12-1985 Гран-при Италии
Ирония? В Монце произошло много иронических происшествий.
Во-первых, Кеке Росберг в открытом и честном бою явно переиграл Алена Проста. Canon Williams Honda превзошел Marlboro McLaren. Оба автомобиля были в полном порядке. В следующем же году Росберг перейдет в команду Проста.
В тот момент, когда Росберг обгонял Проста (Williams под номером «6» заезжал в боксы за новой резиной, в то время как McLaren под номером «2» шел нон-стоп), Ален застрял, не в силах пройти Ferrari Микеле Альборето. Альборето (единственный серьезный соперник француза в борьбе за Чемпионат) отставал на круг, завязнув на безнадежном седьмом месте. В прошлом году Ален также появился в Монце на волне успеха, но тогда ему пришлось уехать рано TAG кончился после трех кругов. В 1984-м чемпионом Просту стать было не суждено. А теперь, в 85-м, похоже, в такое же положение попал Микеле Альборето.
Нет, итальянский Гран При стал борьбой Williams’a и McLaren’а. Можно было не обращать внимание ни на скандирование трибун: «Ми-ке-ле! Ми-ке-ле! Ми-ке-ле!» ни на свист, крики и завывания, со всех сторон летевшие в адрес Алена Проста. Сквозь прутья решетки и мотки колючей проволоки на паддок смотрели «тифози», шумные и неистовые фанаты, признающие из всех цветов только красный. Красный цвет Ferrari. Другие команды для них не существуют. А Ален Прост по какой-то неведомой причине, давно затерявшийся в фольклоре гонок Гран При, утвердился в коллективном подсознании итальянцев в образе «негодяя», мишени ненависти. Для Алена в Монце угрозы смерти так же привычны как крутые извивы шикан, нарушающие ритм быстрых поворотов, проложенных в этом степенном итальянском парке. В прошлом году на пути в боксы после поломки McLaren’а его осыпали дождем из камней и пивных банок. А в этом он просто въехал в закрытый парк и взошел на высшую ступень пьедестала. К этому времени толпа зрителей уже заметно поредела, многие отправились домой, в ожидании момента, когда итальянские средства массовой информации должным образом распалят себя и начнут «уничтожение» Ferrari, которое будет продолжаться и продолжаться без конца.
Однако вернемся на стартовое поле. Айртон Сенна принес JPS Lotus’у пятый поул в сезоне. За двадцать минут до конца субботней квалификации во главе таблиц значились два Williams’а Росберг и Мэнселл.
Росберг продемонстрировал свой патентованный спринт. На входе в 180-ную параболику он почувствовал, что педаль тормоза проваливается. С шестой он перешел на третью («Мотор заорал так, словно раскрутился до 20.000 оборотов»), поймал занос и, выровняв машину, показал лучшее на тот момент время.
Сенна, напротив, приехал в Монцу впервые. Во время прошлогоднего чемпионата после объявления о подписании контракта с Lotus’ом он был временно отстранен от соревнований командой Toleman. Конгда проводились предгоночные тесты Сенна переезжал в свой драгоценный новый дом и всю черновую работу по подготовке Lotus’ов 97Т выполнил Элио де Анжелис. В описании Монцы Сенна был уклончив: «Если что, то все, вылет гарантирован.» Однако чистая целеустремленность, с которой он выжал из своего Lotus-Renault лучший круг, поражала. Он назвал это «сохранением инерции», другими словами нажатие на газ точно до апекса медленных поворотов. Это сводило запаздывание турбо к минимуму и повышало скорость на выходе. Но он чуть было не переборщил. На своем летучем круге его в первом Лезмо всеми четырьмя колесами вынесло на траву, но он не стал тормозить. «Это стоило мне где-то три десятых секунды и все произошло слишком быстро, чтобы я успел испугаться. Из-за этого я не смог толком зайти во второй Лезмо и шикану.» При всем при том поул он сохранил.
На старте Lotus бразильца был просто-напросто съеден Williams’ом Кеке Росберга. «Я неплохо стартовал, но потом никак не мог разогнаться.» Он попытался перетормозить финна, но только зацепил бордюры на входе и выходе из шиканы. «В очередной раз Айртону Сенне очень повезло, делился впечатлениями наблюдавший за этим инцидентом Элио де Анжелис. Он чуть было не попал в аварию. Если вам везет, так уж везет, а если нет, то...» Этот недостаток тяги был знаком Сенне. Во время утренней воскресной тренировки и у него, и у де Анжелиса моторы плохо реагировали на газ и даже новая программа в системе управления двигателем не сделала Lotus-Renault победной комбинацией в Италии.
