Обзор сезона 1972г
Замечательных результатов добился для команды McLaren Питер Ревсон: в 1971 он выиграл серию CanAm и был вторым в Индианаполисе на клинообразном McLaren M16A. При этом в конце 1972 года он был пятым в итоговой классификации сезона чемпионата Формулы 1!
Еще сильнее и в гонках, и в плане количества набранных очков выступил его коллега по команде Хьюм, достигший в итоговой классификации третьей позиции. Под руководством Тедди Майера и при участии "Денни-медведя", бывшего настоящей душой команды, дела в McLaren пошли снова в гору. Новая эра должна была начаться для BRM: табачный концерн Philip Morris cтал главным спонсором с годовыми инвестициями более двух миллионов марок. С тех пор реклама Marlboro стала постоянной участницей гонок Формулы 1, хотя их союз с BRM просуществовал лишь 2 года. Болид BRM P160 был бы и в 1972 году грозным оружием, если бы после смерти Зифферта в команду пришел бы гонщик экстра-класса. Однако выполнявший роль № 1 в команде Жан-Пьер Бельтуаз лишь один раз убедительно показал себя, одержав победу под дождем в Монако.
Может быть, многое было бы по-другому, останься подольше в команде BRM Хельмут Марко. На Гран-При Франции в Клермон-Ферране он выступал наконец на великолепно подготовленном Р160, чтобы смочь стать быстрейшим гонщиком команды. Австриец на "маленьком Нюрбургринге", как называли эту французскую трассу, был уже вблизи очковой зоны, когда камень, выброшенный из-под колеса March шедшего впереди Ронни Петерсона, пробил стекло в шлеме Хельмута Марко. Все усилия врачей по спасению поврежденного левого глаза оказались напрасны. Карьера гонщика закончилась, практически не начавшись.
По иронии судьбы другой австриец, Ники Лауда, полгода спустя получит место в кокпите BRM, чтобы "готовить себя" к будущим большим задачам в Ferrari. Ронни Петерсону, оставшемуся в March, Робин Херд и Макс Мосли пообещали предоставить автомобиль, который обеспечит шведу чемпионский титул, модель 721Х. Лауда раньше понял, что это мертворожденная идея, но его мнение никого не убедило.
Лауде год в команде March едва не стоил карьеры. Петерсон, вероятно, потерял еще больше, поскольку его мужественное решение, остаться в March еще на 1972 год, наверное, лишило его шанса хотя бы раз стать чемпионом мира. В своей карьере он почти всегда на год опаздывал придти в ту команду, с которой был реален желанный титул. Вот если бы Ронни уже в 1972 г. перешел к Колину Чэпмену… Но так или иначе, Эмерсону Фиттипальди еще год не пришлось сражаться в одной команде с "ужасным" Петерсоном. 25-летнему бразильцу удалось вывести команду, не знавшую побед целый сезон, на чемпионский курс.
Еще не было в истории королевских гонок столь молодого чемпиона. Временами казалось, что Чэпмен обрел в молодом, но серьезном и аналитически думающем бразильце нового Джима Кларка. На дебютном Гран-При в Буэнос-Айресе Эмерсон из третьего стартового ряда быстро прошел на второе место, вслед за Стюартом и затем жестко начал атаковать шотландца. Конец устремлениям молодого гонщика на этом этапе положили неточно работавшая коробка передач, перегрев мотора и, в конце концов, поломка задней подвески. В Кялами дуэль повторилась, но здесь сошел лидировавший Стюарт. "Фитти" захватывает лидерство, но уступает его Халму на McLaren. 30 марта состоялся домашний для Эмерсона Гран-При в Интерлагосе, который, как назло, выиграл аргентинец Карлос Ройтеманн, когда безоговорочно лидировавший Фиттипальди сошел за 5 кругов до финиша с поломкой подвески. Бразилец, однако, выигрывает этап в Испании 1 мая 1972 г., принеся первую победу Lotus за последние полтора года. Джеки Икс на обновленном Ferrari 312B2 был временами очень близко, особенно когда начинал моросить дождик. Однако "Фитти" держался до конца и, к своему счастью, успел пересечь линию финиша буквально на последних каплях бензина.
