Гран-При Канады 1968 года: Дубль McLaren
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

10-1968г. Гран-При Канады

10-1968г. Гран-При Канады

Гран-при Канады в этом году состоялся в Мон-Тремблане на трассе Сен-Жовит, одной из самых красивых в мире. Это была первая проведенная здесь гонка Чемпионата Мира и, по сути, вторая из когда-либо проводившихся в Канаде – предыдущая прошла в прошлом году в Моспорте. В соответствии с регламентом FIA, прежде чем какая-либо страна сможет организовать у себя гонку Чемпионата Мира, сначала она должна провести незачетную гонку Ф1, чтобы выяснить, способна ли организовать зачетный этап. По какой-то неизвестной причине, в случае с Канадой это правило было проигнорировано. Когда в прошлом году был поднят этот вопрос, было сказано, что она проводится один единственный раз из-за Expo-67, но теперь мы надеемся, что она останется в календаре чемпионата надолго, и я желаю ей большой британской удачи.
Единственное недовольство, которое могло возникнуть по поводу канадского этапа – близость к ГП Италии, но другой даты его проведения найти было невозможно. В сущности, учитывая обеспокоенность участников, было бы лучше провести его через две недели после ГП Соединенных Штатов, но, естественно, это было бы слишком поздно для Канады, где в это время может выпасть снег. Но две недели после Гран-при Италии – очень короткий промежуток времени, учитывая последующие за ним события. Сразу после гонки мои механики загрузились и ночью в воскресенье покинули финишную прямую, чтобы преодолеть 750 миль от Монцы до Англии. На поездку они затратили примерно 26 часов, включая поиск корабля для переправы через канал, и в моем гараже они появились в понедельник в полночь, учитывая, что ночью в субботу они совсем не спали. Затем они сняли с шасси двигатель, погрузили его в фургон и повезли в Cosworth, который находится в 80-ти милях от Нортгемптона, прибыв туда во вторник рано утром. Нам бы крупно повезло, окажись мы первыми в очереди на ремонт, но, на самом деле, первой уже была команда Ken Tyrrell Matra. Однако, механик Тиррелла отправился поспать в ожидании открытия завода, поэтому мы пролезли-таки вперед. И только тогда механики смогли немного отдохнуть. Но еще нужно было подготовить шасси, проверить каждую трещинку, приготовить запасной двигатель, собрать отремонтированный, упаковать и сверить с таможенником все запчасти, а затем необходимо все это, включая болид, к субботнему утру доставить в аэропорт для перелета в Монреаль. На все это ушло шесть дней. Жизнь механика – сплошное посвящение.
Сезон слухов вступает в самый разгар, и с этого момента вплоть до Мексики они будут постоянно распространяться. Прежде всего, говорят, что Кит Дакворт отложил на неопределенное время разработку своего полноприводного шасси – по его словам, с введением крыльев его проект стал излишним. Что касается меня, будучи большим сторонником полного привода, я не разделяю его точку зрения, хотя крылья заметно уменьшают разницу между моноприводными болидами.
Несомненно, это исключает предположение о том, кто будет пилотировать Cosworth, так как мы слышали, что в случае ухода Икса из Ferrari, что вызывает сомнения, поскольку ему нравится его нынешнее положение в качестве второго гонщика, он мог бы перейти в Lotus. Это было бы странно, потому что до сих пор, будучи командой двух гонщиков, за Lotus выступали только англичане, хотя зачастую, выставляя третий болид, они приглашают какого-нибудь гонщика из другой страны.
Джеки Стюарт сказал мне, что хотел бы остаться с Кеном Тирреллом и Matra, если французский завод продолжит с ним сотрудничать, поскольку он добился льготного обслуживания и даже будет получать персонально разработанные заводом новые модификации вперед Matra-Matra Ж.-П. Бельтуаза. Но у него, казалось, были небольшие сомнения относительно продления договоренности, когда он подумывал о переходе в Lotus или Ferrari.
Йохен Риндт говорит, что ему не важно, какой болид он будет пилотировать, лишь бы он был оснащен двигателем Ford. Это наводит меня на мысль, что он может вернуться к проекту Винкельманна, который хотел организовать в прошлом году. Видимо, никакого решения относительно шасси пока не принято, но, независимо от того, каким оно будет, он добавляет, что сам в настоящее время находится в отличной форме.
Моя текущая проблема – это, конечно же, Сеппи Зифферт. Мне очень хотелось бы, чтобы на следующий год он остался со мной, и, естественно, ему очень интересно, что я смогу предложить ему со своей стороны. С ним пытались наладить контакт Ferrari, кроме того, поступило множество предложений от BRM. Но, естественно, он примет окончательное решение только после Мексики.
За прошедшие два года BRM не добились большого успеха и перед Мексикой очень нуждаются в новом двигателе для поднятия своего боевого духа и поддержки в поиске гонщиков на следующий сезон. Это одна из крупнейших автогоночных фирм, являющаяся частной собственностью сэра Альфреда Оуэна и его сестры, миссис Луи Стэнли, чей муж является движущей силой команды BRM. Это человек твердых убеждений и потрясающей настойчивости – когда он хочет чего-то, то добивается этого, и я не думаю, что он позволит BRM остаться в их нынешнем положении. В целом, организация имеет ежегодную прибыль около £15 миллионов, поэтому не испытывает недостаток в средствах и, как мне кажется, им нужен такой человек, который будет работать на них с голодным взглядом.
Я бы не удивился, узнав, что Джон Сэртиз покидает Honda, поскольку не считаю, что он очень счастлив с ними. А если он все-таки останется, то, думаю, поторгуется с ними насчет условий контракта на следующий год. На тренировке в Монце болид с воздушным охлаждением совершил несколько кругов, но не совсем удачных, поскольку отовсюду брызгал маслом по причине нескольких пористых отливок двигателя.
Я еще не привык к этому веку высоких скоростей, и мне кажется невероятным, что Зифферт должен был позавтракать дома в Швейцарии, провести утро в Лондоне, а затем лететь с нами в Монреаль. После привычной задержки, вызванной поиском автомобилей, заменой денег, подтверждением бронирования и т.д., по дороге в Мон-Тремблан в прекрасную погоду мы преодолели примерно 80 миль по самой красивой стране, которую я когда-либо видел. Здесь мы нашли нашу гостиницу, разгрузились, а затем отправились на трассу и совершили по ней несколько кругов на арендованном автомобиле, чтобы присмотреться. Убедившись, что гоночный болид благополучно выгружен, мы вернулись, превосходно поужинали и также превосходно выспались – по-моему, довольно напряженный график в рамках рабочего дня гонщика.
По пути назад в гостиницу перед нашим автомобилем из леса показался енот, а поскольку еноты – большая редкость в Европе, я показал его Сеппи. На него это не произвело никакого впечатления, и он сказал, что это была, "Un chat fatigué", уставшая кошка.

