Интервью с Максом Мосли 2002г.
Не так давно FIA изменила несколько пунктов в регламенте Ф-1. Но, насколько нам известно, у вас есть договор с командами не менять в ближайшие пару лет требования к шасси?
Мнение, что FIA меняет правила, ошибочно. Мы не можем ничего менять в Ф-1, если это не связано с безопасностью, назначением должностных лиц или дисциплинарными вопросами. В остальных же случаях мы можем что-то поменять только с согласия Комиссии Формулы-1, где одиннадцать команд имеют двенадцать голосов, организаторы этапов — восемь, спонсоры — два, шинники и мотористы, я как президент FIA и господин Экклстоун как владелец коммерческих прав — по одному. Поэтому мы не можем провести поправку вопреки воле большинства команд. Чтобы это сделать, нам нужно 18 голосов из 26. Все это определено в Договоре согласия и до 2008 года, когда заканчивается срок его действия, существует только такой вариант.
Не кажется ли вам, что новые правила, касающиеся ограничения количества моторов на Гран При и штрафа на десять мест на старте, не соответствуют спортивному духу Формулы-1?
Со спортивной точки зрения замена моторов, рассчитанных только на 350 км — например, на гонку и утреннюю разминку — на двигатели с ресурсом в 700 или 800 км, абсолютно ничего не меняет. Фактически, мотор с большим ресурсом строить даже целесообразнее, чем с меньшим. Экономически идея использования трех или четырех моторов за уик-энд совершенно неразумна. Это расточительство, которое менее состоятельные команды не могут себе позволить. Конечно, мы можем закрыть на это глаза и позволить командам тратить сколько они хотят, но это закончится тем, что мы потеряем еще три-четыре команды из конца стартовой решетки, что поставит под угрозу уже всю Формулу-1. Использование же одного мотора на уик-энд может сэкономить значительные суммы, поскольку мотор с ресурсом в 800 километров стоит немногим дороже мотора с ресурсом в 300 км. Впрочем, если кто-то захочет, он может продолжить использовать нынешние моторы, но тогда им, вероятно, придется отказаться от тренировок. Каждый может выбирать. На случай же если мотор все-таки сгорит и вам придется использовать запасной двигатель, чтобы не снимать команду с гонки, мы будем ее штрафовать. Подавляющее большинство команд при этом высказалось в пользу наказания в виде перемещения гонщика на десять мест назад на стартовом поле.
Возможно, стоило попытаться решить этот вопрос так же, как ранее вы поступили с шинами: ограничив число моторов, но не сокращать их число до одного?
Мы и сейчас используем три мотора, так что подобное решение нам ничего не дает. Как видите, деньги продолжают тратиться, причем деньги огромные. Если не положить этому конец, мы просто лишимся нескольких команд, а наша задача — сохранить Формулу-1.
Но ведь эта идея может привести к ситуации, когда в пятницу никто не выйдет на свободные заезды? Вы подумали о болельщиках?
Конечно. В какой-то степени это будет даже интереснее. Мотор, способный пройти 800 км, будет, естественно, чуть медленнее рассчитанного на 300-400 км, и теперь у команд появится выбор. Они могут не выезжать на трассу в пятницу и пройти квалификацию с более мощным мотором. Но при этом им придется отказаться от настройки машины в пятницу и субботу утром, иначе на гонку ресурса двигателя уже не хватит.
Допустим, некоторые команды продолжат использовать нынешние моторы, заранее обрекая себя на старт на десять мест дальше. Будет ли FIA принимать к ним какие-либо дополнительные санкции?
Нет, если только Комиссия Ф-1 не примет такого решения. Но на самом деле я и не думаю, что это войдет в правило. Скорее всего, уже к 2004 году двигатели с увеличенным ресурсом будут не сильно уступать в мощности нынешним. Ведь за год скорость моторов возрастает в среднем на 200-300 об/мин.
Экономия на моторах не очень значительна по сравнению с теми суммами, которые команды тратят на проведение тестов. Может быть, разумнее было бы запретить тесты между этапами, предоставив командам возможность работать без ограничений в четверг и пятницу перед гонкой?
