14-1985 Гран-При Европы
«Ну, теперь в Williams’е, может быть, закончат свои разглагольствования про Найджела Мэнселла и его дурацкий грудинный хрящ,» – сказал менеджер команды Lotus после того как Айртон Сенна завоевал поул, проехав круг за невероятные 1.07,169.
«Ну, теперь в Lotus’е, может быть, прекратят петь по тренировочные круги Айртона Сенны,» – со слезами на глазах сказал ответственный команды Williams за связи с прессой сразу после финиша спонсируемого Shell Гран При Европы.
Ведь только что Найджел Мэнселл спокойно и уверенно одержал свою первую победу. Однако на трассе Брэндс-Хэтч между двумя командами разыгралась настоящая война. Первый поворот – Мэнселла выносит на внешнюю траекторию и Сенна заходит внутрь. «Я хорошо стартовал и поравнялся с ним, почти вышел вперед, но мы входим в поворот и он не уступает. Меня всеми колесами забрасывает на поребрик.» В Друидах, втором повороте, Мэнселла снова выносит на внешнюю траекторию. Сенна выходит вперед, а за ним успевают проскочить Росберг и Пике. У них всех на стартовом поле были предварительно разогреты шины, потому что день был пасмурным и прохладным. Следом на почтительном расстоянии шел Мэнселл, за ним де Анжелис и Марк Зурер. Ален Прост, претендент на звание Чемпиона Мира, был 14-м. На старте, объезжая плохо стартовавшего Росберга, он выскочил на траву. Ему предстояло много работы.
Итак, Росберг закусывает губу, входит в режим «уличный боец» и начинает терзать Сенну. Кеке зол: «Он грубо блокировал меня в Друидах и Хоторне, единственным местом для обгона оставался Сертиз.» Левый поворот в гору с постоянным профилем. Трудное место. В 1983-м здесь в борьбе за лидерство столкнулись Риккардо Патрезе и Элио де Анжелис. И все же Росберг предпринимает попытки обгона – яростные, с дымом из под передних колес. На третьем, четвертом и пятом кругах. Шестой круг, Росберг режет траекторию: «Меня беспокоил Пике на своих Пирелли за спиной.» Касания с Lotus’ом не было, но Кеке вылетел с трассы. И зацепил Brabham Нельсона. Пике немедленно сошел. Росберг дохромал до боксов, где ему проверили хвостовую часть и поставили три новых Гудьира – четвертое колесо никак не снималось.
Он вернулся в гонку, отставая почти на круг. Непосредственно перед Сенной. То, что случилось после можно назвать либо умением использовать правила себе во благо, не нарушая их, либо откровенной подлостью... в зависимости от ваших личных симпатий. «Мне кажется Росберг был слегка на взводе после своей аварии, – сухо сказал Сенна. – Когда я равнялся с ним, он чуть-чуть сдвигался в мою сторону. В тот момент терять ему было нечего, он мог спокойно пойти на столкновение.» Упираясь носом в коробку передач Williams’а, Сенна прошел вираж Грэма Хилла, мимо маршала, неподвижно державшего желтый флаг, предупреждая о последствиях столкновения Росберга и Пике. На входе в Сертиз желтым флагом размахивали и Найджел Мэнселл выскочив из слипстрима на длинном подъеме обошел обе шедшие перед ним машины и возглавил гонку.
Гонщикам Формулы Форд предупреждения за обгон под желтым флагом выносятся чуть ли не каждую гонку. За ними может следовать дисквалификация. «Да, я видел желтый флаг, – сказал Сенна. – Но я не разобрал, махали им или нет.» А разница, между тем, решает все. На брифинге пилотов было четко сказано, что обгон под неподвижным желтым флагом означает немедленную дисквалификацию, ни много ни мало. За тяжкое нарушение правила о размахиваемом флаге может быть наложен штраф. Мэнселл совершил свой маневр меж двух маршальских постов с двумя различными сигналами. Это был Брэндс-Хэтч, Найджел Мэнселл на родной земле, а Сенну, казалось, больше заботила жесткая манера ведения гонки Росберга. Финн, в свою очередь, был очень недоволен Сенной. От обвинений в блокировке он отмахнулся: «Я пропустил Найджела и пристроился во главу вереницы.» По поводу манеры Сенны управлять автомобилем Росберг заметил, что тот «может отправляться обратно в Формулу 3 и потренироваться там еще.» На подиуме между ними произошел обмен односложными словами англо-саксонского происхождения. «По-моему, он задал Сенне перцу, – сказал конструктор Williams’а, Патрик Хэд. – В начале гонки Сенна плохо с ним обошелся и Кеке решил, что его следует проучить.» Вражда, вражда между Williams’ом и Lotus’ом.
