Ален Прост: «Я должен работать»
«Я давно хотела спросить, а как название вашего журнала звучит по-русски?.. Как? Фор-му- ла-о-дин, - я правильно произнесла?» - улыбнулась пресс-секретарь Prost Мари-Пьер Дюпаскуа. «Не волнуйтесь, сейчас я его притащу», - засмеялась Мари, заметив наше беспокойство. Через несколько минут она вернулась вместе со своим патроном, и наше терпение было вознаграждено: вместо оговоренных пятнадцати минут Ален отвечал на наши вопросы более получаса.
Месье Прост, Вы довольны ростом команды в этом сезоне, можно ли это назвать прогрессом?
Я не думаю, что можно быть довольным работой, а точнее, - результатами этого сезона. Все в нашей работе подчинено победам. Победам в гонках, в чемпионате. Я вижу свои ошибки. Поэтому в этом году я провел реорганизацию команды. Результаты вы наблюдаете в текущем сезоне. По сравнению с прошлым годом и даже по сравнению с началом нынешнего это сказалось в первую очередь на значительном улучшении работы с машиной. Я думаю, мы сделали шаг вперед. Прошлый год был не самым удачным. На заводе было много людей, как мне казалось, лишних. Мне необходимо было время, чтобы понять, в чем именно нуждается команда. С начала сезона в команде была хорошая атмосфера, что позволяет мне с большим оптимизмом смотреть в будущее.
У Вас есть какой-то особый план на будущее?
Особый план? Нет. Как я уже сказал, я реорганизовал команду. Я пригласил Джона Барнарда, который настоял на проектировании нового двигателя и новой коробки передач. Мы построили новую машину, гораздо лучше предыдущей. Благодаря этому мы избавились от многих проблем и чувствуем себя весьма уверенно. Теперь мы с командой мечтаем о серьезном успехе. Жаль только, двигатель несколько слабоват...
Но ведь, судя по всему, команду продолжают преследовать технические проблемы?
В Формуле-1 никто не хочет, да и не может себе позволить останавливаться на достигнутом. У нас действительно большие проблемы с двигателем, случаются неполадки и в автомобиле в целом. Это нужно просто преодолевать. В следующий сезон мы придем с новым, более надежным мотором и надеюсь, сделаем машину более конкурентоспособной. Бесспорно, что только так мы сможем зарабатывать очки в гонках.
Это будет абсолютно новый двигатель?
Да, мы уже испытывали его во время квалификаций в этом сезоне.
Для двигателя было подготовлено новое шасси?
Нет.
Дебютный сезон 1997 года был весьма удачным для команды, а прошлый год сложился очень тяжело, так в чем же выражались ошибки прошлого года? Были ли они только техническими?
Вы правы. Дебютный сезон был действительно впечатляющим для нашей команды. Работа с машиной практически не вызывала сложностей, и пилотов можно было только похвалить... К тому же было много богатых людей, желавших поддержать меня. Никто даже и не думал, что по сравнению с 1997 годом в команде появятся еще 65 людей, новая резина, возможность проведения крэш-тестов. А то, что в прошлом году у нас было много проблем - нормальная ситуация. Вообще нам повезло, что это случилось не в дебютный сезон и мы смогли заявить о себе. Знаете, как трудно объяснить людям, что в команде появились проблемы. Все хотят видеть результат и как можно скорее. Объяснить, что 15 лет назад все было вообще по-другому, просто невозможно.
Что Вы думаете об Оливье Панисе как о гонщике после его аварии в Канаде два года назад? Не кажется ли Вам, что он стал менее быстрым?
Я не люблю говорить о своих пилотах. Этот вопрос можно переадресовать моей пресс-службе. Как минимум, я думаю, вы должны спросить самого Оливье об этом. Если же вы хотите знать мое мнение, я наблюдаю за ним, и он мне не кажется таким быстрым, как раньше. Он несколько сдал. Новая резина, новая машина. Это не легко. Я считаю, что наблюдения и выводы, которые делаю я, может сделать каждый. Я думаю, вы сами найдете разумное объяснение.
Как Вы можете прокомментировать то, что в Prost в следующем году появится Алези?
Я сделал лучший выбор, который только мог сделать для команды. Я действительно искал для своей команды особого парня. Уточню: особого парня, француза. У меня были возможности попробовать нескольких гонщиков, поскольку я должен был выбрать лучшего для Prost. Все мы рассчитываем, что будущий год станет лучшим для команды.
Такое впечатление, что в этом сезоне решить вопрос о гонщиках все команды пытались как можно скорее, чтобы заполучить более выгодные контракты со спонсорами.
Формула-1 - это рынок. Вы знаете, что если подобрать гонщика на будущий сезон, основываясь на выступлениях в этом, то ваше решение может оказаться не очень верным. Если какая-то команда приняла решение до конца текущего сезона, значит она видит в этом смысл.
Ален, Вы будете требовать от гонщиков непременных побед в гонках?
Конечно, победы - это здорово. Но неудачи случаются с каждым. Формула-1 - очень сложный спорт, и результат гонки не всегда зависит от того, кто за рулем. Есть очень много хороших и сильных гонщиков, но даже они не всегда справляются с техническими неполадками машины во время гонки. Есть еще и ошибки. Я хочу, чтобы их не было. Еще результат зависит от партнеров, от людей, которые работают со мной. Многие люди верят именно мне. Я не могу их разочаровать. Ф-1 - это мир, основанный на обещаниях. Очень важно не наделать ошибок и не потерять доверия.
Как Вы относитесь к французской прессе?
К французской прессе?
Да. Как Вы относитесь к тому, что пишет о Вас французская пресса? У Вас есть проблемы с журналистами?
Я думаю, все и во всех странах имеют проблемы с журналистами. Когда я говорю, я всегда отвечаю за свои слова. Иногда я работаю с определенной группой журналистов, и они очень профессиональны.
Но зачастую встречаются и те, которых нельзя назвать профи. Я давал однажды интервью и был поражен тем, что многие важные вещи были просто опущены.
У меня были проблемы с некоторыми журналистами. Но в конце концов невозможно же всех научить думать, как ты. Жаль, ведь многие из них - хорошие парни.
Ален, а что для Вас деньги?
Деньги?! Хорошие люди гораздо важнее денег.
Неужели?
Да, да. Это правда. Потому как конкурентоспособная и умеющая работать команда гораздо важнее. Время бежит, приходят новые люди, которых надо учить работать, которым нужно учиться доверять. Нет, команда - это очень важно. Ведь очень сложно найти преданных делу людей, таких как в Ferrari или в McLaren.
Вы хотели бы быть в положении руководителя McLaren?
Вы хотите сказать своим вопросом, что мне нужны деньги?! В нашем бизнесе важно не только иметь возможность покупать профессионалов и хороших работников, но и уметь с ними работать, правильно использовать их талант. О'кей. Я должен работать, большое спасибо вам всем.
Прост поднялся из-за столика, попрощался с нами, пересек паддок и скрылся в боксах своей команды. Ему придется еще много и напряженно работать, прежде чем его команда встанет вровень с McLaren и Ferrari. Но уже сейчас никто во французской «конюшне» не сомневается, что это рано или поздно произойдет и Ален Прост наконец выиграет свой пятый чемпионский титул, на этот раз в качестве руководителя команды, которая носит его имя.
Владимир Маккавеев
Журнал "Формула-1" ноябрь, 1999