Презентация Sauber C21: Здоровый консерватизм
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Здоровый консерватизм

Здоровый консерватизм

В 1815 году в Швейцарии был принят закон о "постоянном нейтралитете”. 140 лет спустя власти маленькой горной страны запретили проведение на ее территории автомобильных соревнований. Трудно сказать, связаны ли как-то два этих исторических события, но представление нового автомобиля единственной швейцарской команды Ф-1 – Sauber C21 – состоялось в Национальном музее военной авиации в Цюрихе. И это обстоятельство стало едва ли не единственным, внешне отличающим нынешнюю презентацию от прошлогодней. Достаточно традиционная для подобных мероприятий концертная программа – выступления акробатов-виртуозов и демонстрация коллекции "мини-бикини-С21” – завершилась, к неудовольствию некоторых, весьма быстро, и с виновника торжества сдернули покрывало. Оказалось, что и очертаниями, и окраской автомобиль здорово смахивает на своего предшественника, да и окружают его, по большому счету, те же самые люди. Что ж, консерватизм – штука полезная, особенно когда впервые в своей истории поднимаешься на четвертую строчку Кубка конструкторов.

Так же, только по-другому

О технических особенностях нового автомобиля рассказывал, как и год назад, главный конструктор Sauber Вилли Рампф: "Проектировать новую машину мы начали еще в мае. Было, конечно, весьма заманчиво просто взять за основу С20 и слегка подправить его. Но мы сразу отказались от этой идеи и решили делать совершенно новую машину, даже несмотря на риск”. Вот так консерватизм! Конструктор начинает работу с чистого листа. Впрочем, действительно ли это так? "Мы внимательно изучили автомобиль сезона-2001, – продолжает Рампф. – И решили улучшить каждый его узел, каждую деталь”. "Полностью новый автомобиль” на деле оказывается всего лишь полностью переделанным старым. Неудивительно, что две машины похожи почти как две капли воды. Разве что переднее антикрыло соединено с носовым обтекателем несколько по-иному – пилоны в виде перевернутой V теперь еще и расширяются книзу. Впрочем, что-то подобное Sauber уже пробовал в прошлом году, но тогда от этой идеи отказались.
"Мы хотели сохранить все положительные черты С20, но при этом добиться улучшения аэродинамической эффективности, причем не только увеличить отношение прижимающей силы и лобового сопротивления, но и, например, добиться лучшего охлаждения двигателя и КП, – главному конструктору, как всегда, не хочется вдаваться в подробности. – Также мы сделали акцент на общее уменьшение веса, понижение центра тяжести, повышение жесткости кузова на кручение и оптимизацию расположения узлов и агрегатов”.
Нет ничего революционного и в двигателе. Petronas 02А (в "прошлой жизни” – Ferrari 050) легче, мощнее и надежнее своего предшественника. С весны мотористы Sauber под руководством Осаму Гото знакомились с этим мотором на заводе в Маранелло. Более того, на этот раз швейцарская команда получила хоть и "чемпионский секонд-хенд”, но не годичной, а всего лишь полугодичной давности – эта версия мотора дебютировала лишь в середине сентября прошлого года.



Юбилей



В 2001 году швейцарской команде удалось уменьшить стартовые номера ровно вдвое – с восьмой строчки Кубка конструкторов переместившись на четвертую. Так что в наступающий сезон, который станет для Петера Заубера десятым в Формуле-1, команда вступает с багажом позитивных эмоций. Но все же швейцарец не питает особых иллюзий: "В прошлом году мы выступили почти так же хорошо, как Ferrari – выиграли "в своем классе”. Практически, мы добились максимально возможного результата. Но даже несмотря на это, планируем в наступающем чемпионате быть еще лучше”. Здесь, казалось бы, самое время прибегнуть к традиционным высказываниям: "не дадим грандам спокойной жизни”, "при удачном раскладе можем даже выиграть гонку-другую”, "собираемся регулярно финишировать в первой шестерке” и тому подобное. Но нет – Заубер сразу расставил точки над i: "Я предпочитаю реалистичный взгляд на вещи. Конечно, всегда можно выиграть "дурацкую” гонку, но мы пока не говорим о том, что сможем сами одержать победу”. И лишь раз, когда речь зашла о пилотах, Петер позволил себе несколько отступить от прагматизма и отважился на "действительно серьезное” заявление: "Нику Хайдфельду вполне по силам закончить этот чемпионат в тройке призеров”.
Своим путем
Да, именно немецкий пилот будет главной ударной силой швейцарцев в будущем чемпионате. Имея за плечами опыт двух сезонов, Ник уже может считаться зрелым пилотом. Во всяком случае, по сравнению со своим будущим напарником. Им стал – и это едва ли не единственная заметная перемена, произошедшая в Sauber за зиму – 20-летний бразилец Фелипе Масса. Команда в лучших традициях консерватизма продолжает делать ставку на молодежь. Масса, за два последние сезона победивший в европейских чемпионатах Ф-Renault и Ф-3000, займет место перешедшего в McLaren Кими Райкконена. "На быстром круге Фелипе смотрится даже лучше Кими”, – не скрывает своего удовлетворения Заубер. – "Вообще, если сравнивать двух этих пилотов, они во многом похожи – оба талантливы, отлично провели первые тесты и здорово работают с инженерами”.
Впрочем, одно отличие обнаружилось почти сразу – не могут же быть совершенно одинаковыми людьми темпераментный бразилец и холодный финн. Не в пример сдержанному Райкконену, Масса совсем не прочь поделиться своими мыслями. После первых настоящих испытаний автомобиля Ф-1 у Массы с непривычки разболелась шея. Справиться с этим ему помогал бывший физиотерапевт Айртона Сенны Жозеф Леберер, что сразу дало некоторым журналистам повод сравнить Фелипе с его знаменитым земляком. "Я не Сенна. Я новичок Ф-1 и собираюсь пойти своим путем, – заявил Масса. – И вообще, моими кумирами были и остаются Шумахер и Вильнев”. Вот такой бразилец.


Скрытая угроза

Еще одно изменение, произошедшее в швейцарской команде, не слишком заметно внешне – из ее названия исчез Red Bull. Производитель тонизирующих напитков более не является титульным спонсором Sauber, хотя сам красный бык все еще украшает боковины капота двигателя. Вот тут-то и кроется главный вопрос, ответ на который собравшиеся на презентации журналисты так и не получили. С виду все осталось по-прежнему, но на деле финансовый поток от Red Bull хоть и не иссяк совсем, но здорово помелел. А ведь расходы команды, наоборот, возросли. На одну только постройку собственной аэродинамической трубы Sauber планирует потратить около 50 миллионов долларов. А ведь надо еще расплачиваться с Ferrari за двигатели. Консерватизм консерватизмом, но деньги тоже надо откуда-то брать. И найти здесь верный баланс Петеру Зауберу будет гораздо сложнее, чем эквилибристу, который демонстрировал свое искусство во время презентации. А ошибка может стоить гораздо больше, чем синяк или даже сломанная рука. Судьба команды Алена Проста тому пример.

Александр Кабановский

Журнал "Формула-1" март, 2002



Знаете ли Вы что...