Состав участников немного отличался от обычных европейских этапов, и я думаю, что он останется примерно таким же в течение всей североамериканской серии. Четыре Matra бросили серьезный французский вызов. Две из них являлись болидами Кена Тиррелла для Джеки Стюарта и Джонни Сервоз-Гавина и были оснащены двигателями Ford. Две другие, для Жан-Пьера Бельтуаза и Анри Пескароло, были оснащены двигателями Matra. Пескароло был тщательно обучен пилотированию заводских болидов, и после поразительных успехов Анри в Ф2 и Ф3 ему предоставили возможность провести первую гонку в Ф1, чего не делали раньше из опасения испортить ему карьеру слишком ранним дебютом.
У МакЛарена было два болида для себя и Денни Халма, но к ним присоединился Дэн Гарни на их третьем болиде. О нем будут заботиться механики Дэна под руководством Тима Уолла, поскольку МакЛарен по причине своей занятости в серии Can-Am не располагал лишним персоналом. Остальные участники были представлены более или менее в привычном составе: Брэбхем с болидами для себя и Риндта, Ferrari Амона и Икса, Cooper Элфорда и вернувшегося в команду Бьянки, у Honda было два болида, причем один являлся восстановленным после аварии в Монце, но представленные одним только Джоном. BRM располагали лишь одним болидом для Родригеза, а Lotus – тремя для Хилла, Оливера и Билла Брака, канадского торговца Lotus и Чемпиона Ф2.
Частные участники состояли из Tim Parnell BRM для Пирса Кэриджа, Боннье со своим McLaren-BRM и нашего Walker-Durlacher Lotus 49B для Сеппи Зифферта. Еще был канадский коммерческий артист Эл Пиз на раннем Eagle, оснащенном двигателем 2.7 Climax, но он оказался неконкурентоспособным.
В Монце я предложил Джеки Стюарту постричь ему волосы, и он сказал, что заставит свою жену Элен сделать это. В Монреаль он прибыл с прежней прической. Но пообещал мне, что у него есть в Лос-Анджелесе превосходный парикмахер, и в понедельник после гонки он немедленно отправится к нему постричься.

