03-1964г. Гран-При Бельгии
На круге почета у Кларка также закончилось топливо, и Спа увидел фантастические сцены, когда болид за болидом прибывали с пилотами-пассажирами на борту – но ни одного с победителем Кларком. Огромная толпа зрителей, устремившаяся на пит-зону, после того как пал финишный флаг, вынуждена была ожидать четверть часа, прежде чем Питер Арунделл, наконец, помог ему возвратиться обратно, чтобы получить свои лавры и шумное приветствие. Это сделало финиш фантастическим, но явилось суровейшим роком для Дэна Гарни, который на своем Brabham лидировал на протяжении 28-ми из 32-ух кругов с постоянно возрастающим преимуществом, трижды побив абсолютный рекорд круга, доведя его до 137.61 миль/ч.
Другой Brabham, ведомый Джеком Брэбхемом, был третьим, позади МакЛарена. B.R.M. Гинтера был четвертым, в то время как "севшие на мель" Хилл и Гарни были классифицированы пятым и шестым, получив два и одно очко чемпионата соответственно. Исход гонки дает теперь Кларку семиочковое преимущество над Грэмом Хиллом в зачете чемпионата мира. Гинтер и Арунделл – третий и четвертый.
Важной новостью во время первой сессии в пятницу стало непоявление Formula 1 Honda. Никакого официального сообщения об отзыве организаторы не получили, но заявка на 70 мест в гостиницах во Франкоршаме и в округе была отменена, и теперь говорят: "Это произойдет в Руане", "Это произойдет в Монце", "Этого не произойдет до следующего сезона", хотя только Honda знает истинный ответ.
Итак, как и в Зандвоорте, присутствовали ветераны: Lotus, B.R.M., Ferrari, Brabham и Cooper, кроме того B.R.P., Parnell Lotus, Centro-Sud B.R.M., Rob Walker, Siffert Brabham, Anderson Brabham и ветеран бельгиец Андрэ Пилетт на своем бельгийско-желтом старом Scirocco. Двенадцати из них – пяти заводским командам плюс Иннесу Айленду (B.R.P.) и Боннье (Walker Brabham) места на стартовой решетке были гарантированы, а остальные восемь, включая Тревора Тейлора (B.R.P.), Багетти и Маггза (B.R.M.), Зифферта и Андерсона (Brabham), Амона и Ревсона (Parnell Lotus-B.R.M.) и Пилетта, должны были заработать их за свои стартовые деньги.
Не прибыл Майк Хэйлвуд; победитель Senior Т.Т. на острове Мэн всю неделю страдал от больного горла, так что он остался в Англии, а его болид передали американцу Питеру Ревсону. Морис Тринтиньян (B.R.M.) также решил не приезжать, так как его ожидала квалификация. Погода во время тренировки была солнечной и жаркой, воздух тяжело висел в Арденнских долинах и превращал в духовку кокпиты гоночных болидов с охватывающими их ветровыми стеклами. Lotus привезли два 25-х и недавно законченный 33-й, который загорелся в своем гараже, но вскоре был потушен. После пары попыток Джим Кларк упрашивал Колина Чепмэна дать ему взамен поливальную цистерну.
Настройки системы впрыска топлива Lotus были абсолютно неправильными, и болид Джима в пятницу звучал явно "с секстой", проведя большую часть двухчасовой сессии в боксах. Его лучшим временем были 3 мин. 57.5, для сравнения – его рекорд круга в 1962 году составлял 3 мин. 55.6, тогда как Дэн Гарни ввел всех в напряжение ошеломляющим кругом 3 мин. 50.9 на своем Brabham. Он побил абсолютный рекорд 14.1-километровой (8.76-мильной) трассы Спа-Франкоршам 3 мин. 51.9, установленный Брэбхемом в 1960 году на 2½-литровом Cooper-Climax, и гарантировал Дэну поул-позишн.
Джон Сэртиз был вторым на Ferrari V8 с системой впрыска топлива, его время составляло 3 мин. 55.2. Затем шли монококи B.R.M. Гинтера и Грэма Хилла с 3.57.2 и 3.57.3 соответственно; Грэм опробовал новый болид с модифицированной коробкой передач и небольшими изменениями в подвеске. Cooper Фила Хилла очень сильно страдал от проблем с управляемостью, на Lotus Питера Арунделла закончилось топливо на трассе, а Brabham Джека Брэбхема и B.R.P. Тревора Тейлора "не звучали”. Вечерняя атмосфера вокруг трассы была такой, что время от времени раздавались пронзительные звуки взревевших двигателей, пока команды устраняли неполадки, тогда как Джим Кларк, угодивший на своем Lotus в аварию у деревни Stavelot, вернулся обратно, когда фактически наступила темнота.