Мэнселл тем временем уезжал вперед. Квалификации для него сложились не самым удачным образом. В пятницу, в то время как Сенна при помощи заранее подогретых шин проехал круг за 1.08, 021 на секунду с лишним опередив всех и на 1,3 секунды перекрыв абсолютный рекорд Алена Проста, Мэнселл не сумел найти свободный круг. В субботу утром Williams вел себя ужасно. Отсутствовал баланс, автомобиль плохо держал дорогу. Однако после того как настройки были существенно изменены Мэнселл сумел практически сравняться с пятничным результатом Сенны и завоевал третью стартовую позицию. Его перспективы на гонку казались хорошими. Сенна же ждал, пока Нельсон Пике не зафиксировал 1.07,482, и только после этого выехал сам. С той же настройкой, что в пятницу, с теми же максимальными давлениями наддува без заслонки выхлопа он улучшил свое время почти на секунду. Только за счет своего дара. Он единственный преодолел барьер в 140 миль/ч средней скорости на круге.
Затем, в воскресенье утром, Williams Мэнселла в очередной раз «развалился». За ночь команда попыталась найти новую настройку под полные баки, но она не сработала. Для того, чтобы вернуть автомобилю приличную форму, Мэнселлу пришлось поменять пружины и амортизаторы. Но почему у Williams’а вообще возникли проблемы с управляемостью? Потому что шасси, которые использовала команда, вовсе не назывались FW10B и на них не были установлены переделанные под новую конструкцию моторы и, что еще более важно, у них не было новейшей задней штанговой подвески, закрепленной на с иголочки новый кожух коробки передач. «Хотя мы успешно протестировали новую подвеску, – сказал конструктор команды, Хэд, – мы пока еще не ориентируемся в нюансах ее настройки.» Но машина стала лучше – никаких сомнений.
К 10-му кругу порядок был такой: Мэнселл, Сенна, де Анжелис и подвергавшийся жесткому давлению со стороны Brabham’а Марка Зурера, Стефан Йоханссон. Затем шли Прост, Жак Лаффит из Ligier и претендент на чемпионское звание – Микеле Альборето. Квалифицироваться он смог лишь 15-м, на две позиции хуже своего партнера по Ferrari, Йоханссона. В Брэндс-Хэтче команда увязла в болоте. Устойчивость у алых машин отсутствовала вовсе. На выходе из поворота имени Джима Кларка на основную прямую, 156/85 Йоханссона резко заносило в сторону и на разгоне он оставлял за собой две черные полосы. В Сертизе Ferrari страдала недостаточной поворачиваемостью. Во время тренировок сгорело несколько моторов. Звезды предвещали провал. На 10-м круге Микеле поехал менять резину. Еще через три круга он снова появился на пит-лейн, оставляя за собой хвост белого кислого дыма. Отказ турбо и небольшой пожар. Альборето не смог заработать ни единого очка – три очка будут означать для Проста победу в Чемпионате.
В этот момент Марк Зурер начал замечательное восхождение, которое приведет его на второе место. Если в квалификации блистала относительная молодежь с 25-летним Сенной в авангарде, то в гонке выделялись ветераны – Мэнселл, одержавший свою первую победу за 72 старта и Зурер, проведший 75 Гран При без побед. В это же время самый возрастной участник гонки, 41-летний Жак Лаффит со своего 11-го места в конце первого круга поднимался все выше. Может быть ему помогала зрелость. Шины Пирелли помогали ему точно.