Нет, в начале гонки блистали Williams’ы. К 3-му кругу Росберг уехал от Мэнселла на невероятные 2,5 секунды. Тем временем Прост отобрал у Сенны третье место. В субботу ему наконец-то удалось найти верные настройки (во время пятничной квалификации он использовал маломощный, но послушный ти-кар), но он выбрал один комплект мягкой гоночной резины и один полный комплект квалификационной. Наткнувшись в одной из шикан на медленно катящийся Alfa Риккардо Патрезе он упусти свой единственный шанс выиграть поул.
А потом Мэнселл поехал в боксы. Для замены электронного контрольного блока в его Honda V6 потребовалось два круга. «Машина была превосходна, мотор был хорош, все складывалось просто замечательно. У меня не было никаких проблем и я мог чуть-чуть давить на Кеке. И после того как я вернулся в гонку, автомобиль вел себя идеально.» Несмотря на добротное выступление, особенно если учитывать спустившее в субботу левое заднее колесо, приведшее к аварии, похожей на его французскую катастрофу, но в этот раз без ущерба для гонщика и его болида, возможность показать солидный результат была упущена. За 4 круга до финиша мотор Honda приказал долго жить. Монца для Мэнселла закончилась в боксах.
Росберг вел Проста. К 21-му кругу разрыв между ними достиг 11,8 секунд целая пропасть на кольце, где средняя скорость на круге достигает 230 км/ч. Следом за ними шел Ники Лауда, со своего 16-го стартового места, пробравшийся на третье. Интересно, бывают ли у него неудачные дни вообще? Несмотря на то, что Ники Лауда не стартовал с поул-позишн с гонки в ЮАР в 78-м, его итальянский провал объяснить довольно трудно. Он сказал, что машина была хороша, но на одном из кругов в первой шикане он поскользнулся на песке и чуть было не улетел, однако только этим его почти трехсекундное отставание от Проста не объяснишь. За ночь персонал McLaren’а изменил настройки его машины, более-менее приблизив их к простовским, и на утренней тренировке Лауда и Прост показали два лучших времени, ярко продемонстрировав высочайшую эффективность командной работы. В гонке Ники был так хорош, что казалось, все эти обгоны на самом деле не составляют ему никакого труда. 18-й после первого круга, 11-й после пятого, 7-й после десятого, 3-й после пятнадцатого. Он словно иллюстрировал учебник по технике вождения, допустив, похоже, лишь одну ошибку. Машина потеряла часть носового обтекателя, скорее всего во время касания с бордюром, из-за чего крылья сперва опустились, а потом отлетели. Он заехал в боксы за новым носом и вернулся на дорожку 8-м. На 34-м круге он снова свернул на пит-лейн. Двигатель начал как-то странно вибрировать и гонка для Лауды закончилась.
На 26-м круге Росберг завопил по радио: «Ждите меня!» и получил новый комплект шин, состоявший из трех средних и одного мягкого Гудьира на правое переднее колесо. Становилось ясно, что судьбу Гран При решит тактика с резиной. Прост (как и Альборето) собирался идти нон-стоп на четырех гудьирах средней жесткости. Сенна выбрал комбинацию из жестких левых и средних правых колес. Патрезе поступил так же. Проведя в боксах всего 9,78 секунды, Росберг вернулся в гонку вторым, пропустив вперед себя только Проста. Ален осознавал, что его обгон Росбергом был всего лишь вопросом времени, потому что Кеке получил свежие шины. За 3 круга Росберг отыграл девять секунд отставания. К 43-му кругу он был первым и имел 7 секунд преимущества, но тут на прямой старт/финиш из левого выпускного отверстия его Williams’а повалил дым. Хвост машины был забрызган коричневой жидкостью, выплеснувшейся из мотора. Еще до пит-стопа в моторе начала чуть-чуть проскакивать искра. «Когда я обгонял Проста я уже потерял 1.000 оборотов, а потом двигатель перегрелся и я стал терять мощность по-настоящему.» Таким образом для самого Росберга его сход был весьма предсказуем. Тифози и пит-лейн поняли, что Прост победит.
Отрыв его был огромен. Равных ему буквально не было. А за ним шел Сенна, преследуемый Brabham’ом Нельсона Пике. Нельсон квалифицировался четвертым, развив на прямой старт/финиш невероятные 305 км/ч. Его BMW оставлял за собой масляную дымку, свидетельствующую о по-настоящему серьезном давлении наддува. Правда во второй день тренировок у него возникли проблемы с этим самым наддувом, не исчезнувшие даже после переборки турбо прямо во время заездов. Когда время сессии уже истекало, он предпринял попытку улучшить время Сенны, но незадолго до этого Arrows Тьерри Бутсена залил весь трек маслом (BMW!) и уже через 500 метров Пике отступился.
