Интервью с дебютантом 2001 года Фернандо Алонсо
История Формулы-1, обзоры, статьи исторические интервью.
 
Вперёд
Назад

Фернандо Алонсо пилот Minardi

Фернандо Алонсо пилот Minardi

В от уж действительно, никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь! Тридцать минут назад, спускаясь к порту по залитому золотистыми лучами вечернего солнца "Прекрасному берегу”, я искренне жалел, что не назначил это интервью хотя бы на полчаса позже. Но стоило добраться до опустевшего паддока, как небо над Монако вдруг заволокло приплывшими откуда-то с моря мрачными серыми тучами и по улицам княжества бешеным аллюром зацокали крупные дождевые капли. Представив, что сейчас творится на "Прекрасном берегу”, я вмиг расстался с недавними сожалениями и даже порадовался за себя. Вместо того чтобы мокнуть сейчас на "Бо-Риваж”, я сидел в уютном моторхоуме Minardi, пил горячий кофе, смотрел вместе с дюжиной итальянских механиков во главе с Джанкарло Минарди футбол и ждал своего собеседника. Алонсо подошел очень тихо и почти бесшумно сел за столик напротив меня.




Фернандо, для начала расскажите немного о себе и своей семье.
Даже не знаю, что и рассказывать, у меня совершенно обычная семья, абсолютно ничего примечательного. Отец инженер, сейчас он постоянно ездит со мной по гонкам, вон он сидит за соседним столиком. Мама не работает, мы можем себе это позволить. Кроме того, у меня есть еще сестра, она медик. Словом, самая обыкновенная семья.

Говорят, вы впервые сели за руль карта в два года. Это правда или домыслы журналистов?
Да как вам сказать, почти правда. На самом деле, мне было тогда три года. А карт для меня построил отец, который, думаю, сыграл решающую роль в становлении моей гоночной карьеры. Он всегда помогал и поддерживал меня, как в детстве, так и теперь, и я ему очень благодарен.

Фернандо несколько лукавил. Назвать его семью вполне обычной трудно. Фернандо рос болезненным ребенком, и инженер Хосе-Луис Алонсо из небольшого приморского города Овьедо, что на самом севере Испании, решил поправить здоровье сына спортом. Однако выбор отца пал не на футбол или, скажем, легкую атлетику, а на картинг. Инженерные навыки Алонсо-старшего пришлись как нельзя кстати: Хосе-Луис своими руками соорудил для сына маленький карт и даже проложил вокруг дома "игрушечную” трассу. Главное же – он навсегда привил сыну любовь к автоспорту. Мальчик целыми днями теперь пропадал на своем "картодроме”, а вскоре стал участвовать и в настоящих соревнованиях. Где бы он ни гонялся, почти всегда Фернандо противостояли ребята на два-три года старше его самого. Но это нисколько не смущало Алонсо. Шесть лет подряд он выигрывал картинговый чемпионат Испании. В 1995 году всего в 14 лет стал третьим призером юниорского ЧМ, а через год и чемпионом мира по картингу.

Вы суеверный человек?
Нет, абсолютно.

Что значат для вас гонки?
Сегодня это моя жизнь!

Помимо гонок, в обычной жизни, как любит проводить время Фернандо Алонсо?
Ну, на самом деле, у меня не так много увлечений. Люблю иногда послушать испанскую музыку…

…только испанскую?
Да нет, не только. В этом плане я довольно разносторонний человек и в зависимости от настроения слушаю разную музыку, просто испанскую люблю слушать в любом настроении. Кроме того, люблю велосипед, футбол.

Хорошо играете?
Не слишком. Смотрю я гораздо лучше, чем играю.

1998 год стал ключевым в карьере Фернандо. К титулу чемпиона мира 17-летний Алонсо прибавил вице-чемпионскую корону первенства Европы, после чего был приглашен на ежегодный картинговый турнир для знаменитостей, где познакомился с владельцами ведущей команды Формулы-Nissan Адрианом Кампосом и Эрманно Куочи. Адриан на тот момент являлся одним из всего лишь семи испанцев, пробовавших свои силы в Формуле-1, Эрманно же в Испании вообще личность почти легендарная, поскольку в 1975–1977 годах работал в Ferrari гоночным инженером Ники Лауды и приложил руку к двум чемпионским титулам великого австрийца. Потом Куочи перешел с Ники в Brabham, оттуда – в Minardi, где и познакомился с Адрианом, с которым в середине 90-х они основали в Испании собственную команду национальной Ф-Nissan.

