BRM V16
Компания British Racing Motors (BRM) была основана с намерением переместить Великобританию в элиту международного автоспорта и автомобилестроения, первый автомобиль был великолепной разработкой, но было одно но. Прежде, чем автомобиль появился на свет, было очень много публичных заявлений о том, какой успешной разработкой это должно быть. И эти заявления, можно сказать, были голословными даже обманом. Ситуацию с разработкой BRM V16 можно описать так, технические менеджеры в течении двух десятилетия без особого интереса к гонкам утверждали , что проект слишком сложен, и не может быть реализован должным образом.
Из-за вероятности перегрева двигателя автомобиль был смоделирован с системой охлаждения представленной в 1952 году. У машины была светло-зеленая окраска в Silverstone в июле 1952 года и более темный оттенок зеленого в конце 1952 и в течении 1953 годов.
В основе автомобиля был 16-ти цилиндровый двигатель, усложнявший задачи обслуживания. У двигателя был нагнетатель, который очень эффективен при подаче воздуха в цилиндры, а также у BRM была помощь инженеров Rolls Royce, которые знали как настроить их на оптимальную работу (имея опыт в разработке двигателей для самолетов). После некоторого довольно длинного времени разработки, произведенный двигатель поражал своей пиковой мощностью - примерно где-то между 550 и 600 л.с. - - довольно внушительно для двигателя 1500 куб./см в начале 1950-ых годов. Сравните это с максимальной продукцией 1951 года Феррари и Alfa Romeo для Формулы 1 380 - 425 л.с.. Казалось, что BRM V16 должен был быть очень быстрым. Но мало того, что BRM был очень ненадежен - так и достижения разработок терялись из-за затягивания сроков выпуска. Одна из причин заключалась в том, что вращающий момент повышался очень быстро с увеличением оборотов в минуту. Это означало, что как только задние колеса начали вращаться, вращающий момент увеличивался, не давая быстро набрать скорость. По общему мнению это было иногда настолько плохо, что проблемы были заметны на прямой, и тем более на поворотах. Дальнейшее развитие в конечном счете уменьшило эти проблемы. С другой стороны легко так рассуждать со стороны, учитывая что разработки велись с 1947, ошибки на тот момент были не обозримы. Такой авто союз имел значительный успех с 16 цилиндровыми двигателями Гран при, и аэро двигателями с 24 цилиндрами, которые видели успешно обслуживались во время Второй Мировой Войне. Однако, было проблемой технической поддержки с относительно маленькими техническими ресурсами BRM. Нагнетатели хорошо зарекомендовали себя в авиа двигателях, на Индианаполисе 500 в 1947 году у победителя был центробежный нагнетатель с особенностями повышения вращающего момента, выявленная как проблема. Эти проблемы стали очевидными BRM, только при использовании наддува непосредственно на трассе.
Изначально планировалось, что BRM V16 начнет участвовать в соревнованиях в 1949 году, но по факту это случилось в Silverstone в 1950 году. В этом заезде BRM V16 проехал только несколько метров, из-за поломки карданного вала. Компания BRM приняла участие в Чемпионате мира (Гран при в Британии) 1951 года и заняла 5-ое место, BRM V16 опередили только Ferrari и AlfaRomeo, еще одно появление состоялось на Гран при в Италии в чемпионате 1951 года, автомобиль сломался перед началом заезда. Звездный часом карьеры для компании был заезд под управлением Fangio лидирующий на 1-2-5 и до 10 круга на Гран при в Albi в 1953 году (гонка не чемпионата). Однако шины не выдержали все 18 кругов, и BRM V16 пришел вторым после пит-стопа. Наконец автомобиль мог составить конкуренцию, но это было через 18 месяцев и было слишком поздно. Стоит отметить, что соревнование было между автомобилями, которые слабо развивались с 1951 года, так как правила для чемпионата были позаимствованы из Формулы 2. BRM V16 действительно выигрывал довольно много незначительных гонок - в частности укороченный Mk II версий в 1954 - 55 годах. Победа над всеми участниками в британской формуле libre было едва ли не главным событием международных гонок (BRM достигнет этого рубежа в следующее десятилетие).
По материалам блога "formula1retro"