1987г. - Риск или рассчет?
Тот, кто впервые увидел гонки на автомобилях «Формулы-1», нередко уходил разочарованным. Пестро раскрашенные машины на прямых участках трассы развивали до 300 км/ч. Не только различить стартовый номер и опознать марку автомобиля, но и выделить лидирующую группу спортсменов с непривычки чрезвычайно трудно. Впрочем, на поворотах скорость заметно падает, и память успевает зафиксировать куда больше зрительной информации. Но борьба! Невозможно отделаться от ощущения, что ее как бы и нет. А что же «гладиаторы руля», которые только и делают, что отчаянно рискуют?
Если мы хотим всерьез разобраться в том, что происходит в мире «Формулы-1», то должны постоянно помнить, что ежегодно проводимый чемпионат мира на самых мощных и самых быстроходных автомобилях — это марафон, разбитый на 16 этапов. И успех в таких состязаниях достигается не ежесекундным риском, а долговременным расчетом и невидимой поверхностному взгляду тонкой тактикой. Разумеется, начало нынешнего первенства мира в этом плане не стало исключением.
До открытия чемпионата все команды провели опробование новых автомобилей. Скажем, Найджел Мэнселл за пять дней испытаний на трассе под Рио-де-Жанейро, где состоялся первый этап, на новом «Уильямс-Хонда-ФВП» прошел дистанцию, равную 1940 километрам, в 6 раз больше, чем протяженность самой гонки. Он, как и другие гонщики, не только проверил, насколько надежно работает машина и ее важнейшие узлы. Одновременно Мэнселл выяснил, на сколько километров при разных режимах гонки хватит комплекта шин. Их замена занимает всего 7—8 секунд, но с учетом торможения и разгона после выезда из ремонтных биксов потеря времени достигает 20—25 секунд. При жаркой погоде покрышки изнашиваются быстрее, а поскольку термометр в Рио показывал «за тридцать», то на первом этапе предстояло по три остановки в ходе гонки для смены колес с шинами.
Однако для своих тактических расчетов гонщик должен держать в уме не только срок службы шин. Трубонагнетатели подают в цилиндры современных гоночных моторов воздух под давлением 3—4 атмосферы. Чем больше воздуха, то есть предназначенного для сжигания топлива кислорода и соответствующего количества бензина получит двигатель, тем выше мощность. Но, увы, одновременно снижается надежность мотора и растет расход горючего. А это означает, например, что двигатель БМВ, который стоит на «Бребхэм-БТ55», при давлении наддува 3,9 атмосферы развивает мощность 920 л. с. и может работать без поломок целых 60 минут. В более напряженном режиме, скажем, с давлением 4,5 атмосферы он развивает уже 1220 л. с., но при этом «срок его жизни» только 15 минут!
Поскольку в ходе гонки спортсмен имеет возможность регулировать давление наддува, то в его руках и скоростные возможности машины, и степень ее надежности. Найти инженерно точное соотношение между ними — задача гонщика и всей команды на тренировке. Не удивительно, что прошлогодний чемпион мира француз Ален Прост во время испытаний в Рио на своем «Макларен-МП-4/2Ц» превратил в металлолом три мотора «ТАГ-Порше» только затем, чтобы получить точную информацию о сроке их службы на разных режимах гонки.
Для Мартина Брандла бразильская гонка завершилась на 15-м круге из-за отказа турбо Ален Прост стал триумфатором гонки в Спа |
От давления наддува зависит также и расход топлива. Их связь тоже нужно абсолютно точно знать — ведь запас бензина на борту не может быть больше 195 литров, а добавлять его в ходе гонки запрещено. Я назвал только важнейшие факторы, но есть масса неизвестных, которые гонщик и руководитель команды должны определить, особенно если они начинают сезон на новой машине.
На тренировках непосредственно перед соревнованиями в Рио, как и перед любым другим этапом первенства мира, гонщикам отводилось в течение трех дней пять с половиной часов. Задача тренировки не только настроить машину применительно к особенностям данной трассы. Конечная цель — любой ценой пройти как можно быстрее один из кругов (дистанция гонок — несколько десятков кругов).