Если вы когда-нибудь решите отправиться на автогонку с красивыми окрестностями, я настоятельно советую посетить Сен-Жовит. Здесь есть все: замечательные озера, горы с уединением, просторные гостиницы и мотели и, по-моему, лучшая пища, какую я когда-либо пробовал в Северной Америке. Конечно, погода была изумительная, я могу показаться пристрастным, но счел бы ее самой прекрасной обстановкой для гонки, в которой когда-либо присутствовал.
Тренировка началась в пятницу в несколько неторопливом темпе, отчасти из-за достаточного количества времени, поскольку она продолжалась с 1:00 дня до 5:00 вечера, и отчасти из-за сильной жары с температурой 106 градусов (41ºС) на трассе, в которой невозможно было показать хорошие времена. Поэтому, в основном, все занимались изучением трассы и незначительными изменениями настроек. Дело пошло только после 3:30 вечера, когда Хилл, Амон и Халм первыми задали темп. Прежде всего, у Зифферта закусило дроссель, он испытал очень пугающий момент, но сумел удержать болид на трассе и вернуться в боксы. Мы отогнали болид в паддок, проверили золотники и управление дросселя, одновременно понизили третью и пятую передачи и поставили более длинные, как в Монако, впускные трубы. Затем Cooper-BRM Элфорда заглох посреди трассы, и тренировку пришлось остановить, чтобы отбуксировать болид в боксы. Только он прибыл туда, как тут же завелся от стартера, должно быть, он пострадал от газовой пробки.
В течение последнего полчаса обстановка стала накаляться. Рекорд трассы принадлежал Элу Ансеру на полноприводной Indy Lola и составлял 1 мин. 35.7 сек., а поул-позишн с таким же временем принадлежала Андретти. Амон на Ferrari скинул с него секунду, показав 1:34.7, а следующим с 1:34.8 был Хилл на Lotus.
Зифферт на нашем Lotus смог выехать на трассу лишь за 20 минут до окончания, и после одного быстрого круга я заметил, что он опаздывал на следующий на 20 секунд. Спустя минуту я забеспокоился всерьез, и затем настала ужасающая тишина. Я посмотрел направо и увидел, как машина скорой помощи завелась и включила проблесковые маячки. Она отправилась на трассу в сопровождении пожарной машины и автомобиля технической помощи. У меня душа ушла в пятки, и в этот момент в боксы заехал Джеки Стюарт. Я бросился к нему, и со своим великолепным шотландским акцентом он сказал: "Не беспокойся, Роб, это не Сеппи." Мне так полегчало, и, стыдно признаться, я забыл спросить его, кто же это был. Оказалось, это был Жаки Икс, у которого закусило дроссель, и он вылетел прямо на проволочное ограждение и перелетел через него. Автомобиль полностью отправился на списание, а гонщика спасли ремни безопасности, но он сломал себе левую ногу, и у него сильно распухла щека, в которую угодило отлетевшее переднее колесо.
После лечения он отказался оставаться в больнице и вернулся в свой гостиничный номер, где я навестил его в тот же вечер. Он был чудно весел и чрезвычайно храбр, учитывая, что потерял все шансы на победу в Чемпионате Мира, в котором находился на втором месте, а также на победу в Ле-Мане, где должен был стартовать в качестве фаворита. Он сказал мне, что вернется в Брюссель, где у него есть очень хороший хирург, который уже много раз лечил его травмы, но ему потребуется на восстановление три месяца.
Между тем, у Сеппи Зифферта также закусило дроссель, но, удержав болид на трассе, он смог заглушить двигатель и избежать удара об ограждение. Это стоило ему огромных усилий. В конечном счете, он довел болид до боксов, используя выключатели, поскольку, по его словам, попросту не мог отжать акселератор. Безусловно, его заклинило, но, по крайней мере, это дало нам шанс выяснить причину. Педаль проходила мимо ограничителя, и поэтому тот удерживал акселератор в открытом положении.
После всех этих волнений были предоставлены дополнительные 15 минут тренировки, и Грэм Хилл решил, что настало время поднажать. К сожалению, он вылетел с трассы, и мы подумали, что его дроссель также заело, но он честно сказал, что просто не удержал болид. Повреждения были не очень серьезными – погнуты рулевая сошка и поперечный рычаг подвески, а также немного поврежден радиатор, – но вполне поддающимися ремонту.