Джеки Икс был в 1972 г. на пике формы, зачастую превосходя самого Петерсона. Бельгийцу было 27 лет и он чувствовал себя готовым стать чемпионом. Однако его Ferrari 312B2 оставлял желать лучшего в плане надежности, что стоило Иксу потерянных шансов на победу как минимум в 2-х Гран-При - в Брэндс-Хэтч и Монце. Плюс к тому, считавшийся большим специалистом по дождевой езде бельгиец отдал победу в "мокром" этапе в Монако Жану-Пьеру Бельтуазу на BRM P160. Этот этап к тому же показал уязвимость действующего чемпиона Джеки Стюарта. Шотландец был всего лишь на восьмой стартовой позиции, два раза разворачивался в ходе гонки. Его Tyrrell 004 хотя и не был поврежден, однако по имиджу чемпиона был нанесен тяжелый удар: на финише Бельтуаз обошел его на 2 круга! Стюарт чувствовал себя отвратительно, отказался от тестов в Нивеле и в итоге попал в руки врачей с диагнозом: язва желудка. Стюарт должен был заплатить дань за самый успешный год своей карьеры, долговременный стресс в буквальном смысле слова нанес удар по животу чемпиона…
Вынужденный перерыв в сезоне 1972 года на удачно закончившуюся операцию стоил Стюарту всего одного пропущенного Гран-При в Бельгии, поскольку назначенная на 18 июня гонка в Нидерландах была отменена. В отсутствие шотландца Эмерсон Фиттипальди был единоличным лидером, лишь на первых кругах Ferrari Клея Регаццони и Джеки Икса составляли ему конкуренцию, но вскоре черный Lotus 72D ушел в отрыв. Благодаря второй победе в сезоне "Эмо" имел на счету уже 28 очков. Гран-При Франции 2 июля был ознаменован возвращением чемпиона: Стюарт выглядел отдохнувшим, лишь более коротко постриженным. Справедливость для команды Кена Тиррелла была восстановлена победой Джеки, когда лидировавший Крис Эймон должен был заехать в боксы Matra из-за повреждения шины. Следующий Гран-При проходил в Брэндс-Хетч и с уверенностью мог быть назван самой интересной гонкой года, поскольку три лучших гонщика сезона устроили фантастическую борьбу, во многом предопределившую судьбу чемпионского титула. Джеки Икс хотел своей победой переломить ход чемпионата. В великолепном стиле он, стартовав с поула, лидировал на протяжении 49 из 76 кругов, яростно преследуемый Фиттипальди и Стюартом. Однако техника подвела: течь масляного радиатора привела к "кончине" 12-цилиндрового двигателя, развивавшего более 470 л.с. Последний реальный шанс на титул был, таким образом, бельгийцем упущен, несмотря на впечатляющую победу впоследствии на Нюрбургринге. Тем временем в Брэндс Хэтч Фиттипальди и Стюарт сражались не на шутку. Победитель этой дуэли получал отличные шансы на победу в чемпионате.
Вернемся немного назад. На тренировке Стюарт попал в тяжелую аварию на новом Tyrrell 005, а на старом 003 в гонке он не мог ничего противопоставить комбинации Фиттипальди/ Lotus 72D. Шотландец ехал совершенно на пределе, два раза устанавливал лучшее время круга и тем не менее не смог обогнать бразильца. На финише Стюарт отстал от "Фитти" на 4 секунды. При разнице в 16 очков шансы Стюарта на титул выглядели полностью потерянными, даже несмотря на то, что в Нюрбургринге оба претендента на корону остались без очков. Что бы спасти то, что еще можно было спасти, Кен Тиррелл выводит на старт гонки в Цельтвеге впервые модель 005. Стюарт ехал изо всех сил, пока на 24 круге из 54-х его снова не обогнал Фиттипальди. В конце гонки шотландец опустился до седьмого места, измученный сильными вибрациями своего болида.
Фиттипальди, ненамного обогнав Хьюма, праздновал свою четвертую победу в сезоне и, имея на счету 52 очка, мог стать чемпионом уже на следующем этапе в Монце. Богине удачи Фортуне пришлось основательно для этого потрудиться: на подъезде к Монце грузовик, перевозивший болид JPS - так теперь назывался Lotus по наименованию спонсора, перевернулся. В спешке была организована доставка запасного авто, незадолго до старта, в последний момент был заменен дефектный резиновый бензобак. Эмерсон стартовал с шестого места и сумел выиграть, поскольку лидировавший Джеки Икс за 10 кругов до финиша сошел. Бразилец досрочно стал чемпионом мира 1972 года!
По иронии судьбы именно потерявший корону Стюарт одержал две победы в двух оставшихся этапах. На новом Tyrrell 005 шотландец одерживает в Моспорт Парке и Уоткинс Глене свою 21-ю и 22-ю победы. А новый чемпион Фиттипальди, наоборот, в этих гонках играл роль статиста. На этапе в Уоткинс Глен дебютировал курчавый 22-летний южноафриканец Джоди Шектер. В Формуле Ford и Формуле 3 он добился всего, чего хотел, теперь начал завоевывать Формулу 1 семимильными шагами. На третьем заводском болиде Mclaren M19C он пробился на четвертое место и даже обогнал самого Фиттипальди! То, что Шектер затем из-за разворота упустил шанс заработать верные очки, не умаляет никоим образом его заслуг.