В его случае ночные усилия принесли небольшое улучшение в субботу – 3.56.2 против 3.57.5, хотя ни чемпион мира, награжденный в этот день O.B.E. в День рождения Почетного Списка, ни "старина" Чепмэн не казались чрезмерно взволнованными. Возможно, этому способствовал тот факт, что в 1962 и 1963, проводя неудачные тренировки, они каждый раз одерживали победу.
Дэн Гарни на сей раз был не совсем быстрым (3.51.7), но это время все же было быстрейшим за весь день, и Дэн с удовольствием собрал журналистов, объявив, что собирается ответить на все их вопросы! Грэм Хилл на новом B.R.M. был всего лишь на секунду медленнее, затем с одинаковым третьим временем оказались Брэбхем, чей болид работал лучше, показав 3.52.8, и Питер Арунделл на заводском Lotus 25, который, хотя и выступал в Спа впервые, достиг этого времени с "всего лишь небольшой" помощью воздушного мешка от B.R.M. Грэма Хилла. Ferrari на сей раз, казалось, были не в форме, механики бились над системой впрыска топлива и коробками передач. 3.59.6 Сэртиза были улучшены пятничными усилиями.
Брюс МакЛарен скинул 2.6 секунды со своего предыдущего лучшего времени, его Cooper участвовал в тренировке без капота, хотя его товарищ по команде Фил Хилл должен был спешно выкарабкиваться из своего болида, когда его двигатель в боксах охватило пламя загоревшегося бензина, уничтожив часть электропроводки. Прежний B.R.M. Грэма Хилла заглох где-то на трассе, поэтому он прибыл верхом на B.R.P. Айленда, отправился к другому болиду и склонился с одним из механиков B.R.M. над моторным отсеком, чтобы выяснить, в чем была неисправность. Снова сломался привод ротора.
Йоаким Боннье счел управляемость Walker Brabham очень необычной, и никакие изменения настроек подвески не уменьшили проблемы. В конце концов, решение было найдено: слегка спустили левую переднюю шину. Швед также опробовал запасной Cooper, но испытал долгие ужасные мгновения, когда на торможении перед шпилькой La Source у него отказали тормоза. Он воткнул третью передачу, затем вторую, но заднюю часть заблокировало, и болид ужасно завертелся, сначала ударившись хвостом о наружное ограждение и затем отскочив от него рикошетом. Фотограф Motor Дик Росс, непосредственный очевидец всего этого, бросился к кирпичной стене по направлению к находчивому служащему, но его сумка для фотоаппарата мимоходом получила сильнейший удар металлическим рекламным щитом, сорванным Cooper. Болид замер с развалившимися внутрь задними колесами и разбитым хвостом.
Тревора Тейлора на B.R.P. Айленда также закрутило в La Source, когда заблокировались его тормоза, к счастью, на этот раз без аварии. Прежде чем он улучшил свое пятничное время до 4.00.2, в то время как Питер Ревсон на Lotus 24 Хэйлвуда превосходно прошел круг за 3.59.9, Джанкарло Багетти и Тони Маггз боролись с плохо подготовленными Centro-Sud B.R.M., появившимися лишь в субботу по причине "поломки трейлера", но их лучшие времена оказались 17-ым и 18-ым, медленнее их были только Brabham Боба Андерсона и Scirocco Пилетта.
Гонка
Вслед за ночным сильным дождем день гонки выдался несколько прохладнее, с мрачным облаком, угрожающе нависшим над трассой. За ночь была заменена коробка передач на новом монококе B.R.M. Грэма Хилла, в то время как Lotus 25 Джима Кларка с 15-дюймовыми колесами оснастили запасным агрегатом Climax и коробкой передач от новой модели 33. B.R.P. Тревора Тейлора также подвергся замене двигателя, а B.R.M. Тони Маггза не смог принять участияе в гонке из-за поломки двигателя в субботу. Боб Андерсон также решил не участвовать, итого осталось 18 стартующих.