У Риндта и Брэбхема стояли высокие крылья спереди, и Йохен сказал, что его болид шел как по рельсам, пока не взорвался. Дэн Гарни чувствовал себя в McLaren уютно и довольным. На Matra Пескароло перегрелся двигатель и пропало давление масла – ночью его пришлось заменить.
Прозвучала просьба сократить дистанцию гонки с 90-та до 75-ти кругов, и организаторы были готовы удовлетворить ее при условии, если под ней подпишутся все участники, но, к сожалению, МакЛарен и Халм были против, и просьбу отклонили.
В субботу тренировка была не такой теплой, поскольку на небе было несколько облаков, но температура трассы составляла примерно 80 градусов (26,5ºС), поэтому жалоб не было никаких. К сожалению, на трассе было много масла, оставленного после тренировки спорткаров, поэтому улучшений времен ждать не приходилось. В Монце подвеска Зифферта сломалась прямо перед Джеком Брэбхемом и забросала его небольшими металлическими обломками, и когда в самом начале сессии задняя левая подвеска Джека сломалась прямо перед Сеппи и усыпала его обломками, Джек сказал, что теперь они квиты. Затем у Зифферта сработал огнетушитель, вследствие чего коротнула клемма аккумулятора, и когда он обнаружил дым между ног, то счел это довольно непозволительным на тот момент и заехал в боксы.
Тренировка была приостановлена на десять минут, чтобы убрать с трассы болид Джека, и мы решили заменить три передаточных числа и затянуть подшипники колес, поскольку обнаружили слишком большой зазор на вкладышах дисков.
На Lotus Грэма установили более громоздкую, более прочную, более тяжелую коробку Hewland, и ее использование могло вполне окупиться на этой трассе.
Примерно за час до окончания тренировки времена так и оставались неулучшенными, и с решительным выражением лица Зифферт вывел на трассу наш Lotus. Вскоре он прошел несколько очень быстрых кругов и закончил двумя быстрейшими на тот момент кругами, на 1.2 секунды улучшив рекорд круга, установленного болидами Indy тремя неделями ранее. Это вызвало очень большое волнение, поскольку было обещано $1000 за быстрейшее время на тренировке, $500 – за второе и $250 – за третье.
Как раз в этот момент Сэртиз потерпел неудачу, когда сломался задний правый поперечный рычаг подвески, и он попал в аварию, пролив на трассу большое количество масла, поэтому тренировка снова была приостановлена на четверть часа, чтобы привести трассу в порядок. К счастью, у Джона был еще один болид, и он вернулся на трассу спустя несколько минут после возобновления тренировки.
Об этом неприятно говорить, но мы надеялись, что пролитое масло ухудшит времена, но этого не произошло, напротив, начался настоящий Гран-при по их улучшению. Примерно за десять минут до окончания Йохен Риндт показал потрясающие 1:33.8, завоевав поул-позишн. Йо Боннье впоследствии сказал, что Йохен вынужден был сделать это, поскольку каждую ночь они играли в джин-рамми, а Риндт проиграл много денег и надеялся за счет поула выплатить свои долги.
Тем временем, Крис Амон упорно наматывал круги, улучшая свое время с каждым кругом и, в конечном счете, показал одинаковое с Риндтом время, заняв второе место на старте. Но Дэн Гарни также был очень быстр на McLaren и продемонстрировал, что в самом деле является превосходным гонщиком, показав одно с Зиффертом время, позволившее ему занять 4-ую стартовую позицию. Хотя прежде ему ни разу не доводилось пилотировать этот болид, он оказался намного быстрее обоих заводских гонщиков. Досадно, что такой талантливый гонщик не имел конкурентоспособного болида на протяжении всего сезона. Я рад сказать, что наше время 1:34.5 позволило нам занять третье место в первом ряду стартовой решетки, но сложно вообразить, если бы буря, разразившаяся по окончанию тренировки, началась на полчаса раньше! Возможно, она сэкономила бы нам $750.
Грэм Хилл изо всех сил пытался улучшить свое предыдущее время 1:34.8, которое позволило ему занять пятое место, но, видимо, все было против него. В одно время показалось, будто у него что-то сломалось, когда болид вылетел с трассы, и он сказал, что был близок к тому, чтобы самого себя обругать нецензурными словами. Наконец, когда он решил собрать все свои силы для последней попытки, то обнаружил, что механики поставили на его болид шины Джека Оливера.