Одна из идей, которую мы предлагали, — запретить все тесты с начала февраля до середины ноября, кроме свободных заездов Гран При, увеличив при этом время пятничных тренировок с двух часов до четырех. О четверге речи вообще не шло. Таким образом, команды могли бы избавиться от тестовой бригады, которая съедает огромные средства. К примеру, я недавно побывал на тестах в Барселоне, и, знаете, это очень похоже на Гран При. Те же моторхоумы, грузовики, люди, все то же самое. Отличие лишь в том, что нет зрителей. При всем при этом тесты дают лишь небольшие улучшения в две-три десятых, причем у всех команд, так что расклад сил все равно сохраняется. На мой взгляд, тратить на это такие безумные деньги — полный идиотизм, но FIA не может ничего изменить без согласия большинства команд, а они на полный отказ от тестов не пойдут.
Не могли бы вы разъяснить ситуацию с новыми дисциплинарными штрафами гонщикам, виновным в аварии?
Это действительно сложный вопрос. Если в гонке происходит инцидент, в котором есть виновный, случится одно из двух: или он продолжает гонку, или сходит. Сейчас, если он остается на трассе, у нас есть два известных всем вида штрафов: штрафная остановка и сквозной проезд по пит-лейн. Все просто, сложности были лишь с тем, как наказать виновного, если он выбыл из гонки. Судьи могли либо оштрафовать его на $50 000, либо не допустить до следующей гонки. При этом для наиболее высокооплачиваемых пилотов сумма в $50 000 не имеет особого значения, снятие же со следующей гонки — очень серьезное наказание, причем не только для гонщика, но и для команды, а порой и для зрителей. Нам нужно было найти что-то среднее, и в итоге Комиссия Ф-1 предоставила судьям возможность накладывать дисциплинарный штраф — переставить пилота на десять мест назад на стартовом поле следующего Гран При. Это существенно, но не смертельно.
Сегодня концерн Kirch, которому принадлежит значительная доля коммерческих прав на Ф-1, находится на грани краха. Каково ваше отношение к этой проблеме?
Это интересная ситуация! Думаю, все знают, что Kirch владеет 75% акций компании SLEC — бизнеса Берни, которому принадлежат коммерческие права на Ф-1 на 108 лет. Тем не менее, мне кажется, что значительных перемен в ближайшее время бояться не стоит. Крах Kirch — гигантская проблема для футбола, поскольку финансовое благополучие многих футбольных команд сильно зависит от Kirch. Ф-1 же не получает денег от Kirch, это Kirch получает деньги от Формулы-1. Кроме того, у нас есть право вето, на случай если права Kirch перейдут к компании, которая не будет нас удовлетворять. Однако мы вовсе не против, если кто-то захочет продолжить и бесплатные, и платные телетрансляции чемпионата мира. Не важно, кто будет заниматься этим, лишь бы они хорошо делали свою работу.
Не грозит ли расколом состоявшаяся здесь, в Имоле, встреча автопроизводителей, которые обсуждают планы проведения собственного чемпионата в 2008 году?
Я думаю, все, в том числе и автопроизводители, не могут не понимать, что все эти разговоры о двух чемпионатах могут иметь негативный эффект для Формулы-1. У нас осталось всего пять лет до истечения срока действия Договора согласия, у многих команд через три-пять лет заканчиваются контракты со спонсорами, и люди уже начинают задумываться, а достаточно ли стабильная здесь ситуация, чтобы продолжать вкладывать в этот спорт свои деньги?
Ходят слухи, что Всемирная организация здравоохранения (WHO) выступила с требованием запретить табачную рекламу в Москве начиная уже с первого Гран При, еще до того, как вступит в силу запрет на рекламу табака по всему миру.
Я не слышал об этом и думаю, маловероятно, чтобы WHO стала оспаривать эти вопросы касаемо отдельных этапов. Это было бы бессмысленно и непорядочно по отношению к организаторам новых Гран При, в том числе и к Москве. Думаю в WHO не хуже нас понимают, что единственный эффективный путь — всемирный запрет на рекламу табака.
Что вы думаете по поводу нелицеприятных выражений Монтои в адрес судей и Шумахера после гонки в Бразилии? И собираетесь ли как-то наказывать гонщиков за такую критику?
Мы не вмешиваемся в подобного рода разборки, пока они не начинают вредить интересам спорта. Я думаю, Хуан поступает неблагоразумно, публично обсуждая других гонщиков. Я иногда тоже не согласен с решениями судей, но в отличие от пилотов я не могу заявлять об этом, это было бы недипломатично. Однако за те годы, что я являюсь президентом FIA, мы всего два раза принимали жесткие меры в отношении пилотов за их высказывания. Мы живем в свободном мире, и у людей должна быть возможность свободно выражать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением FIA. И только если по вине гонщика пострадает репутация спорта, мы можем принять меры.
Журнал "Формула-1" июнь, 2002