В гонке за первые двенадцать кругов он опустился с пятого на одиннадцатое место, после чего отправился в боксы за свежим комплектом Пирелли. С точки зрения тактики, такое решение было предпочтительней чем пит-стоп ближе к финишу. Потому что после этого Пике провел классную и жесткую гонку, сымитированную в меньшем масштабе его партнером по команде Марком Зурером. Зурер использовал шины более жесткой смеси чем Пике. «И это было ошибкой. В Лезмо мне не хватало сцепления с покрытием: на прямой я догонял Ferrari Йоханссона, но в поворотах он уходил от меня.» Зурер также чуть приоткрыл завесу тайны, окутывающей стратегичиские выкладки команды Brabham: «Наша машина столь бастра на прямой, что обгон это не проблема на прямой нужно поравняться с машиной соперника и затем пройти ее на торможении.»
Какое-то время в начале гонки де Анжелис вел Сенну, но вскоре отстал. Когда в середине дистанции выглянуло солнце, более жесткая резина Сенны дала ему преимущество, но к этому моменту де Анжелис уже смирился с плохим финишем. «Мне пришлось сбросить скорость, потому что я был уверен, что у меня перерасход горючего. Вы не знаете разницу между моей машиной и машиной Айртона на финише? 26 литров? 26 литров!» Элио не мог в это поверить. Пять пятых мест и одно шестое в последних восьми гонках оказались недостаточными для поддержания претензии на титул Чемпиона, предъявленной в начале сезона.
А как же Ferrari? Разумно проведенные предгоночные тесты привели к значительным изменениям в шасси 156/85. Построенные на основе модифицированных монококов, которые можно было увидеть в первый день тренировок перед Гран При Франции, новые машины представляли концептуально схожую, но все же абсолютно новую штанговую подвеску, новый задний диффузор с алюминиевым крылышком, бьющимся в потоке воздуха, новое расположение внутренних радиаторов, скопированную у Toleman’а конструкцию хвостовой части кузова и новую наполнительную камеру турбо. Все нововведения были понятны (еще одно доказательство пугающей неисчерпаемости технических ресурсов Ferrari) и в общем и целом бесполезны. Микеле Альборето и Стефан Йоханссон квалифицировались седьмым и десятым и каждый из них в пятницу сжег по мотору. Одним словом, Ferrari в Монце были посредственны весьма опасный знак для Альборето и его надежд на победу в Чемпионате.
В гонке Альборето выше 5-го места подняться не мог и если надеялся, что прежде непогрешимая надежность Ferrari его выручит, то заблуждался. За 6 кругов до финиша под сдержанные аплодисменты он свернул на пит-лейн. Мотор вышел из строя. На последний круг Йоханссон ушел пятым и был классифицирован пятым, несмотря на то, что на последнем круге у него кончилось топливо.
Персонал Renault был тих и грустен, да и чего иного можно ожидать от коллектива в 200 человек, который вскоре будет распущен? Команда присутствовала и даже участвовала в борьбе (Патрик Тамбэ квалифицировался восьмым), но огонь в глазах людей давно потух. Если вы хотели огонька, то вам стоило последить за усилиями команд, использующих двигатели Hart: Toleman, RAM и Beatrice. В меню уик-энда Hart был вписан большими буквами, но неисправное зажигание и большие и малые проблемы в «машинном отделении» снизили темпы прогресса во всех трех упорных командах.
Для Toleman’а прямые Монцы были слишком длинны. Чтобы повысить максимальную скорость команда сняла крылья и в конце концов машина стала медленной на прямой и непослушной в поворотах. «Такова Монца, сказал Тео Фаби. Здесь нет настоящих поворотов только шиканы и прямые.» И Фаби, и Гинцани страдали из-за пропуска искры, но Тео еще и сжег мотор в пятницу. В гонке Гинцани глупо заглох на старте, а Фаби был атакован сзади Герхардом Бергером на Arrows’е. Бергер потерял носовое антикрыло, но команда не смогла достаточно быстро его заменить и отправила его обратно с крылом, дающим лишь половину необходимой прижимающей силы, а Фаби пришлось заезжать в боксы дважды. В первый раз для замены распоротой правой задней шины, а потом для установки причины разбалансировки автомобиля: Toleman ничего не обнаружили.
У RAM’а к моменту старта оставалось всего два мотора, и установлены они были соответственно на боевые шасси Филиппа Альо и Кенни Ачесона. «Жаль, сказал Ачесон. Машина управляется просто здорово. Тьерри Бутсен сказал, что в Лезмо я был быстрее, чем его Arrows, но вот на выходе из шикан нам не хватает мощности.» В гонке у Ачесона полетела коробка, а Альо в очередной раз подвел мотор.
