Интервью с Монтойя 2001г.
Однажды вы уже были на пороге Формулы-1. Теперь вы мировая знаменитость, чемпион CART. Зачем вам "большой цирк”?
Формула-1 – вершина автоспорта! Я всегда мечтал оказаться здесь и много работал, чтобы моя мечта стала реальностью. Честно говоря, надеялся, что еще в 1998 году что-нибудь да получится из моих тестов в Williams. Но вместо меня Фрэнк взял в команду Ральфа и Алекса Занарди. «Проклятье! – думал я тогда. – Все кончено!» Формула-1 была так близка, и вдруг в один миг все рухнуло.
Жалеете о двух годах, проведенных в CART?
Абсолютно нет! Я ведь выиграл чемпионат. Конечно, машины Формулы-1 намного умнее и прощают куда меньше ошибок, чем «чампкары». Но и гонки в Америке меня многому научили.
Например, хладнокровию? Помнится, в Ф-3000 вы слыли «горячей головой»: либо выигрывали, либо заканчивали гонку на обочине.
О да. С тех пор многое изменилось. Я неплохо усвоил правило: чтобы финишировать первым, прежде всего нужно финишировать. Очки тоже очень важны. Хотите доказательства, вспомните мои тесты: за всю зиму я всего раз вылетел с трассы.
Но сезон начался, увы, неудачно. Особенно обидной, наверное, была авария в Сан-Паулу, когда Ферстаппен вытолкнул вас с трассы?
Что ж, это гонки! Это все равно, как если бы у вас вдруг возникли технические неполадки. Если это случается, вы же не идете пинать ногами машину и механиков. Нужно учиться на своих ошибках. Я не хочу сказать, что в восторге от того, что случилось в Бразилии, но для меня это было своеобразным уроком. Конечно, если бы на моем счету был десяток побед, я бы, наверное, очень разозлился. Но в данный момент мне нужно просто учиться.
Многие считают, что вы и так уже готовы к победе!
Вы имеете в виду Бразилию? Возможно. Но, знаете, быть самым быстрым в двух-трех поворотах еще мало. Нужно быть быстрее всех постоянно. Вы можете великолепно пройти пару виражей, но стоит допустить маленькую ошибку в третьем – и она все перечеркнет. Я все еще допускаю ошибки, а это значит – мне еще есть чему поучиться. К тому же я довольно плохо знаю некоторые трассы. Даже здесь, в Имоле, где я выступал в Формуле-3000, у меня было всего 50 минут квалификации и лишь пять кругов гонки. Это не так много. Ведь нужно приспособиться к трассе, научиться ездить не просто быстро, но и экономно, не перегружая технику. Если ты пролетишь три круга и убьешь шины, это ничего не даст. Чтобы удержаться на вершине, нужно научиться контролировать очень много факторов.
Вы очень скромны, но ведь ваш обгон Шумахера был действительно великолепен!
Может, вы и правы. Обгон был хорош, но, мне кажется, в Ф-1 были моменты и получше этого. Люди просто не привыкли к тому, что кто-то обгоняет великого Михаэля Шумахера. У него репутация очень сильного пилота, но, думаю, мой обгон продемонстрировал, что могут быть и другие гонщики, способные побеждать не менее красиво, чем он.
И уверенно…
По правде говоря, я сам был немного этим удивлен, ведь когда мы начали тормозить, я был еще довольно далеко от Ferrari. Но я сказал себе: «просто попробуй сделать это». И все прошло отлично. Я обогнал его, но думал, что в дальнейшем он будет намного быстрее меня и начнет атаковать. Ведь я шел в своем темпе, старался не рвать машину и берег шины, поскольку мы ехали лишь с одним пит-стопом. Впереди была еще длинная гонка, и я не собирался убивать свою резину за десять кругов, лишь бы любой ценой удержаться впереди Михаэля. Однако когда гонка несколько успокоилась, я чуть прибавил, чтобы посмотреть, насколько быстро он может ехать, и стал понемногу отрываться. Я не мог в это поверить! «Вау, я еду быстрее!» – сказал я себе. Это было здорово.
Похоже, бразильская гонка добавила вам уверенности в собственных силах.
В какой-то мере это так. Но вы не можете быть уверены в победе, пока не выиграете. Я не могу сказать себе: «Ты лидировал в Бразилии, отлично, следующая гонка у тебя в кармане». Это же бред! Да, я мог победить в Сан-Паулу, но по тем или иным причинам этого не произошло. Что-то сработало не так. Думаю, для начала мне нужно просто финишировать в очках. Это будет первый шаг, а там посмотрим.
Какие отношения у вас сложились с Ральфом?
Хорошие. И это очень важно, чтобы между партнерами были нормальные отношения. Если вы хорошо работаете вместе, вы прогрессируете гораздо быстрее, нежели если будете драться между собой. Хотя некоторый элемент соперничества, конечно, необходим. Ральф очень хорош и быстр, так что мы постоянно подстегиваем друг друга. В команде нет разделения на первого и второго пилота. Все зависит только от наших результатов. Думаю, большая часть слухов, циркулирующих вокруг нас – на совести журналистов: он сказал одно, я другое… Но это нас не слишком волнует.
То, что вы родом из Колумбии, наложило какой-то отпечаток на вашу карьеру?
Я думаю, неважно, откуда ты. Но мне повезло, у нас в стране сейчас хорошая экономическая ситуация, так что когда мне нужна была материальная поддержка, так или иначе, но я ее находил. А это трудно, независимо от того, в какой стране ты живешь. В Англии, например, очень много гонщиков, и спонсоров на всех попросту не хватает. В Колумбии же не так много спонсоров, но зато там я один и мы всегда можем рассчитывать на поддержку.
После победы в чемпионате CART вы стали самым популярным спортсменом в Колумбии. К этому быстро привыкаешь?
Поначалу я действительно не мог в это поверить. Гонки CART транслировались в Колумбии в прямом эфире, и автоспорт соперничал с футболом. Никогда не забуду, как вернулся домой после одной из гонок CART: при виде меня люди приходили в восторг, маленькие дети начинали радостно кричать. Тогда-то я и подумал: "Господи Иисусе, да я знаменит!”
Интервью взял Пауль Ранге
Журнал "Формула-1" июнь, 2001