Обзор сезона 1978 года: Чэпмен лучший!
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Обзор сезона 1978г

Обзор сезона 1978г

В сезоне 1978 года почти все команды Формулы 1 недооценили, проспали или недостаточно хорошо скопировали новую идею Чэпмена - "автомобиль-крыло". Хуже всего было в McLaren. Модель М26, несмотря на постоянные модификации, больше не была автомобилем, способным побеждать на этапах чемпионата. Тем более что уходил Джеймс Хант. Чемпион 1976 года постепенно терял интерес к гонкам, колебания его формы становились все больше, "сладкая" жизнь и произошедший развод также сыграли в этом свою роль. В 1979 году Хант перешел в команду Вольфа и попал, как говорится, из огня в полымя. C откровенностью, которая должна была оскорбить многих людей, причастных к Формуле 1, Хант завершил свою карьеру после Гран-При Монако 27 мая 1979 года. В таком убогом автомобиле, каким оказался новый Wolf WR9, Джеймс больше не хотел рисковать жизнью. Надо сказать, что Хант остался верен Формуле 1, участвуя в репортажах Уокера для ВВС и приправляя их едкими комментариями. Казалось, что Джеймс благополучно пережил свои частные кризисы и распутный образ жизни, но 15 июня 1993 года гонщик скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 43 лет.
Не только в командах McLaren и Wolf пошли неправильным курсом. Кен Тиррелл совершил, видимо, самую большую ошибку в своей жизни. Еще 18 декабря 1976 года Тиррелл, торговец древесиной и владелец гоночной команды обеспечил себе право использования нового турбомотора Renault. Однако теперь Кен отказался от этого опциона. А ведь в противном случае история Формулы 1 могла бы сложиться совсем по-другому. А так к середине 80-х именно Tyrrell, по иронии судьбы, оказался единственной командой, вынужденной выступать без турбонаддувных силовых агрегатов. Вместо французских двигателей в 1978 году в команду пришел еще один французский гонщик. Вместе с Патриком Депайе, одержавшем первую, давно заслуженную победу в Монако, за Tyrrell стал выступать Дидье Пирони. Немного толстощекий молодой человек 25 лет от роду прилежно собирал очки в чемпионате и, кроме того, победил в гонке "24 часа Ле Мана" на заводском Renault.
Ники Лауда, отстаивавший свой титул, одержал в Андерсторпе первую победу за Brabham Alfa Romeo. Для миланского производителя это был первый триумф на Гран-При с 1951 года, когда Хуан Мануэль Фанхио выиграл гонку в Барселоне за рулем легендарной "Альфетты". Выиграл Лауда этот этап только потому, что конструктор Brabham Гордон Мюррей компенсировал конструктивные недостатки своего ВТ46 методом, опробованным 8 лет назад на автомобиле Chapparal, участвовавшем в гонках серии Can-Am. Вентилятор, размещенный в задней части кузова, отсасывал воздух из-под тщательно герметизированного пространства под днищем. Из-за пониженного давления в этом пространстве ВТ46 буквально вдавливало в дорожное полотно. Поскольку подвижные аэродинамические вспомогательные элементы были запрещены регламентом, вентилятор "пылесоса", как прозвали этот болид, одновременно снабжал воздухом радиатор охлаждения. По заявлениям команды, это и было, собственно, целью применения вентилятора огромного размера. Несмотря на протесты соперников, Лауде и Уотсону разрешили стартовать. Последующая победа австрийца устояла даже перед специальным рассмотрением CSI. Соломоново решение спортивных комиссаров гласило, что машина соответствовала регламенту, однако дальнейшее использование такой конструкции было запрещено.
На Гран-При Италии 10 сентября 1978 г. о сенсациях позаботился Риккардо Патрезе, в качестве предположительного виновника рокового массового столкновения. Процедура старта была совершенно испорчена: в средних и задних рядах некоторые гонщики еще только подкатывались к своим позициям, когда стартовый светофор внезапно переключился на зеленый. Болиды устремились к первой шикане, Патрезе по правой наружной стороне прошел вперед и попытался сместиться внутрь и занять место в "колонне". При этом маневре на пути оказался Хант. Англичанин попытался уйти от столкновения, возможно, его McLaren был легко задет Arrows'ом Патрезе. Как бы то ни было, Хант столкнулся с Петерсоном, чей Lotus 78 ударился в отбойник и загорелся. Дальше столкнулись еще восемь автомобилей, оторванное колесо попало в Витторио Брамбиллу. Пока тот неподвижно сидел пристегнутый ремнями в машине, Ханту, Регаццони и Депайе удалось освободить зажатого в горящем Lotus Ронни Петерсона. Гонку прервали, в общем хаосе выяснилось, что Петерсон получил переломы ног и легкие ожоги, то есть достаточно легко отделался, а вот состояние не пришедшего в сознание Брамбиллы внушало опасения. Тремя часами позднее гонка стартовала вновь. После первого фиаско включавший светофор сотрудник не хотел повторять ошибку и ждал так долго, что стоявшие в первом ряду Андретти и Вильнев совершили фальстарт. На финише их машины были впереди, но добавленные штрафные времена (по минуте каждому) отбросили их на шестое и седьмое место соответственно.