После круга почета пилотов на Mercedes, Renault, Peugeot, M.G. и Porsche они проследовали к своим болидам, выстроившимся на временной стартовой решетке. Лоренцо Бандини, похоже, стал прихрамывать – последствие травмы ноги, полученной в Италии, когда на него упал какой-то осветительный знак. Тучи сгустились, и ближе к началу старта (3.30 пополудни) пошел небольшой дождь, и механики бросились к балонным ключам и домкратам, чтобы заменить проколотое колесо на B.R.P. Тейлора и дефектную шину на Lotus Кларка.
Затем завелись двигатели, и фаланга двинулась к настоящей линии старта. С взмахом флага Арунделл рванулся вперед из второго ряда, опередил Хилла и Гарни, устремился вниз к Eau Rouge и затем вверх на холм. Все стартовали чисто, оставив за собой только густой туман синего дыма и толпу внезапно оказавшихся не у дел механиков на стартовой решетке.
В Stavelot лидером стал уже Гарни, но Ferrari Джона Сэртиза цепко сидела у него на хвосте, и когда они мчались вниз по длинному участку к шпильке La Source, зеленый и красный болиды шли почти на расстоянии корпуса. Они с ревом миновали боксы впереди волнующей связки из Кларка, Арунделла, Грэма Хилла, Брэбхема, МакЛарена и Гинтера. Сэртиз крепко нажимал на Гарни и прошел свой второй круг за 3 минуты 53.2 сек., самый быстрейший круг Спа 1½-литровой формулы, но ненадолго. На третьем круге он прошел Brabham и лидировал в гонке в течение одного блестящего круга, пока Гарни не обошел его вновь в Stavelot, а затем двигатель Ferrari взорвался. Теперь Кларк шел вторым, Хилл и МакЛарен преследовали его, и в течение нескольких следующих кругов, в то время как Гарни укреплял свое лидерство, эти трое держались вместе и яростно боролись за вторую позицию.
К пятому кругу летучий калифорниец имел 15-секундное преимущество, в то время как позади него мимо боксов тянулись не отстававший от Кларка Грэм Хилл и Cooper МакЛарена, идущего лучше, чем когда-либо, в трех ярдах позади. Brabham Йо Боннье заехал в боксы и сошел, остановки совершили также Lotus Ревсона и B.R.P. Айленда. Но зрители были возбуждены бешенным темпом Гарни – к 10-му кругу его отрыв составлял 22 сек. – и колоссальным поединком Кларк/Хилл.
На 7-ом круге B.R.M. Хилла обошел Lotus, однако часто эта пара шла голова в голову. На 9-ом круге МакЛарен ввязался в спор и прошел Кларка, а на 12-ом круге Кларк просвистел мимо их обоих. На следующем круге Хилл снова прорвался, а на 15-ом круге Кларк опять вышел вперед. На 11-ом круге Иннес Айленд снова заехал в боксы, вернувшись на трассу прямо перед хвостом Scirocco Андрэ Пилетта, впрочем, этот болид исчез из виду уже на следующем круге.
На этом же круге сошла также Ferrari Бандини из-за неисправности двигателя после драматичного дымового заезда в боксы, будучи на девятой позиции. Двумя кругами позже Cooper Фила Хилла и Brabham Зифферта также оставили гонку из-за проблем с двигателем.
К половине дистанции (16 кругов, 134 мили) положение было следующим: Гарни в 28-ми секундах впереди Хилла и с фантастической средней скоростью 133.6 миль/ч, Кларк, МакЛарен, Арунделл, Брэбхем, Гинтер, Багетти, Тейлор, Ревсон и Айленд – оставшиеся 11 из 18-ти болидов. 17-й круг Гарни прошел за 3 мин. 49.8 (137.26 миль/ч), а кругом позже Грэм Хилл сбросил одну десятую секунды с этого времени. На 19-ом круге Lotus Арунделла, постоянно следившего за сражением Кларк/Хилл/МакЛарен, вынужден был совершить остановку из-за перегрева и выпустить клубы пара, потеряв при этом две позиции по отношению к Брэбхему и Гинтеру.
Тремя кругами позже Арунделл снова совершил пит-стоп, откатившись на девятую позицию. Сражающееся трио растянулось где-то на 20-ом круге и теперь, казалось, B.R.M. Хилла отрывался от Lotus 25. К 25-му кругу отрыв Гарни составлял 35 сек., а через два круга он обошел на круг шедшего шестым Ричи Гинтера. Небо теперь выглядело действительно сердитым, но в отличие от гонки 1963 года, дождь держался в стороне. В этом году драму обеспечили другие обстоятельства.
