche Барта, имевший новую переднюю подвеску и горизонтальный вентилятор системы охлаждения, ныне используемый в 8-цилиндровом двигателе, который все еще испытывают – изменение вентилятора, как считают, дает прибавку в 6 л.с. На болиде также использовались дисковые тормоза собственной разработки. Однако, двигатель Барта так и не заработал нормально, и он постепенно откатывался назад.
Другими "новыми" болидами были: de Tomaso, ведомый итальянцем Роберто Буссинелло, в котором использовался установленный сзади 1.5-литровый двигатель Alfa, и MBM – быстрое, Lotus-образное создание, использующее двигатель Porsche. MBM сошел после двух кругов, а de Tomaso – после 13-ти, будучи последним.
Айленд вскоре после старта вырвался в лидеры, и каждый круг завершал в секунде или около того впереди группы, состоявшей из МакЛарена, Гарни, Боннье и Брэбхема, в то время как новые рекорды устанавливались почти на каждом круге извилистой трассы, и в поворотах имела место плотная борьба. С точки зрения зрителей гонка должна была расцениваться как одна из лучших в году.
Брэбхем, после первого круга пробивавшийся вперед с шестой позиции, на восьмом круге прошел Боннье в борьбе за третью позицию, затем, на десятом круге, прошел Гарни и на следующем круге фактически прошел Айленда. Но шотландец, очевидно, уже восстановившийся после своей аварии в Монте-Карло, снова захватил лидерство и оставался впереди до 24-ого круга, когда Боннье обошел его слипстримом в конце прямой. Тем не менее, на последнем круге Айленд воспользовался той же самой уловкой в том же самом месте и оставался впереди на протяжении извилистого 4-километрового участка Mahdental, протиснувшись на финише вперед бородатого шведа.
Это была первая крупная победа Айленда на Европейском материке и победа заслуженная, поскольку он смог противостоять давлению, оказываемому на него многочисленными Porsche и Cooper.
Мосс, от которого, как всегда, зрители ожидали подвигов, еще раз доказал, что если болид не едет, то не имеет значения, насколько хорошо вы им управляете, так как большую часть дистанции он шел седьмым, пока на 22-ом круге не сошел за пределами трассы из-за неисправности двигателя. Несмотря на правило, в соответствии с которым классифицируются пилоты, преодолевшие 80% дистанции, пройденной победителем, Мосс не был классифицирован.
В гонке Формулы Юниор Тревор Тейлор победил товарища по команде Lotus, Питера Арунделла, опередив его на полкорпуса в борьбе за первое место, после того, как они оба и пилот Cooper Тони Маггз на старте оторвались и скрылись от остального пелетона. После длившейся всю гонку борьбы Маггз пришел к финишу в шести секундах позади. Лишь 15 из 33-х стартовавших смогли финишировать.

Перевод и набор: Андрей Краснов

The Motor, July 26 1961



Знаете ли Вы что...