Пускай для того чтобы достичь рабочих температур этим прохладным осенним днем Пирелли требовалось семь кругов (кстати именно по этой причине во время субботней квалификации Тео Фаби отправил один из Toleman’ов на списание), но когда это происходило, итальянская продукция была более чем ровней Гудьиру. Причину медленного нагрева наверное стоит видеть в том, что все зимние тесты Пирелли проводили в жарких странах. Но как бы то ни было, Лаффит и Зурер смогли обогнать Сенну. «У меня была серьезная избыточная поворачиваемость, но шины были хороши,» – подтвердил Зурер. 13 кругов он шел третьим и 27 – вторым. Уверенно, чисто, солидно. А затем раздался хлопок. «Турбо, по-моему,» – пожал он плечами. Таким же пожатием он ответил на вопрос о планах на 1986-й год. Для того, чтобы получить место во втором Brabham’е нужны не только талант и упорство.
Зурер и Лаффит доказали, что опыт в Формуле 1 все еще кое-что значит. На 51-м круге Лаффит заехал за свежими Пирелли, на 55-м установил лучшее время на круге, наконец улучшив результат Ligier-Cosworth Дидье Пирони пятилетней давности, а еще через четыре круга зарулил в гараж с поломавшимся Renault. В Брэндсе дела Ligier шли неплохо – Филипп Штрайф, проводивший третью в своей карьере пилота Больших Призов гонку сумел занять в квалификации пятое место, опередив Алена Проста.
В воскресенье Штрайф выступил не хуже любого другого гонщика. В субботу на полной скорости на пятой передаче он допустил разворот на 720 на входе в Пилгримз Дроп. Рычаг задней подвески выскочил из своего крепления – вероятно в результате слишком сильных наездов на бордюры. «Пирелли требуют много прижимающей силы, а она у нас есть,» сказал скромный француз, выигравший в прошлом году в Брэндсе последнюю гонку Формулы 2. Так что он хотя бы знал, что из себя представляют повороты. «Может быть, но в пятницу я впервые проехал по этому кольцу посуху. В Формуле 2 и тренировки, и гонка были под дождем.» Старт у него вышел посредственный, но к счастью он все же смог остаться впереди большой группы машин, скопившейся за труднопроходимой Alfa Romeo Эдди Чивера. Его неопытность проявилась лишь дважды: он без борьбы пропустил Росберга, думая что он лидирует, а не борется с ним за девятое место и спутал McLaren Джона Уотсона с автомобилем Алена Проста. Дав ему дорогу он, возможно, упустил одно зачетное очко.
Однако ярче всех сверкал Росберг. «Я еще никогда так не выкладывался, – протянул он, затягиваясь послегоночной сигареткой. – Никогда-никогда. Шины начали чуть-чуть изнашиваться, но я не мог заехать их поменять.» С 23-го места он поднялся на третье. С этим выступлением в контексте Брэндса могло сравниться только выступление Мэнселла. Кроме Штрайфа, без борьбы его пропустил один Прост. Williams настиг McLaren в хвосте череды автомобилей, собравшихся за Эдди Чивером. Как будто связанные невидимой нитью, машины турбо-крокодилом мчались по треку под адский шум в калейдоскопе языков пламени. На входе в Друиды Росберг прошел Проста. Алену приходилось думать о Чемпионате.
