Знаете ли вы сколько может стоить автограф гонщика Формулы-1?
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Сколько стоит автограф гонщика Формулы-1?

Сколько стоит автограф гонщика Формулы-1?

Теплые летние сумерки медленно надвигаются на опустевший автодром. Гоночная трасса, еще несколько часов назад гудевшая словно пчелиный улей и казавшаяся чуть ли не центром мироздания, погружается в сон. Спектакль закончен, занавес опущен, трибуны опустели. Последними покидают "сцену” герои недавнего представления. Но как бы долго они ни засиживались в паддоке, у ворот автодрома их непременно будет ждать небольшая группа поклонников с авторучками в руках. Наиболее терпеливые из них не уйдут со своего поста до поздней ночи, пока последний гонщик не покинет трассу. Охота за автографами – как рыбалка – требует терпения.

Любой болельщик, попадающий на Гран При, мечтает увезти с собой на память какой-нибудь сувенир. Наиболее непритязательные удовлетворяются покупкой значка, кепки или майки в близлежащей сувенирной палатке. Но большинство поклонников "королевы автоспорта” хотят заполучить что-нибудь посущественней, нечто уникальное. Одни лелеют мечту отыскать на трассе обломок гоночного автомобиля. Другие стараются купить у обслуживающего персонала трассы и фотографов номерные безрукавки с символикой Гран При. Журналисты, как правило, от подобных предложений отказываются, а вот волонтеры иногда соглашаются и уступают свои "жилетки”, причем относительно недорого – всего за $20–30. У коллекционеров и спекулянтов эта же безрукавка потом будет стоить уже $50–100. Есть и такие, кто весьма настойчиво старается выкупить после гонки у гостей команд и тех же журналистов уже ненужные пластиковые пропуски с вмонтированным в них магнитным чипом. Год назад в Монако один "коллекционер”, на шее у которого уже болталось три гостевых пропуска, без лишних разговоров предлагал за такой "сувенир” $200. Но больше всего ценятся у болельщиков автографы гонщиков. Причем в этом случае даже не обязательно тратиться. Достаточно лишь проявить немного терпения и настойчивости, и вы совершенно бесплатно станете обладателем сувенира, который, впрочем, тоже имеет свою цену в долларовом эквиваленте.

$3000 за росчерк пера
Как и картины старых мастеров, больше всего ценятся у коллекционеров автографы ушедших из жизни пилотов. Так, по данным крупнейшего в Европе Клуба коллекционеров автографов (UACC – Universal Autograph Collectors Club), самыми дорогими на сегодня являются подписи, оставленные двумя итальянскими чемпионами мира. Автографы погибшего на тестах в мае 1955 года Альберто Аскари и разбившегося 11 лет спустя в дорожной аварии Джузеппе Фарины сегодня стоят почти по $3000. Чуть дешевле – в две с половиной тысячи "американских рублей” – оценивается коллекционерами росчерк легендарного Тацио Нуволари. Автографы Жиля Вильнева, Джима Кларка и Йохена Риндта стоят от $1500 до $1000, подписи Сенны, де Анджелиса и Петерсона – $1000–500. Замыкает десятку "самых дорогих пилотов”, как ни странно, пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. Автограф великого аргентинца стоит "всего” три сотни долларов. Но дело здесь не в неуважении к праху Маэстро. В отличие от всех ранее перечисленных гонщиков Хуан Мануэль дожил до глубокой старости и за 84 года успел раздать десятки тысяч автографов, чем их несколько и обесценил.
Лишним подтверждением того, что цена на автограф не всегда зависит от успехов пилота, служит случай с росписью Роланда Ратценбергера. Не так давно на одном из аукционов росчерк покойного австрийца, принявшего участие лишь в трех Гран При Ф-1, был продан за $232, что превышает даже суммарную стоимость автографов Ники Лауды, Джека Брэбэма, Найджела Мэнселла, Нельсона Пике, Клея Регаццони и Денни Хьюма, выигравших, между прочим, 106 Гран При и 11 чемпионатов мира.

Среди руководителей команд самыми дорогими считаются подписи Энцо Феррари и Колина Чэпмена. Автографы же современных боссов ценятся не слишком высоко – в среднем по $20–30. Столько же стоят и росчерки пилотов-середнячков. Зато автографы действующих чемпионов дороже – от $50. Обозреватели одного британского журнала подсчитали, что Вильнев в прошлом году раздал своим поклонникам около 6 000 автографов, общая стоимость которых, по рыночным ценам, естественно, составляет около $300 000. И это не предел! Цены на автографы Михаэля Шумахера на черном рынке доходят до $230–250. Высшим шиком для коллекционеров, конечно, является росчерк трехкратного чемпиона мира на его собственном шлеме. Но такие сувениры, стоимостью в $50 000, по карману лишь весьма состоятельным поклонникам. Зато обычный автограф на вашей кепке, футболке или программке Гран При доступен практически каждому. Главное – "выследить” пилота, а отказывают они редко. "Это немалая часть нашей жизни, – смеется Оливье Панис. – Правда, иногда болельщики по-настоящему раздражают, в особенности после гоночного уик-энда. Но я, по возможности, стараюсь не отказывать им. Это своего рода благодарность за то, что они поддерживают меня”. Думаю, под словами француза мог бы подписаться каждый пилот "большого цирка”.
Хотя порой болельщики бывают весьма настойчивы и не слишком вежливы. Так на Гран При Монако мне довелось стать свидетелем не очень приятной сцены. Шли первые минуты квалификации. Направляясь в боксы, Рубенс завернул в кабину био-туалета в конце пит-лейн, что не укрылось от глаз одного из его итальянских болельщиков. Не долго думая, тот всучил своему маленькому сыну ручку и обрывок бумаги, а сам принялся что есть сил барабанить в дверь туалета. Когда же перепуганный Рубиньо, едва успев застегнуть комбинезон, открыл дверь, мальчуган молча сунул ему в кабину ручку. Опешивший от такого нахальства бразилец автографа, естественно, не дал, чем очень расстроил "вежливого” итальянца. Но в обычных обстоятельствах гонщики стараются не обижать болельщиков. Год назад в Сильверстоуне пресс-атташе Williams Нэв Сидху, сопровождавший Баттона, подсчитал, что их 300-метровая прогулка от паддока до автостоянки длилась около 25 минут и за это время Дженсон расписался около двух сотен раз. Так что оказавшись на Гран При, не спешите покупать дорогие сувениры. Лучше прихватите с собой фото любимого пилота, авторучку и отправляйтесь к выходу из паддока!

Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1" август, 2001



Знаете ли Вы что...