Болиды Matra V-12 перегревались, и они надеялись получить кое-какие запчасти из Франции, чтобы разрешить эту проблему. Джеки Стюарт на Matra-Ford оказался лишь 11-ым, и хотя он сказал, что болид вел себя хорошо, шел он слишком медленно и считал, что, возможно, все дело в шинах, поэтому очень надеялся на дождь.
Канадский гонщик Lotus Билл Брак был 20-ым с 1:41.2, и такое же время показал другой новичок Ф1 Пескароло на Matra V-12.
Итого, 12 болидов улучшили прежний рекорд трассы 1:35.7, установленный болидами Indy. Прошедшая ночью перед гонкой гроза очистила трассу и оставила после себя лишь несколько облаков и температуру трассы на приемлемой отметке 85 градусов (29,5ºС). Прибыло рекордное количество зрителей, вошедшее в анналы канадских автогонок. В 7 часов утра были предоставлены два часа тренировок, чтобы намотать на трассе последние перед гонкой восемь миль.
Чтобы дать старт гонки, премьер-министр мосье Трудо прилетел на большом вертолете военно-воздушных сил, который приземлился на трассе сразу после боксов. Он чрезвычайно популярен и интересуется автоспортом, управляя 230SL. Когда он стал премьер-министром, его спросили, собирается ли он расстаться с Mercedes. Он ответил: "Вы имеет в виду девушку или автомобиль? И в том, и в другом случае ответ отрицательный".
Старт был дан с небольшим опозданием, вероятно, из-за мер безопасности для премьер-министра, но все стартовали хорошо, за исключением Боннье, который не смог завести свой двигатель. Если бы он и завел его, то не смог бы тронуться, поскольку позже обнаружилось, что в дозаторе сломалась ось, поэтому он так и не стартовал.
Положение на первом круге было следующим: Ferrari Амона, Зифферт на нашем Lotus-Ford, двукрылый Brabham Риндта, Гарни на McLaren-Ford, Lotus-Ford Хилла, McLaren-Ford Халма и McLaren-Ford Брюса. Далее шли Honda Сэртиза, BRM Родригеза, Стюарт на Tyrrell Matra-Ford, Джеки Оливер на втором заводском Lotus-Ford, Пирс Кэридж на Parnell BRM, Сервоз-Гавин на второй Tyrrell Matra-Ford, Matra V-12 Бельтуаза, Cooper-BRM Бьянки, Брак на третьем Lotus-Ford, Cooper-BRM Элфорда и Пескароло на второй заводской Matra V-12. На следующем круге изменений было немного, за исключением того, что Сэртиз прошел Брэбхема в борьбе за восьмую позицию, а лидировавшая группа стала еще плотнее. Единственным заметным событием на первых 10-ти кругах был постепенный прорыв Стюарта с 11-ой на восьмую позицию. Амон и Зифферт шли очень близко друг к другу, и Зифферт несколько раз пытался пройти его, иногда довольно жестко атакуя, но на этой трассе очень сложно совершать обгоны. Тем не менее, они отрывались от Риндта и к десятому кругу имели уже 7 сек. преимущества, а Йохен, в свою очередь, отрывался от Дэна Гарни. На этом же круге Сэртиз исчез из графика кругов, оставив свой болид со сломанной ведущей шестерней. На 14-ом круге Стюарт устремился в боксы со сломанным поперечным рычагом передней подвески. Кен Тиррелл осматривал его в течение трех минут, а затем неожиданно решил заменить его. Они произвели замену с молниеносной быстротой, потеряв лишь восемь кругов, это означало, что, не проиграй они лидеру еще больше времени, то могли бы финишировать в очках, преодолев 90 процентов дистанции гонки.
В промежуток между 14-ым и 19-ым кругами Амон смог создать небольшой отрыв от Зифферта и увеличить его до 1.8 сек., и они оба смогли оторваться от Риндта и остального пелотона. За следующие несколько кругов Зифферт снова приблизился к нему и на 23-ем круге попытался жестким маневром пройти его. Он фактически вышел вперед, но был не настолько хладнокровен, чтобы остаться впереди.