Тот, кто показал за три дня наилучшее время, станет первым на старте, показавший же 26-е (на старт допускают только 26 участников) — последнее место. Так «набрасывается конспект» предстоящего спортивного соперничества. И если гонки — это тонкое сочетание тактики и расчета, то тренировки — это своего рода игра ва-банк. Чтобы показать самое лучшее время, гонщики устанавливают максимальный наддув, используют самые «цепкие», хотя и недолговечные шины, идут на заведомый риск. В Рио на тренировках первенствовал Мэнселл — один круг он прошел за 1.26,12. Его товарищ по команде Нельсон Пике, выступающий, как и Мэнселл, на машине «Уильяме», уступил лишь 0,44 секунды. Любой ценой он стремился добиться более высокого результата и в очередной попытке разбил автомобиль. К счастью, это была запасная машина.
Собственно, в гонке первого этапа Мэнселлу не удался старт, и лидерство сразу захватил Пике. Однако вскоре он остановился для замены шин. В дальнейшем Пике «переобувался» еще дважды. После его первой остановки вперед вышел Ален Прост на «Макларене». Он тактически очень точно провел гонку: не перегружал двигатель, следил за расходом топлива и только дважды менял колеса с шинами. Перед другой своей остановкой он выиграл у Пике уже 30 секунд! Любопытно, что это был 106-й старт Проста и 26-я победа. А рекорд всех времен пока удерживает англичанин Джек Стюарт, в прошлом трехкратный чемпион мира, который из 99 гонок на «Большой приз» выиграл 27.
Вторым этапом первенства мира стал «Большой приз Сан-Марино». Эта республика слишком мала, чтобы иметь собственную гоночную трассу. Поэтому ее автомобильный клуб арендовал асфальтированное «кольцо» в итальянском городе Имола. Разумеется, все местные «тиффози» жаждали успеха итальянских машин «феррари». За неделю до гонок фирма «Феррари» провела в Имоле большие испытания своей новой модели «187» — на двух автомобилях ее пилоты Микеле Альборетто и Герхард Бергер «списали в расход» 5 гоночных моторов. Но куда больше не повезло команде «Уильяме». В первый день тренировок Пике достиг лучшего времени среди всех претендентов — 1.25,997. Впрочем, уже на следующем круге, войдя на скорости около 300 км/час в поворот, бразилец потерпел аварию. Машина ударилась о бетонную стену и перевернулась. Пике вышел из этой тяжелой аварии с ушибами и сотрясением мозга и был госпитализирован.
В гонках второго этапа от старта до финиша бессменно лидировал Мэнселл, который одержал свою восьмую победу, стартовав в 92-й раз. Прост долго держался на втором месте, но затем неполадки в «Макларене» вывели его из борьбы. Восторг местных болельщиков вызвало третье место, занятое Альборетто на «Феррари». Свое первое очко на гонках первенства мира завоевал японец Соичиро Накаджима — он финишировал шестым. Кстати, его «Лотус-Хонда-99Т» был самым быстроходным — максимальная скорость машины на прямых участках трассы достигала 350 км/ч.
Третий этап проходл в Бельгии на скоростной трассе «Спа-Франкоршан». Победитель предыдущего этапа Мэнселл на первом круге проявил чрезмерную горячность — столкнулся при обгоне на повороте с Аиртоном Сенна и уже в первой трети гонки выбыл из борьбы. Из-за особенностей трассы в Спа,всегда велик расход топлива. И когда у лидера Алена Проста вышел из строя бортовой компьютер, чемпион мира решил не рисковать. Он тактически очень расчетливо провел гонку и одержал долгожданную 27-ю победу.
Результаты 3-го этапа (298,42 км): 1. А. Прост (Франция) на «Макларене» — 1:27.03,217; 2. С. Юханссон (Швеция) на «Макларене» 1:27.27,981; 3. А. де Чезарис (Италия) на «Брэхеме» — на один круг сзади.
Сумма очков после трех этапов: Прост — 18, Юханссон — 13, Мэнселл и Сенна — по 10.
"Советский спорт" - 19.05.87