Beatrice привезли в Италию 300 гостей, моторхоум набитый специалистами по связям с общественностью и машину, которой как воздух нужны тестовые мили. Неприятности в виде шарниров равных угловых скоростей, теряющих кожухи, а вместе с ними и драгоценную смазку, испортили команде заезды первого дня, тем более, что в одной машине еще «накрылся» поршень, а другая расходовала огромное количество масла. Все 89 кг (13 стоунов 13 фунтов!) Алана Джонса с сардонической улыбкой признали, что им в Монце придется нелегко. «Это словно ловушка - 22» чтобы решить наши проблемы нам нужно накручивать километры тестов, но мы не можем их накручивать из-за того, что у нас проблемы,» пожал он плечами. Во время утреннего разогрева у обеих машин наблюдались неполадки в работе двигателей, но зато Джонсу удался изумительный старт и за первый круг он поднялся на 9 позиций. Для Beatrice, команды, босс которой, Тедди Мэйер, трудится над машиной наравне с механиками уникальный случай в современной Ф1, Монца просто подтвердила, что им вполне по силам попытаться реализовать свою амбициозную программу.
Проведя неплохую работу по доводке, Мартин Брандл сумел самым лучшим образом реализовать потенциал Tyrrell 014-turbo. Но команда, естественно, была потрясена смертью Штефана Беллофа. Все, вроде, шло как обычно, но беспечность ушла. С пятницы на субботу на выходе из Лезмо, Брандл «нашел» 1000 об/мин, поменяв пружины, амортизаторы и что-то еще не подлежащее разглашению. В начале гонки он боролся с Фаби и двумя Ligier. Из-за вибрации левого заднего колеса «последние 15 кругов я шел в прогулочном темпе, зато у меня осталось полно топлива.»
Некоторым образом 8-е место Брандла для Tyrrell’a было важно как победа Проста для McLaren’a. Однако важнее всего был тот факт, что Прост был готов уступить победу Росбергу. Своему инженеру, Тиму Райту, он сказал, что смысла бороться с Росбергом не было. Williams на свежих шинах был заведомо быстрее обутого в частично изношенные Гудьиры «В» McLaren’a. Он собирался удержать второе место, заработать очки. Его победа была иронией судьбы и то, что она произошла в Монце, где зрители видят в нем воплощение самого дьявола, делало ее вдвойне приятной. Может быть даже идеальной иронией.
1 | Ален Прост | McLaren | 51 | 1:17'59.451 | ||
2 | Нельсон Пике | Brabham | 51 | 1:18'51.086 | ||
3 | Айртон Сенна | Lotus | 51 | 1:18'59.841 | ||
4 | Марк Зурер | Brabham | 51 | 1:19'00.060 | ||
5 | нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 50 | 1:17'56.687 | Нехватка топлива |
6 | Элио де Анджелис | Lotus | 50 | 1:18'32.255 | ||
7 | Патрик Тамбэ | Renault | 50 | 1:18'52.351 | ||
8 | Мартин Брандл | Tyrrell | 50 | 1:19'05.837 | ||
9 | Тьери Бутсен | Arrows | 50 | 1:19'15.239 | ||
10 | Филип Стрейфф | Ligier | 49 | 1:18'00.028 | ||
11 | нф | Найджел Мэнселл | Williams | 47 | 1:14'25.895 | Двигатель |
12 | Тео Фаби | Toleman | 47 | 1:18'37.946 | 2 пит-стопа / управление | |
13 | нф | Микеле Альборето | Ferrari | 45 | 1:09'53.289 | Двигатель |
нф | Кеке Росберг | Williams | 44 | 1:06'48.187 | Двигатель | |
нф | Жак Лаффит | Ligier | 40 | 1:02'57.048 | Двигатель | |
нф | Ники Лауда | McLaren | 33 | 51'42.964 | Трансмиссия | |
нф | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 31 | 53'12.002 | Выхлоп | |
нф | Хуб Роттенгаттер | Osella | 26 | 47'32.471 | Двигатель | |
нф | Филип Альо | RAM | 19 | 30'53.579 | Турбо | |
нф | Герхард Бергер | Arrows | 13 | 22'04.883 | Двигатель | |
нф | Дерек Уорик | Renault | 9 | 14'24.208 | Трансмиссия | |
нф | Алан Джонс | Lola | 6 | 10'55.971 | Распределитель | |
нф | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 3 | 5'05.360 | Двигатель | |
нф | Кенни Эйксон | RAM | 2 | 5'40.991 | Сцепление | |
нф | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 0 | Топливный насос | ||
нф | Пьеркарло Гиндзани | Toleman | 0 | Заглох на стартовом поле |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, 11.09.85