Все Lotus страдали от скручивания карданных валов. У Грэма они были настолько испорчены, что после тренировки их заменили с болида Брака. В гонке Брак выглядел неплохо, прорвавшись до 13-ой позиции, пока на 18-ом круге не сломалась полуось, завершив его гонку. Это произошло по той самой причине, о которой я говорил Зифферту, когда советовал ему поспокойнее идти на первых кругах, когда баки заполнены, и полуоси испытывают самую большую нагрузку. Результат был совсем не тем, на который я рассчитывал, как показывают следующие сводки с гонки – № 3: "На 8-ом круге болид № 12 Джо Зифферта устанавливает новый рекорд круга со временем 1:35.6, побив рекорд Эла Ансера на 1/10-ую секунды", сводка № 7: "На 18-ом круге болид № 12 Джо Зифферта устанавливает новый рекорд круга за 1:35.2", сводка № 10: "На 22-ом круге болид № 12 Джо Зифферта устанавливает новый рекорд за 1:35.1".
Последний устоял до конца гонки и позволил нам заработать $1000 и часы Rolex для Сеппи. К 25-му кругу между Ferrari и Lotus было всего лишь полсекунды, Риндт отставал от них на 20 секунд, а остальной пелотон довольно сильно растянулся. Сеппи, казалось, в поворотах испускал немного дыма, и мы думали, что немного масла попадает на выхлопные трубы. На 27-ом круге, когда он проезжал мимо боксов, позади него показался след жидкости, и на следующем круге мы зазвали его в боксы, а организаторы показали ему черный флаг, но он его не видел. Он заехал в боксы на 29-ом круге, будучи недалеко позади Амона и в 20-ти секундах впереди Риндта, и оказалось, что камень угодил между кузовом и радиатором и пробил в радиаторе дыру, через которую вытекла вся вода, и двигатель перегрелся. Карданный вал был скручен совсем немного, но передняя левая шина была настолько изношена, что ее, наверное, хватило бы еще только на 20 кругов.
В это же время Дэн Гарни заехал в боксы без капли воды из-за камня, миновавшего защиту и пробившего радиатор, таким образом, он сошел, будучи на превосходной четвертой позиции в качестве потенциального победителя. Эти камни были действительно летящими. Один из них пролетел мимо Грэма в полудюйме от его заднего крыла, и если бы попал ему в голову, это был бы настоящий бросок Давида в Голиафа.
На 22-ом круге Пирс Кэридж сошел, потеряв все передачи, а на 31-ом Джек Брэбхем сначала потерял свою выхлопную трубу, а затем сломал свое шасси и прекратил борьбу. Тем временем, Бьянки совершил пит-стоп из-за проблем с управляемостью, затем еще один из-за перебоев в двигателе, и так продолжалось на всем протяжении гонки. Пескароло также исчез с трассы из-за перегрева двигателя, который должен был вот-вот заклинить, а Джеки Оливер присоединился к сошедшим из-за поломки полуоси.
К 35-му кругу Амон на 30 секунд опережал Риндта, преследуемого Грэмом Хиллом, но на 39-ом круге Риндт обнаружил отсутствие воды в двигателе, поэтому вынужден был сойти. Теперь позади далеко оторвавшегося Амона шел Хилл, к которому приближались Халм и МакЛарен. Бельтуаз вынужден был заехать в боксы, чтобы заменить аккумулятор из-за отказа генератора. К этому времени гонка стала больше походить на процессию, а скорость в сочетании с грубой трассой брали свою дань в виде шасси и коробок передач.
В это время мосье Трудо пригласил Сеппи, меня и других сошедших гонщиков выпить с ним на его трибуне. При встрече он представил нас своей красивой девушке, возможно, у премьер-министров нет девушек, но есть прекрасные компаньонки. Однако, эта была очень очаровательна, и Сеппи некоторое время провел за беседой с ней, а мне нужно было вернуться к работе. Халм и МакЛарен, шедшие в 100 ярдах друг от друга, стремительно догоняли Хилла, который, казалось, испытывал какие-то трудности. На 45-ом круге, на середине дистанции, они оба прошли его в борьбе за вторую и третью позиции и продолжали постепенно отрываться. К 55-му кругу Амон шел ровно в одной минуте впереди Халма и шедшего вплотную за ним на третьей позиции МакЛарена, Хилл шел четвертым. Но на 56-ом круге Грэм влетел в боксы. Он сказал, что едва ли мог видеть трассу, поскольку сидел низко, а передняя часть болида была задрана вверх. Оказалось, что сломались подвески двигателя, что фактически означало, что шасси переломилось пополам, вероятно, вследствие его аварии на тренировке. Тем не менее, ему было приказано продолжить гонку, насколько это было возможно.