Формула-Nissan, автомобили которой представляют собой что-то среднее между машинами Ф-3 и Ф-3000, как национальный класс появилась в Испании в начале 90-х с легкой руки Энцо Колони. Амбициозному итальянцу после провала его программы Формулы-1 срочно нужно было поправлять финансовые дела своей фирмы, и в поисках новых заказчиков он двинулся на запад, предложив испанцам основать национальный гоночный класс, который позволил бы в скором времени поднять общий уровень автоспорта на Пиренейском полуострове. Nissan стал поставлять двигатели, Энрике Скалаброни спроектировал автомобиль, а Coloni и Dallara взялись за его производство. Так в Испании появился гоночный чемпионат, названный в честь титульного спонсора табачной компании Fortuna.

Естественно, что когда Кампос и Куочи выставили в Ф-Nissan свою команду, громадный опыт позволил им быстро захватить лидирующие позиции. В 1998 году блестящую победу в Fortuna Open одержал Марк Жене, благодаря связям Кампоса в Фаэнце и спонсорским деньгам Telefonica тут же зачисленный в Minardi Ф-1. На освободившееся же место в команде теперь был нужен "новый Жене”, и Адриан с Эрманно, приглядевшись к Алонсо, решили попробовать его.

Каковы ваши впечатления от Формулы-1?

О, я даже не могу описать этого словами! Формула-1 – вершина мира в автоспорте, и я безмерно счастлив оказаться здесь.



У вас не так много гоночного опыта, вам не кажется, что дебют в Ф-1 был некоторой авантюрой? Может, стоило задержаться в Ф-3000 и выиграть там международный чемпионат?







Трудно сказать. Ф-3000 – довольно странная категория. Даже если все идет хорошо и ты и команда готовы лучше некуда, все равно нельзя быть уверенным в успехе. Ты можешь выиграть, но можешь и проиграть, это непредсказуемо. В Ф-1 все по-другому.

Вам нравится работать в Minardi?
Определенно. У нас очень скромная команда, но каждый любит свою работу. В команде великолепная атмосфера, каждый хочет принести пользу, добиться успеха. Думаю, начинать карьеру в Minardi – очень неплохо.

На каком языке вы общаетесь с механиками? На итальянском?
Нет, на английском. Конечно, большая часть команды – итальянцы, но не все, поэтому проще разговаривать по-английски. Впрочем, при случае я могу поговорить и на итальянском, его я тоже знаю.

Осенью Фернандо пригласили на его первые тесты Формулы-Nissan в Альбасете. То было, наверное, самое сложное испытание в его жизни. Никогда раньше он не ездил на гоночной машине с тремя педалями. Алонсо почти не умел работать сцеплением, переключать передачи. Естественно, свои первые тесты Фернандо закончил досрочно: переусердствовав на выходе из медленного поворота, он уткнулся в рельс металлического отбойника и разбил машину. Эта ошибка могла бы поставить крест на его карьере, если бы за несколько минут до этого Алонсо не повторил времени лучшего круга Марка Жене. Скорость Фернандо настолько впечатлила Кампоса и Куочи, что те тут же подписали с ним контракт на три года, а Хосе-Луис Алонсо стал менеджером команды.

Однако через год выяснилось, что они все же недооценили испанца. Трехлетний контракт пришлось отправить в мусорную корзину: выиграв девять "поулов” и шесть гонок, Фернандо с первой же попытки стал чемпионом открытого первенства Европы Ф-Nissan. Алонсо оказался еще более быстр, чем Жене. Кампос не мог нарадоваться на своего нового воспитанника. Адриан быстренько нашел для Фернандо богатых спонсоров, договорившись со своим старым другом Джанкарло Минарди, пристроил 18-летнего Алонсо тест-пилотом в Minardi и заключил для него контракт с командой МЧ Ф-3000 Astromega.

Сегодня вы самый молодой гонщик Ф-1. Вам еще нет и двадцати. Вы считаете, что столь ранний дебют в Формуле-1 идет на пользу молодым пилотам?
Думаю, да. Это дает некоторое преимущество, потому что в девятнадцать лет у тебя есть еще время, чтобы многому научиться, поездить за разные команды, найти себя. Самое главное – не оступиться в самом начале.

Как вам кажется, кто лучший гонщик современной Формулы-1?
Не знаю, в Формуле-1 очень трудно сказать, что этот парень намного лучше, а тот хуже. Здесь все отличные пилоты, но очень много зависит от возможностей машины и команды.

А как насчет гонщиков прошлого? Кто был вашим кумиром в детстве?
Айртон Сенна. Он был гонщик от Бога, каждую минуту, каждую секунду он отдавал всего себя на трассе, он жил гонками. Я восхищался им.