Однако у McLaren’а были проблемы, не имеющие ничего общего с чемпионатом. «В общем и целом мы провалились, – вздохнул после гонки конструктор команды, Джон Барнард. – Такой провал в конце года неприятен. Очень Неприятен.» В пятницу Прост не мог ближе чем на секунду приблизиться к своему результату, показанному во время тестов и команда решила, что выходом из положения сможет послужить печь для шин. За ночь «парни с фабрики, о которых никто не вспоминает» (так назвал их Барнард) построили гигантский обогреватель. Однако проблему недостаточной поворачиваемости на входе в повороты и избыточной на выходе жареные Гудьиры не решили – Прост едва смог улучшить свое время, хотя предполагалась разница по крайней мере в 0,8 сек. В гонке Прост выбрал консервативную комбинацию из жестких левых и средних правых шин, стартовал очень осторожно и потихоньку шел наверх. Выбор резины оказался неверным. На 38-м круге он заехал за тремя средними Гудьирами и лишь одним жестким на левое заднее колесо. После пит-стопа он проехал три очень быстрых круга из-за которых шины чуть сдали, шел третьим, уступил свою позицию Росбергу, финишировал четвертым, заработал три очка и довел свой отрыв от Альборето до 19 очков. Проведя два последних сезона в ранге вице-чемпиона, Прост наконец достиг вершины и стал Чемпионом Мира 1985 года.
И это справедливо. Что он чувствует? «О, что-то невероятное. Я даже сейчас ощущаю колоссальное нервное напряжение, но внутри я очень счастлив.» Прост будет очень хорошим Чемпионом, настоящим послом от спорта. Теперь он может не заботиться об очках и просто бороться за победу. Другими словами, в Южной Африке он возьмется за дело как обычно.
Джону Уотсону, заменявшему в McLaren’е травмированного Ники Лауду, возвращение в гонки Гран При далось очень нелегко. Два года, проведенных вне кокпита болида Формулы 1, если не считать коротких тестов с Toleman’ом, не прошли бесследно. В настройках он копировал Проста и всю пятницу провел накатывая мили. Перед гонкой он даже попытался уклониться от участия в соревновании и Рон Деннис предпринял шаги, чтобы в Брэндсе за его команду выступал Дерек Уорвик. Однако Renault, которым нужно было спасать не только контракт, но и лицо, вежливо отклонили это предложение и весь уик-энд Дерек провел в страдающем неисправным зажиганием автомобиле с номером 16 на борту.
С Уотсоном Брэндс был суров. Свое 21-е стартовое место Джон оценивал холодно: «Это отвратительно. Я не чувствую достаточной уверенности в себе, чтобы заниматься по имеющейся программе.» После старта он шел предпоследним, опережая лишь Minardi Пьерлуиджи Мартини (вскоре итальянец воткнул его задом наперед в отработанные покрышки в повороте Кларка), но потом постепенно разогнался и на финише был менее чем в секунде от зачетного очка.
Это очко досталось Тьерри Бутсену, выступающему за Arrows, команду которая по надежности не имеет себе равных в этом году. Казалось, что шестое место точно займет Мартин Брандл, но у его Tyrrell’а поломалась водяная трубка. Гонка продемонстрировала всему спортивному миру, что команда Tyrrell постепенно привыкает к турбо. Временный напарник Мартина, Иван Капелли, был рекрутирован из формулы 3000 не имея опыта ни кольца, ни болида Tyrrell, ни турбомоторов. В пятницу он путался под ногами: во время своего первого квалификационного выезда он блокировал Айртона Сенну и явно не мог ехать достаточно жестко, чтобы разогреть шины до рабочих температур. В субботу он смотрелся уверенней и аккуратней и показал 24-е время. Во время гонки он был почти чересчур вежлив с более быстрыми машинами и ехал весьма неплохо, пока не сделал охотно признаваемую ошибку: «Я ошибся в переключении, машину занесло и я вылетел с трассы.» Авария произошла в Дингл Делл. В 22 года при условии тестов Капелли может стать очередным именем в длинном списке открытий Кена Тиррелла.