Во время его пит-стопа Педро Родригез вышел на 4-ую позицию, а Сервоз-Гавин – на 6-ую. На 63-ем круге, за 27 кругов до финиша, на BRM Педро провалился клапан, но, несмотря на это, он смело продолжил движение, создавая ужаснейший шум. Такие вот вещи происходили в гонке. Спустя три круга клапан проделал дыру в поршне, и BRM начал испускать дымовую завесу, которую можно было наблюдать на протяжении всей трассы и которая развеивалась лишь спустя 20 секунд. Но он по-прежнему продолжал идти на третьей позиции.
На 70-ом круге Амон шел в 59-ти сек. впереди Халма, который оторвался от Брюса на 16 сек., а у несчастного Джонни Сервоз-Гавина произошел прокол, приведший к развороту и сходу. Затем на 72-ом круге бедный неудачник Крис Амон, лидировавший с преимуществом 58.9 секунды, заехал в боксы, закончив гонку. Очевидно, на 10-ом круге стопорное кольцо сцепления сломалось и заклинило, и остальную часть гонки он переключал скорости, не используя сцепление. В конце концов, главная пара не выдержала, и срезало все ее зубья. Мое сердце кровью обливалось за него, поскольку достойная победы гонка была почти что у него в кармане. На этом же круге Педро Родригез заехал в боксы, чтобы выяснить причину его дымовой завесы. Ему посоветовали оставаться на 5-ой передаче и поддерживать обороты, и это в самом деле сработало, ограничив дымовую завесу несколькими облаками дыма в поворотах.
На 74-ом круге взвыла коробка передач на Matra Бельтуаза после того, как он вышел на 6-ую позицию, несмотря на две замены аккумулятора, и он сошел. К 75-му кругу Денни далеко оторвался от Брюса, который счел ситуацию вполне удовлетворительной и на оставшейся части гонки сбросил скорость, что, казалось, являлось мудрым решением. Грэм волочился, но приближался к шедшему третьим Педро, словно один калека догонял другого. Все это время Джеки Стюарт несся сломя голову в восьми кругах позади, потерянных в боксах, и даже отыграл один круг, поскольку шел быстрее кого бы то ни было на трассе.
В районе 83-го круга показалось, что Грэм вот-вот догонит Педро, поскольку их разделяли всего 200 ярдов, но на 85-ом круге Lotus осел еще больше, Грэм посмотрел на небо, и из трансмиссии раздался ужаснейший скрежет. Хилл был счастлив согласиться на четвертое место и изумился, увидев, что шатавшийся болид дошел-таки до финиша.
На 86-ом круге Денни прошел занимавшего вторую позицию Брюса, обогнав своего босса и весь остальной пелотон на круг, и, в конечном счете, финишировал первым в круге и 24-ех секундах впереди Брюса МакЛарена, Педро Родригез пришел на невероятном третьем месте, проведя 27 кругов с дырявым поршнем и оставшимися двумя пинтами масла. Грэм дополз до финиша в четырех кругах позади, фактически, на развалившемся на две части болиде, а Вик Элфорд, также в четырех кругах позади, без особых проблем доволок свой болид на пятое место. Но я обратил внимание, что в начале гонки Cooper уступали нам примерно по 7 сек. на круге. Джеки Стюарт провел блестящую гонку после своей ранней неудачи, финишировав шестым и получив ценное зачетное очко.
Во время тренировки произошла весьма примечательная история с Дэном Гарни и Денни Халмом, когда они вместе выехали на трассу, причем Дэн шел впереди. Впоследствии Тим Уолл, австралийский главный механик Дэна спросил у Денни: "Как, на твой взгляд, вела себя задняя часть болида Дэна?" На что Денни ответил: "Какого черта я должен об этом думать? Я не мог подобраться ближе, чтобы увидеть это!"
Это был огромный триумф для МакЛарена и его болидов, а его уверенность оказалась вполне оправданной в несогласии с просьбой сократить гонку. Однако, даже если бы ее дистанция составляла 75 кругов, результат все равно был бы тем же самым.
Эта гонка стала бенефисом шин Goodyear, поскольку они заняли первые три места. Тем не менее, я не думаю, что в данном случае шины как-то повлияли на результат гонки. По сути, быстрейший круг победителя был на 1.2 секунды хуже времени Амона или Зифферта (оба на Firestone), а быстрейшее время Goodyear было на 0.7 секунды медленнее двух быстрейших времен Firestone. Поэтому мне кажется, что мы можем исключить победу шин и отнести ее на счет очень разумного пилотирования Денни Халма и постепенного достижения предельной скорости с наименьшим износом болида.