27-й круг Гарни прошел за изумительные 3 мин. 49.2 (137.61 миль/ч) – новый абсолютный рекорд Спа, а на 28-м круге Джим Кларк совершил пит-стоп и потерял существенное время на доливку воды.
На этом, казалось, у чемпиона не осталось более шансов, но на 30-м круге, за два круга до финиша, все были шокированы, увидев лидера Гарни заезжающим на пит-стоп. Ему не хватало топлива, но никто не был к этому готов, таким образом, потеряв 13.8 сек. плюс время на замедление и разгон, он рванул снова, теперь уже третьим вместе с Хиллом и МакЛареном.
31-й круг, и напряжение было большим; мимо боксов с ревом промчался опережавший МакЛарена Хилл, затем шел Гарни, который, как ожидалось, совершит остановку еще раз, но в пылу погони он этого не сделал. Следом шел отстающий на круг Гинтер, который к своему изумлению принял клетчатый флаг – его приняли за Грэма Хилла! Затем летел Кларк на четвертой позиции, и все сосредоточились на последнем круге – то есть, реальном последнем круге! Напряжение стало невыносимым. Одетые в оранжевую форму механики B.R.M. ожидали в надежде приветствовать на финише своего пилота, но Грэм Хилл не появлялся. МакЛарен также запаздывал, когда внезапно два болида показались в La Source, один замедляющийся, другой ускоряющийся. У МакЛарена также закончилось топливо, и он безнадежно пытался пересечь финишную черту. И пока Cooper молча доезжал, мимо него торжествующе вырвался вперед Lotus Кларка, одержав победу перед удивленной толпой зрителей.
Грэм Хилл по-прежнему не появлялся (отказал запасной топливный насос), затем медленно финишировал Lotus Арунделла с Грэмом, сидящим верхом на хвосте и уныло приветствующим зрителей, плотно столпившихся вокруг финиша, несмотря на усилия бельгийской полиции. Следом пришел B.R.P. Иннеса Айленда, везущий Джо Зифферта, и обслуживание такси продолжилось, когда B.R.M. Багетти появился с двумя пилотами, расставившими ноги промеж его хвоста; это были Фил Хилл и Пилетт, но ни Кларк, ни Гарни еще не появлялись. Эти двое покинули трассу, сочувствуя друг другу в неудаче, тогда Питер Арунделл устремился по кругу, чтобы забрать изумленного Джима. Он не знал, что выиграл свой третий подряд ГП Бельгии!
1 | Джим Кларк | Lotus | 32 | 2:06'40.5 | ||
2 | Брюс МакЛарен | Cooper | 32 | 2:06'43.9 | Двигатель / пересек финиш по инерции | |
3 | Джек Брэбэм | Brabham | 32 | 2:07'28.6 | ||
4 | Ричи Гинтер | BRM | 32 | 2:08'39.1 | ||
5 | нф | Грэм Хилл | BRM | 31 | 2:00'40.3 | Топливный насос |
6 | нф | Дэн Герни | Brabham | 31 | 2:01'36.1 | Нехватка топлива |
7 | Тревор Тэйлор | BRP | 31 | 2:07'23.9 | ||
8 | Джанкарло Багетти | BRM | 31 | 2:08'19.9 | ||
9 | Питер Эранделл | Lotus | 28 | 2:04'29.7 | Пит-стоп / вода | |
10 | Иннес Айрленд | BRP | 28 | 2:07'06.3 | ||
нф/дк | Питер Ревсон | Lotus | 28 | 2:11'32.3 | Остановка двигателя | |
нф | Йо Зифферт | Brabham | 14 | 57'48.2 | Двигатель / поршень | |
нф | Фил Хилл | Cooper | 13 | 52'03.3 | Двигатель / шатун | |
нф | Лоренцо Бандини | Ferrari | 12 | 50'13.6 | Утечка масла / двигатель | |
нф | Андре Пилетт | Scirocco | 11 | 49'51.7 | Двигатель | |
нф | Йо Боньер | Brabham | 8 | 39'09.4 | Плохое самочувствие после аварии в квалификации | |
нф | Крис Эймон | Lotus | 3 | 11'49.4 | Шатун | |
нф | Джон Сертис | Ferrari | 3 | 12'41.9 | Двигатель / поршень | |
нс | Тони Мэггс | BRM | Двигатель | |||
нс | Боб Андерсон | Brabham | Зажигание / двигатель | |||
нс | Йо Боньер | Cooper | Авария / стартовал в другом автомобиле |
Перевод и набор: Андрей Краснов
The Motor, week ending May 16, 1964