"Советский спорт" о Гран-При Монако 1986 года
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

04-1986 Вираж в небытие

04-1986 Вираж в небытие

Среди всех «Гран-при» на машинах «Формулы-1», бесспорно, самыми сложными считаются гонки по улицам Монте-Карло. При длине трассы 3328 метров гонщикам приходится преодолевать множество поворотов, к тому же с подъемами и спусками. Но самым опасным участком нынешнего «Гран-при» был 150-метровый тоннель. Смена яркого солнечного света на полумрак, а затем опять на яркий свет вызывает в некоторых случаях при таком нервном напряжении кратковременную слепоту. Этих нескольких «слепых» секунд может быть достаточно для аварии. Особенно если учесть, что после тоннеля сразу же следует поворот на набережную. В 1955 году этот фактор привел итальянца Альберто Аскари на «Феррари» к аварии он вылетел с набережной в залив. Десять лет спустя подобный же случай произошел с австралийцем Паулем Хокинсом на «Лотусе». Оба неудачника остались живы, но это «купание» им наверняка запомнилось надолго.
Именно поэтому теперь, за несколько дней до гонок, этот отрезок залива старались освободить от яхт и прогулочных суденышек. Подобные же трудности возникают и при очистке улиц, по которым проходит трасса, от автомобилей. Жители, но, естественно, чаще гости Монте-Карло, не могут похвастаться обязательностью и зачастую игнорируют просьбы отогнать в переулки свои автомашины. Вот и приходится полиции, невзирая на вмятины и царапины, появляющиеся на машинах, волоком оттаскивать их с трассы. Правда, потом забывчивым и спесивым хозяевам представляют счет, и они оплачивают эту работу.
К этому сезону, чтобы сделать трассу более безопасной, правительство Монако затратило более миллиона долларов на расширение послетоннельного поворота. Для этого на протяжении 42 метров у залива было отвоевано 12 метров водного пространства, кроме того, на трех четвертях трассы для безопасности гонок было обновлено покрытие.
«Гран-при» Монте-Карло стал разыгрываться с момента возникновения гонок «Формулы-1» — с 1950 года. Соревнования автогонщиков являются основным зрелищем для многочисленных искателей развлечений в княжестве Монако. Однако на сей раз посмотреть гонки по старейшей городской трассе «Формулы-1», несмотря на теплую солнечную погоду, пришло всего 60 тысяч зрителей. Очевидно, объясняется это тем, что трасса гонок просматривается лишь на коротких отрезках. Большинство любителей автоспорта предпочли наблюдать за ходом борьбы по телевидению — и не прогадали. Буквально с первого же круга лидерство захватил чемпион мира Ален Прост. Легкое управление «Макларена» позволило ему уверенно вести гонку по 34-й круг включительно. Затем Прост заехал в бокс для замены покрышек и вперед вырвался Айртон Сенна на «Лотусе». Но на 42-м круге на первую позицию вновь вышел Прост и уже не уступал лидерства до 78-го, финального круга. Эта была 23-я победа Проста в розыгрыше «Гран- при» и его третий успех подряд в состязаниях в Монте-Карло.
Второе место занял товарищ Проста по команде «Макларен» К. Розберг, а третьим стал Сенна. «Прост и Розберг были слишком сильны здесь. Я ничего не мог с ними поделать», — признался на финише Сенна. О трудности трассы говорит и тот факт, что из 20 стартовавших (в Монте-Карло разрешается выступать только 20 машинам, а не 26, как обычно) финишировали лишь 12.
Известнейший в прошлом гонщик «Формулы-1» Джекки Стюарт даже создал своеобразный кодекс состязаний в Монте-Карло: «Местная трасса специфична и непохожа ни на одну другую, что нужно обязательно учитывать. Средняя скорость не должна превышать 140 км/час, ибо мельчайшая ошибка может стать роковой...» Не удивительно, что рекомендации Стюарта стали обязательными для нынешних гонщиков. Ведь на трассе длиной 3,328 км, которую гонщик проходит менее чем за полторы минуты, ему приходится каждые три-четыре секунды переключать скорость. Большинство виражей столь круты, что с 200 км/час скорость приходится сбрасывать до 40.
Словом, трасса в Монте-Карло, бесспорно, только для опытнейших водителей. Это подтвердила и самая «зрелищная», как подчеркивалось в тамошней прессе, катастрофа. Француз Патрик Тамби на «Беатриче Лола-Форде» на крутом подъеме двигался наравне с «Тайрелом» англичанина Мартина Брандла, пытаясь протиснуться по внутренней дорожке поворота. «У нас произошел классический инцидент, когда Мартин закрыл поворот и стал съезжать на меня. Это случилось так неожиданно, что, не успев остановиться, я просто-напросто перелетел через него», — рассказывал потом Тамби. Действительно, машина Тамби перескочила через «болид» Брандла, перевернулась, сделав в воздухе сальто, опустилась на покрышки, ударилась о заградительный барьер, вновь отлетела на трассу и опять приземлилась на колеса. В итоге Тамби отделался растяжением мышц бедра и травмой локтя, а Брандл вообще обошелся без единой царапины.
Но трагедии, к сожалению, не удалось избежать 28-летнему итальянскому гонщику Элио де Анжелису. На новом сверхнизком автомобиле «Брэбхем» в Монако ему не удалось финишировать из-за отказа мотора. Спустя три дня считавшийся одним из самых стабильных гонщиков «Формулы-1» де Анжелис испытывал новые покрышки фирмы Пирелли на французской трассе Ле Кастелле. При прохождении виража на скорости 270 км/час автомобиль де Анжелиса потерял управление, штопором взвился над трассой, а затем метров сорок кувыркался по асфальту, охваченный пламенем. Гонщик с многочисленными переломами и ожогами в тяжелом состоянии на вертолете был доставлен в госпиталь, где через сутки скончался.
В гонках «Формулы-1» после четырех этапов лидирует Прост — 22 очка. На три очка отстает Сенна. На третьем месте Пике — 15 (он финишировал в Монако седьмым).

Б. МИХАЙЛОВ.
(ТАСС — для «Советского спорта»).

Советский спорт, 1986



Знаете ли Вы что...