Неожиданную двойную победу Brabham Alfa Romeo праздновали Лауда и Уотсон. C этим результатом и учитывая аварию Петерсона, Марио Андретти становился чемпионом мира. "Это был долгий, ошеломляющий день. Слава Богу, Ронни становится лучше, этого достаточно", - описывал свои чувства новый чемпион. А из клиники поступили плохие новости: Брамбилла получил перелом черепа и ушиб мозга. (40-летний итальянец выживет и еще на короткое время вернется в Формулу 1 менее чем через год). В шок же всех в понедельник утром повергла весть о смерти Петерсона. Во время операции на сломанных ногах 34-летний швед умер от эмболии. О последних часах Петерсона в госпитале много написано, еще больше покрыто тайной. Но как бы то ни было, новое расследование гонщика не вернет…
CSI и ее новый председатель Жан-Мари Балестр, так же как и итальянское правосудие - последнее, правда, только после долгих расследований - в конце концов отвели от Патрезе обвинения в единоличной ответственности за этот массовый завал. Однако после шока, вызванного смертью Петерсона, итальянец "попал под огонь" комитета по безопасности гонщиков Гран-При, состоявшего из господ Ханта, Лауды, Фиттипальди и Шектера. Было решено, что Патрезе не имеет права стартовать на следующем этапе в Уоткинс Глен из-за своего "неспортивного стиля езды". Карьера Рикардо Патрезе еще долго была омрачена теми сентябрьскими днями 1978 года. То, что итальянец еще 15 лет выступал в Формуле 1 и принял участие в 256 Гран-При, что является единственным в своем роде рекордом, в любом случае говорит о его достойных качествах.
Вернемся в тот судьбоносный сезон 1978 года, когда в Кялами дебютировал еще один "поздний" гонщик. Финну Кейо Росбергу было 29 лет, когда он объездными путями в виде Формулы-V и Формулы 2 попал-таки в Формулу 1. В новой команде Theodore он сразу, в отличие от своего коллеги Эдди Чивера, попал на старт Гран-При. Кроме того, финн выиграл не относившуюся к чемпионату мира гонку за Международный Трофей BRDC. Для другого дебютанта 1978 года успех казался почти запрограммированным. Им был Нельсон Пике, 25 лет, новый бразильский "вундеркинд", родом не из Сан-Пауло, как Фиттипальди и незабываемый Паче, а из Рио-де-Жанейро. Сын миллионера и любитель "дольче вита" и гонок, природный талант, который в 1977 году сразу занял 3 место в европейском чемпионате Формулы 3 и в 1978 году с 13-ю победами стал чемпионом Великобритании в Формуле 3. В этом же году Нельсон участвует в своем первом этапе Формулы 1 в Хоккенхайме за рулем болида Ensign! Его коллегой на трассе был тогда Харальд Эртль, который был близок к тому, чтобы завоевать очко в чемпионате, но сошел из-за дефекта двигателя, так же, как и ранее Пике. Берни Экклстоун незамедлительно "взял под крыло" молодого бразильца, вследствие чего Пике сразу попал в одну из команд-лидеров. Это многое облегчило ему впоследствии. В команде Brabham-Alfa Нельсон с самого начала составлял серьезную конкуренцию своему знаменитому коллеге Ники Лауде. По квалификациям счет между ними был 7:6 в пользу Лауды, когда австриец, проехав 10 тренировочных кругов утром в пятницу перед канадским Гран-При, решил, что не хочет больше ездить по кругу: "Я чувствую, что в жизни есть более интересные вещи…"
В Канаде свою первую победу на Гран-При одержал Жиль Вильнев. Правда, ему помогли сходы лидеров, но тем не менее это было начало невероятной карьеры, которая, к несчастью, слишком рано трагически оборвалась в 1982 году. Та гонка в Хоккенхайме, когда дебютировал Пике, явилась еще одним краеугольным камнем в истории Формулы 1. Впервые Берни Экклстоун и FOCA де факто выступили организаторами этапа чемпионата. Автомобильный клуб Германии AvD, получив паушальное (единовременное) денежное возмещение, отказался от прав на рекламу и доходов, а боссы Формулы 1 сами несли финансовые риски при организации Гран-При Германии. Расчет оправдался - адвокат FOCA Макс Мосли успешно спрогнозировал, в каком направлении должна в будущем двигаться Формула 1.





А. Гесс по материалам немецких интернет-сайтов



Знаете ли Вы что...