Но быстро приспособиться к Ф-3000 Алонсо не удалось. Полсезона он потратил на бесконечные споры с гоночным инженером Крисом Мерфи и борьбой с недостаточной поворачиваемостью своей Lola. Настройки Astromega не подходили испанцу, привыкшему проходить повороты с легким сносом переднего моста. Лишь в Невере Мерфи наконец сдался и настроил машину так, как того хотел Фернандо, – с небольшой избыточной поворачиваемостью. И Алонсо преобразился! Не набравший за полсезона ни одного очка и ни разу не поднявшийся в квалификации выше 11-го места, Фернандо уже во Франции стартовал со второго ряда, в Австрии завоевал первое очко, в Венгрии поднялся на пьедестал, а в Спа и вовсе выиграл гонку и занял четвертое место в чемпионате.

В результате на Фернандо положил глаз Флавио Бриаторе, предложивший Алонсо долгосрочный контракт и место испытателя в Benetton. Флав же пристроил Фернандо набираться опыта в Minardi, открыв тому дорогу в Формулу-1. Ту самую, которой несколько лет назад в "большой цирк” пришли Физикелла и Трулли.

Фернандо, вам пришлось дебютировать в Формуле-1 за рулем машины, которая заведомо проигрывает конкурентам. Чего вы ждете от этого сезона?
Вы правы, мы постоянно работаем над PS01 и улучшаем машину, но другие команды тоже не стоят на месте. В техническом аспекте мы все еще позади. Надеюсь, что к концу чемпионата что-то изменится. Для команды очень важно попасть в десятку лучших по итогам Кубка конструкторов. Надеюсь, нам удастся это сделать.

Машины Формулы-1 сильно отличаются от тех, которыми вы управляли раньше?
Вы имеете в виду "формулу-3000”?

Да.
Конечно, они более тонкие и точные в управлении, прощают куда меньше ошибок. Мне пришлось кое-что поменять в технике пилотирования: например, научиться тормозить левой ногой. А карбоновые тормоза – просто фантастика. Но управлять этой машиной куда сложнее.

В этом году вы, если так можно выразиться, выступаете в двойном качестве: призового гонщика Minardi и тест-пилота Benetton, с которой у вас основной контракт. Однако на тестах Benetton вас что-то не видно. Какова вероятность того, что в следующем сезоне вы сядете за руль Renault?
Не знаю, это решать не мне, а Флавио (Бриаторе), в любом случае, в этом году для меня главное учиться и набираться опыта, а зимой посмотрим.

Ходят слухи, что в 2002 году Minardi может получить двигатели Renault. Не могли бы вы их прокомментировать?

Нет, это не мое дело, к тому же для меня это такие же слухи, как и для вас. Ничего конкретного я не знаю.

Много испанских болельщиков приезжают на этапы чемпионата мира, чтобы поддержать вас?
Не так много, как мне бы хотелось, но все-таки в последнее время гораздо больше испанцев стали ездить на Гран При. Конечно, до финнов и немцев нам еще далеко, но это уже кое-что. Например, сюда, в Монако, приехало много моих друзей, и я им очень благодарен за это. В любом случае, мне всегда приятно встретить людей с испанским флагом, неважно, знаю я их или нет. Они приезжают, чтобы поддержать меня, я же, в свою очередь, стараюсь никогда не обижать их отказом дать автограф или сфотографироваться с ними.

Похоже, звездной болезнью вы не страдаете!
Надеюсь, что так.

Допив кофе, мы попрощались. Фернандо засобирался в гостиницу, я – в пресс-центр. Но через десять минут мы снова столкнулись с Алонсо у выхода из паддока. Он стоял на коленях прямо на асфальте и писал что-то на расстеленном перед ним испанском флаге, а потом еще бесконечно долго фотографировался с болельщиками. "Вот видите, я же вам говорил”, – смущенно улыбнулся Алонсо. "Фернандо, а каким вы видите себя через десять лет?” – спросил я, пока мы неспешно брели к "Раскассу”. Испанец задумался, потом медленно произнес: "Не знаю, жизнь – сложная штука, но, думаю, таким же, как и сейчас, только на десять лет старше и мудрее”. Махнув на прощание рукой, он вскочил на мотороллер и умчался. Я же по дороге в гостиницу еще долго думал о том, что жизнь действительно сложная штука. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. И даже при всем таланте Алонсо – главной гоночной надежды Испании – ни он сам, ни кто-нибудь другой сегодня не может сказать, кем он станет через десять лет и как скажется на его будущем ранний дебют в ни на что не претендующей команде. Жизнь – сложная штука. Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.



Владимир Маккавеев

Журнал "Формула-1", август 2001



Знаете ли Вы что...