1
Денни ХьюмMcLaren902:27'11.2
2
Брюс МакЛаренMcLaren892:27'33.2
3
Педро РодригесBRM882:27'39.6
4
Грэм ХиллLotus862:27'17.5Пит-стоп / вибрация
5
Вик ЭлфордCooper862:28'18.1
6
Джеки СтюартMatra832:28'03.2Пит-стоп / подвеска

нфЖан-Пьер БельтуазMatra77
Трансмиссия

нфКрис ЭймонFerrari72
Трансмиссия

нфДжонни Серво-ГавенMatra71
Авария

нкЛюсьен БьянкиCooper56
Пит-стоп / перебои в зажигании

нфАнри ПескаролоMatra54
Давление масла

нфЙохен РиндтBrabham39
Перегрев двигателя

нфДжеки ОливерLotus32
Трансмиссия / ведущий вал

нфДжек БрэбэмBrabham31
Крепление поперечного рычага подвески

нфЙо ЗиффертLotus29
Утечка масла

нфДэн ГерниMcLaren29
Радиатор / давление масла / перегрев двигателя

нфПирс КариджBRM22
Трансмиссия

нфБилл БрэкLotus18
Ведущий вал

нфДжон СертисHonda10
Трансмиссия

нфЙо БоньерMcLaren0
Датчик топлива на стартовом поле

нсЖаки ИксFerrari

Заклинило дроссель / авария / перелом ноги

нсЭл ПизEagle

Двигатель

Перевод и набор: Андрей Краснов

Road & Track, December 1968



Знаете ли Вы что...