Интервью с Х.-Х. Френтценом 2001г.
Любой гонщик ждет от нового сезона удачи, побед, пьедесталов. Не все получалось так, как задумывалось. Каждый спортсмен знает, насколько высок уровень его команды и на что реально он может рассчитывать в гонке и в чемпионате. Я могу сказать, что уровень Jordan очень высок. Мы – топ-команда. Конечно же, не столь сильная, как Ferrari или McLaren, но вполне конкурентоспособная, если говорить об остальных. Хорошее шасси, хороший двигатель, они прекрасно сочетаются между собой, вот только с надежностью в этом сезоне не все в порядке. Когда же проблемы возникают не у нас, а у бесспорных лидеров, – мы вполне способны оказаться впереди всех остальных. Индианаполис – тому пример.
Вы выступали в Sauber, Williams, теперь – Jordan. Где работать приятнее?
Любой гонщик на моем месте скажет: в той, где сейчас выступаю. Но в отношении Jordan это не просто отговорка. Мне действительно нравится эта команда. Я счастлив, что нашел общий язык с Эдди Джорданом – он замечательный человек, да и весь персонал мне симпатичен. Единственное, о чем жалею, так это об уходе Гэри Андерсона. У меня с ним сложились очень теплые отношения.
А как складываются отношения с Ярно Трулли?
Он хороший партнер по команде, и с юмором у него все в порядке. Ярно перебрался жить в Монако, так что теперь могу сказать про него, что он еще и хороший сосед: не приходит в гости без приглашения.
Не секрет, что среди немцев по популярности вы далеко уступаете Шумахеру. Это не задевает?
О, чем я всегда мог похвастаться, так это своими поклонниками. Они у меня – народ избранный. Шумахеру достается любовь и признание низших и средних слоев немецкой публики. А мне, можно сказать, – самые сливки. Так что на этом вираже я намного впереди Шумахера. Уверен, что смогу быть впереди него и в гонке.
Между вами есть особое соперничество?
Не больше, чем между всеми спортсменами. Он – действительно хороший гонщик, сильный соперник. Ну и что? Можно ли завидовать тому, что в какой-то момент его карьера сложилась удачнее?! Вообще, с возрастом начинаешь задумываться о смысле жизни, начинаешь ценить людей, с которыми работаешь, и даже тех, с кем соперничаешь.
Похоже, вы любите пофилософствовать. Читаете, наверное, умные книжки?
Умные? Да, вроде энциклопедии для молодых родителей. Очень, знаете ли, развивает. А если серьезно, то последнее время я читаю не очень много, в основном жена Таня вводит меня в курс последних событий и новинок в области литературы.
Многое изменилось в вашей жизни с женитьбой и появлением ребенка?
За последнее время в моей жизни много чего произошло. Я перешел в новую команду, выигрывал гонки, даже сражался за звание чемпиона. Но, разумеется, свадьба с Таней – главное событие в личной жизни. Хотя сказать, что моя жизнь перевернулась на 180 градусов, я не могу. Что-то действительно изменилось с рождением дочери, что-то – осталось по-прежнему. К примеру, теперь не только я поднимаюсь ни свет ни заря, но и Леа. Раньше мне приходилось самому будить Таню, когда нам требовалось встать пораньше, теперь это делает наша дочь. Один минус – она это проделывает каждый день, вне зависимости от того, есть ли у нас какие-нибудь дела с утра или нет.
Традиционный вопрос: не стали вы медленнее как гонщик с появлением новых обязанностей?
Да, ходит такое мнение, что женатый гонщик в целом теряет полсекунды на круге. Честно говоря, на себе я этого пока не ощутил. Возможно, если посмотреть мои результаты, где-то я и теряю доли секунды, но не по своей вине, а когда сталкиваюсь с техническими проблемами. Во мне еще много сил, задора и здоровых амбиций.
Не возникает желания пораньше уехать с трассы, чтобы поскорее оказаться дома, с семьей?
Я не могу себе позволить думать об этом. На Гран При я должен быть сконцентрирован на своей работе, одна посторонняя мысль – и ты уже выпал из гоночной обоймы. Но мы часто созваниваемся с Таней. Она всегда, пусть и по телефону, держит меня в курсе того, что происходит дома. К счастью, она понимает, насколько важна для меня работа. Когда-то, решив остаться со мной, она отказалась от собственной карьеры. Я благодарен ей за это, поскольку очень нуждаюсь в понимании.
Задумываетесь ли вы уже сейчас о том, какой хотели бы видеть свою дочь через несколько лет?
Иногда, когда беру ее на руки, пытаюсь представить себе, какой она будет, кем захочет стать. Но ведь жизнь – это мгновения, особенно для нас, гонщиков. Поэтому пока я предпочитаю наслаждаться мгновениями общения с дочерью и теми изменениями, которые происходят в ней за то время, когда меня нет рядом.
Каким вы себя видите, скажем, лет через двадцать?
Через двадцать лет? Наверное, уже совсем седым и лысоватым. Окруженным маленькими детьми, это обязательное условие. И неважно, будут ли это мои внуки или дети и внуки моих сестер. У меня тогда будет белая вилла где-нибудь на побережье Испании. Вот это действительно мечта – так прожить свою старость. Раньше мне казалось, что я всю жизнь буду гоняться. Подумывал об американских гонках. Но сейчас CART, к примеру, из гонок ветеранов превратился в соревнование, которое по возрасту гонщиков даже моложе Формулы-1. В общем, если еще будет желание ездить, то выберу для себя какие-нибудь суточные, неторопливые гонки. А если нет – то, может, создам свою команду или посвящу себя семье. Там видно будет…
Что для вас означает слово "счастье”?
Для меня как гонщика счастье – это эйфория от победы, от любого успеха на трассе, а для меня как человека счастье – это быть кому-то нужным. Сейчас я могу сказать, что я счастлив. Может, мои амбиции удовлетворены не в полной мере, но у меня есть любимая работа, любимая жена и дочь. Мои друзья и близкие понимают и любят меня. У меня есть планы и задачи, надежды и обязанности. Разве не это называется счастьем?
Интервью взяла Евгения Головко
Журнал "Формула-1" январь, 2001