Чтобы полнее оценить квалификационное время Сенны, стоит обратить внимание на тот факт, что и Алан Джонс, и Джон Уотсон не смогли полностью приспособиться к тому стилю, который нужен сегодня для хорошего стартового места – всего один круг, но полностью на пределе. Оба они не смогли извлечь максимума из квалификационной резины. А тем временем Сенна и Пике выжали из своих «липучих» шин абсолютно все, причем с такой самоотверженностью, которая в эру 1000-сильных турбо, делает автодром в Брэндс-Хэтче по-настоящему захватывающим. В пятницу с Элио де Анжелисом в повороте Уэстфилд случилась авария – он поскользнулся на влажном участке асфальта и во время удара получил повреждение шеи. Боль мучила его всю гонку. Lotus’у катастрофически не хватало мощности, но в стиле, похожем на прошлогодний, до-Сенновский, Элио дотянул до финиша и занял пятое место. Джонс, наоборот, с самого старта ехал очень быстро, но вскоре его пока еще не слишком послушная Beatrice остановилась из-за – подумать только! – дыры в радиаторе. Все прочие машины, оснащенные двигателями Hart – у команд RAM и Toleman – выбыли из гонки по причине их отказов.
В общем, желтые флаги, не желтые флаги, но этот день принадлежал Мэнселлу. Он провел гонку так, словно за его плечами была уже не одна победа, в то время как на самом деле он в последний раз выигрывал соревнования за рулем одноместного автомобиля аж в 1979-м году. Победа в Англии была «невероятной, просто невероятной. Нужно было видеть зрителей во время финального круга. На последних кругах я молился, чтобы ничего не сломалось.» После финиша он слонялся по паддоку, разговаривал с болельщиками и благодарил всех механиков Williams’а и японцев из Honda. То есть вел себя как обезоруживающе простой парень, каким всегда и был. Даже раздавая автографы и позируя для фотографий. Пряча улыбку под тщательно подстриженными усами, он наслаждался моментом. И не сказал ни единого слова о своей травме груди.
1 | Найджел Мэнселл | Williams | 75 | 1:32'58.109 | ||
2 | Айртон Сенна | Lotus | 75 | 1:33'19.505 | ||
3 | Кеке Росберг | Williams | 75 | 1:33'56.642 | ||
4 | Ален Прост | McLaren | 75 | 1:34'04.230 | ||
5 | Элио де Анджелис | Lotus | 74 | 1:33'02.797 | ||
6 | Тьери Бутсен | Arrows | 73 | 1:33'02.129 | ||
7 | Джон Уотсон | McLaren | 73 | 1:33'02.987 | ||
8 | Филип Стрейфф | Ligier | 73 | 1:33'08.344 | ||
9 | Рикардо Патрезе | Alfa Romeo | 73 | 1:33'08.749 | ||
10 | Герхард Бергер | Arrows | 73 | 1:33'27.556 | ||
11 | Эдди Чивер | Alfa Romeo | 73 | 1:33'57.655 | ||
12 | Патрик Тамбэ | Renault | 72 | 1:33'10.055 | ||
нф | Марк Зурер | Brabham | 62 | 1:17'08.206 | Турбо / пожар | |
нф | Стефан Йоханссон | Ferrari | 59 | 1:17'46.888 | Генератор | |
нф | Жак Лаффит | Ligier | 58 | 1:12'59.748 | Двигатель | |
нф | Кристиан Даннер | Zakspeed | 55 | 1:15'14.024 | Двигатель / турбо | |
нф | Иван Капелли | Tyrrell | 44 | 57'18.798 | Авария | |
нф | Мартин Брандл | Tyrrell | 40 | 50'47.051 | Трубка подвода воды | |
нф | Тео Фаби | Toleman | 33 | 42'42.224 | Двигатель | |
нф | Филип Альо | RAM | 31 | 40'43.992 | Перегрев двигателя | |
нф | Пьеркарло Гиндзани | Toleman | 16 | 21'01.039 | Двигатель | |
нф | Алан Джонс | Lola | 13 | 17'10.562 | Пробой радиатора / перегрев двигателя | |
нф | Микеле Альборето | Ferrari | 13 | 17'33.122 | Турбо / пожар | |
нф | Нельсон Пике | Brabham | 6 | 7'49.237 | Удар в развернувшегося Росберга | |
нф | Дерек Уорик | Renault | 4 | 10'59.918 | Впрыск топлива | |
нф | Пьерлуиджи Мартини | Minardi | 3 | 4'28.714 | Авария | |
нкв | Хуб Роттенгаттер | Osella |
Перевод и набор: Максим Куваев
The Motor, 9.10.85